Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплекс систем микроклимата
Обеспечение требуемых параметров воздушной среды на судах осуществляется судовыми системами микроклимата, а также путём теплоизоляции ограждений и поверхностей нагревающегося или охлаждающего оборудования. Комплекс систем микроклимата предназначен для поддержания определённого газового состава воздушной среды, её температуры, влажности, подвижности, отопления и охлаждения судовых помещений, ограничения до безопасных концентраций взрывоопасных и вредных для человека газов, удаления избыточных тепло-, влаго- и газовыделений от оборудования, механизмов и приборов, обеспечение условий надёжного функционирования электронного и другого оборудования, сохранения перевозимых грузов и уменьшения коррозии корпусных конструкций. В группу систем микроклимата входят системы вентиляции, отопления, охлаждения, осушения, регенерации, кондиционирования воздуха, системы газового анализа и противохимической вентиляции судовых помещений. Выбор необходимого перечня систем микроклимата, технологического процесса тепловлажностной обработки воздуха и теплоизоляции помещений и оборудования зависит от типа, назначения и водоизмещения судна, его категории, района плавания, мощности главных двигателей, количества пассажиров и вида перевозимых грузов. Системы вентиляции предназначены для обеспечения требуемого качества и чистоты воздуха, иногда заданной температуры и влажности (без тепловлажностной обработки) за счёт подачи в судовые помещения наружного воздуха и удаления из них загрязнённого. Кроме того, системы вентиляции служат для подачи воздуха к механизмам, котлам, электрооборудованию и системам, потребляющим воздух в процессе эксплуатации. В некоторых случаях воздухообмен, осуществляемый системами вентиляции, позволяет снизить взрывоопасную концентрацию газов в судовых помещениях (грузовых насосных отделениях, тамбурах, коффердамах, производственных зонах танкеров, судов-нефтесборщиков, газовозов и плавучих буровых установок). Кратность воздухообмена оценивается отношением объёма воздуха, поступающего в помещение в течение часа к его внутреннему объёму. Она зависит от назначения помещения и определяется санитарными правилами.
В зависимости от назначения вентилируемых помещений различают следующие системы: общесудовой вентиляции, вентиляции помещений энергетической установки, насосных установок, аккумуляторных, станций пожаротушения, ангаров, грузовых трюмов и др. По способу побуждения к действию системы вентиляции подразделяются на естественные, искусственные (механические) и комбинированные. При естественной вентиляции воздухообмен осуществляется за счёт разности плотностей холодного и тёплого воздуха снаружи и внутри помещений (тепловое побуждение), а также путём использования скоростного напора ветра или воздушных потоков, обдувающих движущееся судно (ветровое побуждение). Наиболее широкое распространение на современных судах получила искусственная вентиляция, при которой приём наружного и удаление загрязнённого внутреннего воздуха осуществляется через вентиляционные шахты или грибовидные головки с помощью центробежных и осевых вентиляторов. По способу осуществления воздухообмена различают приточную, вытяжную и смешанную (приточно-вытяжную) вентиляцию. Приточная система вентиляции подаёт в помещение свежий наружный воздух и создает в нём некоторое избыточное давление, за счёт которого из вентилируемого помещения вытесняется загрязнённый воздух, а также предотвращается поступление в него из коридоров и тамбуров воздуха, содержащего вредные примеси. Вытяжная вентиляция, отсасывая из помещения отработавший (загрязнённый) воздух, создаёт в нём некоторое разрежение, вследствие чего в помещение поступает свежий воздух из коридоров и соседних помещений или снаружи через приёмные устройства. Системами искусственной вытяжной вентиляции оборудуются судовые помещения, в которых выделяются вредные газы, пары или неприятные запахи. Для повышения эффективности вентиляции используют приточно-вытяжные системы, в которых в зависимости от назначения помещений преобладают либо приток, либо вытяжка воздуха. Системы искусственной вентиляции с целью повышения их экономичности могут работать в режимах полной и частичной рециркуляции внутреннего воздуха помещений, а также без рециркуляции.
