Противопожарная защита морских сооружений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Противопожарная защита морских сооружений



Это комплекс мероприятий, направленных на ограничение количества горючих веществ на бор­ту судна или сооружения, создание конструктив­ной противопожарной защиты, систем сигнали­зации обнаружения пожара и предупреждения людей о введении в действие средств пожароту­шения, противопожарных систем. Пожары и взры­вы представляют собой наибольшую опасность для судов и других морских сооружений.

Конструктивная противопожарная защита.

Конструктивная противопожарная защита (КПЗ) представляет собой комплекс пассивных средств, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара на судне; на ограничение распространения пожара и дыма по судну; на со­здание условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна, а также путей, по которым возможно проведение борьбы с пожаром. Простейшим способом предупреждения возник­новения пожара является физическое устранение горючих веществ на борту судна, что практически невозможно.

Все помещения в зависимости от степени их пожарной опасности делятся на десять категорий. Их отделяют друг от друга с помощью огнестой­ких, огнезадерживающих и негорючих конструк­ций. Наиболее эффективными противопожарны­ми конструкциями являются огнестойкие палубы и переборки типа А.

Системы пожарной сигнализации.

Обеспечение эффективной противопожарной защиты судов во многом зависит от своевременности обнаружения пожара и быстрого оповещения экипажа о его воз­никновении. После этого его необходимо лока­лизовать и потушить на ранней стадии развития, пока он не вышел из-под контроля и не создал угрозы судну и людям, находящимся на борту. Основные функции систем противопожарной сиг­нализации следующие:

— сбор информации из защищаемых помеще­ний;

— передача этой информации к центральному прибору (ЦП);

— обработка полученной информации и её оценка;

— формирование сигналов (местных или обще­судовых) о пожаре, индикация о месте воз-ник­новения пожара;

— контроль исправности аппаратуры (ЦП, ли­ний связи, датчиков-извещателей);

— включение средств противопожарной за-щиты (подача воды, углекислоты, хладона и дру-гих огнетушащих веществ, отключение вентиля-ции, за­крытие дверей, клинкетов и т. п.).

Системы противопожарной сигнализации раз­деляют на систему сигнализации обнаружения по­жара и на систему сигнализации предупреж-дения о пуске огнетушащего вещества.

Система обнаружения пожара предназна-чена для выявления пожара на наиболее ранней стадии его развития и подачи сигнала-сообщения о нём автоматически или вручную.

Датчики-извещатели (ДИ) являются основ-ны­ми элементами системы обнаружения пожара, так как они определяют все основные свойства систе­мы: чувствительность, надёжность, быстродействие, достоверность сигнала и т. п. В зависи­мости от способа приведения в действие различа­ют пожарные извещатели ручные (РИ) и автома­тические.

Все существующие типы ДИ пожарной сигна­лизации можно привести к трём типам (рис. 7.20): тепловые, дымовые, световые или радиационные, комбинированные, имеющие в своём составе не­обходимое число разнотипных ДИ с логической обработкой сигналов, и предупреждающие, ин­формирующие о создании пожароопасной концен­трации горючих газов или паров. При выборе того или иного типа ДИ необходимо учитывать назна­чение помещения, вероятные причины и усло­вия возникновения и развития пожара.

Системы пожаротушения.

Системы пожароту­шения предназначены для ограничения распрост­ранения и уничтожения пожара. В зависимости от принципа тушения их можно классифициро­вать следующим образом (рис. 7.21). Все суда обо­рудуются системами водяного пожаротушения. В зависимости от назначения помещений в них дополнительно к водяной противопожарной сис­теме могут быть предусмотрены другие стационар­ные системы пожаротушения.

7.4.3.1. Системы тушения пожара по принципу охлаж­дения зоны горения и реагирующих веществ.

