Модель механизма порождения речевого высказывания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель механизма порождения речевого высказывания



По А.А. Леонтьеву

На основе многочисленных экспериментальных данных и анализа теоретических исследований ведущих психолингвистов мира, А.А. Леонтьевым была разработана целостная концепция о структуре акта речевой деятельности, центральное место в которой занимает модель порождения речевого высказывания.*

По модели А.А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»).

· Исходным моментом («истоком») высказывания является мотив. Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) – направленность сознания, воли, чувства индивида на какой‒либо предмет (в нашем случае – на предмет речевой деятельности). «Исходным для всякого высказывания является мотив … т.е. потребность выразить, передать определенную информацию» (123, с. 41).

Рассматривая этот этап порождения речи, А.А. Леонтьев приводит весьма удачное, на его взгляд, определение Дж. Миллера – «образ результата». «На этом этапе говорящий имеет «Образ результата»…, но еще не имеет Плана действия, которое он должен произвести, чтобы этот результат получить».** По Б. Скиннеру, мотивом речевого высказывания может быть: требование (к выполнению определенного действия) или «манд», обращение информационного характера (сообщение) – «такт» и, наконец, ‒ желание выразить в развернутой языковой форме (т.е. сформулировать) какую-либо мысль – «цепт» (342). Сам мотив при этом не имеет четко определенного содержания.

 

· На следующем этапе порождения речевого высказывания мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел, который, в свою очередь, «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания. Основываясь на теоретической концепции А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев считает, что на этапе замысла впервые происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация, т.е. определяется – о чем надо сказать (предмет высказывания или его тема) и что именно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) – рема высказывания. На данной фазе порождения речи эти два основных структурно‒семантических компонента высказывания «существуют» (и соответственно, осознаются говорящим) «глобально», в т.н. симультанном, нерасчлененном виде (123, 124).

· Следующий – ключевой этап порождения речи – этап внутреннего программирования. А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутрен­нем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой смсыловой схемы, на основе которой по­рождается речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конк­ретного высказывания и речевого целого (122, с.7).

Основываясь на взглядах Л.С. Выготского, касающихся психологического анализа процесса речи, А.А. Леонтьев считает, что при порождении отдельного РВ программирование заключается в двух взаимосвязанных процессах оперирования с единицами внутреннего (субъективного) кода. Сюда относится: а) приписывание этим единицам определенной смысловой нагрузки; б) построение функциональной иерархии этих единиц. Второй процесс составляет основу синтаксической организации будущего высказывания (123, с.183).

Основными операциями, на основе которых реализуется данный этап построения речевого высказывания, являются:

◊ Операции определения основных смысловых элементов (смысловых «звеньев» или единиц) предметного содержания речевого высказывания. Эти элементы (в потенциально возможном их количестве) соответствуют реально существующим элементам (объектам) предметного содержания того фрагмента окружающей действительности, который должен быть отображен в данном речевом высказывании. В составе указанных операций очень важной является операция выбора тех единиц смыслового содержания (из числа всех возможных), которые «актуальны» для говорящего или пишущего в данной ситуации речевой коммуникации. Последнее, в свою очередь, определяется мотивами и целевой установкой речи первого субъекта речевой деятельности (говорящего или пишущего).

◊ Операция определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего РВ, определение главного и второстепенного, «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания. При этом важное значение имеет то, на чем сосредоточено внимание говорящего (например, на субъекте или объекте высказывания), каковы его установки на слушателя. «Внутренняя программа высказывания представ­ляет собой иерархию пропозиций, лежащих в его осно­ве. Эта иерархия формируется у говорящего на базе определенной стратегии ориентировки в описываемой ситуации, зависящей от «когнитивного веса» того или иного компонента этой ситуации» (139, с.114). Так, известный при­мер Л.С. Выготского: «Я видел сегодня, как мальчик в си­ней блузе и босиком бежал по улице» (50, с.355) допускает различную интерпретацию в зависимости от того, что именно является для говорящего основным, а что ‒ вто­ростепенным.

◊ Операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.

Как указывает А.А. Леонтьев, возможны три основных типа процессов оперирования с «единицами» программирования. Во-пер­вых, это операция включения, когда одна кодовая единица (образ) получает две или несколь­ко функциональных характеристик разной «глубины». Например: (КОТ + ученый) + ходит. Во‒вторых, операция пере­числения, когда одна кодовая единица получает характери­стики одинаковой «глубины» (могучее + ПЛЕМЯ + лихое). В‒третьих, это операция сочленения, которая является частным случаем операции включения и возника­ет, когда функциональная характеристика относится одновременно к двум кодовым единицам: КОЛДУН + (несет) + (богатыря)) или ((колдун) + несет) + БОГАТЫРЯ (139, с.115).

