Раздел I. Понятие и виды тренингов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Понятие и виды тренингов



ПСИХОТЕХНИКИ И ТРЕНИНГИ

(организация и проведение тренинговых занятий)

 

Учебное пособие

 

 

Издательство

Тюменского государственного университета

О. С. Андреева. ПСИХОТЕХНИКИ И ТРЕНИНГИ (организация и проведение тренинговых занятий): Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009, 211 с.

 

В учебном пособии в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования рассматриваются различные теоретические подходы к организации и проведению тренинговых занятий, а также практические вопросы работы психотренера с группой. Автором предлагаются инвариантные принципы построения тренинговых занятий, которые могут быть использованы в рамках любого теоретического подхода к проведению тренингов.

 

Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Психология» всех форм обучения, в том числе заочной с применением дистанционных образовательных технологий.

 

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института психологии, педагогики и социального управления, рекомендовано и одобрено кафедрой общей и социальной психологии, Редакционно-издательским советом Института дистанционного образования ТюмГУ

 

Рецензенты:

Т. С. Шевцова – доцент кафедры общей и социальной психологии ИППСУ ТюмГУ, кандидат психологических наук

 

С.А. Проценко – генеральный директор тренинговой компании Human Factors (Западная Сибирь), кандидат психологических наук

 

Ответственный за выпуск:

А. В. Трофимова, зав. отделом учебно-методического обеспечения Института дистанционного образования ТюмГУ

 

© Тюменский государственный университет, 2009

© О.С. Андреева, 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Рабочая программа дисциплины

Рекомендации по самостоятельной работе студента

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРЕНИНГОВ

Глава 1. Общее понятие о психологическом тренинге

1.1. Общее понятие о психологическом тренинге

1.2. Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы

Глава 2. Виды тренингов

Резюме

Вопросы для самопроверки

 

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИНГА

Глава 3. Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы

3.1. Противопоказания и ограничения при наборе в тренинговую группу

3.2. Количественный состав группы

3.3. Группы обязательные и добровольные: особенности и специфика работы

3.4. Группы гомогенные и гетерогенные: особенности и специфика работы

3.5. Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности

3.6. Типы поведения участников в группе и групповые роли

3.7. Типичные ролевые структуры в тренинговых группах.

Глава 4. Групповая динамика в тренинговой группе

4.1. Общее понятие о групповой динамике

4.2. Механизмы групповой динамики

4.3. Этапы развития тренинговой группы в процессе групповой динамики

4.4. Самораскрытие участников в ходе тренинга

Глава 5. Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, трениговые (психотехнические) упражнения

5.1. Групповая дискуссия

5.2. Ролевая игра

5.3. Тренинговые (психотехнические) упражнения

Глава 6. Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга

Резюме

Вопросы для самопроверки

 

РАЗДЕЛ III. ВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА

Глава 7. Ведение группы

7.1. Начало группы

7.2. Рефлексия (сознательная проработка переживаний)

7.3. Значимость обратной связи в процессе работы

7.4. Конфликт в тренинговой группе

7.5. Завершение работы тренинговой группы

7.6. Причины и профилактика психологических травм в ходе тренинга

Резюме

Вопросы для самопроверки

 

РАЗДЕЛ IV. ЛИЧНОСТЬ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГА

Глава 8. Функции психотренера и стили руководства группой

8.1. Стили руководства группой

8.2. Поведенческие роли психотренера

Глава 9. Личность ведущего и ее влияние на работу группы

9.1. Личностные качества, необходимые психотренеру

9.2. Этические принципы работы тренера

9.3. Требования к профессиональной подготовке

Резюме

Вопросы для самопроверки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

Тесты для самоконтроля

Ключи к тестам для самоконтроля

Вопросы для подготовки к зачету

ГЛОССАРИЙ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Требования к тренинговой программе (образец)

Приложение 2. План-макет тренингового занятия (образец)

Приложение 3. Карта наблюдений за работой ведущих

Приложение 4. Кодекс этики и практики обучающих тренеров Британской ассоциации консультирования (БАК)

Приложение 5. Пример тренинговой программы

Приложение 6. Как не попасть на "плохой" тренинг: 12 правил

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Это пособие имеет двойное назначение. Во-первых, оно будет полезным для студентов-психологов в качестве учебного пособия в рамках курса «Психотехники и тренинги». В нем дается подробное описание того, каким образом организуются и проводятся тренинги. Разумеется, речь идет лишь об ознакомлении с тем, на что и каким образом следует обратить внимание при разработке тренингов различных видов. Научиться же вести тренинги, только читая пособие, невозможно. Собственно, как невозможно освоить любой иной сколь-нибудь сложный навык, будь то двигательный, перцептивный или даже чисто интеллектуальный (интерпретация метафорических высказываний).