Системы общесудовой вентиляции обслуживают жилые, служебные, бытовые и медицинские помещения. На рис. 7.29 приведена принципиальная схема системы общесудовой вентиляции жилых и санитарно-гигиенических помещений. Жилые помещения оборудованы искусственной приточной и естественной вытяжной вентиляцией через дверные решётки. Приток воздуха в каюты осуществляется через регулируемые с мест выпускные потолочные воздухораспределители. Санитарные, бытовые помещения и вентиляторная обслуживаются искусственной вытяжной вентиляцией и естественной приточной из коридора через дверные решётки. Вентиляторы системы установлены в специальной выгородке (вентиляторной). Чтобы шум и вибрация от приточного вентилятора не передавались по воздуховодам в судовые помещения и корпусным конструкциям, сразу за вентилятором установлен глушитель воздушного шума.
Системы отопления предназначаются для обогрева жилых, служебных и производственных помещений судов в холодное время года. Системы отопления компенсируют теплопотери помещений путём создания процесса теплообмена между теплоносителем системы и воздухом обслуживаемого помещения. В зависимости от вида теплоносителя системы отопления бывают водяные, паровые, воздушные и электрические. По гигиеническим показателям наиболее предпочтительным является воздушное отопление, а наименее — паровое, которое снижает относительную влажность воздуха в помещениях, отличается высоким уровнем шума, пригоранием пыли на отопительных приборах, даёт малую аккумуляцию (от лат. accumulatio — накопление) тепла. Параметры пара позволяют регулировать их только количественно. Системы водяного и парового отопления являются централизованными, так как в них подготовка теплоносителя осуществляется централизованно для всех обслуживаемых помещений в специальных теплогенераторах — котлах, подогревателях воды и т. д. В системах воздушного отопления тепловлажностная обработка воздуха осуществляется в агрегатах, обслуживающих группы помещений или отдельные помещения. Системы электрического отопления являются местными, так как преобразование электрической энергии в тепловую производится непосредственно в помещениях. Гигиенические и технико-экономические показатели систем отопления определяются в первую очередь видом теплоносителя. Система водяного отопления использует в качестве теплоносителя горячую воду. Вода имеет большую удельную теплоёмкость [4,19 кДж/(кг • К)] и плотность ( 1000 кг/м3), что позволяет транспортировать значительное количество теплоты при сравнительно небольшом количестве теплоносителя. К достоинствам теплоносителя можно отнести его сравнительно невысокую температуру (не ниже 70 °С и не выше 95 °С) при большой аккумуляции теплоты, обеспечивающей устойчивый тепловой режим отапливаемых помещений. Система водяного отопления практически бесшумна. Она состоит из теплогенераторов, нагревательных приборов, циркуляционного насоса, расширительного сосуда, воздухосборника, воздухоотводчиков, трубопроводов с арматурой. В качестве теплогенераторов в системе могут использоваться водогрейные котлы, электрические, паровые или пароэлектрические подогреватели воды и утилизационные котлы. Циркуляция воды в системе обеспечивается циркуляционным насосом или разностью давлений горячей и отработавшей воды. Разность эта обычно составляет 25-35 °С. По числу магистралей системы могут быть одно- и двухпроводными. В двухпроводных системах горячая и отработавшая вода двигаются по отдельным трубопроводам. Однопроводные системы могут быть проточными, когда вода проходит последовательно через все нагревательные приборы, и с замыкающими участками, когда через нагревательный прибор проходит часть общего расхода теплоносителя. Системы водяного отопления находят применение в жилых и служебных помещениях.
