Глава 1. Теоретические основы когнитивного моделирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы когнитивного моделирования



Теория и практика когнитивного моделирования социально-экономических и политических процессов. Учебно-методическое пособие. Н.Новгород, Изд.-во: ВВАГС, 2010. – 85 с.

Авторы: д.с.н., к.т.н., профессор В.А. Мальцев (гл.1, 2, 5); к.т.н., доцент Данилова О.С. (гл. 1, 2, 4, 7); д.э.н., доцент Мальцев К.В. (гл. 2, 5); ст. преподаватель Денисов В.Н. (гл. 2, 5); к.т.н., доцент Данилов Д.В. (гл. 1, 3); инженер Гусева В.А (гл. 3, 6, 7).

В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы теории и практики когнитивного моделирования – метода исследования сложных слабоструктурированных процессов и систем. Основная цель – расширить знания студентов управленческих специальностей в области моделирования социально-экономических и политических процессов и управленческих решений. В качестве примеров учебных моделей для исследования социально-экономических и политических процессов и вариантов управленческих воздействий приводятся когнитивные модели, разработанные в ходе инициативных теоретических и прикладных научных исследований и апробированные в учебном процессе ВВАГС.

Для реализации идеи когнитивного моделирования используется программа «Аналитик», разработанная сотрудниками информационно-аналитической лаборатории ВВАГС, позволяющая реализовать технологию когнитивного моделирования социально-экономических и политических процессов. Учебно-методическое пособие может быть использовано для изучения дисциплин: «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Системный анализ и математические модели в управлении», «Разработка управленческого решения», «Управленческие решения», «Информационные системы деятельности органов государственного управления», «Система информационного обеспечения управления в регионе» при подготовке менеджеров по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент организации», а также может быть полезно для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов, слушателей системы послевузовского образования, научным работникам.

Учебно-методическое пособие подготовлено в ходе проведения НИР «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России» в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………  
  Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ…...  
1.1. Основные понятия предметной области…………………………………….  
1.2. Методы построения когнитивных карт………………………………………  
1.3. Правила распространения импульсного процесса…………………………..  
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ…………………...  
2.1. Технология когнитивного моделирования…………………………………..  
2.2. Основные этапы процесса когнитивного моделирования………………….  
2.3. Формализованное представление импульсного процесса в программе «Аналитик»…………………………………………………………………………………  
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СРЕДЕ ПРОГРАММЫ «АНАЛИТИК»………………………………………………….  
3.1. Общие сведения о программе «Аналитик»………………………………….  
3.2. Системные требования для установки и запуска компьютерной программы «Аналитик»……………………………………………………………………  
3.3. Пользовательский интерфейс………………………………………………...  
3.4. Описание процесса моделирования в среде программы «Аналитик»……..  
Глава 4. КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ РЫНКА ТРУДА………………………………….  
Глава 5. КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ РЫНКА ЗЕМЛИ…………………………………  
Глава 6. КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА……………….  
Глава 7. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………………..  
7.1. Типовое задание……………………………………………………………….  
7.2. Примерный рубрикатор отчетной аналитической записки………………...  
7.3. Когнитивные карты для моделирования СЭПП……………………………..  
  СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ…………………………………………………………………...  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………  
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………..  

ВВЕДЕНИЕ

Применение когнитивных технологий быстро и широко распространяется на различные области исследований, особенно на исследования сложных слабоструктурированных систем и процессов, процессы разработки управленческих решений. Когнитивный подход к поддержке принятия решений ориентирован на то, чтобы активизировать интеллектуальные процессы лица, принимающего решения и помочь ему зафиксировать свое представление проблемной ситуации или исследуемого процесса в виде формальной модели. Главной задачей построения когнитивных моделей является задача наилучшего постижения наблюдаемых процессов, явлений и событий с целью разработки управленческих решений. Технология когнитивного моделирования задает некоторую схему, в рамках которой можно проверять исследовательские гипотезы и предсказывать развитие процессов на основе модели. Важным преимуществом когнитивного моделирования является то, что практики, специалисты предметной области могут участвовать в процессе построения и верификации когнитивной модели, а также в интерпретации результатов моделирования вместе со специалистами в области системного анализа и инженерии знаний.

