Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иммунопрофилактика. Противоэпидемическая работа участкого врача-педиатра
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающих по специальности «Педиатрия 060103»
Владикавказ, 2014 г. Авторы: Зав.каф., проф., д.м.н. Кусова А.Р. Ассистент кафедры Худалова Ф.К. Рецензенты: Бораева Т.Т. – зав. кафедрой детских болезней №1, д.м.н., доцент Аликова З.Р. – зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, д.м.н., профессор Утверждено на заседании ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России ___________________________ Цель занятия: изучить основные принципы организации кабинета иммунопрофилактики в детской поликлинике, ознакомить с основными принципами прививочной картотеки и функциональными обязанностями врача иммунолога и медсестры картотечницы; подробно изучить организацию работы прививочного кабинета, учетно-отчетную документацию. Иметь ясные представления о современных вакцинных препаратов и их влиянии на организм ребенка, знать о способах их хранения и транспортировки. Студент должен знать: 1) критические периоды становления иммунной системы; 2) организацию иммунопрофилактики инфекционных заболеваний у детей; 3) оснащение прививочного кабинета и его документацию; 4) Национальный календарь профилактических прививок; 5) показания и противопоказания к вакцинопрофилактике; 6) обязанности врача иммунолога; обязанности медсестры прививочного кабинета; 8) прививочную документацию; 9) вакцины и их характеристики. Студент должен уметь: 1) организовать приём и обслуживание здорового и больного ребенка в условиях детской поликлиники; 2) провести объективный осмотр ребенка, собрать анамнез (vitae и morbi); 3) планирование прививок; 4) оказать необходимую медицинскую помощь при возникновении поствакцинальной реакций или осложнения. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Основная литература: 1.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник/В.Р. Кучма. Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 480 с. Дополнительная литература: 1.МУ 3.3.1891-04. «Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.03.2004).
3. Калмыкова А.С., Ткачева Н.В., Марочкина Л.И., Климов Л.Я., Зарытовская Н.В., Кулешова О.К., Шайтанова В.Н., Феодосиади О.С. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет. – Изд. «Феникс». – Ростов-на-Дону, 2008. – 335 с. Иммунитет — immunitas — «свободный от чего-либо» — учение об устойчивости к инфекциям. По аналогии с развитием мозга процесс созревания иммунной системы продолжается у ребенка многие годы — память иммунологическая, как и нейронная, не наследуется, но приобретается каждым человеком в процессе его развития. Сутью функционирования иммунного аппарата является различение «своих» и «чужих» структур. Человеческий организм во время внутриутробной жизни встречается со сравнительно немногими чужеродными структурами, антигенные воздействия резко возрастают только после рождения ребенка. Однако формирование удовлетворительной защиты, т.е. иммунитета, заканчивается лишь к 7-летнему возрасту. Принято говорить о специфическом и неспецифическом иммунитете. Первой линией защиты организма от патологических агентов являются неспецифические факторы защиты — иммунитет, представленный эпителиальными клетками. Эта линия, являясь филогенетически более древней, берет на себя основную функцию защиты до окончательного созревания более совершенных иммунных механизмов, что особенно важно для плода и детей первых месяцев жизни. Неспецифические факторы защиты представлены: ■ механической защитой: выведением вирусов через почки, непроницаемостью нормальных кожных покровов и слизистых покровов для большинства микроорганизмов; ■ химической защитой: соляная кислота желудочного сока, наличие бактерицидных субстанций на поверхности кожи и слизистых (муцин в дыхательных путях, молочная и жирные кислоты в содержимом потовых и сальных желез), нейраминовая кислота связывает вирусы герпеса; ■ в крови и других биологических жидкостях присутствует лизоцим (грамположительная флора), пропердин (вирусы и эндотоксины), интерферон (вирусы, онкоклетки, внутриклеточные паразиты — токсоплазма, микоплазма, риккетсии), лактоферин (стафилококки).