Чтобы освоить работу тренера, довести ее даже до минимально приемлемого уровня, требуется сначала пройти несколько тренингов в качестве участника (в том числе тренинг личностного роста), проработав не только свои личностные проблемы, но и установки по отношению к тренингу. Затем освоить методическую часть с использованием данного пособия. После этого поработать уже в качестве тренера, но под супервизорством опытного тренера, обладающего дополнительной квалификацией наставника.

Во-вторых, данное пособие будет полезным для пользователей (будущих специалистов служб управления персоналом и т.д.), которые стремятся стать квалифицированными заказчиками тренингов.

В пособии отражены основные сферы применения различных тренингов, очерчена направленность работы, показаны их возможности и ограничения. Для потенциальных заказчиков мы рекомендуем после ознакомления с данным пособием найти возможность пройти хотя бы одну - две тренинговых группы, ориентируясь не столько на глубину проработки своих жизненных смыслов, сколько на прочувствование и понимание сущности тренинга как такового. Только в этом случае материал, представленный в пособии, может действительно помочь вам как заказчикам в выборе тренинга и тренера, обладающего соответствующей квалификацией.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Рабочая программа дисциплины

Пояснительная записка

Настоящий курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «психология».

В рамках курса рассматриваются различные теоретические подходы к организации и проведению тренинговых занятий, а также практические вопросы работы психотренера с группой.

Цель курса: сформировать у студентов комплексные знания и профессиональное мышление в области теоретических и практических основ подготовки и проведения тренинговых занятий.

Задачи курса:

· познакомить студентов с различными формами тренинговой работы;

· дать представление о работе ведущего тренинговой группы;

· научить студентов применять полученные знания на практике (в работе с реальной группой);

· дать возможность каждому студенту получить практический опыт тренинговой работы с реальной группой.

Курс рассчитан на 36 семинарских, 36 лабораторных и 48 часов самостоятельной работы для студентов ОДО и 18 семинарских и 102 часа самостоятельной работы для студентов ДО.

Темы семинарских и лабораторных занятий совпадают.

В теоретической части курса предлагаются инвариантные принципы построения тренинговых занятий, которые могут быть использованы в рамках любого теоретического подхода.

Практическая часть курса предполагает моделирование различных тренинговых ситуаций и их групповой анализ. В роли ведущего - тренера выступает сначала преподаватель курса, демонстрирующий различные виды тренинговой работы, а затем, по мере получения теоретических знаний, сами студенты. Таким образом, каждый студент к завершению курса имеет возможность выполнить роль психотренера в группе.

В связи со спецификой учебного плана по дисциплине (отсутствие лекционных занятий) при изучении курса большая роль отводится самостоятельной работе студентов. Она предусматривает:

- дополнительную проработку материала, рассматриваемого на семинарских занятиях;

- самостоятельное изучение определенной части теоретического материала, которое, как правило, не вызывает затруднений;

- подготовку к лабораторным занятиям (самостоятельную разработку тренинговых программ).

Контроль знаний студентов дистанционного обучения обеспечивается проведением семинарских занятий, разработкой и апробацией (группами по 2-4 человека) программы тренинга, сдачей текущих контрольных работ, заполнением теста и сдачей устного зачета по прилагаемым вопросам.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план для студентов ОДО