Основываясь на концепции Н.И. Жинкина о кодах внутренней речи, А.А. Леонтьев полагает, что характер (или «вид») кода программирования «может варьироваться в широких пределах, но наиболее типичным случаем является вторичный зрительный образ, возникающий на языковой основе» (123, с.184). Исходя из этого, составление смысловой программы на этапе внутреннего программирования осуществляется на основе особого, весьма специфического кода внутренней речи.

«Кодом внутреннего программирования является пред­метно‒схемный или предметно‒изобразительный код по Н.И. Жинкину. Иначе говоря, в основе программирова­ния лежит образ, которому приписывается некоторая смысловая характеристика… Эта смысловая характе­ристика и есть предикат к данному элементу. … А вот что происходит дальше ‒ зависит от того, какой компонент является для нас основным» (139, с.115).

· Следующим этапом речепорождения является этап лексико‒грамматического развертывания высказывания. В рамках его выделяются, в свою очередь, нелинейный и линейный этапы лексико‒грамматического структурирования.

Нелинейный этап заключается в переводе составленной (смысловой) программы с субъективного (индивидуального) кода на объективный (общеупотребимый) языковой код, в «приписывании» семантическим единицам (смысловым элементам) «функциональной нагрузки», имеющей в своей основе грамматические характеристики. По А.А. Леонтьеву, этот процесс схематически можно представить следующим образом:

«смысл» (смысловая единица, носителем которой является образ‒представление) ‒ слово (как лексема) ‒ требуемая грамматическая форма слова (словоформа).

Основной операцией, реализующей этот подэтап, является операция отбора слов (реже – целых словосочетаний) для обозначения элементов смысловой программы ‒ смысловых единиц субъективного кода. Выбор слов в процессе порождения речи, по А.А. Леонтьеву, определяется тремя группами факторов: ассоциативно ‒ семантическими характеристиками слов, их звуковым обликом и субъективной вероятностной характеристикой (123, с.186).

Этап лексико‒грамматического развертывания РВ можно, по мнению А.А. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л.С. Выготскому). В результате его реализации создается набор языковых единиц объективного кода, например, набор слов типа: «Девочка / яблоко | красное / есть».1

«Линейное развертывание» РВ состоит в его грамматическом структурировании – создании соответствующей грамматической конструкции предложения. При этом, на основе выделения «исходной» предикативной парыубъектпредикат [ S – P ]), начинает осуществляться синтаксическое «прогнозирование» высказывания. Процесс грамматического структурирования включает 2:

· на­хождение (выбор из имеющихся «эталонов») грамматической конструкции;

· определение места эле­мента (выбранного по значению слова) в синтаксической струк­туре и наделение его грамматическими характеристиками,

· вы­полнение роли, определяемой грамматической формой первого (или ключевого) слова, в словосочетании или предложении. Например, выполнение «грамматических обязательств», определяемых типом словосочетания (определяемое слово → грамматическая форма определяемого слова; «стержневое» слово → форма управляемого слова и т.п.).

Последовательным элементам создаваемого высказывания при­писываются все недостающие им для полной языковой характеристики параметры: а) место в общей синтакси­ческой схеме высказывания; б) «грамматические обяза­тельства», то есть конкретная морфологическая реализация места в общей схеме плюс грамматические признаки; в) полный набор семанти­ческих признаков; г) полный набор акустико‒артикуля­ционных (или графических) признаков (139, с.117). На­деление слова (лексемы) грамматическими характеристиками предполагает выбор нужной словоформы из соответствующего ряда грамматических форм слова.

Данный этап завершается интеллектуальными операциями семантико‒синтаксического «прогноза» соответствия подготовленного к реализации речевого высказывания его «целевой установке» (другими словами, определяется соответствует ли составленное речевое высказывание задачам речевой коммуникации). Составленный вариант речевого высказывания соотносится с его программой, общим «контекстом» речи и ситуацией речевого общения. Исходя из результатов такого анализа, субъектом РД принимается решение о переходе к завершающей фазе составления речевого высказывания – фазе его внешней реализации. Здесь возможны три варианта «решения»: решение о «запуске» РВ во внешнем плане, т.е. об его «озвучивании»; решение о внесении «корректив» в содержание или языковое оформление РВ и, наконец, ‒ решение об отмене речевого действия. (Например, вариант реализации РД в диалогической форме, когда один из участников процесса общения, «подготовивший» за время восприятия речи собеседника уточняющий вопрос, вдруг, неожиданно получает интересующую его информацию от своего партнера по диалогу. В этом случае его собственное РВ «уточняющего характера» становится излишним.)

· Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане» (во «внешней речи»). Этот этап осуществляется на основе целого ряда взаимосвязанных операций, обеспечивающих процесс фонации, звукообразования, воспроизведения последовательных звукосочетаний (слогов), операций продуцирования целых «семантических» звукокомплесов (слов), операций, обеспечивающих требуемую (в соответствии со смысловой программой и языковой нормой) ритмико‒мелодическую и мелодико‒интонационную организацию речи. Этот процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмикослоговой и темпоритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.

Как подчеркивает А.А. Леонтьев, представленная выше схема процесса речепорождения «в более или менее полном виде выступает в спонтанной (не­подготовленной) устной монологической речи: в других видах речи она может редуцироваться или существенно изменяться ‒ вплоть до включения первосигнальных (по И.П. Павлову) речевых реакций» (139, с. 113-114).

Таким образом, в основе предложенной А.А. Леонтьевым модели порождения речи лежит концептуальная идея «внутреннего программирования». Научные взгляды А.А. Леонтьева, как указывает Т.В. Ахутина, во многом определили многие современные исследования не только отечественных, но и ряда зарубежных ученых по данной проблеме (14, 42, 93, 98, 212 и др.).

Сходную модель порождения речи, принципиально близкую к моде­ли А.А. Леонтьева, предложила И.А. Зимняя (1984, 2001 и др.). Определяя речь как способ формирования и формулирования мысли, И.А. Зимняя выделяет три основных уровня процесса речепорождения: мотивационно‒побуждающий, формирующий (с двумя подуровнями ‒ смыслообразущим и формулирующим) и реализующий.

Побуждающий уровень, движимый «внутренним образом» той дейст­вительности, на которую направлено действие, является «запуском всего процесса порождения речи». Здесь потребность (в высказыва­нии) находит «свою определенность» в предмете деятельности. Опредмеченный мо­тив становится мыслью, которая служит внутренним мотивом говорения или письма (95).

В своей концепции речевой деятельности И.А. Зимняя разграничивает мотив и коммуникативное намерение. «Коммуникативное намерение ‒ это то, что объясняет характер и цель данного речевого действия. На этом уровне говорящий знает только о чем, а не что говорить, т.е. он знает общий предмет или тему высказывания, а так­же форму взаимодействия со слушателем (нужно ли спросить его о чем‒либо или выдать какую‒либо информацию). То, что сказать, осознается позднее» (95, с.73).

Второй этап ‒ процесс формирования и формулирования мысли имеет две функционально различные и вместе с тем взаимосвязан­ные фазы. Смысло о бразующая фаза образует и развертывает общий замысел говорящего ‒ этот подуровень И.А. Зимняя соотносит с «внутренним программированием» по концепции А.А. Леонтьева. По И.А. Зимней, процесс последовательного формирования и формулирования замысла посредством языка направлен одновременно на номинацию (обозначение) и предикацию, т.е. установление связей типа «новое – данное». На этом уровне происходит одновременное воплощение замысла как в пространственно‒понятийной схеме, актуализирующей «поле номинации», так и в схеме временной развертки, актуализирующей по­ле предикации. Пространственно‒понятийная схема представляет собой «сетку» отношений понятий, вызываемых внутренним образом предметных отношений действительности, который, в свою очередь, определен моти­вом. Временная развертка отражает связь и последовательность понятий, а соответственно – последовательность элементов смысловой программы, т.е. своего рода «грамматику мысли» (95, 98).

По концепции А.И. Зимней, актуализация понятийного поля актуализирует и его вербальное (словесное) выраже­ние сразу же как в акустическом (слуховом), так и в моторном об­разе. Одновременно с процессом выбора слов производятся операции их размещения, т.е. грамматико‒синтаксическое оформление выска­зывания. Таким образом, формирующий уровень речепроизводства, осуществляемый фазами смыслообразования и формулирования, одно­временно актуализирует механизм выбора слов, механизм временной развертки и артикуляционную программу; последняя непосредст­венно и реализует («объективизирует») замысел в процессе формиро­вания и формулирования мысли посредством языка (95, с.78).