В эту группу систем входят системы, тушащие пожар, в основном, с помощью воды, хотя принцип ох­лаждения используется в системах и с некоторы­ми другими огнетушащими средами. Вода явля­ется наиболее доступным и одновременно универ­сальным огнетушащим средством. Она обладает высокой теплоёмкостью (с = 4,186 кДж/кг °С) и теплотой парообразования (r = 2235,75 кДж/кг). Она имеет важный вторичный эффект: в зоне го­рения частично испаряется, образуя из 1 л около 1700 л сухого насыщенного пара, который, вытесняя воздух, способствует прекращению горе­ния. Применение воды в качестве огнетушащего вещества имеет свои ограничения. Из-за элект­ропроводности её нельзя использовать для туше­ния горящего электрооборудования. Ряд веществ и материалов при взаимодействии с водой само­возгорается, выделяет водород и кислород, а иног­да даже взрывается.

Система водяного пожаротушения предназна­чена для тушения пожара компактными и распы­лёнными водяными струями, подаваемыми от переносных или стационарных пожарных стволов. Она используется также для подачи воды в другие системы (спринклерную, водяного орошения, водораспыления, водяных завес, пенотушения), к эжекторам осушительной систе-

Рис. 7.21. Классификация систем пожаротущения

 

 


мы, на промыв­ку цистерн сбора сточных вод, на обмыв якорных цепей и клюзов, мытьё палуб и на другие нужды. Конструктивно система водяного пожаротушения состоит из пожарных насосов, приёмных кингсто­нов, трубопроводов и контрольно-измерительных приборов, концевых пожарных клапанов, пожар­ных стволов и рукавов, средств дистанционного управления.

Количество стационарных пожарных насосов на судах зависит от их вместимости. Дополни­тельно к основным устанавливается стационарный аварийный насос, расположенный так, чтобы при возникновении пожара в помещении основных насосов, он не вышел из строя. Рабочее давле­ние в трубопроводах системы обычно не превы­шает 1,0 МПа, а рабочее давление у любого по­жарного клапана составляет не менее 0,5 МПа.

Спринклерная система предназначена для ту­шения пожара путём подачи воды в защищаемые помещения через спринклеры (распылители спе­циальной конструкции), включаемые автоматичес­ки при повышении температуры до определённой величины. Такими системами могут оборудовать­ся посты управления, станции пожаротушения, каюты, кают-компании, общественные помеще­ния, спортзалы, столовые, камбузы, курительные и др. (рис. 7.22).

Спринклер представляет собой распылитель закрытого типа, по конструкции близкий датчику-извещателю с расширяющейся жидкостью. Трубопровод перед спринклером постоянно заполнен водой под ра­бочим давлением. Поступление воды в спринк­лер преграждается специальным клапаном (стек­лянной колбой с расширяющейся жидкостью), который вскрывается при достижении определён­ной температуры в защищаемом помещении, обес­печивая доступ воды в распыляющее устройство. Температура вскрытия спринклеров в жилых и слу­жебных помещениях лежит в интервале 68-79 °С. В помещениях с высокой температурой, напри­мер сушильные и камбузные помещения, темпе­ратура срабатывания спринклеров принимается на 30 °С выше, чем температура у подволока поме­щения. Спринкле-

Рис. 7.22. Спринклерная система: 1 – спринклеры; 2 – распределительный трубопровод; 3 – манометры; 4 – секционное контрольно-сигнальное устройство; 5 – магистральный трубопровод; 6 – система водяного пожаротушения; 7 – реле давления; 8 – пусковое пневмореле; 9 – кингстон; 10 – фильтр; 11 – спринклерный насос; 12 – главное контрольно-сигнальное устройство; 13 – указательная колонка; 14 – пневмогидравлическая цистерна; 15 – спускной трубопровод; 16 – насос; 17 – из магистрали пресной воды; 18 – компрессор; 19 – редукционный клапан; 20 – блок очистки осушки; 21 – баллон сжатого воздуха; 22 – предохранительный клапан; 23 – секционные контрольно-сигнальные устройства;  

 

 


ры размещаются в верхней час­ти защищаемого помещения на таком расстоянии друг от друга, чтобы на каждый 1 м2 площади пола обеспечивался расход воды не менее 5 л/мин.

