Тема 3. Таможенное обложение товаров в режиме «выпуск для внутреннего потребления» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Таможенное обложение товаров в режиме «выпуск для внутреннего потребления»



(код процедуры перемещения- 40, 42 - с освобожд. от уплаты там. пошлин, налогов).

  1. Понятие и содержание таможенного режима выпуска для внутреннего потребления, специфика оформления по различным контрактам и требования уплаты установленных таможенных платежей:

a) оформление по контрактам купли-продажи с расчетами в иностранной валюте;

b) оформление по контрактам купли-продажи с расчетами в валюте РФ;

c) товары, оформляемые по бартерным контрактам;

d) товары, оформляемые по договорам, отличным от договоров купли-продажи или мены – взносы в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, гуманитарная помощь, техническая помощь.

  1. Порядок расчета ввозной таможенной пошлины:

a) таможенная стоимость как базовое основание в расчете адвалорых ставок пошлин, адвалорых ставок акцизов и НДС;

b) таможенный тариф в единстве ТН ВЭД и ставок таможенных пошлин;

c) алгоритм определения уровня ставок ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара;

d) специфика применения ввозных таможенных пошлин к товарам, происходящим из стран — участников СНГ и Таможенного союза; тарифные льготы в режиме выпуска для свободного обращения;

e) особенности начисления сезонных и специальных пошлин.

 

3. Особенности взимания НДС и акцизов с товаров, заявляемых в режиме выпуска для внутреннего потребления. Таможенные сборы. Порядок уплаты таможенных платежей.

1. Понятие и содержание таможенного режима выпуска для внутреннего потребления.

В соответствии со ст. 163 ТК РФ под выпуском товаров для внутреннего потребления понимается таможенный режим, при ко­тором ввозимые на таможенную территорию Российской Феде­рации товары остаются постоянно на этой территории без обя­зательства об их вывозе. Иностранные товары, выпущенные в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации, рассматриваются как российские товары (п. 2 ст. 18 ТК РФ старый.)

Нормативно-правовую базу режима выпуска для свободного обращения составляют Таможенный кодекс РФ, Законы РФ «О таможенном тарифе», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», подзаконные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и иные нормативные правовые акты ГТК России.

Основные особенности товаров, помещенных под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления:

• для таможенных целей приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации;

• лицо, помещающее товары под таможенный режим, должно соблюсти все требования таможенного законодательства (ст. 156-162 ТК РФ).

Основные условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы товар приобрел статус находящегося в свободном обращении:

1) уплата всех необходимых таможенных пошлин, налогов;

2) соблюдение всех ограничений, установленных в соответствии с законо­дательством Российской Федерации о государственном регулировании внешне­торговой деятельности;

3) при несоблюдении первого и второго условий товары подлежат условному выпуску (ст. 151 ТК РФ).

Товары для внутреннего потребления - это товары, которые непосредственно предназначены для потребления внутри страны, и они не будут перемещены через таможенную границу после того, как получат статус товаров, находящихся в свободном обращении (ст. 2, 3 ТК РФ).

 

Лаконично сформулированные в ст. 31 ТК РФ условия помещения товаров под режим выпуска для свободного обраще­ния на практике образуют сложный механизм использования целой системы инструментов регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации под указанным таможенным режимом. Применение этих инструментов основа­но на правилах, установленных кормами не только таможенно­го, но и других отраслей (например, валютного) законодатель­ства.

Требование уплаты установленных таможенных платежей

Действующее законодательство под таможенными платежами понимает налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и в других установленных законодательством случа­ях.

В настоящий момент перечень таможенных платежей вклю­чает:

1. таможенную пошлину,

2. акцизы;

3. налог на добавленную стоимость;

4. сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;

5. за выдачу квалификационно­го аттестата специалиста по таможенному оформлению и во­зобновление действия аттестата;

6. сборы за таможенное оформ­ление;

7. сборы за хранение товаров;

8. сборы за таможенное сопровождение то­варов;

9. плату за информирование и консультирование;

10. плату за приня­тие предварительного решения;

11. плату за участие в таможенных аук­ционах;

12. таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам;

13. сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в ре­естр ГТК России;

14. иные налоги, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.

При помещении под таможенный режим выпуска для сво­бодного обращения могут уплачиваться как таможенные плате­жи, имеющие налоговую природу (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз), так и таможенные сборы (за таможенное оформление, за хранение, за таможенное сопрово­ждение товаров).

Ввозная таможенная пошлина. В соответствии со ст. 18 ТК РФ под таможенной пошлиной понимается «платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе това­ра на таможенную территорию Российской Федерации или вы­возе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза». Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 111 TK РФ).

В Законе РФ «О государственном регулировании внешне­торговой деятельности» (ст. 14) закрепляется, что ввозные (им­портные) и вывозные (экспортные) таможенные пошлины уста­навливаются «в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для зашиты внутреннего рынка Россий­ской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике». Ввозные пошлины выпол­няют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов. Действие ввозных пошлин не ог­раничивается только удорожанием импортных товаров. Они дают возможность повышать внутренние цены на отечествен­ные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей.

