Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика расстройств аутистического спектра.
Расстройства аутистического спектра входят в раздел МКБ-10 (1999) «Общие (первазивные) нарушения психического развития», который включает следующие подразделы: F 84.0 Детский аутизм F 84.1 Атипичный аутизм -атипичный психоз -умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами F 84.2 Синдром Ретта F 84.5 Синдром Аспергера Новая классификация основывается на возрастном и патогенетическом критериях. “Детский аутизм” диагносцируется в случае начала заболевания до 3-х лет и, как “Синдром Аспергера” относится к группе расстройств эндогенного происхождения. Рубрика «Атипичный аутизм» является смешанной и включает «атипичный психоз» эндогенного происхождения, развивающийся в возрасте 3-5 лет (прежняя верификация – «ранняя детская шизофрения, протекающая приступами»), а также различные варианты умственной отсталости с аутистическими чертами (органического, обменного генеза), вне зависимости от возраста ребенка. «Синдром Ретта» относится к группе расстройств органического генеза[6]. Формулировка «общие» («первазивные») расстройства развития предполагает нарушения во всех сферах психики (аффективной, когнитивной, моторной, речевой). Выраженность нарушений в данных областях может различаться. К диагностическим критериям аутизма относят в первую очередь: 1)качественные нарушения социального взаимодействия, проявляющиеся в форме неадекватного реагирования на социально-эмоциональные сигналы, неспособности модулировать поведение в соответствии с социальным контекстом, недостаточном использовании социальных сигналов; 2)качественные нарушения общения, к которым относятся отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, нарушение социально-имитационной и ролевой игр, отсутствие (или снижение) координации контактов, недостаточная гибкость речевых выражений, относительное снижение (отсутствие) творчества и фантазии в мышлении, недостаточность эмоциональных реакций на словесные и невербальные обращения, нарушение использования интонационных аспектов речевого общения, жестикуляции; 3)состояние характеризуется ограниченными, повторяющимися моделями поведения, интересов и видов деятельности, что проявляется в тенденциях устанавливать ригидный, раз и навсегда заведенный порядок в занятиях, играх, маршрутах прогулок и прочее. Могут наблюдаться специфическая привязанность к необычным, неигровым предметам, ритуалам нефункционального характера, сверхценные, стереотипные интересы к датам, расписаниям, механическим устройствам, а также нефункциональным характеристикам предметов (запах, текстура). Помимо этих специфических особенностей клиницисты выделяют другие неспецифические нарушения: страхи/фобии, нарушения сна и пищевого поведения, вспышки гнева, агрессии и аутоагрессии. Поведение большинства детей отличает недостаточность инициативы, спонтанности, трудности принятия решений при выполнении заданий, адекватных их способностям. С возрастом возможно изменение дефицитарных нарушений, однако характерные проблемы поведения и социализации проявляются в той или иной степени и в зрелом возрасте (МКБ 10).
В настоящее время отсутствует единое мнение в вопросах этиологии, патологической структуры и систематики аутизма. К числу этиологических факторов традиционно относят генетическую патологию, органические поражения, обусловленные заболеваниями головного мозга, а также различными хромосомными и метаболическими аномалиями (Мнухин, Исаев, 1969). Кроме того, значительная роль в развитии заболевания принадлежит психотравмирующих условиям воспитания в раннем детстве (Kanner, 1943; Mahler, 1972; Schreibman et. al., 1998; Wolff & Morris, 1971; Bettelheim, 1967 и др.). Исследователи расходятся во мнениях относительно природы основного дефекта при аутизме. Первичным может считаться недостаточность инстинктивной сферы (Asperger, 1944), когнитивные нарушения (Perner,, 1991, Frith, 1992, Leslie, 1999, Baron-Cohen, 1995), искаженное развитие аффективной сферы (Лебединский, 1985, 1990; Никольская, 1981; Никольская, Баенская, Либлинг, 2005 и др.). В рамках данной работы за основу принята клинико-психологическая структура дизонтогенеза, описанная Лебединским В.В. (1985). Детский аутизм автор относит к искаженному типу развития, характерными особенностями которого является сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к качественному своеобразию клинической картины. Так, при искаженном типе развития выражена диспропорция в формировании психических функция (асинхрония). Наблюдаются нарушения иерархии и последовательности развития отдельных систем, что в значительной степени отличается от вариантов нормального онтогенеза. Например, развитие речи может опережать формирование локомоторных функций, а развитие вербального интеллекта - парадоксальным образом обгонять становление предметных навыков. Типичны явления изоляции, когда развитие одной функции не оказывает влияния на уровень развития других.
Предполагается, что первичный дефицит психической активности в сочетании с гиперсензитивностью и страхами в восприятии окружающей реальности являются фундаментом возникновения защитных аутистических установок как патологических адаптационных механизмов[7]. Это приводит к недоразвитию социальных отношений и искажает весь ход дальнейшего психического развития. Прослеживается связь патологии аффективной сферы с нарушениями развития моторных навыков. Причем, в отличие от других детей с двигательными дефектами, аутисты не предпринимают самостоятельных попыток компенсации. Психологический анализ игровой и познавательной деятельности также позволяет предположить первичную недостаточность эмоциональной сферы (Лебединский, Спиваковская, Раменская, 1974; Лебединский, Новикова, 1975). Выражена диспропорция интеллектуального развития, сочетание значительных достижений в одних областях с недоразвитием в других. Кроме того, даже при потенциально сохранном интеллекте дети находятся вне реальной ситуации, выражены реакции негативизма, отказы от уже существующих умений и навыков. Для познавательной деятельности типичны нарушения целенаправленности, трудности концентрации внимания, быстрая пресыщаемость. Характерна вычурность образов мышления, своеобразие символизации. Содержание игр, фантазий, интересов однообразно. Наблюдается длительная фиксация на одних и тех же играх и рисунках. Даже к возрасту 8-10 лет игры часто носят манипулятивный характер, с предпочтением неигровых предметов. Со значительным отставанием развивается способность к символической игре (в норме к 2 годам), и даже когда она появляется, преобладают стереотипные, бедные по содержанию сюжеты игр (Cohen, 1980 и др.) С возрастом в большинстве случаев на первый план выступает нецеленаправленность поведения, его слабая связь с ситуацией, более отчетливо проявляются речевые расстройства. Нарушается, главным образом коммуникативная сторона речи с длительным сохранением автономных слов, преобладанием аффективно-образных звуковых компонентов (Лебединский, 1985). Речь оказывается не связанной с ситуацией, сохраняется путаница в употреблении личных местоимений. Мышление отличает конкретность, прямолинейность, ригидность, отсутствует понимание иносказаний и метафор (Baron-Cohen, 1980; Hobson, 1993 и др.). Таким образом, явления асинхронии и изоляции в развитии отдельных функций определяют качественные отличия возрастной динамики при искаженном развитии, по сравнению с нормой. На первый план в общей картине дизонтогенеза выходят особенности аффективной сферы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.006 с.) |