Системы водораспыления подают воду к распы­лительным насадкам для тушения пожара в ма­шинных и насосных помещениях, в дизель-гене­раторных отделениях, глушителях двигателей внут­реннего сгорания, утилизационных котлах, ды­мовых трубах паровых котлов, каналах вытяжной вентиляции и в помещениях специальной катего­рии. Они подразделяются на системы распылён­ной воды с диаметром капель 200-400 мкм и сис­темы тонкораспылённой воды с диаметром капель 150-200 мкм и с использованием туманных рас­пылителей или с применением смачивателя и сжа­того воздуха. Управление системой может быть ручным с места установки клапаном пуска систе­мы и дистанционным из постов управления по­жарными системами. Система оборудуется авто­матическими устройствами, сигнализирующими о её пуске в действие.

Система водяного орошения предназначена для подачи воды к оросительным насадкам для туше­ния пожара и охлаждения палуб, переходных пло­щадок, трапов, выходов и вахт, куполов и других выступающих частей грузовых ёмкостей, района расположения грузовых коллекторов, клапанов их управления и других мест установки ответствен­ных видов арматуры и оборудования грузовой си­стемы, переборок грузовых насосных и компрес­сорных помещений, поста управления, надстро­ек, рубок постов управления грузовыми опера­циями (ПУГО), кладовых легковоспламеняющихся веществ и материалов, обращённых к грузовой зоне. В состав системы входят источники потреб­ления забортной воды, магистральные и распределительные трубопроводы, быстродействующие клапаны, распылители или перфорированные тру­бы, побудительные трубопроводы. Питание сис­темы орошения забортной водой осуществляется от магистрали системы водяного пожаротушения.

Система водяных завес служит для создания сплошных водяных завес, препятствующих распро­странению огня, пара и газов и защищающих людей от тепловой радиации. По согласованию с Pегистром она может быть применена вместо огнестой­ких и огнезадерживающих конструкций типа А и В там, где эти конструкции установить невозможно. Состав системы аналогичен составу системы водяного орошения. Питание системы забортной водой осуществляется от магистрали системы во­дяного пожаротушения.

7.4.3.2. Системы, тушащие пожар по принципу изоля­ции реагирующих веществ от зоны горения

В ре­зультате применения этих систем прекращается диффузия молекул окислителя или горючего вещества к зоне горения. К ним относятся системы пенного и по­рошкового пожаротушения.

Системы пенного пожаротушения предназначе­ны для подачи пены на горящую поверхность (по­верхностный способ) или для заполнения защи­щаемого помещения (объёмный способ). Исполь­зование пены впервые позволило обеспечить эффективное тушение пожаров нефтепродуктов. В зависимости от способа получения различают химическую пену, образованную в результате хи­мической реакции, и воздушно-механическую пену, формируемую путём механического пере­мешивания воды, воздуха или другого газа и пенообразователя. Соответственно системы называ­ются системами химического или воздушно-меха­нического пенотушения. Опыты по тушению по­жара нефтепродуктов химической пеной впервые в мире были осуществлены под руководством рус­ского инженера А. Г. Лорана в начале XX в. Раз­работка в 40-х годах прошлого века Л. М. Розенфельдом рецеп­туры отечественного пенообразователя ПО-1 поз­волила получить воздушно-механическую пену. Появление воздушно-механической пены посте­пенно свело на нет применение химической пены в судовых системах, ограничив использование по­следней лишь в огнетушителях.

Пена представляет собой двухфазную ячеисто-плёночную среду, образованную множеством пузырьков воздуха или другого газа, разделённых тонкими плёнками жидкости. Основными харак­теристиками пены являются плотность, дисперс­ность, вязкость, стойкость и кратность. Кратность представляет собой отношение объёма получен­ной пены к объёму её жидкой фазы. Разработан­ные в последние годы пенообразователи обеспе­чивают получение пены низкой, средней и высо­кой кратности при меньших концентрациях, обыч­но, 3 и 6 %. При этом пенообразователь для по­лучения пены низкой и средней кратности должен работать на морской воде.

