Тема 3. Современные социально-политические течения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Современные социально-политические течения



1. Консерватизм и его формы

2. Либерализм и его эволюция

3. Социал-демократия: прошлое, настоящее, будущее

4. Лево- и праворадикализм

 

Консерватизм и его формы

Спектр современных социально-демократических течений чрезвычайно широк. На крайне правом фланге он представлен неофашистскими и неонацистскими группировками и организациями, на крайне левом действуют леворадикальные экстремистские группировки; в центре — наиболее влиятельные в мире, мощные и широкие движения: неоконсерватизм, неолиберализм и социал-демократия.

В современной палитре общественно-политических течений есть своя «экологическая ниша» у клерикальных движений, свое место у экологических движений. В последние годы на политическую сцену выходит движение антиглобалистов, о чем речь подробнее пойдет в последней теме.

Эта широта общественно-политического спектра есть отражение социально-политической структуры современных демократических стран, ибо за каждым из этих движений стоят определенные социальные слои и группы, чьи политические интересы они и выражают.

Консерватизм как политическое течение зародился после Великой Французской революции, это была своеобразная реакция «уходящих» политических сил, т.е. феодальной аристократии. Термин «консерватизм» вошел в литературу с подачи Шатобриана.

Наиболее точно и образно позиции консерватизма были выражены английским философом Э.Берком, который писал: «Даже когда я изменяю... я должен сохранять. Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется». Это означает, что консерваторы вовсе не требовали возвращения на круги своя, они не выступали против перемен вообще, они были против деконструктивных мер, когда «до основанья мы разрушим». Главный принцип консерватизма - постепенность и поэтапность изменений.

С конца 70-х годов прошлого столетия стал набирать силу так называемый новый консерватизм. По многим странам Запада прокатилась своеобразная «неоконсервативная волна». Во многих странах к власти приходят консерваторы: Консервативная партия в Англии, Республиканская в США, Либерально-демократическая партия в Японии, Христианско-демократический и христианско-социальный союз в Германии (ХДС/ХСС), Итальянская христианско-демократическая партия и др.

Взлет неоконсерватизма был связан с приходом к власти таких ярких политических лидеров как Р. Рейган и Буш (старший) в США, Г.Штраус и Х. Коль в Германии, М. Тэтчер в Англии. Даже в тех странах, которые не захватила неоконсервативная волна, социал-демократы вынуждены были брать многое из того, что предлагали неоконсерваторы.

Лишь в Скандинавии консерваторы не обрели сколько-нибудь прочных позиций. В некоторых случаях их призвали только на один срок, чтобы «облегчить» государственный корабль от множества социальных программ, но после того как мавр сделал свое дело, ему предложили удалиться.

В чем же причина столь яркого взлета неоконсервативных идей и концепций?

Прежде всего, это было связано со структурным кризисом мировой экономики, который потребовал более радикальных мер.

Дело в том, что доминировавшая в ряде послевоенных десятилетий модель социал-демократического, либерального толка, которая опиралась на достижения научно-технической революции, оказалась в состоянии глубокого кризиса. Успехи НТР породили эйфорию и веру в то, что НТР поможет разрешить все социальные проблемы. Сложилась ситуация, которую политологи назвали «цивилизацией бифштекса», когда главная цель сводится к безудержному потреблению.

Растущее государственное вмешательство в экономику, увеличение социальных программ привело к «перегруженности» государства, снижению личной инициативы и предприимчивости, росту иждивенческих настроений, разбуханию чиновничьего аппарата. Другими словами, государственный корабль замедлил ход. В таких случаях, как известно, капитаны кораблей выбрасывают часть балласта.

Пришедшие к власти неоконсерваторы выступили с позиции «социального реализма», гася экстаз потребительства и возвращая массовое сознание на грешную землю: упорный труд, нравственность, религия и т.д.

Принципы неоконсерватизма можно сформулировать по основным сферам жизнедеятельности.

- В экономической - возврат к рыночной саморегуляции без жесткого бюрократического вмешательства со стороны государства.

- В социальной - возврат к индивидуальному принципу «каждый сам за себя», сокращение системы коллективной социальной защиты.

- В идейной - самоограничение в противоположность современному гедонизму, пуританская строгость нравов в противоположность нынешнему разгулу аморализма, возрождение семейных ценностей, религиозного духа, ибо если нет бога, то все дозволенно.

- В политической - концепция «ограниченной демократии», так как нельзя абсолютизировать волю большинства. Гитлер пришел ведь к власти волей «демократического» большинства.

