Реакция потребителя на изменение дохода и цен товаров: кривая «доход-потребление»; кривая «цена-потребление». Кривые энгеля. Блага высшего порядка. Блага низшего порядка. Парадокс гиффена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реакция потребителя на изменение дохода и цен товаров: кривая «доход-потребление»; кривая «цена-потребление». Кривые энгеля. Блага высшего порядка. Блага низшего порядка. Парадокс гиффена.



Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат, может быть, достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия смещается влево вниз.

 

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, …, Вn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода. Соединим эти точки и получим кривую «доход-потребление» или кривую уровня жизни. Кривая «доход-потребление» показывает траекторию расширения потребления за счёт роста дохода потребителя, она даст информацию о зависимости объёма потребления блага от уровня дохода (и только дохода) потребителя. Для нормальных благ линия «доход-потребление» имеет положительный наклон, для некачественных товаров – отрицательный наклон, для нейтральных товаров она вертикальна.

Например, 1 единица блага Х стоила 100 $, а теперь стоит 50 $. Это значит, что за 100$ покупатель может купить 2 единицы блага Х. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX1 в положение NX2. Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX3, NX5 и т.д. Соединив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями, мы получим кривую «цена-потребление». Кривая «цена-потребление», во-первых, показывает влияние изменения цен на замещение одного товара другим. Во-вторых, линия «цена-потребление» служит важным инструментом для определения кривой индивидуального спроса.

 

Кривые Энгеля показывают количество того или иного товара, которое потребитель готов купить при различных уровнях дохода.

Для нормальных товаров характерен положительный наклон кривой Энгеля. Действительно, с ростом доходов население приобретает больше подобных товаров. Для товаров низшего качества наклон кривой Энгеля является отрицательным: с повышением доходов покупатели приобретают все меньшее количество низкокачественных продуктов. Если потребление товара не зависит от уровня дохода, то кривая Энгеля является вертикальной.

По Менгеру выделяют блага первого, второго, третьего и т. д. порядков. Блага первого (низшего)порядка человек использует непосредственно для потребления, блага высших порядков (второго, третьего и т. д.) — для производства благ первого порядка. Например, молоко является благом первого порядка, корова безрогая — второго, труд доярки— также второго и т. д. Причем к числу благ высшего порядка он предлагает относить не только совокупность сырых материалов, труд, используемые участки земли, машины, инструменты и пр., но и «пользование капиталом и деятельность предпринимателя».

Одно и то же благо может быть одновременно благом первого и более высокого порядка (второго, третьего и т. д.). Например, молоко, используемое для непосредственного потребления, является благом первого порядка, а молоко, применяемое для изготовления простокваши, и молоко для каши является благом уже второго порядка.

Блага подчиняются следующим законам:

1) благо высшего порядка нельзя использовать для удовлетворения потребностей, если не располагать комплементарными (дополнительными) благами низшего порядка (например, пшеница, которая в темном чулане хранится, не может быть использована для приготовле- ния хлеба, если нет орудий, позволяющих изготовить из нее муку);

2) блага высшего порядка являются благами, потому что они используются для производства благ первого порядка.

Если при изменении цены некачественного блага эффект дохода окажется сильнее эффекта замены, то будет нарушен закон спроса. Это исключение из данного закона получило название «парадокс Гиффена».

Например, если цены на хлеб начнут повышаться, люди станут покупать его больше. Товар Гиффена - это товар, потребление которого увеличивается при повышении цены на него. При соблюдении прочих равных условий потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса. Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает мяса меньше, заменяя его рыбой, грибами и т.д. У товара Гриффена все наоборот – при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например мяса. Все товары Гриффена - малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар- заменитель. Ценных товаров Гриффена не бывает. В этом заключается парадокс Гриффена.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.004 с.)