Система парового отопления из-за своих недостатков находит на судах ограниченное применение в машинных отделениях, санитарно-гигиенических и санитарно-бытовых помещениях, мастерских, кладовых и др. Теплоносителем системы является сухой насыщенный пар с давлением не более 0,3 МПа (3 кгс/см2), получаемый от главных и вспомогательных котлов, а также с берега или другого судна. Системы парового отопления проектируют однопроводными или двухпроводными. В однопроводной системе паровые грелки подключают последовательно к одной магистрали, в двухпроводных — к раздельным магистралям свежего и отработавшего пара. Двухпроводные системы могут быть прямоточными или противоточными. Каждая магистраль системы обслуживает группу помещений, близких по тепловому режиму (санитарные помещения, помещения пищевого блока и т. д.). Система электрического отопления используется на судах для компенсации теплопотерь помещений, которые нецелесообразно оборудовать системой кондиционирования воздуха и в которых по условиям эксплуатации нельзя прокладывать трубопроводы и устанавливать грелки систем парового и водяного отопления. К таким помещениям относятся посты, мастерские и кладовые с электронным и электротехническим оборудованием и приборами. Основным элементом системы электрического отопления являются нагревательные приборы — электрические грелки. Преобразование электрической энергии в тепловую в грелках происходит в трубчатых электронагревателях (ТЭН-ах). Конструктивно ТЭН состоит из стальной трубки, заполненной кварцевым песком, и пропущенной через неё спирали, изготовленной из нихрома.
Система электрического отопления гигиенична, проста по устройству, имеет небольшую массу, позволяет легко регулировать температуру воздуха в помещении. Недостатками системы являются высокая стоимость эксплуатации, сложность обеспечения электрозащиты. Общим недостатком систем отопления является то, что при отсутствии увлажнения воздуха они не в состоянии обеспечить требуемую степень его относительной влажности, то есть комфортные условия. Системы охлаждения служат для поддержания необходимого температурного режима в жилых и служебных помещениях, а также в помещениях для хранения провизии и скоропортящихся грузов. В группу систем охлаждения входят системы холодильного агента (хладагента) и хладоносителя. Система хладагента предназначена для перемещения холодильного агента (хладона, аммиака и др.) с целью выработки искусственного холода. Система хладоносителя обеспечивает перемещение хладоносителя (рассола, воды и др.) между холодильной машиной и охлаждаемым помещением. В зависимости от способа транспортировки холода к охлаждаемому помещению и вида хладоносителя различают системы: непосредственного испарения, рассольного и воздушного охлаждения. Испаритель в системах непосредственного испарения устанавливается в самом охлаждаемом помещении и играет роль охлаждающей батареи. В системе рассольного охлаждения в качестве промежуточного теплоносителя применяют рассол. В системе воздушного охлаждения промежуточным теплоносителем является воздух. Теплый воздух из помещения прокачивается вентилятором через воздухоохладитель, где охлаждается циркулирующим хладагентом. Охлаждённый воздух через воздухораспределители вновь поступает в помещение. В жилых и служебных помещениях температурный режим определяется условиями обитаемости и комфортности в них. В охлаждаемых помещениях режим для перевозки скоропортящихся грузов и провизии диктуется условиями перевозки и хранения этих грузов. По температурному режиму перевозки скоропортящиеся грузы на судах делятся на четыре класса: замороженные с температурой от – 6 °С и ниже; охлаждённые от – 5 °С до – 1 °С; охлаждаемые от 0 °С до + 15 °С; вентилируемые без создания определённого температурно-влажностного режима. Системы осушения воздуха обеспечивают сохранность перевозимых грузов и снижение интенсивности коррозии конструкций корпуса за счёт понижения влажности воздуха. Влажность воздуха может быть понижена путём его охлаждения в поверхностном охладителе или путём поглощения влаги твёрдыми (адсорбенты) и жидкими (абсорбенты) влагопоглотителями.
К твёрдым сорбентам относятся силикагель, алюмогель, цеолиты и др. На судах широко распространен силикагель, представляющий собой кристаллическое механически прочное пористое вещество, изготавливаемое в виде гранул диаметром 1-3 мм. Развитая поверхность капилляров силикагеля составляет 400—500 м2/г. При насыщении адсорбента влагой его адсорбционные способности уменьшаются. Регенерацию адсорбента осуществляют воздухом, подогретым до 150—250 °С. По мере пропускания осушаемого воздуха через слой силикагеля он будет нагреваться до температуры 50—90 °С из-за конденсации водяного пара в капиллярах, сопровождающейся выделением теплоты парообразования. Поэтому перед подачей в грузовые помещения осушенный воздух пропускается через воздухоохладитель. Принципиальная схема системы осушения воздуха адсорбентами приведена на рис. 7.30.
