Тема 1. Предметная область и ключевые понятия социологии коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предметная область и ключевые понятия социологии коммуникации



СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение............................................................................................4

2. Тематический план курса…………………………………………........6

3. Краткое содержание курса………………………………………..........7

3.1. Предметная область и ключевые понятия

социологии коммуникации.................................................................7

3.2. Основные теоретические подходы к изучению

социальной коммуникации. Модели коммуникации........................8

3.3. Социологические доминанты коммуникации..........................11

3.4. Системность коммуникации.

Виды коммуникативных систем......................................................12

3.5. Семиотический уровень коммуникации..................................13

3.6. Лингвистический и металингвистический

уровни коммуникации......................................................................14

3.7. Паралингвистический и синтетический

уровни коммуникации......................................................................16

3.8. Коммуникативная личность.

Гендерные различия в коммуникативных процессах...................18

3.9. Межличностная коммуникация................................................19

3.10. Групповая коммуникация.......................................................21

3.11. Массовая коммуникация........................................................23

3.12. Межкультурная коммуникация..............................................24

3.13. Методы исследования социологии коммуникации..............26

3.14. Глобализация коммуникативных процессов........................27

3.15. Коммуникативный менеджмент.............................................28

4. Темы рефератов..............................................................................29

5. Вопросы к зачету… …..………………………………………………...30

6. Список учебной литературы…………………………………….........32

7. Список дополнительной литературы………………………….........34

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Социология коммуникации» предназначен для студентов направления «социология», рассчитан на 18 часов лекций и 18 часов семинарских занятий. Основной материал излагается в курсе лекций. На семинарских занятиях используются методы традиционного опроса, дискуссии и ролевой игры. Текущий контроль осуществляется посредством выполнения самостоятельных заданий и оценки работы студентов на семинарских занятиях. Форма итогового контроля – зачет.

Изучение дисциплины «Социология коммуникации» имеет важное теоретико-познавательное и прикладное значение, поскольку предполагает исследование роли коммуникативного процесса в жизни современного общества; рассмотрение видов коммуникативных систем, уровней и типов коммуникации (межличностной, организационно-групповой, массовой); изучение различных теоретических подходов и методов исследования социологии коммуникации, а также особенностей управления коммуникативными взаимодействиями в отдельных организациях и обществе в целом.

Курс соответствует требованиям и содержанию Государственного образовательного стандарта.

Цель: ознакомление с теоретическими и практическими аспектами социальной коммуникации; повышение уровня профессиональной подготовки специалистов.

Задачи:

1. Дополнение полученных ранее социологических знаний.

2. Ознакомление с понятиями социологии коммуникации, теоретическими направлениями и подходами в исследовании социальной коммуникации.

3. Формирование представлений о сущности глобализации коммуникативных процессов, их проблематике, факторах становления и развития информационного общества.

4. Выработка практических навыков по использованию основных методов исследования коммуникативных процессов в сферах межличностного, группового и массового взаимодействия, а также диагностике проблем межличностной и организационно-групповой коммуникации и формулированию рекомендаций по их устранению.

5. Повышение уровня гуманитарной культуры студентов.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ»

 

 

  №   Наименование темы Количество часов
Лек-ции Семинары Сам. работа Всего
1. Предметная область и ключевые понятия социологии коммуникации        
2. Основные теоретические подходы к изучению социальной коммуникации. Модели коммуникации.                
3. Социологические доминанты коммуникации        
4. Системность коммуникации. Виды коммуникативных систем     -    
5. Семиотический уровень коммуникации        
6. Лингвистический и металингвистический уровни коммуникации                
7. Паралингвистический и синтетический уровни коммуникации        
8. Коммуникативная личность        
9. Межличностная коммуникация        
10. Групповая коммуникация        
11. Массовая коммуникация -      
12. Межкультурная коммуникация        
13. Методы исследования социологии коммуникации        
14. Глобализация коммуникативных процессов     -    
15. Коммуникативный менеджмент   -    
  Итого        

