Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее понятие о психологическом тренинге
Термин «тренинг» происходит от английского «training» и имеет ряд значений: подготовка, обучение, тренировка и т.п. Тренинг в самом общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. В настоящий момент существует целый ряд определений психологического тренинга, каждое из которых подчеркивает какой-либо из его аспектов: · Тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. Цель тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации (Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании - Manpower Services Commission, MSC). · Тренинг — обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в интерактивной форме (Сидоренко Е. В). · Социально-психологический тренинг — средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения (Петровская Л.А.). · Тренинг — многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека (Санкт-Петербургский институт тренинга). · Тренинговый метод — это способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью осуществления изменений в их жизни и в них самих (Вачков И.В., Дерябо С.Д.). · Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.). · Психотренинг — это специфическая форма групповой психологической работы с людьми. Его ключевая идея — использование феномена взаимовлияний участников (так называемых горизонтальных связей) для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях (Никандров В.В.). · Тренинг – деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование способностей и установок, необходимых для успешной социализации человека (Саруханов В. А.).
Таким образом, суммируя существующие определения, можно сказать, что психологический тренинг – это вид преобразующего воздействия, производимого в рамках специально организованной для этой цели группы и направленного на формирование навыков и умений (в первую очередь коммуникативных), позволяющих участнику изменить собственные стратегии поведения и таким образом повысить свою личностную компетентность и эффективность в какой-либо сфере жизни и деятельности.
Организует целенаправленное воздействие тренер – ведущий тренинговой группы. Используемые им в групповой работе методы обладают выраженным психотехническим потенциалом. Это значит, что они способны приводить к запланированным изменениям в психике участников: дают возможность изменять содержание и характер протекания психических процессов. Например, участники начинают задумываться над новыми для себя идеями (содержание), обращать внимание (процесс) на то, на что раньше не обращали внимания (новое содержание), например, на способы, с помощью которых люди сообщают друг другу о своем отношении друг к другу. Или участники начинают лучше понимать чувства друг друга (содержание), точнее сопереживать (процесс), яснее выражаться и т.д. Психотехническая «заряженность» тренинговых встреч предусматривает специальные усилия тренера. Это означает, что в идеале тренер понимает, с помощью каких средств и в каком направлении он ориентирует движение группы. Но это не означает, что тренер полностью определяет качество и результативность работы группы. Реальная жизнь тренинговой группы является результатом: а) желания членов данной группы участвовать в тренинге и их готовности работать ради достижения заявленной цели тренинга; б) усилий тренера, берущего на себя ответственность за организацию ключевых процедурных моментов в группе, за поддержание целевой направленности групповой работы; в) субъективных реакций (произвольных или спонтанных) участников группы, конкретных особенностей их взаимодействия между собой, стихийно или организованно складывающихся отношений между членами группы.
Следовательно, жизнь тренинговой группы – это сплав, в который входят как минимум следующие компоненты: 1) естественно протекающие групповые процессы – так же, как и в любой иной спонтанно сложившейся или формально организованной группе; 2) искусственно заданные тренером правила и нормы групповой работы, благодаря которым удается управлять состоянием группы и ее движением в изначально оговоренном направлении; 3) естественно и спонтанно возникающие реакции участников группы, отражающие процесс происходящих с ними преобразований; 4) структурированный правилами процесс взаимодействия между членами групп, складывающиеся отношения между ними.
Рисунок 1. Цели психологического тренинга
Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются: · соблюдение ряда принципов групповой работы; · нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (и даже не столько) от ведущего, сколько от самих участников; · наличие более или менее постоянной группы (обычно от 8 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны); · определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу); · акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь"; · применение активных методов групповой работы; · объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия; · атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности. Таким образом, тренинговыми являются все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания и коммуникативных навыков).
Преимущества тренинговой (групповой) работы заключаются в следующем (Вачков И.В.): 1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, – для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным стимулом для изменинй. 2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется – ярко, выпукло -система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
3. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое; возможность "смотреться" в целую галерею "живых зеркал" является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом. 4. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки. 5. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания. 6. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе. 7. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.007 с.) |