Проблемы разработки и реализации концепции устойчивого развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы разработки и реализации концепции устойчивого развития



Концепция устойчивого развития – форма развития или прогресса общества, которая удовлетворяет потребностям ныне живущих людей и не ущемляет возможности будущих поколений обеспечивать такое же существование (охватывает проблемы окружающей среды, финансовые, социальные, демографические). Во многом, речь идет об обеспечении неубывающего во времени — от поколения к поколению — качества жизни людей и природного капитала.

Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал.

В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой — инвестиции в людей — один из самых ценных активов любой страны. При переходе на вычисление истинных темпов сбережений (инвестиций) этот недостаток исправляется корректировкой рассчитываемых традиционными методами темпов сбережений: в сторону уменьшения — путем оценки истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды (потеря природного капитала), и в сторону увеличения — путем учета возрастания человеческого капитала (прежде всего из-за инвестиций в образование и базовое медицинское обслуживание).

История

В первые десятилетия деятельности Организации Объединенных Наций экологические проблемы редко включались в повестку дня международного сообщества. Организация уделяла основное внимание проблемам эксплуатации и использования природных ресурсов, стремясь, в частности, к тому, чтобы развивающиеся страны, осуществляли контроль над своими ресурсами. В течение 1960-х гг. был заключен ряд соглашений по проблеме загрязнения морей, особенно в результате разлива нефти. С тех пор по мере появления все новых свидетельств ухудшения окружающей среды в глобальном масштабе росла обеспокоенность международного сообщества в связи с влиянием развития на экологию планеты и благополучие человека. Организация Объединенных Наций выступала как основной выразитель озабоченности по поводу состояния окружающей среды и главный сторонник «устойчивого развития».

Однако вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-е годы был посвящен ряд научных работ. Реакцией на эту озабоченность было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым докладом «Пределы роста»), Международный институт системного анализа, а в СССР — Всесоюзный институт системных исследований.

1972 год – конференция в Стокгольме => впервые поставлен вопрос о защите окружающей среды. Создание Программы ООН по окружающей среде. Впервые была осознана важность защиты ОС, появилось природохр. законодательство, министерства и ведомства по ОС.

Международная комиссия по окружающей среде и развитию, учрежденная Генеральной Ассамблеей в 1983 г., привнесла новое понимание и ощущение актуальной необходимости в новом типе развития, обеспечивающем экономическое благосостояние нынешнего и будущих поколений, наряду с охраной ресурсов окружающей среды, от которых полностью зависит развитие.

1987 год – доклады Комиссии «Our Common Future», «Sustained development». Определена формулировка понятия «устойчивое развитие» - «удовлетворение потребностей настоящего времени, не подрывающее способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

1992 год – крупнейшая конференция ООН по окружающей среде (Рио-де-Жанейро) – 114 глав государств, 30 тысяч представителей компаний и организаций:

ü осознание наличия экологической проблемы и необходимости её решения;

ü принятие Концепции устойчивого развития;

ü принятие Декларации по окружающей среде и развитию;

ü принятие Повестки дня на XXI век (программа применения концепции устойчивого развития);

ü определение 27 принципов, определяющих права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей.

2002 год – всемирный саммит в Йоханнесбурге («Саммит Земли») – более 100 глав государств и правительств (но: не было глав государств США и России => снижение статуса саммита), 65 тысяч представителей компаний и организаций:

 

3 основные точки зрения на концепцию:

1. Экономическая - оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.

2. Социальная – ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми + справедливое разделение благ.

3. Экологическая - устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

Аспекты концепции устойчивого развития:

ü аспект развития (развивающиеся страны);

ü аспект экологии (развитые страны).

Реализация концепции устойчивого развития:

ü подписание ряда экологических соглашений *;

ü установление общей дифференцированной ответственности стран;

ü введение принципа «загрязнитель платит»;

ü принятие внутренних мер в странах (концепция входит в государственную стратегию стран и компаний).

* Киотский протокол (1997 год):

ü к 2000 году стабилизация объёмов выбросов парниковых газов на уровне 1990-го года;

ü к 2008-2012 годам сокращение объёмов выбросов парниковых газов в среднем на 5,2% (развитые страны);

ü введение отдельных обязательств для каждой страны.

ü зеленым цветом отмечены страны ратифицировавшие Киотский протокол.

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

  • торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
  • проекты совместного осуществления и механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран полностью или частично за счёт инвестиций другой страны;

Результаты применения концепции устойчивого развития:

ü снижение уровня бедности (с 35% до 17%);

ü улучшение состояния озонового слоя;

ü снижение количества кислотных дождей;

ü обязательство снизить долю населения, не имеющего доступ к пресной воде (к 2015 году);

ü обязательство развитых стран увеличить помощь развивающимся странам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.008 с.)