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Виртуальная коммуникация

2. Публичная коммуникация

3. Политическая коммуникация

4. Маркетинговые коммуникации

5. Рекламная коммуникация

6. Гендерный аспект рекламной коммуникации

7. Коммуникативный анализ рекламы

8. Молчание как коммуникация

9. Информационные войны

10. Пропаганда как коммуникация

11. Визуальная коммуникация

12. Перфомансная коммуникация

13. Современный российский речевой этикет

14. Массовая культура и массовая коммуникация

15. Проблемы межкультурного восприятия

16. Стереотипы общения

17. Информационная революция

18. Информационная политика

19. Технологии коммуникации в управлении персоналом

20. Социальная информатика

21. Международные коммуникации

22. Техника дезинформации и обмана

23. Социально- коммуникативные институты

24. Современные информационные системы

25. Роль ПР в управлении коммуникативными процессами

26. Глобальное интерактивное общение

27. Качественные методы в социологии коммуникации

Требования к написанию реферата:

Структура реферата включает титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы. Во введении необходимо указать актуальность темы, цель и задачи реферата (объем введения – не менее 1 страницы). Основная часть должна состоять из нескольких разделов или глав с параграфами (объем – 10 - 15 страниц). В заключении приводятся основные выводы по теме реферата (объем – 1,5–2 страницы). Список литературы должен включать не менее 10 источников (учебников, монографий, статей), расположенных в алфавитном порядке по фамилии автора с указанием места издания, издательства, года издания и количества страниц. Сноски в реферате обязательны.

Реферат оформляется на листах формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал - 1,5.Общий объем реферата 15 - 20 страниц.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Объект и предмет изучения социологии коммуникации.

2. Основные понятия социологии коммуникации (коммуникация, общение, социальная коммуникация, речевая деятельность).

3. Понятие и типы коммуникации. Социальная коммуникация.

4. Формы коммуникационного действия.

5. Теоретические подходы к изучению социальной коммуникации.

6. Основные модели коммуникации.

7. Элементы и этапы коммуникационного процесса.

8. Стратификационные социологические доминанты коммуникации.

9. Ситуативные доминанты коммуникации.

10. Оценочные социологические доминанты коммуникации.

11. Функции социальной коммуникации.

12. Системность коммуникации.

13. Виды коммуникативных систем.

14. Семиотический уровень коммуникации.

15. Лингвистический уровень коммуникации.

16. Дискурс: понятие, типология, свойства.

17. Специфика металингвистического уровня коммуникации.

18. Синтетический уровень коммуникации, его особенности.

19. Паралингвистический уровень коммуникации.

20. Функции и социальная дифференциация невербальной коммуникации.

21. Невербальные средства коммуникации, их типология.

22. Коммуникативная личность: понятие и основные параметры.

23. Коммуникативная компетентность.

24. Коммуникативные стили.

25. Гендерные различия в коммуникации.

26. Межличностная коммуникация: особенности и функции.

27. Эффективность межличностной коммуникации.

28. Групповая коммуникация: специфика и функции.

29. Коммуникативная структура малой группы.

30. Межгрупповая коммуникация.

31. Массовая коммуникация: понятие и характеристики.

32. Теории изучения массовой коммуникации.

33. Средства массовой коммуникации, их структура.

34. Воздействие СМИ на аудиторию.

35. Межкультурная коммуникация: понятие, уровни, формы.

36. Невербальные аспекты межкультурной коммуникации.

37. Методы исследования социальной коммуникации.

38. Методы исследования массовой коммуникации.

39. Сущность глобализации коммуникативных процессов.

40. Концепции информационного общества.

41. Социологические аспекты информационной революции.

42. Коммуникативный менеджмент, его назначение.

43. Манипулирование информационными потоками.


УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. М.: Лабиринт, 1997. 221 с.

Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Изд-во «ДЕЛО», 1998. 480 с.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. M.:Изд-во МГУ, 1995. 271 с.

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 304 с.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. 2-е изд. М.: Смысл, 1999. 279 с.

Куницына В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник. М.: Смысл, 1999. 287 с.

Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2000. 248 с.

Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. 512 с.

Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 1996. 207 с.

Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2003. 615 с.

Парыгин Б.А. Анатомия общения: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 301 с.

Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю: Учеб. пособие. СПб.: СПбГАК, 1999. 211 с.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001. 656 с.

Психология влияния: Хрестоматия. СПБ.: Питер, 2001. 512 с.

Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций: Учеб. пособие. СПб.: ЛОПИ, 1995. 163 с.

Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: СПбГУП, 1996. 319 с.

Соколов А.В. Коммуникационные потребности: Учеб. пособие. Краснодар: Акад. культуры, 1996. 160 с.

Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. СПб.: Издательство российской национальной библиотеки, 2001. 351 с.

Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. 461 с.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 400 с.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью». СПб.: Питер, 2004. 397 с.

Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие в 2 ч. М.: Издательский Дом "Социальные отношения": Перспектива, 2003. Ч. 1: Техника и технология сбора и обработки информации. 264 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абдаев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. 336 с.

Аверченко Л.К. Управление общением: Теория и практикум для социального работника. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999, 216 с.

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 240с.

Айслер-Мертц К. Язык жестов. М.: «ГРАНД-ФАИР», 2001. 160 с.

Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно, или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993. 351 с.

Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. 392 с.

Американское коммуникативное поведение. Воронеж: ВГУ-МИОН, 2001. 224 с.

Андреева Г.М. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) // Психология влияния: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. С. 83 – 99.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001. 375 с.

Аронович А.В. Идеи Г.В. Лейбница об универсальном языке (развитие концепций универсального языка) // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 4. С. 68 – 77.

Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994. 200 с.

Афанасьев С.Л. Будущее общество. М., 2000.

Бакулев Г.П. Нормативные теории массовой коммуникации // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 105 – 114.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

Бергельсон М.Б. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики: (проспект учебного пособия) // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 3. С. 54 – 68.

Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. № 1. С. 55 – 67.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 480 с.

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов: Пер. с нем. СПб.: Питер, 1997. 224 с.

Блакар Г.М. Язык как инструмент социальной власти / В кн. Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. 512 с.

Бодрийяр Ж. Система вещей // Экология и жизнь. 2005. № 4 (45). С. 3 - 7.

Бондаренко С.В. Некоторые аспекты стратификации в сетях межличностного общения // Информационное общество. 2002. № 1. С. 44 - 48.

Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М: Наука, 1986. 303 с.

Бориснев С.В. Социология коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 270 с.

Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания. М.: Владос, 2000. 192 с.

Бубнова Г.И. Письменная и устная коммуникация: синтаксис и просодия. М.: Изд-во МГУ, 1991. 270 с.

Ващенко М.А. Символика цветов в народной культуре // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 1. С. 115 – 123.

Венедиктова Т. Между языком и дискурсом: кризис коммуникаций // Новое литературное обозрение. 2001. № 4(50). С. 89 - 95.

Винер Н. Человек управляющий. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. 172 с.

Войскунский А. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. М.: Знание, 1990. 239 с.

Выгорбина А.Е. Этика внутриколлективных отношений. М.: Вузовская техника, 1999. 72 с.

Гендер: язык, культура, коммуникация: Доклады Второй международной конференции, г. Москва, 22 – 23 ноября 2001 г. /Ред. И.И. Халеева. М.: МГЛУ, 2002. 334 с.

Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М.: Янус К, 1998. 168 с.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М.: ИНФРА-М, 1997. 272 с.

Горелов И.Н. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991. 238 с.

Городецкая Л.А. Культурно-обусловленные ритуалы общения: обязательность соблюдения и возможность нарушения // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. №2. С. 49 – 59.

Горохов В.М., Гринберг Т.Э. Концепция рекламы и паблик рилейшнз в теории массовых коммуникаций // Вестник МГУ. Сер. 10, Журналистика. 2002. № 1. С. 58-64.

Горохов В.М., Гринберг Т.Э. Концепция рекламы и паблик рилейшнз в теории массовых коммуникаций // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 1. С. 58 – 64.