Системы воздушно-механического пенотушения применяются при тушении пожаров в грузовых тан­ках для перевозки нефти и нефтепродуктов, топ­ливных цистернах, машинных и насосных поме­щениях, постах управления, кладовых, на палу­бах, защищаемых лафетными стволами, взлётно-посадочных вертолётных площадках и др. В систе­мах воздушно-механического пенотушения применяется пена: низкой кратности (6-12); сред­ней кратности (50-150); высокой кратности (950-1050). На современных судах стали использовать системы, вырабатывающие раздельно, но подаю­щие одновременно пену низкой и средней кратно­сти (комбинированная пена). В большинстве слу­чаев пена низкой кратности используется при выбросе в качестве несущего слоя для пены средней кратности. По методу тушения пожаров системы подразделяются на стационарные системы объём­ного тушения пожаров путём заполнения защища­емого помещения пеной высокой кратности и по­верхностного тушения пожаров пеной средней крат­ности, а также локального (направленного) пожа­ротушения пенами низкой и средней кратности с использованием воздушно-пенных стволов и пе­реносных генераторов пены. Высокократная пена образуется в генераторах с принудительной пода­чей воздуха вентилятором на пенообразующую сет­ку, смачиваемую раствором пенообразователя.

При наличии на судах взлётно-посадочной пло­щадки для вертолёта последняя оборудуется па­лубной системой пенотушения низкократной, среднекратной или комбинированной пеной. По­дача пены осуществляется лафетными или ручны­ми стволами и пеногенераторами с интенсивнос­тью 8,2 л/мин м2. Основное оборудование сис­темы показано на рис. 7.23. Лафетные стволы ус­танавливают с обеих сторон площадки, а вблизи них размещают сдвоенные пожарные клапаны для подсоединения ручных воздушно-пенных стволов или пено-

 
 
Рис. 7.23. Оборудование стационарной палубной системы пенотушения: 1 — лафетный ствол; 2 — пенообразующие головки; 3 — генератор пены; 4 — лафетный ствол; 5 — смеситель эжекционного типа  

 

 


генераторов. Для тушения пожаров в ма­шинных и других помещениях, оборудование в которых работает на жидком топливе, а также в гру­зовых компрессорных и насосных помещениях це­лесообразно применять высокократную пену, ко­торая, заполняя объём защищаемого помещения, ликвидирует горение жидкого топлива на всех уров­нях, охлаждает корпусные конструкции и меха­низмы, вытесняет продукты горения из помеще­ния, а также прекращает горение изоляции, ка­белей, краски на переборках и подволоках. Схе­ма данной системы приведена на рис. 7.24.

Системы порошкового пожаротушения предна­значены для тушения пожаров путём подачи к очагу пожара огнетушащих порошков, например: П-10, ПСБ-3, СИ-2, П-1А и др. Эти порошки делятся на две группы: огнетушащие порошки об­щего назначения и огнетушащие по-

Рис. 7.24. Схема системы пожаротушения высокократной пеной: 1 — наливная палубная втулка; 2 — бак-дозатор; 3 — насос пресной воды; 4 — переливная труба; 5 — цистерна пресной воды; 6— спускная труба; 7— от системы пресной воды; 8— генератор высокократной пены; 9— выход пены на верхнюю палубу; 10— переключающее устройство; 11 — крышка канала; 72 — отверстие в настиле; 13 — подача пены; 14 — вытеснение продуктов горения  

 

 


рошки специ­ального назначения, которые используются толь­ко для тушения пожаров горючих металлов. В за­висимости от типа применяемого порошка туше­ние пожара может осуществляться тремя способа­ми: объёмным, с образованием порошкового облака, поверхностным, с созданием изолирую­щего слоя на поверхности горящего вещества, и локальным (местным), применяемым для туше­ния какого-либо оборудования или установки.

