Потребительский выбор. Кривые безразличия и их карта. Бюджетная линия и бюджетные ограничения. Равновесие потребителя. Предельная норма замещения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребительский выбор. Кривые безразличия и их карта. Бюджетная линия и бюджетные ограничения. Равновесие потребителя. Предельная норма замещения.



Эффект дохода и эффект замещения: подход Хикса, подход Слуцкого; обобщения, сравнительный анализ. Практическое применение теории потребительского поведения на рынке.

Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. Линия бюджетного ограничения (1) соответствует первоначальным ценам благ и доходу покупателя. Потребительский выбор при ней находится в точке А и обеспечивает общую полезность U1. При снижении цены товара Х бюджетная линия примет вид (2), а рациональный выбор переместится в точку С на кривой безразличия U2. Эффекты замещения и дохода показаны с помощью фиктивной линии бюджетного ограничения (3), наклон которой соответствует новому соотношению цен, но реальный располагаемый доход позволяет достичь лишь прежнего уровня благосостояния U1 в точке В, то есть остается неизменным. Таким образом, перемещение из точки А в точку В показывает эффект замещения, вызванный изменением соотношения цен, а перемещение из точки В в точку С является результатом роста реального дохода.

В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.

Первоначальная бюджетная линия (1) обеспечивает максимальный уровень полезности U1 в точке А. При снижении цены товара Х новая бюджетная линия (3) позволит переместить рациональный потребительский выбор в точку С на кривой безразличия U3. Фиктивная бюджетная линия (2), показывающая величину эффектов замены и дохода, наклон которой соответствует новому соотношению цен, проведена через точку прежнего рационального выбора. Она характеризует доход, необходимый для обеспечения прежнего благосостояния при новых ценах. При неизменном реальном доходе и новом соотношении цен можно достичь большего благосостояния U2, приобретя набор В. Следовательно, перемещение из точки А в точку В характеризует эффект замещения, а из точки В в точку С – показывает эффект роста реального дохода.

!

Предприятие понятие, цели и функции предприятия. Классификация

Внешняя и внутренняя среда предприятия. Неопределенность в деятельности предприятия. Риски предпринимательской деятельности и их страхование. Диверсификация производственной деятельности. Концентрация и централизация производства. Открытие и закрытие предприятий. Санация и банкротство. Выбор производственной технологии.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.

 

К факторам прямого воздействия относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров.

К факторам косвенного воздействия относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии:

1) политические факторы - основные направления государственной политики и т.д.

2) экономические факторы - темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; величина и динамика ВВП; производительность труда и т.д.;

3) социальные факторы внешней среды - отношение населения к работе и качеству жизни; менталитет общества; уровень образования и т.п.;

4) технологические факторы - возможности, связанные с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

 

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы:

Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.

Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.

Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, реклама, ценообразование.

Финансы - анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне.

Культура и имидж предприятия: факторы, которые создают образ предприятия.

 

Предпринимательский риск имеет объективную основу из-за неопределенности внешней среды по отношению к предпринимательской фирме. Неопределенность в деятельности предприятия предопределяется тем, что он зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки (сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление технических и технологических новшеств, изменение конъюнктуры рынка, непредсказуемые природные явления).

Устранить неопределенность будущего в предпринимательской деятельности невозможно, так как она является элементом объективной действительности. Риск присущ предпринимательству и является неотъемлемой частью его экономической жизни.

Предпринимательский риск - это риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.

Под правовыми основами страхования предпринимательских рисков подразумеваются риски убытков от простоя предприятия либо оборудования, риск из-за невыполнения партнёром обязательств, риск минимализации доходов. Страхование предпринимательских рисков закрепляется договором, в котором прописан лимит материальной ответственности, но сами убытки оцениваются на момент наступления страхового случая. Согласно договору, который сопровождает страхование предпринимательских рисков, предприятию будут возмещены и упущенная прибыль, и текущие расходы, и затраты на покрытие ущерба.

Для определения общего размера убытков и сопоставления его объёму возмещения, который предусматривает страхование, эксперты проводят сравнение показателей работы юридического лица во время простоя с результатами стандартного рабочего процесса. Учитываются обстоятельства, влияющие на результат при стабильной деятельности.

Из вышесказанного следует, что страхование предпринимательских рисков – это хорошая возможность на законных основаниях обеспечить стабильное существование любому предприятию.

В большинстве случаев страховая программа включает страхование:

строительно-монтажных, пусконаладочных рисков и гарантийных обязательств;

имущества;

оборудования от поломок;

гражданской ответственности;

жизни и здоровья ведущих сотрудников.