Горохов В.М., Федотова Л.Н., Кузьменкова Н.А. Интегративная модель массовых коммуникаций: к проблеме взаимодействия СМИ, рекламы и ПР // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2003. № 4. С. 7 – 21.

Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. 1997. № 6. С. 73 – 83.

Григорьев В.П. Культура языка и языковая политика // Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 143 – 157.

Грошев И.В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социс. 1999. N 4. С. 71 – 77.

Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М.: Юнити, 2003. 352 с.

Гусейнова И.А. Гендерный аспект в текстах современной рекламы (на материале журнальной прессы ФРГ) // Филологические науки. 2000. № 3. С. 81-92.

Дейк Ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 310 с.

Дизель П.М., Мак-Кинли Р. Поведение человека в организации. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993. 272 с.

Добросклонская Т.Г. Роль СМИ в динамике языковых процессов // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 3. С. 38 – 54.

Донцов А.И., Кричевец А.Н., Зеленев И.А. Ангажированность телеканалов и социальные настроения аудитории (опыт аналитического исследования) // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2001. № 3. С. 3 – 14.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Юрайт, 2000. 344 с.

Дридзе Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социологические исследования. 1998. № 10. С. 44 – 50.

Дридзе Т.М. Социальная коммуникация и фундаментальная социология на рубеже XXI века // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1999. № 4. С. 90 – 98.

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. 268 с.

Дубин Б. Общество зрителей // Знание-сила. 2003. № 3. С. 12 – 20.

Душкина М.Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2004. 224 с.

Евсеева Н.А. Культура и языковые запреты // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. №2. С. 43 – 47.

Егидес А.П. Лабиринты общения. М.: Филинъ, 1999. 383 с.

Еляков А.Д. Современная информационная революция // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 29 – 38.

Засурский Я.Н. Постсоциалистические СМИ в глобальном, региональном и национальном контекстах. К вопросу о переходном периоде // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2001. № 4. С. 4 – 14.

Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб.: СОЮЗ, 1997. 288 с.

Землянова Л.М. О парадоксах коммуникационного разнообразия // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1998. № 4. С. 86 – 97.

Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник МГУ. Серия № 10. Журналистика. 1999. № 2. С. 58 – 69.

Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании: Коммуникативно прагматический аспект. М.: «Наука», 1993. С. 90 – 136.

Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999. 181 с.

Зуб А.Т. Невербальные коммуникации в управленческой деятельности: эволюционно-биологический аспект // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2000. № 2. С. 109 – 122.

Иванов В. Массовая коммуникация в фокусе системной теории: Николас Луман. Реальности массмедиа / В. Иванов, М. Назаров // Безопасность Евразии. 2002. № 1. С. 325 – 332.

Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 20 – 28.

Иващенко Г.В., Науменко Т.В. Массовая информация // Credo. 2000. № 3. С. 29-37.

Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. 1995. № 11. С. 26 – 34.

Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. 321 с.

Караваев А.Ф. Безъязыков В.Ю. PR-технологии и возможности информационно-психологического воздействия на аудиторию // Телекоммуникация и информатизация образования. 2005. № 2. С. 64 – 76.

Карасик В.В. Речевая индикация социального статуса человека // Эссе о социальной власти языка. Воронеж, 2001. С. 37-56.

Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Гнозис, 2002. 333 с.

Карасик В.И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс. М.: гнозис, 2004. 390 с.

Караулов Ю.В. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2002. 264 с.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 544 с.

Каспарова Г.С. Стратегия речевого поведения автора делового текста // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. № 4. С. 87 – 97.

Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе: пер. с англ. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. М., 2000. 608 с.

Кастельс М. Россия и сетевое общество: Аналитическое исследование // Мир России. 2000. № 1. С. 23-51.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М.: ИНФРА-М, 2002. 368 с.

Кирилина А.В. Исследование гендера в лингвистических научных дисциплинах // Гендерные образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы: Материалы международной научной конференции, Иваново, 24-25 июня 2003 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. С. 132-138.

Колесник Н.В. Медиа и власть в современной России: исследование взаимодействия в регионе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 4. Т. 7. С. 116 – 134.

Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1985. 175 с.

Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974. 81 с.

