Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речевые средства реализации авторского намеренияСтр 1 из 16Следующая ⇒
В ЖАНРЕ ТЕЛЕИНТЕРВЬЮ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОГРАММ К. ПРОШУТИНСКОЙ «МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА» И А. КАРАУЛОВА «МОМЕНТ ИСТИНЫ») Русский язык
ДИССЕРТАЦИЯ На соискание ученой степени кандидата филологических наук Научный руководитель – Доктор филологических Наук, профессор Федосюк М.Ю.
ЯРОСЛАВЛЬ ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы исследования речевого жанра телеинтервью……………………………………………….……...9 1.1. Аспекты изучения диалогической речи в отечественной лингвистике ХХ века………………………..10 1.2. Проблема интенциональности в современной лингвистике………….………………………………………..27 1.3. Языковая личность как текстообразующий фактор диалогической речи………………….………………37 1.4. Вопросы изучения современной телевизионной речи………………………………………………………………..65
Глава 2. Проявление авторского намерения в структурных особенностях телеинтервью…………………………………………89 2.1. Проблема метода для анализа интенций………….… - 2.2. Структура и коммуникативные типы современного публичного диалога………………………………………………...93 2.2.1. Структурно-композиционная характеристика современного публичного диалога…………………...97 2.2.2. Коммуникативные типы интервью………….106 2.3. Анализ структуры речевого обмена………………….116 2.4. Позиция в отношении собеседника………………….143
Глава 3. Проявление авторского намерения в лексико-фразеологических особенностях телеинтервью…………..159 3.1. Вопрос об оценочной и экспрессивной лексике в современной лингвистике…………………………………………….. - 3.2. Эмоционально-оценочная лексика………………….176 3.3. Эмоционально-экспрессивная лексика…………...191 3.4. Экспрессивная лексика…………………………………...204
Заключение………………………………………………………………...205
Библиография……………………………………………………………...224
Приложение………………………………………………………………...239
ВВЕДЕНИЕ
Данное исследование посвящено одной из недостаточно разработанных проблем теории речевого общения - речевым средствам реализации авторского намерения в устном публичном диалоге (в жанре телеинтервью).
Большой исследовательский материал, посвященный диалогу, свидетельствует о сложности и многоаспектности этого явления, так как диалог предстает как конкретное воплощение языка в его специфических средствах, как форма речевого общения, сфера проявления речевой деятельности человека и - шире - как форма существования языка. Аспекты внимания к диалогу оказываются тесно связанными между собой и находят отражение в значительном числе исследований, посвященных изучению столь сложного явления. Основы теории диалога в отечественном языкознании были заложены в трудах В.В.Виноградова, М.М.Бахтина (В.Н.Волошинова), Л.В.Щербы, Л.П.Якубинского, Г.О.Винокура, Н.Ю.Шведовой, Е.М.Галкиной-Федорук и многих других. Нисколько не преуменьшая значения этих работ, необходимо, однако, отметить, что многие важные вопросы все еще остаются без ответа. Основными недостатками большинства работ, появившихся в 40-60-е годы ХХ века, являются полное или почти полное игнорирование экстралингвистических факторов в речевом взаимодействии, поиски главной причины речевого воздействия в системе языка, исследование текста вне структуры той деятельности, в которой он возник. Речевое же произведение (текст) возникает в процессе общения как один из его продуктов, и, следовательно, может быть адекватно исследован только при восстановлении его (текста) связи с процессом общения и деятельностью, ради которой он был порожден. Большие возможности для дальнейшего изучения диалогической речи открывает новый подход, который развивается в рамках теории речевых актов (Дж. Остин, Дж. Серль, П. Стросон, Г. Грайс и др.). Преимуществом данной теории является то, что она предлагает свою оригинальную модель коммуникативного акта, где наряду с такими компонентами, как говорящий, слушающий, сообщение, без которых не обходится ни одна модель общения, включаются также цель и результат речевого акта. Подход к речевому акту как к способу достижения адресантом определенной цели и рассмотрение под этим углом зрения используемых языковых средств - главная особенность теории речевых актов, которая может способствовать изучению механизма употребления языка для достижения многообразных целей, возникающих в ходе речевого общения.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к постоянному возрастанию роли публичной речи в современном общении, обусловленная рядом причин, так или иначе связанных с развитием демократии, техники и свободы слова. Для русского языка 90-х годов ХХ столетия, отражающего новую общественно-политическую и экономическую ситуацию в России, характерны процессы, ведущие к изменениям в структуре и содержании многих жанров речи. Современная действительность создает большое разнообразие коммуникативных ситуаций, одной из самых активных форм которых в наши дни становится публичный диалог и один из его наиболее распространенных жанров - телеинтервью. Телевизионная речь давно привлекала к себе внимание исследователей, но почти исключительно со стороны журалистской практической стилистики. Что касается вычленения особенностей употребления языковых явлений в телеречи, то исследования в этой области только начинаются. В настоящее время появился ряд работ по исследованию современной телевизионной речи с точки зрения взаимодействия устной/письменной, спонтанной/ неспонтанной речи (О.