Суммируя, можно сказать, что неоконсерваторы перевели рельсы с цели «общества потребления» на «общество достижений». Они сократили многие социальные программы, а значит и число чиновников (Тэтчер, например сократила аппарат на 23%), всемерно стимулировали мелкий бизнес, провели денационализацию, акционирование ряда предприятий, фирм и т.д. Из противников научно-технического прогресса они превратились в убежденных его сторонников.

Другими словами, неоконсерваторы, усилив экономические стимулы и сознательно разгрузив государственный корабль, ускорим его ход, и страны начали успешно выходить из кризиса.

Современный консерватизм – весьма сложное и многослойное образование, в котором уживаются самые разнообразные идеи, концепции, установки и принципы. Но для всех течений характерна приверженность социокультурному и религиозному традиционализму.

 

Либерализм и его эволюция.

Либерализм как политическое течение оформился после Великой Французской революции и выражал интересы идущего к власти третьего сословия, то есть буржуазии, хотя справедливости ради нужно сказать, что теоретические разработки либеральной идеологии восходят еще Дж. Локку, Канту и А. де Токвилю. В наше время одним из главных теоретиков либерализма является английский политолог А.Ф. Хайек.

С момента своего зарождения либерализм написал на своем знамени «наука и прогресс» и, исполненный оптимизма, с помощью рынка постарался решить все проблемы общественного развития. Слово «либерализм» происходит от латинского «liberalis» - свободный. Суть либерализма состоит в установке на индивидуальность как высшую ценность, свобода каждого отдельного человека рассматривается как главный фундаментальный принцип. Свобода понималась в смысле свободы от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Эту позицию сформулировал А. Берлин «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются другие».

Такой подход предполагал для всех членов общества равные возможности самореализации и равные права в достижении своих целей и интересов. Отсюда принцип laisser faire, laisser passer, свободного рынка и свободной конкуренции в социальной и экономических сферах.

Реализация этих целей предусматривала ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь, в рыночные механизмы. Государству отвели роль «ночного сторожа» (обеспечение порядка, охрана субъектов экономической жизни, защита частной собственности).

Провозгласив абсолютную ценность человеческой личности и естественное («от рождения») равенство всех людей, существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, справедливость), либерализм при реализации этих принципов на практике столкнулся с неразрешимыми противоречиями. Равенство прав, в том числе и на частную собственность, которое является для либерализма основным, в реальной жизни порождало не просто неравенство, а вело к неприкрытой хищнической эксплуатации наемного труда. Свобода и равенство не желали уживаться друг с другом, одна ценность противоречила другой.

Общество „Laisser faire”, общество безграничной конкуренции породило глубокую социальную дифференциацию, которая достигла своего пика в «эру великой депрессии» (конец 20-х годов прошлого столетия). Свобода и равенство обернулись нищетой миллионов.

Все это потребовало пересмотра теоретических и политических принципов либерализма, заставило либерализм внести коррективы в свои программные установки. И на смену «классическому либерализму» была разработана концепция «нового» или «социального либерализма», которая опиралась на идеи английского экономиста Д. Кейнса.

Отсюда – необходимость контроля со стороны государства за экономическими процессами (через налоги, бюджет, планирование и др.), широкие социальные программы (бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное школьное образование и др.). Реальным воплощением этой политики стал «новый курс Рузвельта». Но главная установка «социального либерализма» на общество «всеобщего благоденствия» к концу 70-х годов потерпела фиаско и пришедшие к власти неоконсерваторы резко сменили курс.

Дело в том, что после второй мировой войны были достигнуты впечатляющие успехи в реализации основополагающих либеральных идеалов и концепций (утверждение демократических норм и принципов в большинстве передовых стран). Существенно изменился социально-политический ландшафт Запада. Консервативные партии де-факто приняли нововведения в государственной политической системе, реализованные большей частью по инициативе либералов.

На авансцену выступают демократические партии, которые взяли на себя функцию по дальнейшему развитию начинаний, реализованных либералами. Другими словами, ряд важнейших принципов либерализма был буквально «растаскан» консерваторами справа и социал-демократами слева.

И либерализм вновь вынужден пережить эволюцию. Вообще вся история либерализма связана с его постоянными изменениями и перевоплощениями. В настоящее время его новая форма, получившая название неолиберализма, базируется на следующих принципах:

- в экономической сфере – мягкое раночное регулирование. Теперь уже государство полностью не отстраняется, но его вмешательство должно носить не запретительный характер, а поощрительный (с помощью налогов, финансовой политики и т.д.);

- в политической – правовое государство, где обеспечено верховенство закона, защита прав и свобод личности;

- в социально-идейной – установка на индивидуальность и личностные моменты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.008 с.)