Диверсификация — это своего рода расширение ассортимента,внешнее изменение вида продукции,производимой предприятием или фирмой,это освоение новых видов производств для повышения эффективности производства.

Концентрация — это своего рода сосредоточение производства одного или нескольких видов продукции сразу на нескольких крупных предприятиях.

Централизация — приумножение масштабов производства на базе объективного процесса развития производительных сил.

Диверсификация производства также является фактором проникновения капитала той или иной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности. Диверсификация создает благоприятные условия для перелива капитала из менее рентабельных производств в более прибыльные и перспективные, увеличивает устойчивость корпорации во время экономических кризисов. Диверсификация может осуществляться на основе как концентрации, так и централизации капитала. В первом случае корпорация основывает в другой отрасли новое производство, во втором — покупает имеющиеся там предприятия путем приобретения акций.

Создание предприятий базируется на определенных законодательством принципах (независимо от форм собственности) и проходит несколько этапов:

- возникновение идеи о создании нового предприятия, определение предмета и цели его деятельности

- определение организационно-правовой формы;

- определение возможностей использования новых технологий, техники и связи;

- изучение рынка, объема спроса и т.д.

- подбор соучредителей (если необходимо);

- определение финансовых возможностей, источников и финансовое обоснование;

- проведение оргмероприятий

- государственная регистрация в органах государственной регистрации, изготовление печати, штампов, постановка на учет в государственной налоговой службе и др.

Для государственной регистрации в соответствующий орган представляются следующие документы:

- заявление учредителя (или учредителей) о регистрации;

- устав предприятия;

- решение о создании предприятия (или постановление собрания учредителей);

- свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию.

Когда регистрация завершена и получено свидетельство о регистрации, все сведения о новом предприятии передаются в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр предприятий. Здесь предприятию присваиваются коды общероссийского классификатора предприятий и организаций, после чего предприятие готово открыть расчетный счет в банке и начинать работу.

Закрытие может проводиться добровольно или принудительно (по решению судебных органов).

При ликвидации субъекта хозяйствования в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия, определяется предельный срок предъявления претензий к субъекту хозяйствования,которая определяет источники удовлетворения и очередности погашения всех обязательств. В первую очередь удовлетворяются претензии наемного персонала, затем перед государственными органами (налоговой инспекцией, внебюджетными органами и т.д.), в последнюю очередь удовлетворяются имущественные и денежные претензии кредиторов. Особым случаем ликвидации является банкротство.

Банкротство – это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Санация направлена на оздоровление предприятия-должника, когда собственникам предприятия-должника, кредиторам или иным лицам оказывается финансовая помощь. Продолжительность санации не может превышать 18 месяцев. Арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации, за исключением случаев санации государственных или муниципальных предприятий, продлить срок ее проведения, но не более чем на 6 месяцев. Прекращение деятельности предприятия как юридического лица считается законным после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Выбор производственной технологии

Предположим, что в производстве используются только 2 ресурса, напр., труд (L) и капитал (K).

Изокванта – кривая, представляющая бесконечное множество комбинаций факторов производства, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции. Изокванта, лежащая выше и правее другой, представляет собой больший объем выпускаемой продукции. Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов, называется картой изоквант. Увеличение затрат фактора F1 (труда) компенсирует уменьшение затрат фактора F2 (капитала). Предельная норма технического замещения или технологической замены (MRTS) – количество одного ресурса, которое может быть сокращено в обмен на единицу другого ресурса при сохранении неизменным общего объема выпуска продукции.

Наклон изокванты измеряет предельную норму технологической замены.

Максимизировать выпуск при данных издержках позволяет изокоста (прямая равных издержек).

Изокоста – это прямая линия, показывающая все сочетания ресурсов, использование которых требует одинаковых затрат.

Рост бюджета производителя или снижение цен ресурсов сдвигает изокосту вправо, а сокращение бюджета или рост цен – влево (рис.5.2а). Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя (точка T), т.к. позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах.

Не доделала еще

Потребительский выбор. Кривые безразличия и их карта. Бюджетная линия и бюджетные ограничения. Равновесие потребителя. Предельная норма замещения.

Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного товара. Потребитель стремится к максимизации полезности. Однако если товар и обладает полезностью для потребителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность приобретения этого товара: это цена товара и доход потребителя (бюджетное ограничение). Бюджетное ограничение, и, следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляет потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.

 

Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной оси – товар X и найдя координаты различных наборов этих двух товаров, можем построить кривую, которая называется кривой безразличия. Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя. Кривая безразличия (U) показывает, что потребитель безразличен к первым пяти наборам (А, В, С, D и Е). Набор F предпочтительнее пяти первых наборов, так как содержит больше и товара X, и товара Y. Набор G менее предпочтителен, так как содержит меньше, чем любой из первых пяти наборов товаров Х и Y. Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары.