Шифр раздела, темы Наименование разделов и тем Распределение часов разделов и тем
Семинар. Лаборат. Самост. работа Всего
  Семестр __7__        
Блок 1 Понятие и виды тренингов        
1 Общее понятие о психологическом тренинге 2 2 4 8
1.1 Общее понятие о психологическом тренинге   -    
1.2. Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы        
2 Виды тренингов 2 2 4 8
Блок 2 Организация тренинга        
3 Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы 7 7 4 18
3.1 Противопоказания и ограничения при наборе в тренинговую группу        
3.2 Количественный состав группы   - -  
3.3 Группы обязательные и добровольные: особенности и специфика работы     -  
3.4 Группы гомогенные и гетерогенные: особенности и специфика работы     -  
3.5 Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности     -  
3.6 Типы поведения участников в группе и групповые роли        
3.7 Типичные ролевые структуры в тренинговых группах   -    
4 Групповая динамика в тренинговой группе 4 4 6 14
4.1 Общее понятие о групповой динамике        
4.2 Механизмы групповой динамики        
4.3 Этапы развития тренинговой группы в процессе групповой динамики        
4.4 Самораскрытие участников в ходе тренинга   -    
5 Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, трениговые (психотехнические) упражнения 6 6 8 20
5.1 Групповая дискуссия        
5.2 Ролевая игра        
5.3 Тренинговые (психотехнические) упражнения        
6 Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга 3 3 2 8
Блок 3 Ведение тренинга        
7 Ведение группы 6 6 10 22
7.1 Начало группы   -    
7.2 Рефлексия (сознательная проработка переживаний)        
7.3 Значимость обратной связи в процессе работы     -  
7.4 Конфликт в тренинговой группе        
7.5 Завершение работы тренинговой группы        
7.6 Причины и профилактика психологических травм в ходе тренинга        
Блок 4 Личность ведущего тренинга        
8 Функции психотренера и стили руководства группой 2 2 4 8
8.1 Стили руководства группой        
8.2 Поведенческие роли психотренера        
9 Личность ведущего и ее влияние на работу группы 4 4 6 14
9.1 Личностные качества, необходимые психотренеру        
9.2 Этические принципы работы тренера        
9.3 Требования к профессиональной подготовке   - -  
Итого за семестр          
Всего по дисциплине          

 

Тематический план для студентов ДО

Шифр раздела, темы Наименование разделов и тем Распределение часов разделов и тем
Семинар. Самост. работа Всего
  Семестр __7__      
Блок 1 Понятие и виды тренингов      
1 Общее понятие о психологическом тренинге   8 9
1.1 Общее понятие о психологическом тренинге 0,5   6,5
1.2. Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы 0,5   2,5
2 Виды тренингов 1 8 9
Блок 2 Организация тренинга      
3 Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы 3,5   11,5
3.1 Противопоказания и ограничения при наборе в тренинговую группу 0,5   2,5
3.2 Количественный состав группы 0,5   1,5
3.3 Группы обязательные и добровольные: особенности и специфика работы 0,5   1,5
3.4 Группы гомогенные и гетерогенные: особенности и специфика работы 0,5   1,5
3.5 Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности 0,5   1,5
3.6 Типы поведения участников в группе и групповые роли 0,5   2,5
3.7 Типичные ролевые структуры в тренинговых группах 0,5   4,5
4 Групповая динамика в тренинговой группе      
4.1 Общее понятие о групповой динамике 0,5   2,5
4.2 Механизмы групповой динамики 0,5   2,5
4.3 Этапы развития тренинговой группы в процессе групповой динамики 0,5   8,5
4.4 Самораскрытие участников в ходе тренинга 0,5   0,5
5 Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, трениговые (психотехнические) упражнения      
5.1 Групповая дискуссия      
5.2 Ролевая игра      
5.3 Тренинговые (психотехнические) упражнения      
6 Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга 1,5   5,5
Блок 3 Ведение тренинга      
7 Ведение группы      
7.1 Начало группы 0,5   2,5
7.2 Рефлексия (сознательная проработка переживаний) 0,5   4,5
7.3 Значимость обратной связи в процессе работы 0,5   1,5
7.4 Конфликт в тренинговой группе 0,5   2,5
7.5 Завершение работы тренинговой группы 0,5   4,5
7.6 Причины и профилактика психологических травм в ходе тренинга 0,5   8,5
Блок 4 Личность ведущего тренинга      
8 Функции психотренера и стили руководства группой      
8.1 Стили руководства группой 0,5   4,5
8.2 Поведенческие роли психотренера 0,5   4,5
9 Личность ведущего и ее влияние на работу группы      
9.1 Личностные качества, необходимые психотренеру      
9.2 Этические принципы работы тренера 0,5   6,5
9.3 Требования к профессиональной подготовке 0,5   1,5
Итого за семестр        
Всего по дисциплине        

Содержание лекционного курса

Глава 2. Виды тренингов

Выделение видов тренинговых групп в зависимости от используемого направления психотерапии. Бихевиорально-ориентированные группы (группы тренинга умений); гуманистически-ориентированные группы (группы встреч гештальт-группы); группы трансактного анализа; психодраматические группы; телесно-ориентированная групповая психотерапия. Общее и различия в работе различных групп; области применения каждого из видов.

