Особенности эмоциональной регуляции при аутизме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности эмоциональной регуляции при аутизме.



Эмоциональная сфера представляет единую, иерархическую систему, обеспечивающую гибкую адаптацию индивида на разных уровнях взаимодействия со средой:

1)уровень оценки интенсивности средовых воздействий - связан с наиболее примитивными пассивными формами адаптации и обеспечивает тоническую регуляцию аффективных процессов.

2)уровень аффективных стереотипов - осуществляет оценку объектов по качеству, аффективный контроль функций организма, регулирует выработку приспособительных реакции, сенсорных стереотипов, обеспечивает избирательность в адаптации.

3)уровень аффективной экспансии - связан с активным взаимодействием с окружением, адаптацией к изменчивым условиям, преодолением препятствий, определяет уровень притязаний и оценку своих возможностей.

4)уровень аффективной коммуникации - участвуют в налаживании эмоционального взаимодействия с другими людьми, обеспечивает адаптацию и управление поведением с учетом действий и аффективных оценок «другого».

5)уровень символической регуляции - обеспечивает овладение собственными эмоциональными переживаниями, что связано с подключением к эмоциональным процессам когнитивных функций (память, мышление, воображение). На этом уровне осуществляется дифференциация, обобщение и трансформация аффективного опыта в игре, рисунках, образах фантазий, с помощью речи (Бардышевкая, Лебединский, 2003).

 

В случаях тяжелых эмоциональных нарушений, к числу которых относится аутизм, мы имеем дело с повреждением механизмов аффективной адаптации, что обуславливает недоразвитие и искажения в становлении всей системы эмоциональной организации (Лебединский, Никольская, др., 1990).

На первом уровне эмоциональной регуляции у детей с аутизмом наблюдается непереносимость сенсорных нагрузок различных модальностей, повышенная аффективная пресыщаемость. Явления гипер- и гипосензитивности к внешним контактным и дистантным раздражителям (непереносимость громких звуков, либо слабая реакция на звуковые раздражители), болевым и интерацептивным сигналам приводят к искажению общего эмоционального фона, преобладанию отрицательных аффективных оценок. Кроме того, у детей часто отмечается повышенная чувствительность к специфически человеческим стимулам (тактильному, глазному, голосовому контактам), что является одной из причин трудностей коммуникации и развития поведения привязанности. В норме подобные явления либо не наблюдаются (например, гиперсензитивность к тактильному контакту), либо проявляются в младенческом возрасте. В случае патологии аффективной сферы повышение устойчивости к специфически человеческим воздействиям происходит со значительным отставанием. У детей с синдромом РДА (эндогенного происхождения) гиперсензитивность к признакам, усиливающим выразительность взгляда, может провоцировать патологическое фантазирование и зрительные галлюцинации [2].

В результате сенсорных нарушений возникает фиксация ранних форм ориентировки, с преобладанием опоры на контактные стимулы (обнюхивание, обсасывание предметов). По данным М.В. Гиппенрейтер (1980), у детей - аутистов контактная оценка объекта остается ведущей до школьного возраста.

К нарушениям второго уровня можно отнести аутостимуляции, стереотипные формы поведения, повышенную избирательность во внешних впечатлениях. Подобные проявления можно рассматривать как защитные, компенсаторные формы поведения, направленные на сохранение привычного статуса, постоянной внешней среды и поддержанию определенного уровня стимуляции. Кроме того, фиксации на отдельных неприятных аспектах опыта, выражающиеся в стереотипных играх, фантазиях, можно рассматривать как активные попытки справиться со страхами [2].

Условия хронического сенсорного дискомфорта в сочетании с исходной энергетической недостаточностью создают основу возникновения диффузной тревоги, страхов, что подавляет или искажает активность ребенка на уровне экспансии (3 уровень). В самых тяжелых случаях нарушений эмоциональной регуляции барьер вызывает пресыщение уже в начале действия. В других примерах тонизирующим эффектом могут обладать агрессивные, деструктивные действия. При РДА тормозящее влияние более ранних страхов, связанных с пространственными барьерами, могут сохраняться дольше, чем в норме, тогда как символические источники страхов формируются со значительной задержкой.