Одним из важнейших элементов ввозной таможенной по­шлины является ставка, под которой понимается величина на­лога на единицу обложения. В Законе РФ «О таможенном тари­фе» (п. I ст. 3) устанавливается принцип единства таможенно-тарифного регулирования. Ставки ввозных таможенных пошлин являются едиными. Это означает, что:

во-первых, ставки едины на всей таможенной территории Российской Федерации,

во-вторых, не подлежат изменению в зависимости от лиц, переме­щающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов.

Из этого правила допускаются ис­ключения. Речь идет о тарифных льготах (тарифных преферен­циях). Исключением из принципа единства ставок таможенных пошлин могут быть только те тарифные льготы, которые преду­смотрены Законом РФ «О таможенном тарифе». Среди разно­видностей тарифных льгот, установленных в ст. 34 этого Зако­на, - снижение ставки пошлины и беспошлинный ввоз.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин:

1) адвалорные;

2) специфические;

3) комбинированные.

Адвалорные ставки (ad valorem) устанавливаются в процен­тах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Специфиче­ские ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара. Наконец, ставки, сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обло­жения, называются комбинированными (например, 20% тамо­женной стоимости, но не менее 0,4 евро за I кг).

Для расчета суммы ввозной таможенной пошлины для това­ров, в отношении которых применяются специфические ставки ввозной таможенной пошлины, выраженные в евро за единицу веса, или комбинированные ставки со специфической состав­ляющей, используется вес товара с учетом его первичной упа­ковки, т.е. упаковки, неотделимой от товара до его потребления, и в которой товар представляется для розничной продажи (письмо ГТК России от 17декабря 1996 г. № 01-15/22494).

Закон РФ «О таможенном тарифе» (п. 2 ст. 3) закрепляет за Правительством РФ право определять и изменять ставки тамо­женных пошлин. В этих целях была образована Комиссия Пра­вительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике - координационный орган, на ко­торый, среди прочего, возложена подготовка предложений для Правительства РФ в области тарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, предусматривающих изменение ставок таможенных пошлин.

Ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще чем один раз в шесть месяцев. Едино­временно ставки не могут быть повышены более чем на 10 процентных пунктов для адвалорных ставок или эквивалентного значения для специфических. Решения Правительства РФ об изменениях ставок ввозных таможенных пошлин вступают в силу не ранее чем через 180 дней после их официального опуб­ликования, за исключением случаев, когда такие изменения ве­дут к понижению ставок (постановление Правительства РФ от 22 октября 1997 г. № 1347 «Вопросы таможенно-тарифной по­литики»).

Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизиро­ванным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэко­номической деятельности, именуется таможенным тарифом.

Действующий импортный тариф был введен постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1560 «О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности и о таможенном тарифе Российской Федерации» (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями).

В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами - товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин. В настоящее время в Россий­ской Федерации используется Товарная номенклатура внешне-экономической деятельности СНГ (далее - ТН ВЭД СНГ), со­глашение о которой было подписано в Москве 3 ноября 1995 г. правительствами государств - участников СНГ.

Ставки ввозных таможенных пошлин зависят не только от вида перемещаемого через таможенную границу товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны происхожде­ния такого товара.

В зависимости от страны происхождения товара ставки та­моженных пошлин могут быть разделены на:

· минимальные или базовые;

· преференциальные;

· максимальные (генеральные).

Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с Российской Федерацией предоставлен режим наибольшего благоприятствования (далее -РНБ). Определение РНБ содержится в ст. I Генерального со­глашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ): «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и рывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу плате­жей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взима­ния таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регули­рования и формальностей в связи с ввозом или вывозом <,..> любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся сторо­ной в отношении любого товара, происходящего из любой дру­гой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других догова­ривающихся сторон, или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон».

Российская Федерация, не являясь участницей ГАТТ, уста­навливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубеж­ными странами в двусторонних торговых договорах и соглаше­ниях. В импортном тарифе содержится перечень стран, в торго­во-политических отношениях с которыми Российская Федера­ция применяет РНБ. В этом перечне поименовано свыше 120 го­сударств.

Ставки ввозных таможенных пошлин по каждой позиции то­варной номенклатуры, применяемые к товарам, происходящим из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях РНБ, являются базовыми ставками.

В отношении товаров, происходящих из государств, кото­рым Россия не предоставляет РНБ либо страна происхождения которых не установлена, применяются базовые ставки, увели­ченные в два раза. Такие ставки называются максимальными, или генеральными.