Применение технологии когнитивного моделирования в учебном процессе позволит:

· привить практические навыки у студентов и слушателей в области когнитивного моделирования сложных слабоструктурированных систем и процессов;

· интегрировать знания студентов и слушателей по различными учебным дисциплинам в единую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс обучения;

· совершенствовать навыки системного мышления при разработке и реализации конкретных учебных проектов, с учетом образовательных потребностей студентов и слушателей;

· повысить методологическую грамотность студентов и слушателей, что в свою очередь позволит повысить эффективность их ориентации в сложных проблемных ситуациях (основная компетенция специалиста);

· повысить творческий потенциал студентов, развить их общекультурные и аналитические компетенции;

Учебно-методическое пособие состоит из семи глав. Первая глава содержит описание основных понятий методологии когнитивного моделирования и системного анализа, методов построения когнитивных карт. Во второй главе приводится описание технологии когнитивного моделирования, дается характеристика основных этапов когнитивного моделирования социально-экономических и политических процессов, правила, используемого при моделировании импульсного процесса.

В третьей главе описана технология моделирования в среде программы «Аналитик», в которой реализуется процесс формирования когнитивной модели исследуемого процесса, задания сценарных условий для моделирования динамики исследуемых факторов и управленческих воздействий, получения результатов моделирования, их визуализации и сохранения.

Главы 4-6 содержат примеры авторских когнитивных моделей важнейших социально-экономических и политических процессов, полученных в ходе выполнения теоретических и прикладных научных исследований.

Приводятся некоторые сценарии моделирования с описанием тенденций изменения основных факторов процессов при различных управленческих воздействиях.

Глава 7 содержит методические материалы для проведения практических занятий по моделированию социально-экономических и политических процессов (СЭПП) и возможных последствий управленческих решений: описание основных этапов технологии когнитивного моделирования СЭПП, примерный рубрикатор отчета (аналитической записки), которая разрабатывается по результатам проделанной работы.

Кроме того, в главе 7 представлены когнитивные карты процессов регионального развития, которые могут быть использованы для выполнения практических заданий и самостоятельной работы, курсового и дипломного проектирования студентами, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». В каждой главе учебно-методического пособия приводятся вопросы и задания для закрепления материала.

Приложение содержит структурированное описание методики когнитивного моделирования слабоструктурированных проблем и процессов.

 


Основные понятия предметной области

Для проведения качественного исследования сложных социально-экономических и политических процессов (СЭПП) применяется метод когнитивного моделирования, реализация которого предполагает использование специального программного продукта. Первоначально термин «когнитивный» (cognitive – познавательный) возник в психологии, для обозначения познавательной деятельности. Когнитивные модели относятся к числу нормативных экспертных моделей, представляющих собой модели знаний об исследуемом процессе.

Для определения когнитивной модели необходимо ввести некоторые математические понятия и понятия системного анализа.

Система совокупность элементов (подсистем), обладающая свойствами целостности, целесообразности и открытости[1];

Процесс – любые изменения каких-либо характеристик некоторого объекта с течением времени (последовательная смена состояний, отношений материи и сознания)[2].

Состояние - совокупность значений характеристик (показа­телей) процесса, полученных путем измерения или экспертной оценки в определенный момент времени.

Социально-экономический процесс - процесс развития эко­номики, ориентированный на удовлетворение социальных инте­ресов и социальных потребностей членов общества, с обратной связью, зависящий от уровня удовлетворения социальных по­требностей членов общества, социальной памятью.[3]

Событие – смена состояния одного или нескольких факторов. Рассматриваются текущие события и ожидаемые.

Ситуация – набор событий, происшедших вплоть до некоторого момента времени.

Управление – процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, принятия решений, контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Система управления – совокупность объекта управления и управляющей системы.

Объект управления – система, на которую направлены воздействия, необходимые для поддержания или изменения состояния системы в желаемом направлении.

Сценарий – совокупность тенденций, характеризующих ситуацию в настоящий момент, желаемых целей развития, комплекса мероприятий, воздействующий на развитие ситуации.

