Тема 2. Основные теоретические подходы к изучению социальной коммуникации. Модели коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Основные теоретические подходы к изучению социальной коммуникации. Модели коммуникации.



Первые исследования коммуникации как социального явления (экзистенционализм, персонализм, герменевтика, семиотика). «Объективная» и «экзистенциальная» коммуникация К. Ясперса. Коммуникация в философии персонализма (Э. Мунье). Понятие «дискурс» в анализе коммуникации. «Диалогический принцип» М. Бубера. Герменевтический подход (Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер). Появление и развитие семиотики. Понятие знака и семиозиса в теориях Ч. Пирса и Ч. Морриса. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

Интеракционный подход: коммуникация как взаимодействие. Символический интеракционизм: взаимодействие – непрерывный диалог (Д. Мид). Этнометодология: механизмы социальной коммуникации (Г. Гарфинкель). Правила общения и общественные отношения. Драматургическая составляющая интеракции (теория Э. Гоффмана).

Интеракционистский культурологический подход к изучению коммуникации. Теория межкультурного содержания коммуникации Э. Холла. Понятие «социальной дистанции». Социокультурные аспекты коммуникации в теории «лица» (идентичности) в переговорах (С. Тинг-Туми).

Проблема социального взаимодействия в теориях социального обмена. Принципы обменных взаимоотношений в теории социального обмена Д. Хоманса. Исследование межличностных взаимодействий с помощью матрицы исходов. Представление социальной коммуникации в виде матрицы возможных исходов: модель «дилемма узника». Теория снижения неопределенности Ч. Бергера. Типы неопределенности и коммуникативные проблемы, выбор стратегии коммуникации. Управление неопределенностью (У. Гудикунст). Теория социального (коммуникационного) поля К. Левина.

Модели коммуникации. Модель Аристотеля «Оратор – Речь – Слушатель». Коммуникативная формула Г. Лассуэлла «Коммуникатор – Сообщение – Канал – Получатель – Эффект». Модель Шеннона – Уивера, понятие «шума» в коммуникации, многоканальная коммуникация. Модель М. де Флера, значение обратной связи в коммуникации. Циркулярная модель коммуникации У. Шрама и Ч. Осгуда. Двухканальная модель речевой коммуникации В.П. Морозова: разделение вербального и невербального каналов. Модель двухступенчатой коммуникации (П. Лазарсфельд). Станфордская модель коммуникации «Источник – Сообщение – Канал – Получатель».

Основные понятия: семиотика, интеракция, дискурс, социальное взаимодействие, модель коммуникации, коммуникатор, получатель, аудитория, сообщение, канал, шум, обратная связь.

Вопросы для подготовки и обсуждения на семинаре:

1. Какие аспекты коммуникации рассмотрены в рамках философских направлений экзистенционализма и персонализма?

2. С каким понятием связан философский анализ коммуникации?

3. В чем суть «диалогического принципа» человеческих отношений?

4. Какие проблемы коммуникации изучает герменевтика?

5. Перечислите три семиотических измерения. Что они изучают?

6. Каковы основные идеи теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса?

7. Дайте характеристику основных направлений в изучении коммуникации в рамках интеракционистского подхода.

8. В чем заключаются достоинства и недостатки рассмотренных моделей коммуникации?

9. Обсуждение докладов.

10. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

11. Ролевая игра «Альтернатива».

Темы докладов:

1. Технократические подходы к изучению коммуникации.

2. Основные элементы коммуникационного процесса, их характеристика.

3. Значение обратной связи в коммуникационном процессе.

4. Коммуникативные барьеры: понятие, типология, специфика.

Задание для самостоятельной работы:

Составьте модель коммуникационного процесса между преподавателем и студентом, опишите коммуникативные барьеры и предложите способы повышения эффективности коммуникации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.004 с.)