Развитие самоутверждающего поведения в рамках статусных отношений со сверстниками (социальный барьер) также происходит с отставанием. При РДА появление агрессивных, а затем и кооперативных действий может наблюдаться после 5 лет, тогда как в норме подобные проявления характеризует кризисный период 2-3 лет. Агрессивные, протестные формы поведения при этом отличаются значительной интенсивностью и длительностью, отмечается дефицит квазиагрессивного поведения (агрессии в игровой форме).

В условиях аффективного взаимодействия (4 уровень) у детей с аутизмом также отмечается выраженное преобладание защитных, избегающих форм поведения. Основные формы аффективного контакта (тактильный, глазной) формируются с запаздыванием, остаются недостаточными, ригидными, слабо интегрированными. Устойчиво сохраняется избегание глазного и тактильного контактов, неустойчивость их ритма и координации. Недостаточно развиты первичные механизмы социализации (заражение, подражание, эмпатия), диалогичные формы контакта. Исследования аутистов - дошкольников показали, что уровень развития их коммуникативной сферы соответствует раннему возрасту, при этом учитывались: способность к разделению опыта, понимание других в совместной активности, реагирование на негативные проявления окружающих, координация эмоциональных сигналов в общении, имитация действий и позиций других (Hobson, 1993). Отмечаются также выраженные нарушения поведения привязанности: чаще встречаются избегающая и симбиотическая формы. В ряде случаев основные механизмы привязанности начинают появляться лишь к 6-8 годам. С возрастом в целом улучшаются навыки общения со знакомыми взрослыми, восстанавливаются способности к элементарным формам эмоционального контакта. При этом остаются значительные трудности взаимодействия с другими на более сложном уровне, где требуется определенная устойчивость ребенка к отрицательным оценкам со стороны, фрустрациям [2].

В группе детей дефицит коммуникации оказывается более глубоким. Аутисты гораздо меньше времени проводят во взаимодействии с другими детьми, крайне редко его инициируют, общаются в основном на уровне подвижных игр, совместного выполнения повседневных ритуалов и т.п. (см.: Dawson, 1989). По наблюдениям А.С.Спиваковской (1980), к школьному возрасту большинство детей с аутизмом оставались изолированы от коллектива сверстников, в ряде случаев проявляли интерес к более младшим детям.

Большинство исследователей проблемы аутизма отмечают нарушения способности к образованию и использованию символов у этих детей (5 уровень). Об этом свидетельствуют трудности овладения речью, развития имитации и символической игры (Ферарри П., 2006). В играх и рисунках отмечается бедность, выхолощенность и стереотипность аффективных образов, изоляция от эмоционального опыта, либо, напротив, длительные фиксации на сверхценных переживаниях. Со значительной задержкой появляются общепринятые жесты и слова. Наблюдается преобладание автономной речи, ее преимущественно комментирующий, не коммуникативный характер. По мере развития, сохраняется неустойчивость в использовании личностных местоимений, трудности выражения эмоциональных состояний, намерений и желаний. Отмечаются задержка и искажения формирования личностной идентификации. Представления о себе и собственном эмоциональном опыте фрагментарны, слабо дифференцированы, неупорядочены во времени (Никольская О.С., Баенская Е.Р., др., 2005).

При общем типе нарушений развития, в реальной практике детский аутизм может принимать самые различные формы, в зависимости от тяжести аффективных нарушений, степени сохранности базовых адаптивных механизмов, соотношения защитных и компенсаторных форм поведения, природы нарушений (Лебединский, 2003). Повреждения базовых механизмов аффективной регуляции обуславливают искажения и задержку в ходе дальнейшего развития детей с аутизмом и существенно осложняют их адаптацию к социальным условиям.

Последняя проблема становится особенно актуальной в период младшего школьного возраста. До настоящего времени специальных исследований развития эмоциональной регуляции у детей - аутистов этого возраста не проводилось. Для выявления факторов, влияющих на прогноз развития, мы обратились к обзору динамических исследований детей с аутистическими расстройствами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.006 с.)