Эффект поверхностного пожаротушения реа­лизуется при использовании порошков общего назначения на основе фосфата аммония. Эти по­рошки могут быть применены для тушения твёр­дых горючих углеродистых материалов, в том чис­ле склонных к тлению (древесины, бумаги), а так­же нефтепродуктов, газов и электрооборудования. Расплавленный порошок образует на поверхности горящего материала непроницаемый слой, изо­лирующий зону горения от кислорода воздуха. Слой предотвращает также повторное воспламе­нение горючего вещества после прекращения по­дачи порошка.

Порошки специального назначения (напри­мер, отечественный порошок П-10) нельзя пу­тать с порошками общего назначения. Они используются только для тушения пожаров горючих металлов (магния, калия, натрия и их сплавов, ти­тана, циркония, порошкообразного алюминия и некоторых других). Это единственная огнетушащая среда, позволяющая взять под контроль и тушить пожары металлов, не вызывая при этом бурной хи­мической реакции. Применение других огнетушащих веществ в этом случае может способствовать усилению и распространению пожара, возникнове­нию взрывов или других опасных ситуаций. Неко­торые специальные порошки, например, на осно­ве хлорида натрия или карбоната натрия, при пода­че в зону горения образуют корку на поверхности горящего металла и тем самым тушат пожар.

7.4.3.3. Системы, тушащие пожар по принципу разбав­ления реагирующих веществ

Системы, тушащие пожар по принципу разбавления реагирующих веществ не поддерживающими горение веществами, включают в себя системы углекислотного, азотного и парового пожароту­шения, а также системы инертных газов (ИГ).

Системы углекислотного пожаротушения пред­назначены для подачи жидкой углекислоты при тушении пожаров объёмным способом в машин­ных, котельных и насосных отделениях, помеще­ниях аварийных дизель-генераторов, кладовых и других защищаемых помещениях. Применять угле­кислоту для тушения пожаров начали практически еще в 1914 г., но широкое распространение она получила на судах лишь в 1950-е годы. В химичес­ком отношении углекислота не является активным соединением. Только магний, калий и другие ще­лочные металлы способны гореть в двуокиси угле­рода (С02).

При подаче в горящее помещение две трети углекислоты сразу переходит в газообразное со­стояние с температурой около – 56 °С, а одна треть выпадает в твёрдой фазе с температурой –78 °С, тут же испаряясь, превращаясь в углекислый газ и увеличиваясь в объёме в 400-450 раз. Благодаря тому, что углекислый газ примерно в 1,5 раза тя­желее воздуха, он постепенно концентрируется в нижней части защищаемого помещения, пока не рассеется с течением времени при повышении температуры. Огнетушащую концентрацию угле­кислого газа определяют исходя из природы го­рючего материала, объёма защищаемого помеще­ния и условий газообмена.

Являясь термически стойким веществом, дву­окись углерода особенно эффективна при борьбе с пожарами воспламеняющихся жидкостей и мо­жет использоваться также для тушения большин­ства горючих материалов, включая находящиеся под напряжением электросети и электрооборудо­вание. Углекислый газ не вызывает повреждений механизмов и оборудования, не оставляет осад­ка, который необходимо убирать после тушения пожара.

Эффективность тушения пожара углекислым газом зависит от времени его выпуска. Для ма­шинных помещений, помещений аварийных ди­зель-генераторов и пожарных насосов и других помещений, где используются жидкое топливо или другие воспламеняющиеся жидкости, 85 % расчёт­ного количества углекислоты должно быть введе­но не более чем за 2 мин для того, чтобы скорее потушить легковоспламеняющиеся жидкости.

Требуемый запас углекислоты и основное обо­рудование системы размещаются в станции углекислотного пожаротушения, имеющей непосред­ственный выход на открытую палубу.