В состав системы входят два адсорбера, внутри которых установлены кассеты, заполненные силикагелем с толщиной слоя 200-300 мм. В процессе работы системы один из адсорберов (на схеме — нижний) осушает засасываемый вентилятором атмосферный воздух. Осушенный и нагретый воздух после адсорбера проходит последовательно через манипулятор, воздухоохладитель, фильтр и поступает в палубную магистраль, а из неё — в грузовые помещения. Второй адсорбер (верхний на схеме) находится в режиме регенерации. Для его осуществления атмосферный воздух засасывается вентилятором, подаётся в воздухонагреватель, где нагревается до 150-200 °С, и поступает на регенерацию в адсорбер. Здесь он проходит через слой насыщенного силикагеля, высушивает его и с парами воды выбрасывается в атмосферу. Система постоянно находится в работоспособном состоянии, так как процесс регенерации происходит за меньший период времени, чем процесс обводнения силикагеля. В системах осушения воздуха, использующих в качестве влагопоглотителей водные растворы солей (хлористого лития LiCl, хлористого кальция Са2С1, бромистого лития LiBr и др.), принцип действия основан на том, что давление паров у поверхности поглощающих жидкостей меньше, чем в окружающем их пространстве. Разность давлений и способствует процессу поглощения влаги из воздуха адсорбентом. Системы кондиционирования воздуха служат для создания и автоматического поддержания в судовых помещениях заданных параметров воздушной среды. Системы кондиционирования воздуха сочетают в себе функции вентиляции, отопления, охлаждения и очистки воздуха от вредных веществ. Своё начало эти системы берут с конца XIX в., когда на английском судне «Норман» впервые было применено искусственное охлаждение воздуха. Системы разделяются на систему технического кондиционирования воздуха и систему комфортного кондиционирования. Система технического кондиционирования воздуха направлена на создание благоприятных условий для работы радио, акустического и электронного оборудования, предотвращения порчи перевозимого груза, снижения интенсивности коррозии корпусных конструкций. Система комфортного кондиционирования воздуха предназначена для создания основных параметров микроклимата в судовых помещениях, наиболее благоприятных для человека и независимых от внешнего климата и метеорологических условий. Она поддерживает на заданном уровне состав, давление, чистоту, температуру (21-26 °С), относительную влажность (40-60 %), подвижность (0,15 м/с) воздуха и теплопоглощение поверхностей ограждений и оборудования. Технологический процесс кондиционирования воздуха может включать также одоризацию (добавление в воздух веществ, придающих характерный запах), дезодоризацию (устранение нежелательных запахов) и ионизацию (превращение атомов и молекул в ионы) воздуха. В состав системы входят оборудование для тепловлажностной обработки воздуха (фильтры, теплообменные аппараты, увлажнители, отделители влаги), вентиляторы, смесители и воздухораспределители, глушители, трубопроводы, приборы и арматура систем автоматического регулирования, контрольно-измерительные приборы. Системы кондиционирования воздуха весьма разнообразны. Их можно классифицировать по следующим признакам: — по сезонности – круглогодичные, летние, зимние (первые предпочтительнее); — по месту обработки воздуха – автономные, центральные, местные, местно-центральные; — по числу каналов – одно- и двухканальные; — по скорости воздуха в каналах – низкоскоростные (15— 17 м/с), среднескоростные (17-22 м/с) и высокоскоростные (22-30 м/с); — по наличию рециркуляции – без рециркуляции и с рециркуляцией; —по типу воздухораспределителя – с выпускными и доводочными воздухораспределителями. В центральных системах кондиционирования воздуха полностью обработанный в центральном кондиционере воздух подаётся непосредственно в судовые помещения. В местных системах холод вырабатывается централизованно и подаётся к установленным в судовых помещениях местным кондиционерам, в которых производится дальнейшая тепловлажностная обработка воздуха. Выработка холода в местно-центральных системах централизована, а последующая обработка воздуха