Кольцова О. Кто и как влияет на производство новостей в современной России // Pro et Contra. 2001. № 4. Т. 6. С. 82 – 108.

Коммуникация в культуре: Материалы научно-теоретического семинара (14 – 16 марта 1996 г.). Петрозаводск: ПГУ, 1996. 127 с.

Кравчук П.Ф., Зотов В.В. Личность в теории социальных коммуникаций // Личность. Культура. Общество. 2005 №2 (26). Т.7. С. 73 - 82.

Красовский Б.П. Разговор по телефону // Социологические исследования. 1998. № 10. С. 110 – 114.

Крейдлин Г.Е. Голос и тон в культуре и языке // Язык о языке (ред. Н.Д. Арутюнова). М.: «Индрик», 1999, С. 433 – 501.

Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в диалоге: невербальные гендерные стереотипы // Компьютерная лингвистка и интеллектуальные технологии. Труды Международной конференции Диалог - 2003, 11 – 16 июня 2003 г. М.: «Наука», 2003, 337 – 345.

Крейдлин Г.Е., Чувилина Е.А. Улыбка как жест и как слово (к проблеме внутриязыковой типологии невербальных актов) // Вопросы языкознания. 2001. № 4. С. 66 - 93.

Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. Б. м.: Эйдос, 1992. 160 с.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект-Пресс, 2001. 318 с.

Кузнецов Д.В. Роль современных коммуникаций в формировании массового сознания // Философия и общество. 2004. № 3. С. 92 - 104.

Кузнецова Т.Ф. Социокультурные взаимодействия и межкультурные коммуникации // Философские науки. 2003. № 5. С. 129 – 135.

Культура русской речи. М.: Норма-ИНФРА, 1999. 560 с.

Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 352 с.

Лагун А.Е. Невербальное поведение: к методике использования в социологическом исследовании // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 115 – 123.

Ларина Т.В. Категория «вежливость» как отражение социально-культурных отношений (на примере английской и русской коммуникативных культур) // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 4. С. 137 – 147.

Лейчик В.М. Отношения между культурой и языком: общие функции // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. №3. С. 17 – 30.

Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. М.: Смысл, 1997. 365 с.

Лоскутникова В.М. Возможности и границы применения теории коммуникации в современных социальных исследованиях // Открытое и дистанционное образование. 2004. № 1. С. 55 - 58.

Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: речь, 2001. 256 с.

Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: МГУ, 1999. 208 с.

Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Агентство «ФАИР», 1998. 352 с.

Минаева Л.В., Морозов А.Ю. Роль речевой коммуникации в создании имиджа // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 1. С. 55 – 72.

Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. СПб., Наука, 1994. 145 с.

Мудрик А. О коммуникативной культуре // Директор школы. 2003. № 3. С. 37 – 42.

Мурзин Д.А. Новые корпоративные стратегии коммуникации в современной России // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 1. С. 55 - 67.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Едиториал УРСС, 2002. 240 с.

Назаров М.М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1. С. 233 – 247.

Науменко Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 39 – 46.

Науменко Т.В. Функция журналистики и функция СМИ // Credo. 2000. № 2. С. 97 – 107.

Общение. Текст. Высказывание. М.: Наука, 1989. 172 с.

Осипова Н.Г. Теории и практика «влияния» средств массовой информации в современной зарубежной социологии // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 1. С. 92 – 103.

Павлов А.П. Коммуникативная природа общества // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. 2002. № 2. С. 24 – 30.

Павловская А.В. Национальный характер в условиях глобализации: перспективы изучения // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004. № 1. С. 108 – 117.

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. 496 с.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: СПбГУП, 1999. С. 297 - 431.

Пиз А. Язык жестов: Что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты. Воронеж: НПО «Модэк», 1992. 218 с.

Пиз А. Язык телодвижений. Н.Новгород: Ай-Кью, 1994. 262 с.

Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений: мужчина и женщина. М.: Эксмо-пресс, 2000. 115 с.

Писаренко И.И. Размышления о предметной социологии массовых коммуникаций // Образование и социальное развитие региона. 1998. № 2/4. С. 125 – 129.

