Р.н.п. в обработке М.П. Мусоргского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Р.н.п. в обработке М.П. Мусоргского.



 

Русские композиторы-классики открыли новую страницу в жанре хоровых обработок народных песен. Они очень бережно обращались с мелодией, старались сохранить ладовые особенности песен. В творчестве композиторов сложились типы хоровых обработок: гармонизация, где мелодия сверху в сопровождении аккордов; полифонический тип обработки, где в голосоведении развитая подголосочность, имитация; смешанный тип, включающий элементы гармонизации и полифонии; свободная обработка, близка к самостоятельному сочинению на тему народной песни.

М. Балакирев первый смог сохранить особенности старинной песни в фортепианной насыщенной фактуре. Его принципы обработки легли в основу всех последующих композиторов. Сочетая различные приемы музыкальной мировой культуры, композиторы подняли р.н.п. на новый уровень.

М. Мусоргский делал обработки, включая их в основном в оперы, но есть 4 песни для хора, все для мужского хора а капелла. Для обработок характерна простота хорового изложения, варьированное изложение куплетов, наличие самостоятельных подголосков.

«Ты взойди, солнце красное» - старинная протяжная песня, близкая к молодецкой лирике. Асафьев писал: «.. Подлинная природа русской протяжной песни никак не в смиренномудрии и унынии, а в сопротивлении тяготам жизни..».

В обработке средства гармонизации с элементами подголосков, сохранил лад, метр и исполнительские средства выразительности. Тональный план – первый куплет в оригинальной тональности, во втором модуляция в доминантовую тональность.

В игровой песне «У ворот, ворот батюшкиных» - автор использует куплетно-вариационную форму, интонации дорийского лада. Второй куплет варьируется за счет вариаций подголосков, органного пункта в басах, самостоятельность развития средних голосов, в гармонии автор использует технику функциональной замены (вместо тоники – субдоминанта, вместо субдоминанты – 7 ступень). Также использует контрастную динамику.

«Ах, ты воля, моя воля» - сочетает дуэт солистов теноров с гармоническим сопровождением хора. Таким образом верхний регистр отдан солистам, а нижний – хору (баритонам и 1 тенору).. хор поет на аккордах статичных, а соло варьирует тему, где во втором куплете тема переходит от одного к другому солисту как соревнуясь друг с другом.

«Скажи девица милая» - включает в себя разные приемы обработок от предыдущих песен.

Н. Римский-Корсаков.

В 1879 году сборник «15 р.н.п., переложенных на народный лад, без сопровождения», состоял из трех тетрадей (женского, мужского и смешанного составов). Он брал песни из сборников Прача и Балакирева и обрабатывал. Большинство написаны в простой куплетной форме. В вариационной форме – «Ах, талан, мой талан», «Как за речкою». В обработках песен основу, в отличие от Мусоргского четырех голосия, составляет трехголосие, от сольных запевов отличает хоровой запев партии всей, у Мусоргского постоянный звучит состав всех партий, а у Р.-К. партии часто сливаются в одну и также легко расходятся, часто перекрещиваясь, у Р.-К. менее полно гармонические созвучия, он шире использует средства полифонии, часто использует прием органный пункт, полифоническую имитацию в тексте или в мелодическом отрывке «Взойди ты солнце красное», контрастную полифонию «Во лузях».

А. Лядов, А. Глазунов и А. Кастальский внесли новые черты в обработки р.н.п.

Лядов – мастер музыкальной миниатюры. В его обработках умеренность тесситур, камерная звучность, тонкая нюансировка, в 90-е годы 19 века изданы 10 р.н.п. в обработке для женского хора в трехголосии. Позднее второй сборник с 15 песнями для женского состава в трех и двух голоси. И в третьем сборнике начала 20 века вошли 15 песен для разных составов. Лядов много берет от предшественников в особенностях подголосочной полифонии, особенно схожи обработки Лядова с Р.-К. С Мусоргским его роднит сочетание гармоничности и полифонии в произведениях. В отличии от прежних композиторов Лядов использует составы хора до 8 голосов, чередование количества голосов в одном произведении в контрасте.

А. Глазунов открыл новую страницу в развитии хоровой обработки, внеся в нее черты эпической монументальности. Для его обработок характерна идейная значительность содержания, исторические образы героев – обращается к песням о Волге, песням бурлаков, использование симфонического оркестра, новые средства хорового письма «Эй, ухнем!», «Вниз по матушке, по Волге». Здесь звучит до 10 голосов, развитая полифония, тембровые контрасты, подвижность мужских партий, использует удвоение хоровых партий и всего состава. Голоса в партитуре часто движутся в терцию, как в женской группе, так и в мужской, что придает произведению особую суровость. Особый прием хорового письма – движение мелодии параллельными трезвучиями без квинты с удвоением примы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.005 с.)