осуществляется частично в центральном кондиционере и дополнительно в теплообменниках каютных воздухораспределителей. Автономные системы кондиционирования представляют самостоятельные кондиционеры, включающие в себя аппараты тепловлажностной обработки воздуха и холодильную машину, обслуживающие данное помещение. В моноблочном кондиционере в одном корпусе монтируются все основные элементы (вентиляторы, теплообменники, фильтры, увлажнители, воздухоохладители и т. п.), а в секционном — эти элементы распределены по самостоятельным секциям. Типовые схемы систем кондиционирования приведены на рис. 7.31. В одноканальной центральной системе кондиционирования с рециркуляцией и выпускными воздухораспределителями (рис. 7.31, а)в летний период смесь атмосферного и рециркуляционного воздуха охлаждается и осушается в воздухоохладителе и с температурой 12-20 °С поступает через воздухораспределитель в помещение. Нагреватели первой и второй ступени и увлажнитель при этом не работают. В зимний период воздухоохладитель не работает, а воздух нагревается до температуры 12-15 °С в воздухонагревателе первой ступени, смешивается с рециркуляционным воздухом, увлажняется и подогревается в воздухонагревателе второй ступени до 30-45 °С, после чего подаётся в воздухораспределитель. Рециркуляция воздуха применяется с целью сокращения расходов тепла и холода. В подобных системах параметры воздуха можно изменять количественно, изменяя его расход с помощью регулятора расхода в воздухораспределителе. Местно-центральная одноканальная система с доводочными воздухораспределителями без рециркуляции (рис. 7.31, б) позволяет наряду с количественным регулированием расхода воздуха обеспечить качественное его изменение за счет тепловлажностной обработки в доводочном эжекционном воздухораспределителе. В последнем установлен водяной теплообменник, который охлаждает летом и подогревает зимой эжектируемый воздух. В такой системе наружный воздух охлаждается в центральном кондиционере до температуры 12-16 °С и осушается летом либо нагревается до температуры 15—25 °С и увлажняется зимой, после чего поступает в воздухораспределитель. Эжектируемый из обслуживаемого помещения воздух проходит через теплообменник доводочного воздухораспределителя, охлаждается до 14-18 °С летом или нагревается зимой до 30-45 °С, смешивается с воздухом, поступающим из кондици-
онера, и вновь подаётся в помещение. Такая схема системы позволяет снизить производительность центральных кондиционеров в 1,5-2,0 раза по сравнению с предыдущим типом системы, уменьшить потребляемую холодопроизводительность и мощность системы на 20-25 %, сократить массогабаритные характеристики воздуховодов. Система представляет большие возможности для регулирования параметров обрабатываемого воздуха. Особенностью третьей схемы (см. рис. 7.31, в)является наличие двух каналов, по которым поступает воздух с отличными друг от друга параметрами. Смешивая воздух, поступивший по каналам 1 и II в воздухораспределитель-смеситель в различных количествах, можно получить разные параметры воздуха в помещении. Это позволяет производить индивидуальную регулировку воздуха в каждом обслуживаемом помещении в очень широких пределах. Системы газового анализа применяются для контроля за газовым составом воздушной среды, в основном, в замкнутых судовых помещениях. Они должны предупреждать о предельно-допустимых концентрациях вредных и токсичных компонентов. На танкерах, газовозах, морских буровых установках, судах-нефтесборщиках действие этих систем направлено на предотвращение возникновения взрывоопасных концентраций углеводородных газов. Система противохимической вентиляции предназначена для подачи очищенного воздуха в загерметизированные жилые, служебные, машинные помещения и воздушные шлюзы при возникновении повышенной концентрации паров и газов, способных оказать отрицательное воздействие на здоровье людей. Она обеспечивает воздушный подпор в вентилируемых помещениях и поддерживает необходимую температуру. Для подачи воздуха могут быть использованы штатные системы вентиляции и кондиционирования воздуха.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.029 с.) |