Глубина тренинга. Тренинги умений (общих и частных) и тренинги личностного развития.

Тренинги проблемно-ориентированные и возрастно-ориентированные.

Выделение видов тренинга в зависимости от целей: тренинги сензитивности, общения, личностного роста, супружеского взаимодействия, родительского поведения, делового общения и т.д.; их особенности.

 

Глава 7. Ведение группы

Особенности организации пространства для разных видов групп.

Начало группы: процедура знакомства. Проблема первого впечатления. Проведение целеполагания. Ввод групповых норм и правил (тренером) или их выработка самой группой. Примеры типичных правил. Психологическая разминка (разогрев группы) - общий в процессе тренинга и в начале каждого занятия. Проблема мотивации группы. Логика построения занятий.

Рефлексия в процессе работы (сознательная проработка переживаний). Необходимость эмоционального отреагирования в процессе занятий; его способы.

Значимость обратной связи в процессе работы.

Использование конфликта для активизации групповой динамики. Способы организации конфликта и выхода из него. Типы конфликтов: группа/ведущий; лидер/ведущий; группа/отстраняющийся участник; группа/негативный лидер; участник/участник. Конструктивный и неконструктивный конфликт на тренинге.

Завершение группового процесса.Группы пролонгированные и ограниченные во времени. Причины “естественного умирания” (распада) пролонгированной группы. Важность завершающего этапа работы группы с фиксированным временем занятий. Понятие “закрытого гештальта”. Уровни закрытия гештальта: поведенческий, вербальный, воображение. Ритуалы прощания (выход из тренинга). Необходимость завершенности каждого отдельного занятия и способы их завершения. Возможные последствия незавершенности тренинга.

Причины и профилактика психологических травм на тренинге.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

Календарно-тематический план работы

№ темы Название темы Время, отводи-мое на изучение темы Виды учебной работы, рекомендуемое время на выполнение Форма контроля Сроки представ- ления заданий на проверку
           
  Общее понятие о психологическом тренинге   Изучение теоретических материалов 6 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 8
    Виды тренингов   Изучение теоретических материалов 6 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 8
  Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы   Изучение теоретических материалов 6 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 8
  Групповая динамика в тренинговой группе   Изучение теоретических материалов 8 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 8
  Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, тренинговые (психотехнические) упражнения   Изучение теоретических материалов 6 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий 4
Всего 12
  Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга   Изучение теоретических материалов - Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки -
Выполнение практических заданий 10
Всего 8
  Ведение группы   Изучение теоретических материалов 16 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 4
Выполнение практических заданий -
Всего 20
  Функции психотренера и стили руководства группой     Изучение теоретических материалов 8 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 10
  Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс   Изучение теоретических материалов 14 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 12
  Итого   Изучение теоретических материалов 70 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 18
Выполнение практических заданий 14
Всего 102

Методические рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы

Указания по самостоятельному изучению теоретической части

дисциплины

Учебный материал необходимо изучать последовательно, соответственно рабочему плану, используя в качестве основы предлагаемое учебное пособие. Обращайте внимание на выделенные слова и предложения, на сноски к тексту. Обращайтесь к рекомендованной учебной литературе, а также к INTERNET-источникам и другим информационным источникам. Основные для каждой темы авторы и литературные источники указанны непосредственно в тексте (раздел «Теоретические материалы»). При изучении каждой темы рекомендуется обратить особое внимание на дополнительный материал, представленный в Приложениях 1-5.