Возрастные особенности определяют и частоту патологии, связанную с несостоятельностью неспецифических факторов защиты. Например, гипоацидность желудочного сока обусловливает частые кишечные инфекции и пищевую аллергию; несовершенство механической защиты способствует более частому развитию гнойно-септических заболеваний у новорожденных при гнойничковом поражении кожи, опрелостях, омфалите; ограниченный интерфероногенез обусловливает частые ОРВИ и более тяжелое их течение у детей после года. Особое место среди механизмов защиты занимает фагоцитоз — иммунитет, представляемый соединительно-тканными клетками. Фагоцитирование (поглощение инородных частиц) осуществляется двумя популяциями клеток: микрофагами и макрофагами. Микрофаги представлены сегментоядерными лейкоцитами и эозинофилами. Сегментоядерные лейкоциты — самый ранний защитный механизм плода — поглощают чужеродные вещества путем пиноцитоза. Активность фагоцитоза нарастает во внутриутробном периоде, но завершающая стадия фагоцитоза созревает к 2-6 месяцам жизни, т.е. фагоцитоз до 6 месяцев остается незавершенным. Функция эозинофильных лейкоцитов заключается в расщеплении биологически активных веществ, участвующих в аллергической реакции. Макрофаги (моноциты и их производные) также являются поглощающими и расщепляющими чужеродные вещества клетками, содержащими лизосомальные ферменты. Несмотря на неспецифичность самого фагоцитоза, фагоциты передают фрагменты расщепленного пиноцитозом чужеродного вещества непосредственно лимфоцитам, стимулируя иммунный ответ. Таким образом, фагоцитоз подготавливает специфические иммунные реакции. Специфический иммунитет формируется лимфоидной системой организма, включающей вилочковую железу (тимус), селезенку, лимфатические узлы, лимфоидные образования миндалин, гранул глотки и кишечника, лимфоциты костного мозга и периферической крови. Распознавание «чужих» антигенов основано на образовании триединого комплекса: чужеродный антиген — клеточный рецептор — собственный антиген HLA (Human Leucocytes Antigens) — главный комплекс совместимости тканей. Только при этом условии наступает полноценный иммунный ответ, включающий продукцию антител и цитотоксические реакции. В ответ на конкретный антиген В-лимфоциты продуцируют молекулы антител пяти классов: А, М, G, Е, D. Антитела этих классов обладают разными физиологическими функциями и продуцируются в разных количествах. Способность к синтезу иммуноглобулинов возникает внутриутробно, с 3 месяца беременности появляются IgM, с 5 — IgG и с 7 — IgA, но синтез их ограничен. В то же время через плаценту могут проникать иммуноглобулины матери — IgG. При нарушении проницаемости плаценты возможен переход IgM, другие классы трансплацентарно не передаются. Иммуноглобулины G у плода почти исключительно материнского происхождения. Усиление переноса иммуноглобулинов G через плаценту отмечается с 22 недель. К 28 недели беременности его уровень соответствует материнскому или даже выше за счет активного переноса. После рождения ребенка IgG снижается максимально к 3-6 месяцам жизни, а затем достигает уровня взрослого к 2 годам («опыт матери»). IgG — основной класс иммуноглобулинов, защищающих плод и новорожденного от инфекции — дифтерии, полиомиелита, кори, краснухи, менингококков, стрептококков, столбняка.