Параметр – величина, характеризующая какое-либо основное свойство процесса, явления или системы.

Показатель – качественно-количественная характеристика какого-либо свойства изучаемого объекта, процесса или управленческого решения.

Индикатор – показатель, который используют для прогнозирования основных направлений развития сложившейся обстановки.

Норматив (нормативное значение) – желательное значение показателя.

Фактор – любой семантически определенный в исследуемой предметной области и количественно измеримый параметр, характеризующий конкретный процесс.

Базисные факторы – факторы, определяющие основные, самые главные для анализируемой системы параметры с позиций достижения поставленной цели управления.

Целевые факторы - факторы, значение которых необходимо увеличить (уменьшить) до желаемого состояния.

Граф – это совокупность точек (вершин) и соединяющих их линий. Точки-вершины с позиции исследования СЭПП могут отображать:

- субъекты и/или объекты действия;

- характеристики субъектов и/или объектов действия;

- характеристики процессов.

Далее вершины называются факторами.

Линии отображают некоторые отношения между вершинами графа.

Так, если вершинам графа соответствуют субъекты какого-либо СЭПП, то линии между ними могут отображать наличие взаимодействия, конфликта и др. Различают ориентированные и неориентированные отношения. Неориентированные отношения – это симметричные, т.е. двунаправленные: от одного к другому и от другого к первому. Ориентированные отношения – это несимметричные отношения. Дуга – образ причинно-следственного отношения, отношения подчинения и др. Если дуга отображает отношение причины и следствия, то вершина, из которой она исходит, олицетворяет причину, а вершина, в которую дуга входит, - следствие некоторого действия, отношения.

Граф, в котором все отношения между вершинами являются ориентированными, называется ориентированным, или орграфом.

Ориентированный граф, у которого интенсивности взаимодействия во всех парах вершин определяются только знаками «+» или «-», или «0», называются знаковым.

Матрица смежности AG - квадратная матрица, строки и столбцы которой помечены вершинами графа, а на пересечении i-строки и j-столбца стоят (или нет) единицы, если существуют (не существует) отношение между элементами Vi и Vj т.е.

где отношение

Предполагается, что СЭПП есть результат сложения разнонаправленных сил (действий) субъектов и объектов СЭПП.

Как правило, характеристики субъектов, объектов и их действий в общем случае не поддаются точном численному измерению, и могут быть оценены в некоторой качественной шкале. В описании отношений между элементами (объектами) процесса преобладают качественные зависимости. В системном анализе такие процессы называются слабоформализуемыми.

Исходя из выше сказанного, определим СЭПП как слабоформализуемые процессы, являющиеся результатом действия некоторой совокупности причинно-следственных отношений [4].

Для формализации причинно-следственных отношений между основными факторами СЭПП используется понятие когнитивной карты.

Знаковый ориентированный граф называется когнитивной картой моделируемого процесса, если определены основные концепты процесса и указаны причинно-следственные отношения между ними, но не указана в явном виде динамика отношений.[5]

Воздействию вершины-причины на вершину-следствие ставится в соответствии знак «плюс» или «минус». Знак «плюс» у дуги означает согласование знаков приращений значений характеристик, отображаемых вершинами: если фактор вершины-причины количественно растет, то соответственно увеличивается и значение фактора вершины-следствия, аналогичная картина наблюдается при уменьшении характеристики. Знак «минус» на дуге означает несогласование знаков приращения факторов в вершинах, связанных дугой.

Ниже представлена когнитивная карта в виде знакового орграфа для описания некоторой проблемы.[6]

 

+
-
-
-
-
+
+
+
+
+
+
С
R
F
Q
U
G
E


 

Схема 1.1.1. Знаковый орграф для анализа некоторой проблемы

 

Введём следующие определения.

Две вершины орграфа называются смежными, если между ними имеется дуга (стрелка).

На схеме 1.1.1 смежными являются, например, вершины C и F, C и U, C и R и т.д. Отсутствие дуги между вершинами указывает на то, что они не смежные и не оказывают друг на друга непосредственного воздействия в моделируемом процессе. Например, вершины C и E не являются смежными.