При изучении и отработке теоретического материала стоит обратить внимание на содержание и толкование ключевых понятий, выделенных в тексте, а также на различные подходы к рассмотрению тех или иных аспектов тренинга. Однако акцент необходимо делать именно на общих схемах и принципах, позволяющих создать универсальную модель построения тренинга, которая в дальнейшем, в зависимости от поставленной цели, может быть наполнена необходимым содержанием.Практическая часть курса предполагает моделирование различных тренинговых ситуаций и их групповой анализ. В роли ведущего - тренера выступает сначала преподаватель курса, демонстрирующий различные виды тренинговой работы, а затем, по мере получения теоретических знаний, сами студенты. Таким образом, каждый студент к завершению курса имеет возможность выполнить роль психотренера в группе. Указания по разработке и демонстрации тренинговой программы

В течение семестра студент по учебному плану должен разработать тренинговую программу.

Программа разрабатывается группами по 3-5 человек; отдельные элементы программы (на выбор студента, по предварительному согласованию с преподавателем) затем демонстрируют на учебной группе, в которой проходят занятия.

Целью разработки программы является усвоение изученного материала по Разделу II («Организация тренинга») и выработка умения вести тренинг на реальной группе (Раздел III «Ведение группы»).

Требования к тренинговой программе и форма ее предоставления на проверку подробно указаны в Приложении 1.

Для того чтобы тренинговая программа была зачтена, она должна отвечать следующим требованиям:

1. Самостоятельность (авторство студентов).

Программа составляется непосредственно студентами; недопустимо брать готовые программы из печатных и Интернет-источников. При этом студенты могут пользоваться тренинговыми (психотехническими) упражнениями и играми, взятыми из других источников (по возможности, со ссылкой на автора или место публикации).

Для проверки авторства преподаватель может пользоваться Интернет-системой «Анти-плагиат». Если в процессе рецензирования тренинговой программы обнаружится, что это требование не соблюдено, то работа не получит положительной оценки и будет возвращена на пересдачу.

2. Корректность оформления.

Программа должна иметь оформление, соответствующее требованиям, представленным в данном учебном пособии. При нарушении указанных требований программа возвращается студенту на доработку.

Демонстрация отдельных элементов разработанной тренинговой программы (как правило, одного блока длительностью 1-2 академических часа) проходит в рамках лабораторных занятий. Разработчики программы выступают в качестве тренеров; они могут работать как индивидуально, так и парами.

Часть учебной группы (10-12 человек) при этом выполняет роль участников тренинга, остальные являются наблюдателями, которые в процессе фиксируют результаты наблюдения в специальной «Карте наблюдения» (см. Приложение 3). По окончании демонстрации проводится обсуждение представленного тренингового блока и работы ведущих, в котором принимают участие как наблюдатели, так и участники тренинга. Общая логика обсуждения соответствует логике «Карты наблюдения».

Студенты, не побывавшие в роли тренеров (ведущих тренинга), вместо этого сдают две заполненных «Карты наблюдения» с подробными комментариями. «Карты наблюдения» заполняются индивидуально.

Сданные карты наблюдения являются заменой только проведения тренинга. Разработка программы тренинга является обязательным заданием для всех студентов без исключения.

Указания к промежуточной аттестации с применением балльно-рейтинговой системы оценки знаний студента

На изучаемую дисциплину с учетом зачета отводится 100 зачетных единиц. При этом до 60 баллов студент может получить за текущую работу в семестре. Зачет может оцениваться в 40 баллов.

 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Рисунок 1. Цели психологического тренинга

 

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

· соблюдение ряда принципов групповой работы;

· нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (и даже не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

· наличие более или менее постоянной группы (обычно от 8 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

· определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

· акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь";

· применение активных методов групповой работы;

· объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

· атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Таким образом, тренинговыми являются все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания и коммуникативных навыков).

 

Преимущества тренинговой (групповой) работы заключаются в следующем (Вачков И.В.):

1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, – для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным стимулом для изменинй.

2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется – ярко, выпукло -система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.

3. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое; возможность "смотреться" в целую галерею "живых зеркал" является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом.

4. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.

5. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания.

6. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе.

7. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.

 

Таблица 1.

Глава 2. Виды тренингов

 

В настоящий момент в связи с многообразием видов и форм тренингов не существует их единой классификации. В данном пособии мы приводим ряд классификаций, имеющих прикладное значение.

 

I.

Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся перед группой. В ней выделены пять типов групповой работы (Журавлев Д.В.):

1. «Я - Я» – группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост; главные источники преобразований внутриличностные.

2. «Я - Другие» – группы, направленные на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как про­исходит процесс межличностного влияния в зависимости от того или иного спосо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.082 с.)