Давление в ёмкости для хранения углекислоты существенно зависит от температуры и коэффи­циента её заполнения, представляющего собой отношение количества углекислоты (кг) к объёму ёмкости (л). С увеличением температуры и коэф­фициента заполнения (при фиксированной тем­пературе) давление в баллоне значительно увели­чивается. В зависимости от давления хранения различают системы углекислотного пожаротуше­ния высокого и низкого давления. В настоящее время на судах системы углекислотного пожароту­шения высокого давления нашли наибольшее рас­пространение. В таких системах углекислота хранится в баллонах с коэффициентом заполнения не более 0,675 кг/л при расчетном давлении в бал­лоне 12,5 МПа и выше или не более 0,750 кг/л при расчётном давлении 15 МПа и выше. В отечественных системах обезвоженную углекислоту хранят, как правило, в стальных баллонах ёмкос­тью 40 л при рабочем давлении 12,5 МПа. Каж­дый баллон снабжён выпускной головкой, пред­ставляющей собой быстродействующий клапан, позволяющий осуществлять наполнение баллона, герметизацию его во время хранения и быстрый выпуск углекислоты при пожаре. В выпускную головку вмонтирована также предохранительная мембрана, срабатывающая при давлении, равном (1,3 ± 0,1) от расчётного, и предотвращающая разрушение баллона при чрезмерном повышении дав­ления двуокиси углерода при нагревании или пе­реполнении баллона. Баллоны размещают в стан­циях пожаротушения вертикально, выпускными головками вверх, на специальных про­кладках, например деревянных. Для упрощения управления системой баллоны объединяют в бата­реи по 6, 9, 12 и 18 штук. Батареи из 6 и 9 балло­нов обычно монтируют в один ряд, а из 12 и 18 баллонов — в два ряда (рис. 7.25).

Стремясь сократить массогабаритные характе­ристики системы углекислотного пожаротушения, начиная с 1966 г., английская компания «Дис­тиллерс» стала выпускать системы углекислотного пожаротушения, содержащие в одном резервуаре до 28 т охлаждённой жидкой углекислоты. Таким образом, появились системы углекислотного по­жаротушения низкого давления. В системах уг­лекислотного пожаротушения низкого давления расчётное количество жидкой углекислоты хранит­ся в резервуарах со степенью заполнения не более 0,9 кг/л при рабочем давлении около 2,0 МПа, что обеспечивается поддержанием температуры в

  Рис. 7.25. Принципиальная схема станции углекислотного пожаротушения: 1 — баллон; 2 — выпускное устройство; 3 — пневмопривод; 4 — общий трубопровод; 5 — сигнальное очко; 6 — сигнальный свисток; 7 — пусковые баллоны; 8 — подача сжатого воздуха для заполнения баллонов; 9 — группа баллонов; 10 — соединительная труба; 11 — дистанционно управляемые клапаны подачи углекислоты в защищаемые помещения; 12— невозвратно-запорный клапан; 13— в защищаемое помещение; 14 — запорный клапан; 15 — управляющий клапан; 16 — клапан подачи пускового воздуха; 17— воздушный коллектор управ-ления; 18— манометр; 19 — управляющий трубопровод; 20— манометр; 21 — подача воздуха на продувку трубопроводов  

 

 


пределах –18 °С. Для этого каждый резервуар обслуживается двумя автономными автоматизированными холодильными установками. Мощность одной установки должна обеспечивать поддержа­ние заданной температуры в резервуаре в услови­ях окружающей среды.