Маршрутом в графе G называется непрерывная последовательность из n дуг (ребер) одной ориентации, причем каждые две соседних дуги имеют общую вершину.

Путь - маршрут, который не содержит повторяющихся ребер (дуг). Последовательность дуг одной ориентации, начинающаяся в вершине а и заканчивающаяся в вершине в, называется путем из вершины А в вершину B. На схеме 1.1.1 из вершины Е в вершину С имеется путь длины 2, в вершину G – путь длины 4 и, наконец, путь в саму вершину Е – длины 5. Но нельзя проложить путь из вершины Е через вершины U, F в G, т.к. дуга из F в U имеет ориентацию, запрещающую подобное движение.

Длина пути определяется числом входящих в него дуг.

Цикл (контур) – циклический маршрут, в котором начальная вершина V0 совпадает с конечной Vn, т.е. V0 равно Vn, и в котором нет повторяющихся дуг.

Замкнутый путь (контур) – это путь, начинающийся и заканчивающийся в одной и той же вершине.

На схеме 1.1.1 путь из вершины Е, проходящий по вершинам U, C, F, G и заканчивающийся в вершине Е, - контур длины 5. В качестве начальной в контуре может быть любая из вершин, в него попавших. Петля – это дуга, исходящая из некоторой вершины и входящая в ту же вершину. Петля образует контур длины 1.

Контуры играют большую роль в развитии моделируемых процессов: от их наличия зависит, будет ли процесс устойчивым или неустойчивым.

Наличие контура (замкнутого пути) говорит, в частности, о существовании обратной связи в моделируемом процессе. В зависимости от сочетания и числа знаков весов дуг каждый контур может либо усиливать, либо ослаблять воздействие других факторов на данный.

Знаком пути в орграфе является произведение знаков дуг, входящих в путь.

На схеме 1.1.1 знак контура E, U, C, F, G, E является положительным.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 1

1. Дайте определение СЭПП;

2. Дайте определение когнитивной карты СЭПП;

3. Охарактеризуйте основные методы построения когнитивных карт;

4. Дайте определение когнитивной модели;

5. В чем отличие когнитивной модели от когнитивной карты?

6. Каким правилом задается динамика отношений в модели?

7. Что называется путем в ориентированном графе? Что такое контур? 8. В чем состоит анализ когнитивных карт? Какие свойства исследуемого процесса можно определить по наличию положительных (отрицательных) контуров в когнитивной карте?

 


ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 2

1. В чем суть технологии когнитивного моделирования?

2. Опишите основные этапы технологии когнитивного моделирования.

3. Как задается сценарий развития импульсного процесса на языке когнитивной модели?

4. Перечислите основные этапы процесса построения когнитивной модели.

5. Как осуществляется верификация модели?

6. Опишите основные этапы моделирования прогнозного сценария развития процесса (проблемной ситуации)?

7. Как проводится анализ исследуемого процесса на устойчивость?

 


Пользовательский интерфейс

Интерфейс программы разработан в виде интерактивной формы, в которой на каждом этапе моделирования появляются дополнительные функциональные элементы (текстовые поля, таблицы, кнопки). Визуализация полученных прогнозных значений факторов реализована в отдельных графических окнах.

Процесс построения прогнозного сценария включает в себя следующие этапы:

1. Создание новой модели;

2. Добавление (удаление) факторов;

3. Загрузка готовой модели (файла исходных данных0);

3. Заполнение матрицы весов взаимовлияния факторов;

4. Ввод количества периодов (тактов) моделирования;

5. Расчет динамики факторов модели;

6. Визуализация полученных результатов.

Каждому этапу при работе с программой «Аналитик»соответствуй свой экран (свое окно). Переход к следующему этапу по завершению работы с текущим осуществляется по нажатию соответствующей кнопки.

Сценарий 1

В качестве возмущения на нулевом шаге установлено повы­шение среднедушевого дохода на 0,01, т. е. в месяц среднедуше­вой доход населения в среднем растет на 1%. Это принято, исходя из существующей в России инфляции, ведущей к росту ВВП, а также из практики повышения пенсий и заработной платы бюд­жетникам. Это соответствует значению импульса 0,01 на фактор f3 – среднедушевой доход населения.

