Тема № 6 Себестоимость продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 6 Себестоимость продукции



Тема № 6 Себестоимость продукции


Сущность себестоимости и ее экономическое значение.

Классификация затрат.

Постоянные, переменные и общие издержки производства.

Калькуляция продукции и расчет статей затрат.

Сущность себестоимости и ее экономическое значение

Себестоимость – обобщающий показатель затрат, характеризующий экономический уровень производства. Себестоимость (или издержки) – это денежное выражение затрат производственных факторов (материальных, трудовых, финансовых) необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, (т.е. это все то, во что обходится предприятию производство и реализация продукции).

От уровня затрат зависит прибыль предприятия, которая равна разности между ценой реализации и себестоимостью реализованной продукции.

Точность расчетов себестоимости должна быть достаточной. Завышение ведет к завышению цены и не конкурентоспособности. Занижение ведет к недополучению прибыли.

Необоснованное отнесение предприятием некоторых расходов к себестоимости приводит к скрытию прибыли от налогообложения. Поэтому Государство стремится регламентировать состав затрат, включаемых в себестоимость.

В себестоимость продукции включаются:

Затраты на подготовку и освоение производства.

Затраты, связанные непосредственно с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства.

Затраты на оплату труда.

Затраты, связанные с использованием природного сырья.

Затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции.

Расходы, связанные с изобретательством, техническим усовершенствованием и рационализаторскими предложениями.

Затраты по обслуживанию производственного процесса (текущий, средний и капитальный ремонт).

Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.

Расходы, связанные с набором рабочей силы.

Текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранительного значения.

Расходы, связанные с управлением производством.

Затраты на подготовку и переподготовку кадров.

Выплаты за неотработанное на производстве время (отпуска, кормящим матерям).

Расходы по транспортировке работников к месту работы и обратно.

Отчисления на социальные нужды (государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, фонд занятости от затрат на оплату труда работников).

Платежи по страхованию имущества предприятия.

Затраты на оплату процентов по краткосрочным ссудам банков, оплата услуг банков.

Затраты по гарантийному обслуживанию.

Расходы, связанные со сбытом продукции (упаковка, хранение, транспортировка).

Затраты на воспроизводство основных производственных фондов (амортизация на полное восстановление).

Износ (амортизация) по нематериальным активам.

Потери от брака.

Потери от простоев по внутрипроизводственным причинам.

Величина этих затрат зависит от цен на ресурсы, необходимые для производства товаров, а также от технологии их использования.

Классификация затрат

Классификация затрат используется в процессе учета, анализа, калькулирования, планирования и контроля операционных затрат и осуществляется по следующим признакам:

По степени эластичности к объему реализации продукции влияния на статьи затрат объема производства. Выделяют постоянные и переменные издержки.

По содержанию операционного процесса – выделяют затраты связанные с производством продукции; со сбытом и полные операционные затраты. Операционные затраты, связанные с производством продукции – или производственная себестоимость включает весь комплекс затрат с закупки сырья и заканчивая выпуском готовой продукции. Полные операционные затраты или полная себестоимость объединяют в своем составе производственные и сбытовые издержки.

По возможности отнесения на конкретные результаты операционной деятельности – выделяют прямые и непрямые (косвенные) издержки. Прямыми являются те, которые в полном объеме могут быть отнесены к конкретному результату операционной деятельности. Можно определить на единицу продукции. Например – расход конкретного вида сырья на определенный вид продукта. Непрямые (косвенные) издержки в связи с комплектностью их осуществления не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату операционной деятельности и требуют распределения (например: Общепроизводственные затраты). Отнести их непосредственно на единицу продукции сложно. Их относят на единицу продукции распределяя пропорционально какой-либо базе. Деление на прямые и непрямые зависит от конкретных целей их распределения. Например: при формировании бюджета рекламной компании предприятия. Расходы на рекламу носят прямой характер, а при калькулировании себестоимости отдельных видов продукции они будут непрямыми.

По степени целесообразности понесенных затрат – выделяют полезные и бесполезные издержки. Полезные затраты, способствуют результативному осуществлению операционной деятельности. Бесполезные - которые связаны с обслуживанием неиспользуемой части трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов, предназначенных для осуществления операционной деятельности. Например: Заработная плата за выполнение общественных особенностей, амортизационные отчисления по неиспользуемому оборудованию.

Классификация затрат по экономическим элементам. Используется при составлении сметы затрат на производство в расчетном периоде (год, квартал) с указанием элементов (направлений) расходованных денежных средств. По смете определяется потребность в деньгах на материальные и трудовые ресурсы.

По экономическому содержанию выделяют следующие элементы:

1.“Материальные затраты” (за вычетом стоимости возвратных отходов).

К элементу относится стоимость:

Сырья и материалов, приобретаемых у сторонних организаций и входящих в состав изготавливаемой продукции.