Иммуноглобулины М в норме через плацентарный барьер не проходят. Синтез их незначительно нарастает с 20 недель беременности. Если IgM в пуповинной крови повышен — это внутриутробное инфицирование или антигенная стимуляция. Но синтез IgM начинает нарастать сразу после рождения, стимулируется синтез новой микробной средой. Иммунологическая память в этом случае не формируется. Достаточно высокий уровень отмечается уже на 9-14 день жизни, после некоторого снижения к 1 месяцу IgM круто идет вверх и достигает уровня взрослого к 2-4 годам. Защита осуществляется, в основном, от грам-отрицательной флоры (т.е. плод от нее не защищен). IgA не переходят от матери к плоду, это основной фактор гуморальной защиты слизистых оболочек в системе местного иммунитета. Плазматический IgA включает антитела против пищевых аллергенов, некоторых вирусов, паразитов, но синтез их очень мал в связи с малым количеством плазматических клеток у плода и новорожденного. Секреторный IgA — основной иммуноглобулин молозива и молока. Обнаруживается он в ткани молочных желез, слюне, слезах, поте, т.е. это защитный барьер в местах наиболее вероятного проникновения микробов (слизистые кишечного и респираторного тракта). IgA стоек к воздействию ферментов желудочно-кишечного тракта. Попадая в него, IgA не всасываются, а соединяются с муциновым слоем, покрывающим эпителий, и предупреждают кишечные инфекции, возбудители которых все без исключения проявляют свою патогенность только после соединения с эпителием. Активен IgA секреторный в первую очередь против энтеробактерий, вирусов, стрепто-, стафилло- и пневмококков. Нарастает уровень IgA до V4 уровня взрослого к 1 году, максимума достигает последним, к 8-15 годам. IgD мало изучен, появляется на 6-й недели жизни, постепенно его количество нарастает, достигая уровня взрослого к 5 годам. Имеет значение на этапах созревания В-лимфоцитов, к IgD относятся некоторые аутоантитела. IgE присутствует в крови новорожденных в очень незначительном количестве и с возрастом его концентрация нарастает. Уровня взрослого IgE достигает к 11-12 годам, в пубертатном периоде несколько снижается. Таким образом, иммунная система детей в разные периоды характеризуется своими особенностями:
■ Во внутриутробном периоде плод не имеет комплекса Аг-Ат (нет реакции отторжения), а организм матери проявляет толерантность по отношению к антигенам плода за счет гуморальных супрессорных факторов (белков беременности. Своих иммуноглобулинов нет, защита материнскими IgG. Склонность к септическим состояниям. ■ В периоде новорожденности (I критический период) иммунная система находится в состоянии физиологической супрессии — это предупреждение тяжелой иммунокомплексной патологии при неизбежном контакте с огромным количеством антигенов. Но это же обусловливает и низкую степень защищенности, иммунитет имеет пассивный характер (материнские IgG). Система фагоцитоза не развита за счет недостаточной активации системы комплемента. Но начинается выработка своих Ig, защитным действием обладает и IgA молока. ■ В грудном возрасте (II критический период — 4-6 месяцев) пассивный гуморальный иммунитет слабеет из-за разрушения материнских антител. Ig в крови падают. На большинство антигенов (инфекции) развивается первичный иммунный ответ IgM, не оставляющий иммунной памяти. И при введении вакцин (при прививках) иммунная память формируется только на фоне ревакцинации. Очень высока чувствительность к инфекциям. Резко нарастает частота пищевой аллергии, вначале как диатез. ■ У детей раннего возраста (III критический период — 2 года) меняется супрессорная направленность иммунной системы, иммунный ответ переключается на IgG (появляется иммунная память). Ограничен синтез IgG2 и IgG4 — к пневмококку и гемофильной палочке, что вместе с неразвитой системой местного иммунитета ведет к частым болезням (ОРВИ). Появляются аутоиммунные и иммунокомплексные болезни. ■ Четвертый критический период — 6-7 годы жизни. Ig достигают уровня взрослого, за исключением секреторного IgA. В этом возрасте нарастает частота атопических, иммунокомплексных, паразитарных заболеваний, формируются многие хронические заболевания многофакторной природы. ■ Пятый критический период — 14-15 лет. Пубертатный скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов. Секреция половых гормонов (андрогенов) ведет к подавлению клеточного звена иммунитета (инволюция тимуса) и стимулирует его гуморальное звено. Нарастает влияние экзогенного воздействия на иммунную систему. На фоне гормональной перестройки отмечается нестабильность регуляции клеточного и гуморального звеньев иммунитета. Окончательно формируется сильный и слабый типы иммунного ответа. Иммунопрофилактика – способ предупреждения инфекционных заболеваний в коллективе и у отдельных индивидуумов путём создания искусственного специфического иммунитета. Существует две основные формы иммунизации: активная – введение в организм микробных антигенов (вакцин) с целью создания активного иммунитета; пассивная – введение в организм препаратов, содержащих специфические антитела (иммунные сыворотки, гамма-глобулины), с целью создания искусственного пассивного иммунитета.