Рис.4.2. Исходная информация для моделирования в среде программы «Аналитик»

 

После расчетов получены графики всех факторов с постоянно увеличивающимися амплитудами. Это говорит о неустойчивых тенденциях в развитии рынка труда, описываемого данной моделью.

Графики изменения факторов приведены на рис. 4.3.

Рис. 4.3. Графики не устойчивого процесса

Сценарий 2

Соответствует корректировке матрицы весов, чтобы показать чувствительность модели к изменениям весовых коэффициентов. Установим в соответствие дуге между налоговыми поступлениями и пособиями по безработице коэффициент не 0,8 как установлено первоначально, а величину 0,4 т.е. сократить процент бюджетных поступлений, направляемых на увеличение пособий по безработице, на 40%, но при этом на эту же величину увеличить денежные средства, направляемые на социальные программы (связь налоговые поступления – социальные программы устанавливаются с коэффициентом равным 0,6), что соответствует матрице весов, табл. 4.2. Социальные программы включают в себя переподготовку и повышение квалификации безработных. Для категорий безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности в поиске работы (женщины, инвалиды, молодежь) реализовываются специальные ведомственные целевые программы:

- «Профессиональное обучение безработных инвалидов и женщин, воспитывающих детей-инвалидов»;

- «Профессиональное обучение безработной молодежи из числа выпускников общеобразовательных учебных заведений, не имеющих профессий»;

- «Содействие занятости женщин, имеющих малолетних детей».

Таблица 4.2

Сценарий 3

Зададим управляющее воздействие на два фактора: социальные программы и пособия по безработице. Данные факторы напрямую влияют на уровень безработицы.

Из когнитивной карты можно проследить следующую зависимость факторов. Пособия по безработице растут – растет число безработных, так как люди с низкими окладами умышленно переходят в разряд безработных, а у безработных снижается мотивация поиска работы.

Реализация социальных программ находится в обратно пропорциональной зависимости с уровнем безработицы. Больше средств выделяется на переобучение - больше людей мо­гут получить востребованные специальности и найти работу, и, следовательно, регистрируется меньше безработных.

Попробуем задать следующие управленческие воздействия на некотором, например, 22 шаге моделирования: уменьшим пособия по безработице – импульс на соответствующий фактор равен -0.2 и увеличим средства на социальные программы на 42% - импульс на соответствующий фактор равен +0,42.

В результате моделирования были получены следующие графики.

Рис. 4.5. Графики факторов рынка труда при «Сценарии 3»

 

Из графиков видно, что данная политика привела к положительным результатам, уровень безработицы упал, а среднедушевой доход и уровень занятости вырос. Это говорит о правильно выбранной политики регулирования рынка труда в условиях нестабильности.

Сценарий 4

Зададим управляющее воздействие на фактор «пособия по безработице». На 22 шаге моделирования зададим импульс +0.5, т.е. увеличим пособия по безработице на 50%.

После перерасчета были получены следующие графики.

Рис. 4.6. Графики факторов рынка труда при «Сценарии 4»

 

Из графиков видно, что ситуация в данном случае нестабильна, уровень безработицы сильно вырос, а значения остальных факторов упали.

Это говорит о том, что эффективной политикой на рынке труда будет развитие процесса по «Сценарию 3» - уменьшение пособий по безработице и увеличение денежных средств, направленных на социальные программы, что приведет к стабилизации ситуации на рынке труда.

ЗАДАНИЕ К ГЛАВЕ 4

Исследовать проблемную ситуацию на основе когнитивного моделирования:

1. Провести структурный анализ когнитивной карты, выявить наличие контуров положительной и отрицательной обратной связи, на основе этого, сделать выводы о характере протекания исследуемых процессов.

2. Выделить целевые, управляемые, наблюдаемые факторы в зависимости от субъекта управления. Обосновать свой выбор.

3. Построить различные сценарии развития ситуации и провести анализ характера устойчивости/неустойчивости процесса.