Покупных материалов, используемых в процессе производства или расходуемых на прочие производственные нужды (запасные части, ремонт и эксплуатация оборудования).

Покупные комплектующие.

Работ и услуг внутрипроизводственного характера (испытания качества сырья и материалов, контроль технологических процессов, ремонт фондов).

Используемого природного сырья (за воду, рекультивация земель)

Приобретенного топлива, расходуемого на технологические нужды предприятия.

Купленной энергии всех видов, расходуемой на технологические нужды.

Потерь от недостатков материальных ценностей в приделах норм естественных убытков.

Стоимость формируется исходя из цен их приобретения без учета налога на добавленную стоимость.

Расходы на оплату труда.

К элементу “расходы на оплату труда” относятся: основная заработная плата основного производственного персонала предприятия, начисленная рабочим и служащим по тарифным ставкам сдельным расценкам должностным окладам, а также надбавки и доплаты в размерах, не выше установленных законом.

Прочие расходы.

К элементу относятся:

платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, отдельных категорий работников, занятых на работах с повышенной опасностью;

оплата процентов за краткосрочные кредиты и займы банков;

затраты на сертификацию и сбыт продукции;

командировочные расходы;

расходы по организованному найму работающих;

расходы на гарантийный ремонт и обслуживание;

оплата услуг связи, вычислительных центров;

плата за аренду имущества;

платежи за землю;

платежи за выбросы загрязняющих средств в окружающую природную среду;

налог с собственников транспортных средств;

отчисления в ремонтный фонд предприятия.

Образование рыночных цен.

Цена на рынке устанавливается на основе спроса и предложения на данный товар, независимо от индивидуальных затрат предприятия при производстве и реализации.

Производитель через цену получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в продукции.

Основой принцип установления цен на основе спроса и предложения состоит в том, что уровень цены должен стимулировать производить товары (услуги), а потребитель охотно их покупать.

Особенность рынка свободной конкуренции – стремление к равновесию.

Модель спроса и предложения для рынка свободной конкуренции выглядит следующим образом:

Выше точки равновесия по кривой предложения какое-то количество товара не находит покупателя – образуется превышение предложения над спросом. Тогда производитель вынужден снизить цену, чтобы устранить излишки невостребованной продукции.

Это вызовет сокращение выпуска продукции так как производство при снижающей цене невыгодно.

Новой (более низкой цене) соответствует больший спрос и цена перемещается по кривой спроса вверх.

Процесс продолжается пока спрос и предложение не уравновесятся в точке, соответствующей цене равновесия.

Модель построена на допущениях и может служить лишь общим ориентиром в процессе ценообразования. Модель не учитывает личные временные и пространственные предпочтения.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в конкретном месте. Объем спроса – это то количество товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного времени. Объем спроса на товар – это функция ряда факторов.

Оx, t – объем спроса на товар X в единицу времени t.

Оx, t = f (Цx, Ц1….Цп, Д, ПС, Пx, ПрБ, Сп, N)

где Цx – цена товара4

Ц1 – Цп – цены товаров заменителей и взаимодополняющих;

Д – доход покупателя;

ПС – покупательная способность;

Пx – потребность покупателя в товаре X;

ПРБ – прогноз потребителя относительно перспектив его благосостояния;

Сп – сезонность потребности, удовлетворяемая данным товаром;

N – количество покупателей.

В модели – допущение, что в какой-то момент все факторы кроме цены неизменны и являются постоянными. Тогда:

Оx, t = f (Цx)

Представляет интерес знание изменения спроса и предложения в ответ на изменение цены товара.

Меру реагирования одной переменной величины на изменение другой называют эластичностью.

Эластичность – это число, которое показывает на сколько % изменится одна переменная в результате изменения другой на 1%.

Для определения ценовой эластичности возможно проведение специальных экспериментов – на пробном рынке на небольшой период вводится 5% повышения цен на исследуемый товар и определяется изменение объема продаж.

Спрос отражает вкусы, доходы, количество покупателей на рынке, цены на другие товары и т.д.

Изменение любого из компонентов вызывает изменение в характере спроса.

3. Этапы и методы ценообразования.

Можно выделить следующие этапы ценообразования

Существует 4 основных метода ценообразования (расчета цены).

1 й. Наиболее простой и распространенный метод “Полные – средние издержки на единицу товара плюс Прибыль”.

Метод заключается в начислении наценки на себестоимость товара.

Величина наценки на вид товара может быть стандартной.

Достоинства метода:

метод стыкуется с существуещей практикой калькулирования себестоимости;

издержки более определенны сравнительно с оценкой спроса;

не приходится пересматривать цены вслед за колебаниями спроса;

метод более справедлив, как по отношению к продавцу так и к покупателю.

Недостатки:

затратный механизм ценообразования обуславливает слабую заинтересованность к снижению цены;

слабая связь с уровнем спроса.

2 й метод расчеты на основе обеспечения безубыточности и получения целевой прибыли.