Системы инертных газов (СИГ) предназначе­ны для подачи инертного газа (ИГ) при тушении или предупреждения возникновения пожаров и взрывов путём создания и постоянного поддержа­ния в защищаемых объектах невоспламеняющейся атмосферы. Впервые инертизация грузовых ёмко­стей продуктами сгорания топлива была осуществ­лена в США в 1925 году на танкере. В настоящее время СИГ кроме танкеров оборудуются суда-неф­тесборщики, морские нефте- и газохранилища, суда-газовозы. Рациональное проектирование СИГ базируется на использовании диаграммы воспла­меняемости газообразной смеси. Относительно высокое содержание кислорода (11 %) в невос­пламеняющейся среде позволяет использовать для инертизации на судах не только чистый азот, уг­лекислый газ и другие нейтральные газы, но и продукты сгорания топлива с пониженным содер­жанием кислорода. Однако, учитывая повышен­ные требования к пожаро- и взрывобезопасности судов, неравномерность перемешивания газов, возможные отклонения в работе оборудования и другие факторы, Российский Морской Регистр судоходства и ряд зарубежных классифи­кационных обществ ограничивают допустимое со­держание кислорода в ИГ не более 5 %. В зави­симости от способа получения ИГ на судах-газо­возах различают СИГ с утилизацией выхлопных газов главной энергетической установки или вспо­могательных котлов, с автономными генератора­ми ИГ и азотные системы.

 

 

7.4.3.4. Системы, тушащие пожар путём химического торможения

К системам, тушащим пожар путём химического торможенияреакции горения с помощью химичес­ких веществ, снижающих скорость реакции горе­ния, относятся системы объёмного хими­ческого пожаротушения, порошкового пожароту­шения и ингибиторные системы. В качестве огнетушащих веществ в этих системах используются легкоиспаряющиеся жидкости или порошки.

Системы порошкового пожаротушения служат для хранения и подачи сухого огнетушащего по­рошка при тушении пожаров в грузовой зоне и районе грузовых коллекторов, помещениях ава­рийных источников энергии и генераторов ИГ, кладовых легковоспламеняю-щихся веществ и ма­териалов, в ангарах для вертолётов, на станциях раздачи топлива и др. Впервые эти системы по­явились в 1960-х годах на специализированных су­дах для перевозки сжиженных газов (СГ) и хими­ческих продуктов, которые при пожаре нельзя ту­шить водой. Огнетушащие порошки являются уни­версальными и эффективными средствами тушения пожаров при сравнительно небольших удель­ных расходах. В некоторых случаях подача огнетушащего порошка приводит почти к немедлен­ному прекращению горения. При тушении пожа­ров СГ, легковоспламеняющихся и горючих жид­костей, электроустановок используются, как пра­вило, порошки на основе бикарбонатов натрия (Na2C03) или калия (К2С03) с

Рис. 7.26. Принципиальная схема СИГ низкого давления. 1, 2, 4 – насосы; 3 – компрессор; 5 – основная горелка; 6 – горелка зажигания; 7 – газопроизводящая колонка; 8, 13 – фильтры; 9 – прибор контроля содержания кислорода; 10 – поплавковый регулятор; 11 – пневмопривод клапана 12

 

 


различными при­садками, улучшающими текучесть, водоотталки­вающие свойства и стабильность при длительном хранении, которую они проявляют как при высо­ких (до +50 °С), так и при низких температурах. Транспортировка порошка по трубопроводам и гибким шлангам осуществляется газом-носителем, в качестве которого, как правило, применяют азот,

реже — углекислый или иной инертный газ.

Суда, перевозящие сжиженные газы в большом количестве, оборудуются стационарными системами порошкового пожаротушения. Весьма известны стационарные установки порошкового пожаротушения фирм «Singe-Kerr» и «Totale». Компоновка этих установок мало отличается друг от друга (рис.7. 26).

Системы объёмного химического пожаротуше­ния предназначены для тушения пожаров жидких и твёрдых горючих веществ и материалов, а также не обесточенного электрооборудования путём по­дачи в защищаемые помещения легкоиспаряющихся огнетушащих жидкостей. Своё начало эти сис­темы получили в 1911 г., когда в США стали заряжать огнетушители четырёххлористым углеводо­родом. Он обладал высокой эффективностью по­жаротушения, однако, как вскоре выяснилось, при температуре выше 250 °С в присутствии паров воды разлагался, образуя ядовитый газ фосген и пары соляной кислоты. В отечественном судо­строении в качестве огнетушащих веществ в ос­новном применяются хладоны 114В2 (C2F4Br2) и 13В1 (CDBr3), аналогами которых за рубежом яв­ляются галоны 2402 и 1301.