Описать предпочтения по всем наборам разных товаров (Х и Y) можно с помощью карты кривых безразличия. Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности. Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безразличия, характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем дальше кривая безразличия удалена от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребностей и, следовательно, полезность набора товаров. Кривая безразличия U3 характеризует наибольшую степень удовлетворения потребностей, кривые U1 и U2 соответствуют более низкому уровню удовлетворения потребностей и, следовательно, наборы безразличия, описываемые этими кривыми, обладают для потребителя меньшей полезностью.

Таким образом, карта безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель.

Алгебраически бюджетное ограничение может быть представлено следующим образом:

Y=I/Py-Px/PyX или pX X + pY Y = I

Где pX и pY – цена товара Х и товара Y;

Х и Y – количество товаров Х и Y, которое может быть куплено на доход потребителя;

I – доход потребителя.

Совокупность вариантов выбора, открывающегося перед потребителем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика бюджетной линии. Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной – товар Х и найдя координаты каждого из наборов, построим бюджетную линию. Бюджетная линия (BL) – это линия, графически отображающая набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.

 

Любая точка, лежащая на бюджетной линии, доступна потребителю, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров Х и Y. Покупатель не может себе позволить набор товаров, соответствующий точке F, т.е. лежащий выше и правее бюджетной линии. Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (G), доступна потребителю, но приобретая такой набор., он не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны наборы, содержащие больше и товара X, и товара Y. Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: он должен находиться на бюджетной линии и должен быть предпочтителен по сравнению с другими наборами.

 

Теория рационального потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т.е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств).

Существуют две версии теории потребительского поведения – кардиналистическая и ординалистическая. Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась многочисленной критике. В противовес кардиналистической теории ряд экономистов выдвинули ординалистическую (порядковую) теорию полезности.

Согласно этой теории субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя.

Кардиналистическая теория потребительского поведения исходит из того, что полезность измерима. Согласно этой теории рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к его цене для всех товаров, приобретаемых потребителем, равны. В этом случае потребитель достигает состояния равновесия. Потребительское равновесие – это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

Итак, пусть потребитель располагает некоторым доходом, кот он может потратить на приобретение двух товаров. Доступные потребителю наборы товаров представление с помощью бюджетной линии и отображается образовавшимся треугольником NOM. Точка B лежит ниже бюджетной линии, значит, некоторая часть дохода осталась неизрасходованной. Потребитель ведет себя нерационально, поэтому точка потребительского выбора обязательно должна лежать на линии бюджетного ограничения.

Точка С лежит на пересечении бюджетной линии NM и кривой безразличия U1, которая в свою очередь пересекает бюджетную линию еще и в точке E. Очевидно, что эти точки не являются наиболее предпочтительными для потребителя,т.к. при движении вниз по бюджетной линии от точки C и вверх от точки E, потребитель переходит на более высоко расположенные кривые безразличия,т.е. на более высокий уровень полезности. Из св-в кривых безразличия очевидно, что если некоторая кривая безразличия пересекает бюджетную линию в 2 точках, то все точки бюджетной линии между ними будут наиболее предпочтительнее. И лишь только в том случае, если кривая безразличия имеет только одну общую точку с бюджетной линией, в нашем случае это точка D. Эта точка называется точкой потребительского равновесия, она соответствует наиболее высокому уровню удовлетворения при данном доходе и ценах товаров. Существует условие данного равновесия,оно выражается в формуле:

 

1

 

 

MU – предельная полезность товаров

р – цена товаров

Все кривые безразличия не только имеют отрицательный наклон, но и вогнуты к началу координат карты безразличия. Степень вогнутости зависит от степени замещения одного товара другим.

Предельная норма замещения (MRS) товаром x товара y показывает количество товара y, которым потребитель готов пожертвовать, ради приобретения одной дополнительной единицы товара ∆x, при сохранении общего уровня удовлетворения неизменным.

Т.е. это норма такого замещения одного блага другим, при соблюдении которой сохраняется тот же уровень удовлетворения потребителя. Например, если при замещении одного литра кефира пятью литрами простокваши потребитель получает то же удовлетворение потребности в молочных продуктах, то данное соотношение и есть предельная норма замещения.

Иногда для удобства перед правой частью вводят минус.

При перемещении вниз по кривой предельная норма замещения уменьшается, так как остающиеся единицы товара ∆y приобретают в глазах потребителя большую ценность, а дополнительные единицы товара ∆x приносят все меньшую предельную полезность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.061 с.)