4. Внести управляющее воздействие для «улучшения» ситуации.

5. Дать содержательное описание исследуемой ситуации в виде аналитической записки.


Сценарий 1

Исходные данные: рыночная цена на землю в муниципальном образовании растет на 10% ежегодно, муниципальная власть не планирует существенного изменения ставки земельного налога, ставки арендной платы, выкупной цены земли. Рынок земли развивается медленно, банки, кредитные организации с осторожностью предоставляют финансовые ресурсы для сделок с землей, транзакционные издержки не снижаются, доходы населения остаются на прежнем уровне.

Задача анализа: определить тенденцию изменения объема земельных платежей в течение последующих 5 лет в сложившейся ситуации.

 

Таблица № 5.2

Факторы Импульс
ставка земельного налога (f1)  
объем земельных платежей (f2)  
ставка арендной платы (f3)  
площадь земель в аренде (f4)  
площадь земель в частной собственности (f5)  
рыночная цена на землю (f6) 0,1
объем финансовых услуг (f7)  
транзакционные издержки (f8)  
доходы населения (f9)  
выкупная цена земли (f10)  

 

Таблица № 5.3. Результаты расчетов

Факторы Период 1 Период 2 Период 3 Период 4 Период 5 Период 6
ставка земельного налога (f1)            
объем земельных платежей (f2)   1,16 0,98 0,95 0,91 0,83
ставка арендной платы (f3)            
площадь земель в аренде (f4)   1,01 1,03 1,05 1,08 1,11
площадь земель в частной собственности (f5)   0,94 0,87 0,79 0,72 0,63
рыночная цена на землю (f6) 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7
объем финансовых услуг (f7)     0,98 0,96 0,94 0,91
транзакционные издержки (f8)     0,99 0,97 0,96 0,95
доходы населения (f9)            
выкупная цена земли (f10) 1,08 1,16 1,24 1,32 1,4 1,48

 

 

Сценарий 1

Рис. 5.2. Результаты моделирования динамики процессов в соответствии со сценарием 1

Из результатов, представленных в таблице 5.3 и на диаграмме видно, что увеличение рыночной цены на землю и отсутствие влияния со стороны муниципальной власти приведет к снижению объема земельных платежей. Это обусловлено тем, что увеличение рыночной стоимости на землю приведет к увеличению выкупной цены на землю и налогового бремени, что в свою очередь повлечет отказ от права собственности на земельные участки и переходу к арендным отношениям, такая ситуация отрицательно отразится на привлечении финансовых средств для развития земельного рынка. Таким образом, можно сделать вывод, что муниципалитету необходимо активно применять методы регулирования рыночного оборота земель.

Сценарий 2

Муниципалитет планирует увеличить объем земельных платежей в течение 2 лет, путем увеличения ставок земельного налога и арендной платы в полтора раза. При этом, ситуация с земельным рынком в данном муниципальном образовании аналогична той, которая описана в Варианте №1: рынок земли развивается медленно, банки, кредитные организации с осторожностью предоставляют финансовые ресурсы для сделок с землей, транзакционные издержки не снижаются, доходы населения остаются на прежнем уровне. Рыночная цена земли растет в среднем на 10% ежегодно.

Задача анализа: определить результаты данной стратегии муниципалитета.

Факторы Импульс
ставка земельного налога (f1) 0,5
объем земельных платежей (f2)  
ставка арендной платы (f3) 0,5
площадь земель в аренде (f4)  
площадь земель в частной собственности (f5)  
рыночная цена на землю (f6) 0,1
объем финансовых услуг (f7)  
транзакционные издержки (f8)  
доходы населения (f9)  
выкупная цена земли (f10)  

 

