Хоровое творчество отечественных композиторов конца XIX – начала XX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хоровое творчество отечественных композиторов конца XIX – начала XX века.



Обширную область творчества Танеева составляют хоровые сочинения. Им создано 37 хоров без сопровождения, около десяти вокальных ансамблей, три кантаты и др. Одним из наиболее попу­лярных произведений хоровой музыки является цикл Двенадцать хо­ров a cappella для смешанных голосов ор. 27 на слова Я.П. Полон­ского. В нем ярко и многообразно раскрылось хоровое мастерство и новаторство Танеева, впервые создавшею крупную композицию с динамичным развитием масштабных образов в русской музыке a cappella.

Кантата «Иоанн Дамаскин» была создана в 1884 г. и помече­на композитором opus 1. Это первая философская кантата в рус­ской музыке и одновременно первая «православная кантата», по замыслу автора.

В основу сочинения положен текст одноименной поэмы А.К. Тол­стого, в которой нашла отражение канонизированная биография ве­ликого праведника, византийского гимнографа св. Иоанна из Да­маска и, в частности изложен сочиненный им тропарь1. Танеев, видя в тексте поэмы поэтический перевод этих первоисточников, вопло­тил в музыке начальную строфу тропаря. «Иду в незнаемый я путь...» (у композитора - «неведомый»). Главная философско-религиозная мысль поэмы, символизирующая евангельскую надежду на спасе­ние после смерти, передана в музыке с помощью древнерусского напева «Со святыми упокой» (в сокращенном варианте). Впервые излагаемый в оркестровом вступлении, этот напев становится ис­точником монотематического развития трех частей сочинения.

(Рапацкая ноты с.291)

Глубина воплощения вечной проблемы борения жизни и смер­ти достигается композитором с помощью разработанных им прин­ципов «русской полифонии». Художественные достоинства канта­ты позволили назвать ее «русским реквиемом».

Кантата«По прочтении псалма» завершает творческий путь композитора. Она была написана на основе текста поэта А.С. Хомя­кова. Композитор выбрал для своего сочинения стихотворение, содержащее обобщенную философскую мысль: единственной цен­ностью в жизни людей являются нравственные законы правды и любви друг к другу. Десять поэтических строф воплотились в мо­нументальном сочинении, которое длится около полутора часов. Три большие части кантаты отличаются сложными и стройными поли­фоническими формами и тематическим единством.

 

Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943). Его творчество глубоко индивидуально. Эмоционально-приподнятая музыка Рах­манинова опирается на глубинные русские духовные традиции, В ней запечатлелся многообразный спектр образов, выросших из корней православного сознания, «русской идеи», «русской правды», «законов Собора». Это и ожидание русского Апокалипсиса, и по­иски высшего смысла жизни, и щемящее чувство скорби по утра­ченным духовным идеалам. В сочинениях Рахманинова с обнажен­ной непосредственностью выразились издревле присущие русскому человеку представления о двуединой основе мира, где столкнулись Божье и антихристово, Свет и тьма. Присущая композитору образ­ная многозначность и обостренное восприятие дисгармонии «мира сего» в его бинарных началах придают творениям мастера глубоко индивидуальный облик, обусловленный прикосновением к извеч­ной тайне Бытия.

Значительную часть творческого наследия Рахманинова составляет духовная хоровая музыка. Впервые к крупной форме цер­ковного искусства композитор обратился в 1910 г. Тогда им была создана «Литургия св. Иоанна Златоуста».

На протяжении веков бессмертный текст литургического дейст­ва имел сотни «музыкальных прочтений». Рядовые древнерусские распевщики и крупные музыканты-профессионалы пытались пере­дать сокровенный смысл божественных строк. Литургические пес­нопения создавали Н.П. Дилецкий, Д.С. Бортнянский, М.И. Глин­ка, А.Н. Верстовский. Известным романтическим воплощением литургического цикла является сочинение П.И. Чайковского, положившетр на музыку не только песнопения, но и отдельные тексто­вые эпизоды. В эпоху «серебряного века» к литургии неоднократно обращались представители Нового направления в духовной музы­ке - А.Т. Гречанинов, П.Г. и А.Г. Чесноковы, Н.Н. Черепнин, которые стремились вернуть жанру первоначальный богослужебный смысл.

В этом ряду «Литургия св. Иоанна Златоуста» Рахманинова - явление неординарное. Древнерусское певческое искусство, ожив­шее в музыке школы Синодального училища, оказал на компози­тора огромное влияние. Для своего а сарреП'ного хорового цикла Рахманинов отобрал тексты двенадцати песнопений, каждое из ко­торых отличается одухотворенным своеобразием.

Сочинение, несмотря на отсутствие подлинных древнерусских распевов, сохраняет основы национальной церковной традиции, не­сет отпечаток мощной композиторской индивидуальности. Опира­ясь на антифонное клиросное пение, Рахманинов создал глубоко оригинальный музыкальный вариант литургии. Его музыка выделя­ется полнозвучной красотой хоровой фактуры и лирической выра­зительностью чисто рахманиновской мелодики. Сильное впечатле­ние оставляют эпизоды мощного слияния двух хоров в кульминаци­онных точках композиции.

С.В. Рахманинов. «Литургия св. Иоанна Златоуста» (Рапацкая с.341)

Премьера «Литургии св. Иоанна Златоуста» состоялась в концер­те хора Синодального училища под управлением знаменитого реген­та Н.М. Данилина. Успех премьера побудил композитора написать дру­гой крупный цикл духовной музыки-«Всенощное бдение» (1915). Всенощное бдение в русской православной церкви испокон ве­ков предваряет торжественные церковные праздники. В его состав входят такие молитвы, как «Благослови, душе моя, Господа», «Бла­жен муж», «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся», «Хвалите имя Господне», «Величит душа моя Господа», «Слава в вышних Богу» и др. Выработанное веками философско-этическое содержание этой службы всегда привлекало музыкантов, хотя объединить высокодуховные тексты в единую композицию -задача крайне сложная, доступная немногим. До Рахманинова к жан­ру Всенощного бдения обращались П.И. Чайковский, А.Т. Гречани­нов, П.Г. Чесноков. Однако сочинение Рахманинова не имеет рав­ных по философской глубине и выразительной силе.

«Всенощное бдение» Рахманинова можно сравнить с грандиоз­ным симфоническим произведением, созданным для хора a cappella. В сочинении пятнадцать частей, воплощающих целостную музы­кально-драматическую концепцию. Части объединены общностью молитвенного текста и чисто музыкальными средствами - древне­русскими распевами и гласами, лежащими в основе песнопений. Архаичные мелодии из Обихода в произведении Рахманинова об­рели новый облик, а сочиненные самим композитором сохранили строгость и высшую простоту подлинных церковных песнопений. Круг образов «Всенощной» довольно широк: это и неспешное эпи­ческое повествование, и взывающая к действию колокольность и прозрачная лирика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.006 с.)