Преференциальные ставки, как видно из названия, являют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых от­дельным странам или группам стран. Российская Федерация имеет собственную систему префе­ренций, бенефициаром (пользователем) которой являются раз­вивающиеся страны. В соответствии со ст. 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» национальная система преференций пере­сматривается Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в пять лет. Эта норма Закона была уточнена в по­становлении Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057 (в редакции постановлений Правительства РФ от 6 мая 1995 г. № 454, от 3] декабря 1995 г. № 1301, от 26 июля 1996 г. № 887) «Об утверждении перечня стран-пользователей системой пре­ференций Российской федерации и списка товаров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преферен­циальный режим не распространяется». В п. 3 указанного по­становления Правительства РФ установлено, что национальная система преференций Российской Федерации подлежит ежегод­ному пересмотру на основании мотивированного представления Министерства торговли РФ и МИД России. Постановлением Правительства РФ от 22 октября 1997 г. № 1347 «Вопросы таможенно-тарифной политики» (п. 3) установлено, что нацио­нальная система преференций Российской Федерации пере­сматривается Правительством РФ не чаще чем один раз в год. Решения Правительства РФ об изменениях национальной сис­темы преференций Российской Федерации вступают в силу не ранее чем через 90 дней после их официального опубликования. Национальная система преференций включает в себя три ос­новных элемента:

1) перечень развивающихся стран - пользователей системой преференций Российской Федерации;

2) перечень наименее развитых стран - пользователей сис­темой преференций Российской Федерации;

3) список товаров, на которые при импорте на российскую таможенную территорию преференциальный режим не распро­страняется.

Преференциальный режим применяется в случае предостав­ления сертификата происхождения формы «А» и при условии соблюдения правила прямой отгрузки (поставки) и непосредст­венной закупки.

Прямой отгрузкой (поставкой) считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую рас­пространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через тер­риторию другого государства. Правилу прямой поставки отве­чают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспорт­ных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном скла­дировании на территории этих стран, находятся под таможен­ным контролем.

Непосредственно закупаемым считается товар, приобретен­ный импортером у лица, зарегистрированного в качестве субъ­екта предпринимательской деятельности в развивающейся стра­не, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

В том случае, когда товары происходят из страны, включен­ной одновременно в перечень наименее развитых стран и в пе­речень государств, с которыми у России установлен РНБ (илиодновременно в перечень развивающихся стран - пользователей системой преференций РФ и в перечень государств, с которыми у России установлен РНБ), и поставляются без выполнения пе­речисленных в предыдущем абзаце условий, при обложении таможенной пошлиной используется базовая ставка.

Если же товары происходят из страны, включенной либо в перечень наименее развитых стран, либо в перечень развиваю­щихся стран - пользователей системой преференций Россий­ской Федерации, но не включенной в перечень государств, с которыми у России установлен РНБ, и поставляются без соблю­дения указанных условий, они облагаются базовыми ставками, увеличенными вдвое.

Перечень развивающихся стран - пользователей системой преференции Российской Федерации включает свыше 100 госу­дарств и территорий.

Как правило, промышленно развитые страны облагают им­порт, происходящий из государств - пользователей преферен­циальным режимом, таможенными пошлинами по ставкам в половину меньше обычных. Так было до 15 мая 1996 г. и в Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 1996 г. №413 установлено, что с 15 мая 1996 г. това­ры, подпадающие под действие преференциального режима, облагаются ввозными пошлинами по ставкам в размере 75 % действующих базовых ставок таможенного тарифа.

Среди пользователей национальной системой преференций особо выделяются так называемые наименее развитые страны (по классификации ООН к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения). В настоящий мо­мент в список таких стран входят 47 государств Азии, Африки и Латинской Америки. Товары, происходящие из этих стран, вво­зятся на российскую таможенную территорию беспошлинно.

Определение уровня ставок таможенного тарифа в зависимости от страны происхождения товаров

       
   
Входит ли страна, указанная в ГТД в качестве страны происхождения, в перечень наименее развитых или развивающихся стран
 
 

 

 


С целью повышения эффективности работы таможенных ор­ганов по контролю обоснованности предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из наиболее развитых стран, указанием ГТК России от 18 апреля 1997 г. №01-14/489 установлено, что тарифные преференции в отно­шении таких товаров предоставляются только при условии под­тверждения достоверности сертификатов о происхождении то­варов. Проверка достоверности сертификата о происхождении товара осуществляется Таможенно-тарифным управлением ГТК России, которое и сообщает результаты проверки таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление.

Преференциальный режим может распространяться не на все товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Фе­дерации. Перечень товаров-исключений также был утвержден постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057 и впоследствии неоднократно дополнялся. В него вклю­чены некоторые виды продуктов питания (соки, воды, пиво и др.), фармацевтическая продукция, одежда и обувь, изделия из драгоценных камней и бижутерия, некоторые виды аудио- и видеотехники (магнитофоны и другая звукозаписывающая ап­паратура, видеозаписывающая или видеовоспроизводящая ап­паратура, телевизоры и др.), машины для автоматической обра­ботки информации, кассовые аппараты, электронные инте­гральные схемы и микросборки, телефонная аппаратура, авто­мобили легковые и другие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, часы и часовые меха­низмы и пр. Кроме того, в этот список включены подакцизные товары, содержащиеся в приложении № 2 «Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации» к Закону РФ «Об акцизах» (в редакции Федераль­ного закона от 7 марта 1996 г.).

При взимании ввозной таможенной пошлины по адвалорной или комбинированной ставке определяется таможенная стои­мость ввозимых товаров.

Законодательное определение таможенной стоимости дано в ТК РФ, где под таможенной стоимостью понимается основа для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов (ч. 1 ст. 117).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.026 с.)