Цена устанавливается предприятием исходя из желаемого размера прибыли. Например: Желание получить 15-20% прибыли на вложенный капитал. Поэтому метод у строятся специальные графики общих, постоянных и переменных издержек и ожидаемой выручки при различных объемах продаж. Подбирается такое сочетание объема выпуска и цены, которое обеспечивает нужную прибыль.

3 й метод – расчет цены на основе “ощущаемой ценности товара”. Основным фактором выступает не издержки производства, а восприятие потребителя. Для этого исследуются модели потребительского поведения,ценностные представления покупателей. Чтобы усилить ценность товара используют неценовые меры воздействия:

сервисное обслуживание;

представление гарантии и т.д.

4 й метод маржинальных издержек. Этот метод базируется на разделении затрат на постоянные и переменные.

При ценообразовании учитываются фактические переменные издержки на единицу продукции, которые увеличиваются на сумму предельного дохода. Назначение предельного дохода – покрытие постоянных затрат и обеспечение предприятию приемлемой прибыли.

Производитель применяя вариант “сокращенных затрат” получает выигрыш при увеличении объема продаж и имеет возможность компенсировать непокрытые издержки за счет повышения предельного дохода.

Системы и виды цен.

Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношения различных видов цен. В систему цен включены как отдельные конкретные цены так и определенные группы цен. Систему цен классифицируют в соответствии с определенными признаками.

Можно выделить:

1.Систму цен по характеру обслуживаемого оборота. Она включает:

оптовые цены, по которым предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

закупочные цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция производителями ® государственным и коммерческим организациям для последующей переработки;

розничные цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети;

цены и тарифы на услуги населению;

тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров.

На строительную продукцию существует несколько разновидностей цен:

сметная стоимость – это предельный размер затрат на строительство конкретного объекта;

прейскурантная цена – это усредненная сметная стоимость единицы продукции строительного объекта (1м2 жилой площади, 1м2 стекольных работ и др.);

договорная цена (устанавливается при подписании договора между заказчиком и подрядчиком).

2.Система цен по степени свободы от воздействия государства включает:

свободные цены, складывающиеся на рынке под воздействием спрос и предложения;

регулируемые, подвергающиеся воздействию со стороны государства через ограничение их роста или снижения, регламентации рентабельности;

фиксируемые, устанавливаемые на ограниченный круг товаров.

3.Система цен по способу фиксации включает:

контрактные, устанавливаемые по соглашению сторон и регистрируемые в контракте;

трансфертные, применяемые при реализации продукции между филиалами и подразделениями внутри одного предприятия;

биржевые, используемые при продаже товаров через биржи;

цены торгов, когда несколько подрядчиков, конкурирующих между собой, предлагают заказчику свои проекты на выполнение отдельных работ.

4.Системацен по степени обоснованности включает:

базисные цены, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичное изделие;

справочные, публикуемые в прейскурантах, журналах, справочниках, обзорах и т.д. (Они используются специалистами в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию, при анализе уровней и соотношений цен);

прейскурантные, представляющие собой вид справочной цены (публикуются в прейскурантах фирм – производителей, продавцов);

фактические цены (сделок, учитывающие применение различных надбавок и скидок к базисной цене);

цены потребления, определяющие все затраты покупателя, связанные с приобретением товара, его доставкой и расходами на эксплуатацию.

5.Система цен по времени действия цены включает:

постоянные (или твердые)цены, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции;

текущие цены, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени и они могут меняться в течение выполнения одного контракта и зависят от конъюнктуры рынка;

сезонные, действующие в течение определенного периода времени;

ступенчатые, представляющие собой ряд последовательно снижающихся цен на продукцию по предварительно принятой шкале.

Система скидок.

Система скидок является составной частью системы ценообразования.

Различают следующие виды скидок:

за оплату товара наличными

Такая форма платежа улучшает финансовые положения производителя с точки зрения наличных денег, т.к. сроки оплаты счетов за отгруженный товар составляют 30 – 90 дней.

Зависит от суммы сделки, такие скидки могут составлять от 3 до 6%;

количественная скидка – это снижение цены за покупку крупных партий товара.

Производителю такие скидки выгодны, поскольку снижается себестоимость продукции по мере увеличения объема изготавливаемой партии.

дилерская скидка – предоставляется производителем дилеру или посреднику за услуги, связанные с продвижением товаров к потребителю;

специальная или персонифицированная скидка предоставляется избранным покупателям;

сезонная скидка за покупку несезонного товара или в период сезонной распродажи. Величина скидки доходит до 50 –80%;

бонусная скидка предоставляется постоянным покупателям, если они за определенный период приобретают заранее обусловленное количество товара. Может составлять 7 – 8% стоимости оборота.

 

Тема № 6 Себестоимость продукции


Сущность себестоимости и ее экономическое значение.

Классификация затрат.

Постоянные, переменные и общие издержки производства.

Калькуляция продукции и расчет статей затрат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.052 с.)