Подгурецкий Ю., Куберчик Р. Формы социальной коммуникации // Alma mater. 1999. №12. С. 29 – 33.

Полубиченко Л.В. «Мужской» и «женский» язык рекламы // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 2. С. 48-57.

Полубиченко Л.В., Егорова О.А. Традиционные формулы народной сказки как отражение национального менталитета // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 1. С. 7 – 22.

Полуэхтова И. Телеменю и телеупотребление // Отечественные записки. 2003. № 4. С. 371 – 383.

Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика. М.: Едиториал УРСС, 2001, 568 с.

Потапова Р.К. Тайны современного кентавра: речевое взаимодействие «человек-машина». М.: Едиториал УРСС, 2003. 248 с.

Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. 576 с.

Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М.: Лабиринт, 1998. 333 с.

Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов: учеб. пособие для вузов по спец. социальная психология. М.: Стелс, 2001. 212 с.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1997. 279 с.

Пшегусова Г.С. Социальная коммуникация: методологические ракурсы исследования // Известия вузов. Общественные науки. 2003. № 3. С. 14 – 17.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политика, 1991. 287 с.

Ритцер Д. Современные социологические теории: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 688 с.

Ро О.С. Новые технологии коммуникации и организация // Социологические исследования. 2001. № 3. С. 64 – 73.

Рождественский Ю.В. Теория риторики: 2-е изд. М.: Добросвет, 1999. 482 с.

Роль языка в средствах массовой коммуникации: Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1986. 253 с.

Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: учеб. пособие. М.: Юнити, 2004. 271 с.

Сараф М. Насколько общественно общественное мнение // Журналист. 2001. № 2. С. 36 – 38.

Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995. 200 с.

Семиотика /Общ. ред. Ю.С. Степанова. М.: Радуга, 1983. 636 с.

Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта, Наука, 1999. 232с.

Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995. 352 с.

Сопер П. Основы искусства речи: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. 416 с.

Сорокин Ю.Я. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985. 168 с.

Социальная психология: Тексты для подготовки к семинарским занятиям /Ред.-сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. М.: МГУ, 1998. Вып. 2: Общение как обмен информацией. 128 с.

Средства массовой информации в современном мире: Материалы межвузовской научно-практической конференции /Под ред. В.И. Конькова. СПб., 2002. 322 с.

Станкин М. Межгрупповые взаимопонимания в коллективе // Служба кадров. 2002. № 6. С. 55 – 60.

Степанов С.С. Язык внешности: Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда: Искусство видеть человека насквозь, ориентируясь на тончайшие нюансы его облика. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с.

Столяров Ю.Н. Сущность информации. М.: ГМНТБ, 2000. 120 с.

Сурикова Т.Л. Этические проблемы языка массовой коммуникации: молодежные СМИ, политическая и потребительская реклама // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2004. № 1. С. 84 – 98.

Терентьева И. Дизайн в контексте семиотики, или особый аспект коммуникации // Советник. 2002. № 4. С. 24 – 25.

Тер-Минасова С.Г. Глобальная деревня или Вавилонская башня: языковая и межкультурная коммуникация // Вестник Московского университета. Сер. 21, Управление (государство и общество). 2004. № 1. С. 36-47.

Тер-Минасова С.Г. Личность и коллектив в языках и культурах // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 2. С. 7 – 17.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/Slovo, 2000. 624 с.

Тер-Минасова С.Г. Язык, личность, Интернет // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 4. С. 35 – 42.

Терри Э. Словарь языка средств массовой информации. М.: Русский язык, 1992. 668 с.

Техника дезинформации и обмана. М.: Мысль, 1978. 246 с.

Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 2004. 192 с.

Титов В.Н. Межкультурная коммуникация как фактор адаптации иммигрантов к городской среде // Общественные науки и современность. 2003. № 3. С. 128 – 139.

Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М.: Наука, 1989. 151 с.

Тузиков А.Р. Идеология и дискурсивная практика масс-медиа // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 6. С. 244 – 255.

Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику: Учеб. пособие. М.: Акад. общ. наук, 1990. 191 с.

Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Научный мир, 2001. 214 с.

Федотова Л.Н. Взаимодействие массовой и корпоративной коммуникации в информационном обществе // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2004. № 3. С. 20 - 31.

Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М. 1996. 231 с.

Фомичева И.Д. Газета как общенациональная коммуникация (коммуникационный кризис в России) // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2001. № 1. С. 23 – 30.

Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Личность. Культура. Общество. 2003. № 5. Вып. 1/2. С. 254 – 263.

Хейзинга Й. Человек играющий. М.: Прогресс, 1992. 464 с.

Хроленко А. Т., Бондалетов А.Т. Теория языка: учеб. пособие для вузов филол. и гуманит. профилей. М.: Флинта: наука, 2004. 512 с.

Цаголева Р.С. Социология коммуникации как учебная дисциплина // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 3. С. 27 – 32.

Цаголова Р.С. Обоснование социологии коммуникации как научной дисциплины // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1999. № 4. С. 84 – 90.

Цыганков П.А. Международные процессы в условиях глобализации: проблема эффективной коммуникации // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1999. № 4. С. 56 - 65.

Чанышева Г. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 148 – 151.

Чугунов А.В. Перспективы развития в России «информационного общества»: Социальный портрет российской интернет-аудитории по данным социологических опросов // Полис: Политические исследования. 2002. № 5. С. 146 – 157.

Шарков Ф.И. Истоки парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 52 – 61.

Шахова И.В., Шуклина Е.А. Самообразование как автокоммуникация: социологический анализ // Образование и наука. 2003. № 5(23). С. 107 - 120.

Шкондин М.В. СМИ как комуникативная система // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2002. № 1. С. 34 – 45.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор: Пер. с англ. Мн.: Полифакт, 1992. 128 с.

Штангель А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. М.: Прогресс, 1986. 206 с.

Щеглова С.Н. Участие и формы взаимодействия социологов в научном сетевом сообществе // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 106 – 113.

Щекан Г.В. Как читать людей по их внешнему облику. Киев: Украина, 1992. 237 с.

Щербатых Ю. Искусство обмана. СПб.: Азбука-Терра, 1997. 368 с.

Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2000. 270 с.

Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию. Пер. с ит. В.Г. Резник, А.Г. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2004. 544 с.

Эссе о социальной власти языка. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. 196 с.

Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. М., 1995.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 1998. 596 с.

Язык и массовая коммуникация. Социолингвистическое исследование. М.: Наука, 1984. 277 с.

Яковлев И.П. О коммуникологии как науке о коммуникационных процессах // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 3. С. 212 – 215.

Яновский А.М. Невербальное общение при деловых контактах // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2003. № 9. С. 58 -59.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение............................................................................................4

2. Тематический план курса…………………………………………........6

3. Краткое содержание курса………………………………………..........7

3.1. Предметная область и ключевые понятия

социологии коммуникации.................................................................7

3.2. Основные теоретические подходы к изучению

социальной коммуникации. Модели коммуникации........................8

3.3. Социологические доминанты коммуникации..........................11

3.4. Системность коммуникации.

Виды коммуникативных систем......................................................12

3.5. Семиотический уровень коммуникации..................................13

3.6. Лингвистический и металингвистический

уровни коммуникации......................................................................14

3.7. Паралингвистический и синтетический

уровни коммуникации......................................................................16

3.8. Коммуникативная личность.

Гендерные различия в коммуникативных процессах...................18

3.9. Межличностная коммуникация................................................19

3.10. Групповая коммуникация.......................................................21

3.11. Массовая коммуникация........................................................23

3.12. Межкультурная коммуникация..............................................24

3.13. Методы исследования социологии коммуникации..............26

3.14. Глобализация коммуникативных процессов........................27

3.15. Коммуникативный менеджмент.............................................28

4. Темы рефератов..............................................................................29

5. Вопросы к зачету… …..………………………………………………...30

6. Список учебной литературы…………………………………….........32

7. Список дополнительной литературы………………………….........34

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Социология коммуникации» предназначен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.27.148 (0.233 с.)