Таблица № 5.4. Результаты расчетов

Факторы Период 1 Период 2 Период 3 Период 4 Период 5 Период 6
ставка земельного налога (f1) 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
объем земельных платежей (f2) 1,5 1,2 1,2 1,5 1,1 1,3
ставка арендной платы (f3) 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
площадь земель в аренде (f4) 0,7 0,73 0,86 0,73 0,8 0,89
площадь земель в частной собственности (f5) 0,9 0,9   0,8 0,8 0,9
рыночная цена на землю (f6) 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7
объем финансовых услуг (f7)   0,97 0,97 1,04 0,95 0,95
транзакционные издержки (f8)   0,6 0,9 0,9 0,6 0,9
доходы населения (f9)     1,04      
выкупная цена земли (f10) 1,08 1,16 1,24 1,32 1,4 1,48

 

Сценарий 2

Рис. 5.3. Результаты моделирования динамики процессов в соответствии со сценарием 2

Проанализируем результаты, представленные в таблице 5.4 и на графике. Вначале идет увеличение ставок земельного налога и арендной платы в первый период, что позволит существенно увеличить объем земельных платежей, но в течение следующего года объем земельных платежей практически вернется к прежнему уровню в результате отказа части собственников от прав на земельные участки и снижения активности земельного рынка.

 

 

Сценарий 3

Стратегия муниципальной власти направлена на развитие земельного рынка. Муниципалитет вкладывает бюджетные средства на развитие информационных систем земельного рынка, упрощение процедур выкупа земельных участков, снижает тем самым транзакционные издержки. Рыночная цена земли растет, однако муниципалитет планирует снизить вдвое цену выкупа земли, снизить на 20% ставки налога, оставив прежними ставки арендной платы, мотивируя тем самым граждан и юридических лиц, приобретать землю в собственность.

Задача анализа: определить, как данная стратегия отразится на объеме земельных платежей.

Факторы Импульс
ставка земельного налога (f1) -0,2
объем земельных платежей (f2)  
ставка арендной платы (f3) 0,5
площадь земель в аренде (f4)  
площадь земель в частной собственности (f5)  
рыночная цена на землю (f6) 0,1
объем финансовых услуг (f7)  
транзакционные издержки (f8)  
доходы населения (f9)  
выкупная цена земли (f10) -1

 

Таблица № 5.5. Результаты расчетов

Факторы Период 1 Период 2 Период 3 Период 4 Период 5 Период 6
ставка земельного налога (f1) 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8
объем земельных платежей (f2) 0,99 1,5 1,4 1,6   1,8
ставка арендной платы (f3) 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
площадь земель в аренде (f4) 0,6 0,43 0,43 0,5 0,43 0,5
площадь земель в частной собственности (f5) 1,91 1,93 2,16 2,4 2,4 2,5
рыночная цена на землю (f6) 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7
объем финансовых услуг (f7)   1,27 1,28 1,35 1,4 1,4
транзакционные издержки (f8)   1,01 0,6 0,7 0,5 0,2
доходы населения (f9)            
выкупная цена земли (f10) 0,08 0,16 0,24 0,32 0,4 0,48

 

 

Сценарий 3

 

Рис. 5.6. Результаты моделирования динамики процессов в соответствии со сценарием 3

Из результатов, представленных в таблице 5.5 и на диаграмме, видно, что снижение ставок земельного налога и арендной платы, не только не приведет к уменьшению объема земельных платежей, но напротив, обеспечит устойчивый рост бюджетных доходов, за счет увеличения количества собственников земли.

Можно сказать, что 3 вариант является наиболее приемлемым и компромиссным, он позволит не только увеличить объемы земельных платежей, но и развивать рынок земли.

 

ЗАДАНИЕ К ГЛАВЕ 5

Исследовать модель рынка земли:

1. Добавить (удалить) один фактор в существующей модели рынка земли. Обосновать причины добавления (удаления) фактора.

2. По полученной когнитивной карте построить новую матрицу весов.

3. Выделить целевые, управляемые, наблюдаемые факторы в зависимости от субъекта управления. Обосновать свой выбор.

4. Произвести моделирование некоторых возможных сценариев развития ситуации, выбрать наиболее эффективный, обосновать свой выбор.

5. Исследовать процессы на устойчивость, указать наиболее устойчивый вариант развития ситуации и соответствующую ему матрицу весов.

6. Дать содержательное описание полученных сценариев развития ситуации в виде аналитической записки.

 

 

 


Матрица весов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.143 с.)