Термин «вакцина» произошел от французского «vacca» – корова. Его ввел Л. Пастер в честь Дженнера, применившего вирус коровьей оспы для иммунизации людей против натуральной оспы человека. Вакцины – все препараты, используемые для искусственного создания приобретённого активного специфического иммунитета против определённых возбудителей или их токсинов. Они должны быть иммуногенными, безопасными, нереактогенными, не вызывать аллергических реакций, не обладать тератогенностью, онкогенностью; штаммы, из которых готовят вакцину, должны быть генетически стабильными, вакцина должна обладать длительным сроком хранения, производство ее должно быть технологичным, а способ применения – по возможности, простым и доступным для массового применения. К вакцинам относят препараты, получаемые из бактерий, вирусов и других микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности. Их можно разделить на две основные группы: инактивированные вакцины и живые вакцины. Для пассивной иммунизации используются гомологичные и гетерологичные сыворотки и иммуноглобулины.Гомологичные сыворотки и иммуноглобулины – это препараты, представляющие собой иммунологически активную белковую фракцию, выделенную путем фракционирования по методу Кона из сыворотки или плазмы здоровых людей, у которых отсутствуют антитела к ВИЧ, вирусу гепатита С и поверхностный антиген вируса гепатита В (HBsAg). Действующим началом являются иммуноглобулины, обладающие активностью антител различной специфичности. Препараты содержат почти исключительно (95%) IgG; период их полувыведения из организма человека составляет около 4 нед., а максимальный уровень антител в крови после внутримышечного введения достигается в интервале 24-48 ч. Образование антител характеризуется тремя периодами: ■ латентный период — интервал между поступлением антигена и появлением антител в крови (от нескольких суток до 2 недель); ■ фаза роста — увеличение количества антител в крови (от 4 дней до 4 недель); ■ фаза снижения наступает после достижения максимального уровня антител в крови, снижение происходит сначала быстро, затем медленно в течение нескольких лет. Первичный иммунный ответ развивается при первой встрече иммунной системы с данным антигеном. Вторичный ответ при повторном контакте с антигеном приводит к более быстрому и интенсивному синтезу антител. Это связано с тем, что во время первичной иммунизации происходит формирование иммунологической памяти. Вторичный контакт организма с антигеном вызывает немедленное развитие иммунного ответа с доминирующей продукцией IgG антител за счет быстрого вступления в реакцию Т- и В-клеток памяти. Этот иммунологический принцип лежит в основе современной вакцинации, когда путем повторных введений антигена добиваются более высокого уровня, большей продолжительности сохранения протективных антител в крови и более выраженной иммунологической памяти. Установлено, что оптимальный интервал между введениями вакцины составляет от 1 до 2 месяцев (не менее 1 месяца!). Соблюдение этого правила важно с 2 точек зрения: а) организм ребенка, находящийся в процессе иммуногенеза в результате введения прививочного антигена, в течение определенного времени не способен ответить на новое наслаиваемое антигенное раздражение развитием иммунитета («отрицательная фаза иммунитета»); б) вакцинация организма, находящегося в начальной фазе иммунологической перестройки под влиянием предшествующей вакцинации может вызвать нежелательные реакции и осложнения. Иммунная система ребенка способна отвечать эффективно на одновременное введение нескольких антигенов, при этом продукция антител в ответ на эти антигены происходит так же, как при их раздельном введении. Различают следующие виды вакцин: v Клеточные вакцины (инактивированные, живые или аттенуированные).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.033 с.) |