Т.В. Ахутина различает три уровня про­граммирования речи: внутреннее (смысловое) программиро­вание, грамматическое структурирование и моторная кине­тическая организация высказывания. Им соответствуют три операции выбора элементов высказывания: выбор семантических еди­ниц (единицы смысла), выбор лексических единиц, которые комбинируются в соответствии с правилами грамматическо­го структурирования, и выбор звуков. Автор выделяет про­граммирование как развернутого высказывания, так и от­дельных предложений (12, 14, 200 и др.). При этом Т.В. Ахутина предлагает следующую характеристику последовательных этапов («уровней») порождения речи. На уровне внутренней или смысловой программы высказывания осуществляет­ся «смысловое синтаксирование» и выбор «смыслов» во внут­ренней речи. На уровне семантической структуры предложения происходит семантическое синтаксирова­ние и выбор языковых значений слов. Уровню лексико‒грамматической структуры предложения соответствуют грамматическое структурирование и выбор слов (лексем). Наконец, уровню моторной программы син­тагмы отвечают моторное (кинетическое) программиро­вание и выбор артикулем.

На нейролингвистическом материале построе­на также модель Т.В. Черниговской и В.Л. Деглина (1984). Они выделяют несколько «глубинных уровней речепорождения». Первый ‒ уровень мотива. Второй ‒ глубинно‒семантический, на котором происходит глобальное выделение темы и ремы, т.е. определение «данного» («пресуппозиционного») и «нового». Это уровень «индивидуаль­ных смыслов» (по Л.С. Выготскому). Следующий глубинный уровень ‒ это уровень пропозиционирования, выделения деятеля и объекта, этап перево­да «индивидуальных смыслов» в общезначимые понятия, начало простейшего структурирования будущего высказывания. И, наконец, ‒ глубинно‒синтаксический уровень, формирующий конкретно‒языковые синтаксические структуры (259, с.42).

 

Таким образом, в отечественной школе психолингвистики порождение речевого высказывания рассматривается как сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле, замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь же формируется психоло­гическая «смысловая» программа высказывания, которая «рас­крывает «замысел» в его первоначальном воплощении. Она объединяет в себе ответы на вопросы: что сказать? в какой последовательности и как сказать?» (80, 95). Эта программа реализуется затем во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка.

В работах представителей отечественной школы психолингвистики, помимо изучения закономерностей процесса порождения отдельных высказываний, анализируются различные звенья механизма порождения текста, рассматриваемого как продукт речевой деятельности (функция внутренней речи, создание програм­мы «речевого целого» в виде последовательных «смысловых вех», механизм воплощения замысла в иерархически органи­зованной системе предикативных связей текста и др.). Анализируется роль долговременной и оперативной памяти в про­цессе порождения речевого высказывания (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и др.).

Психолингвистический анализ механизма порождения речевых высказываний имеет самое непосредственное отношение к теории и методике «речевой» (в частности логопедической) работы; знание этих закономерностей, а также основных операций, реализующих процесс порождения речи, являются, по нашему мнению, той необходимой «теоретической базой», опираясь на которую, коррекционный педагог может эффективно решать задачи формирования речи детей. К числу их, в первую очередь, относится формирование навыков составления связных речевых высказываний. Так, для анализа состояния связной речи детей и разработки системы ее целенаправлен­ного формирования особое значение приобретает учет таких звеньев механизма ее порождения, как внутренний замысел, общая смысловая схема высказывания, целенаправленный выбор слов, размещение их в линейной схеме, отбор слово­форм в соответствии с замыслом и выбранной синтаксической конструкцией, контроль за реализацией смысловой програм­мы и использованием языковых средств.

Коррекционному педагогу надо учитывать в своей работе данные психолингвистических исследований, в которых с позиций психологии и психолинг­вистики освещаются вопросы формирования речевой дея­тельности у детей. В них рассматриваются, в частности, осо­бенности овладения детьми грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказы­ваний (И.Н. Горелов, В.Н. Овчинников, A.M. Шахнарович, Д. Слобин и др.), планированием и программированием речевых высказываний (В.Н. Овчинников, Н.А. Краевская и др.). Так, например, весьма важное значение имеют полученные Н.А. Краевской данные о том, что речь нормально развивающихся детей 4‒5 лет принципиально уже не отличается от речи взрослых по наличию в ней этапа внут­реннего программирования (113).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.026 с.)