А.Лаптева), с точки зрения теории речевых жанров (М.И.Шостак), а также с точки зрения структуры публичного диалога (Е.И.Голанова). Интервью как один из ведущих жанров публичного диалога анализировалось со стороны его структурно-композиционных параметров, наиболее частотных типов и разновидностей этого жанра. Что касается лингвостилистических особенностей текста современного публичного диалога, то они рассматривались до сих пор только в нормативном аспекте. В прагматическом же аспекте публичный диалог еще не был освещен. В этом смысле весьма перспективной является методика интент-анализа, предложенная Т.Н.Ушаковой и Н.Д.Павловой в книге «Слово в действии» [2000], основным приемом которой является перевод конкретного материала дискурса в формулирование авторских интенций (намерений). Данная методика дает возможность показать, как в зависимости от намерений коммуникантов меняется их речевое поведение и как это отражается на протекании диалога. Объектом нашего исследования является устная публичная телевизионная речь, а предметом - структурные и лексико-фразеологические особенности проявления авторского намерения в наиболее распространенной разновидности публичного диалога - жанре телеинтервью. Цель исследования - проанализировать структурные и языковые средства реализации речевой интенции говорящего в жанре телеинтервью. Данная цель определила следующие задачи работы: 1) осветить аспекты изучения диалогической речи в отечественной и зарубежной лингвистике ХХ века; 2) определить структурно-композиционные параметры исследуемых интервью-диалогов; 3) провести классификацию типов публичного интервью с учетом предмета речи, авторской интенции, характера беседы и особенностей партнеров по общению; 4) проанализировать структуру речевого обмена путем выявления специфики диалогических интенций собеседников и их влияния на организацию дискурса; 5) провести анализ лексико-фразеологических особенностей речевого поведения телеведущих с точки зрения реализации в них авторского намерения.
Поставленные задачи определили следующие научные методы работы: метод наблюдения над речевым материалом с точки зрения системного анализа, описательный, психосемантический, статистический, а также метод сопоставления и лингвистического комментирования. Исследование проведено на материале регулярных телевизионных программ, построенных в жанре телеинтервью «Мужчина и женщина» К.Прошутинской и «Момент истины» А.Караулова (объем исследуемого материала – 14 программ), записанных в период 1997-2000 годов и расшифрованных с учетом наложения реплик, пауз и других особенностей устной формы [Ср.: Русская разговорная речь: Тексты, 1978; Живая речь уральского города: Тексты, 1995]. Выбор для исследования именно этих программ обусловлен тем, что обе программы авторские; оба автора выбирают для диалога очень яркие персоналии (интервьюируемые известны и интересны широкой публике как активные политические и государственные деятели, деятели науки, искусства, представляющие разные стороны «спектра» современной общественной жизни); оба интервьюера имеют особую речевую тактику; а кроме того, каждая из рассматриваемых программ имеет свой, особый стиль, который включает в себя эстетику организации пространства в студии, разные формы речевого поведения адресанта, создание «имиджа» ведущего (как внешнего, так и речевого). Для аналитического комментария были использованы толковые словари русского языка. Актуальность исследования определяется значимостью интент-анализа публичного диалога с целью выявления наиболее эффективных средств воздействия в ходе речевого общения. Неизученность публичного диалога в прагматическом аспекте обусловила научную новизну настоящего исследования. Теоретическая значимость работы состоит в системном описании структурных и семантических средств реализации авторского намерения говорящего, что способствует более глубокому изучению особенностей публичной речи. Практическая ценность диссертации заключается в возможности использования материалов работы при чтении лекций, проведении практических занятий по стилистике русского языка, в курсе коммуникативно-речевых дисциплин, спецкурсах и спецсеминарах по изучению устной публичной речи. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, представляющего собой семь расшифровок видеозаписей анализируемых телевизионных интервью. Первая глава посвящена обзору работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных разным аспектам изучения диалогической речи. Во второй главе рассмотрены проявления авторских интенций в структурных особенностях жанра телеинтервью. Третья глава представляет собой анализ лексико-фразеологических средств реализации авторского намерения в жанре телеинтервью. В заключении подводятся итоги исследования.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.56.28 (0.013 с.) |