Лексико-стилистический анализ текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексико-стилистический анализ текста



Этот вид анализа текста лучше выполнить в первую очередь. Во-первых, потому что он очень прост и лаконичен; во-вторых, потому что после всех прочих видов анализа текста и слова, как показывает практика, дело до него часто вообще не доходит. Учащиеся, увлекшись другими видами разбора и, как правило, находясь во временно@м цейтноте, просто забывают или не успевают дать тексту лексико-стилистическую характеристику. Тогда как ее можно дать буквально в нескольких словах.

Следует отметить общую стилистическую окраску текста. Она может быть нейтральной или отклоняющейся от «ординара» вверх (высокий стиль») или вниз (сниженный, разговорный, стиль). Во всех случаях свое решение необходимо подкрепить примерами – указать слова или обороты, стилистически окрашенные.

Следует отметить также жанровую специфику текста: художественный или деловой, в том числе публицистический, научный, канцелярский и т. п. Вывод снова необходимо подтвердить примерами.

Образцы разбора

1. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! (Кр.) – художественный текст в разговорном стиле (досуг мне, вины, щенок).

 

2. Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал из окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков (Пауст.) – художественный нейтральный текст с элементами высокого (вздувал, зловещий, полог облаков) и низкого (хлестал, вспухала) стилей.

 

3. Митька Золушкин – парень на редкость рыжий. Человек с воображением обязательно сравнил бы вылезающие из-под шапки Митькины вихры с языками и клочьями пламени, что вырываются из-под застрех горящего дома (Солоух.) – художественный нейтральный текст с элементами высокого (на редкость, человек с воображением, языки пламени; пламени, что вырывается) и низкого (Митька, вихры, клочьями).

 

4. Авторское повествование может включать в себя речь другого лица или высказывания и мысли самого автора, выраженные в определенной ситуации и переданные дословно или по содержанию (из учебника по современному русскому языку) – нейтральный научный текст.

 


ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ АБИТУРИЕНТОВ

Теперь, когда весь основной материал, необходимый для подготовки к экзамену, изложен, и все основные трудности лингвистического анализа слова и текста в русском языке отмечены, предлагаем читателю еще раз взглянуть на общий перечень основных «подводных камней», которые могут встретиться в ходе анализа, и тем самым лишний раз проверить себя. В случае если какая-то грамматическая особенность покажется все же незнакомой, неясной или недостаточно усвоенной, можно вернуться к соответствующей части пособия. В предлагаемый ниже список вошли те трудности, которые чаще всего вызывают ошибки на экзамене. Изложим их отдельно для каждого вида разбора.

Фонетика

1. Будьте осторожны с заимствованными словами, союзами и аббревиатурами – именно здесь чаще всего возникают отклонения от принятых правил чтения или произношения в русском языке.

2. Редко, но случается внутри слова «озвончение» непарных глухих согласных – в результате возникают «несистемные» звуки – [дз], [д’ж’], [γ].

3. Интервокальный [й] не встречается перед безударными гласными, кроме [у] (редко – [о]).

4. Парными или непарными бывают согласные по обоим консонансным признакам, которые традиционно определяются в ходе фонетического анализа – и по твердости-мягкости, и по звонкости-глухости.

Морфемика

1. Формообразующие суффиксы глаголов – л-, -ть, -ти, -чь, -сть, -сти не входят в основу.

2. У причастий и деепричастий следует выделять две основы – собственно этих форм и исходного глагола.

3. Помните о возможности наложения морфем в слове.

4. Помните о возможности вариативного разбора, но осуществляйте исторический экскурс только в случае полной уверенности в том, что делаете его правильно.

5. Помните о возможности существования нулевых морфем и «скрытого» [й].

Словообразование

1. Не путайте словообразование с формообразованием.

2. Не пугайтесь вариативности решений.

3. Производное слово далеко не всегда бывает устроено сложнее производящего, в случае необходимости не забывайте в ходе анализа «отсекать» морфемы.

Морфология

Общими трудностями морфологического анализа слова можно назвать следующие:

1) наличие разного рода переходов слова из одной части речи в другую (транспозиция частей речи) или из одного разряда в другой;

2) чрезвычайно развитая полная или частичная омонимия форм;

3) явления синкретизма – возможность различной интерпретации одной и той же формы;

4) явления аналитизма – выражение одного грамматического значения более чем одной формой; иными словами, отсутствие в ряде случаев цельнооформленности слова, написание одной формы в два или более слова.

Во всех таких случаях может помочь внимание к контексту.

Не забывайте также тем или иным способом разграничивать постоянные и непостоянные признаки всех частей речи.

Имя существительное

Помните о возможности того или иного существительного находиться вне той или иной грамматической категории. Так, существительные S.t. ж.р. и ср.р. оказываются вне категории одушевленности-неодушевленности; существительные Pl.t. и сложные имена собственные – вне категорий рода и склонения.

Имя прилагательное

Не забывайте о наличии у прилагательного положительной степени сравнения нарду со сравнительной и превосходной.

Имя числительное

Счетный оборот, который образуют числительные в сочетании с существительным, синтаксически неделим, выступает в предложении как один член предложения.

Местоимение

1. Часть местоимений (некого, нечего, себя и друг друга) не имеют начальной формы, изменяясь во всем остальным падежам.

2. Часть местоимений (некто, нечто, нисколько) выступают в русском языке только в И.п. или в И.п.-В.п., т. е. имеют неполную парадигму.

3. Местоименные числительные образуют с существительным количественный оборот, который, как и счетный, синтаксически неделим и выступает в предложении один член предложения.

Наречие

1. Помните, что наречие может быть изменяемым и иметь начальную форму и непостоянные признаки (степень сравнения).

2. Так же, как и имя прилагательное, качественное наречие имеет три формы степеней сравнения, включая положительную.

Категория состояния

1. Вся эта часть речи представляет собой трудность для абитуриентов – умейте отграничить ее от других, зачастую омонимичных со словами категории состояния.

2. Не забывайте, что слова категории состояния имеют три степени сравнения, включая положительную.

Глагол (личная форма и инфинитив)

1. Помните о наличии в русском языке одновидовых и двувидовых глаголов, которые необходимо отметить при разборе.

2. Возвратными в русском языке являются только активные глаголы с частицами ‑ ся/‑сь.

3. Существуют всегда возвратные глаголы, что также необходимо отметить при анализе.

4. Формы будущего времени СВ буду, будешь, будет, будем, будете, будут, по всей видимости, не имеют исходного инфинитива, в то время как инфинитив быть (НСВ) в настоящем времени не имеет парадигмы.

5. Помните о возможности переносного употребления форм времени, наклонения и лица.

Глагол (причастие)

1. У причастий следует выделять не только их начальную форму, но и исходную форму глагола, от которого они образованы.

2. Не забывайте о возможности существования страдательных причастий с суффиксами действительных и с частицами –ся/‑сь.

3. Причастный оборот, который образует причастие с зависимыми словами, синтаксически неделим и выступает в тексте как один член предложения.

Глагол (деепричастие)

1. У деепричастия нет начальной формы, но есть исходная форма глагола, от которого оно образовано.

2. Деепричастный оборот, который деепричастие образует с зависимыми словами, синтаксически неделим и выступает в тексте как один член предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.008 с.)