Вытеснение огнетушащего вещества из резер­вуара для его хранения осуществляется сжатым воздухом (для хладона 114В2), углекислым газом (для огнетушащего состава «3,5», со-

Рис. 7.27. Схема системы порошкового пожаротушения фирмы «Singe-Kerr». 1 – резервуар для хранения огнетушащего порошка; 2 – шаровой кран; 3 – главный выпускной кран; 4 – управляющий клапан; 5 – предохранительные клапаны; 6 – шаровой кран; 7 – редукционный клапан; 8 – посты порошкового пожаротушения; 9 – ручной ствол-пистолет; 10 – пусковой баллон с азотом; 11 – пусковой баллон у лафетного ствола; 12 – лафетный свол; 13 – коллектор; 14 – шаровой кран; 15 – распределительный коллектор; 16 – шкаф для пускового баллона; 17 – пневмопривод; 18 – баллоны с азотом;  

 

 


стоящего из 70 % бромистого этила С2Н5Вr и 30 % углекисло­ты С02) и азотом (для хладона 13В1). Выпуск тре­буемого количества огнетушащего вещества в за­щищаемое помещение следует осуществлять не более чем за 20 с, а при использовании местных автоматических установок — не более чем за 10 с, что повышает эффективность срабатывания сис­темы и обеспечивает образование лишь минималь­ного количества токсичных веществ. Для обеспечения быстрого испарения жидкостей в защищае­мом помещении их выпускают через распылите­ли, создающие равномерное распределение огне­тушащего вещества по всему объёму помещений и предотвращающие его попадание в места сосре­доточения обслуживающего персонала, у постов управления и на пути эвакуации. Пары распыля­емых веществ тяжелее воздуха, и поэтому они, постепенно опускаясь, заполняют весь объём за­щищаемого помещения.

Основное оборудование системы располагает­ся в станциях пожаротушения, требования к раз­мещению которых аналогичны требованиям, предъявляемым к станциям углекислотного пожа­ротушения. На станции размещены два резервуара для хранения огнегасительной жидкости с рабочим давлением 0,8-1,0 МПа. Для вы­теснения огнетушащей жидкости из резервуара используется сжатый воздух, находящийся в бал­лонах под давлением 2,5 МПа. Пройдя редукци­онный клапан, сжатый воздух, понижаясь с дав­ления 2,5 МПа до давления 0,8—1,0 МПа, посту­пает в резервуары и вытесняет огнетушащую жид­кость в коллектор, а из него по распределитель­ным трубопроводам в защищаемые помещения. Продувка трубопроводов от остатков огнетушащей жидкости производится сжатым воздухом (рис. 7.28).

В последние годы неоднократно поднимался вопрос о разрушающем воздействии хладонов, используемых в противопожарных системах, на озоновый слой. Несмотря на спорность постав­ленного вопроса, подписан Монреальский про­токол о санкциях к странам,

Рис. 7.28. Станция объёмного химического пожаротушения: 1 — резервуар; 2 — предохранительный клапан; 3 — переливной клапан; 4, 9, 14 — запорные клапаны; 5 — невозвратный клапан; 6 — указательная колонна; 7 — редукционный клапан; 8 — баллон сжатого воздуха; 10— трубопровод сжатого воздуха; 11 — подача сжатого воздуха на продувку; 12 — распределительные трубопроводы; 13 — сливной трубопровод  

 

 


применяющим хла­доны в качестве огнетушащих веществ. В то же время хладон по своей огнетушащей эффективно­сти не имеет альтернативы. Поэтому в ряде стран, в том числе и в России, ведутся активные поиски новых составов огнетушащих жидкостей, равно­значных применяемым и обладающих так назы­ваемым «нулевым» озоновым числом.

Ингибиторная система предназначена для пред­упреждения возгорания или взрыва легковоспла­меняющихся веществ путём выброса в охраняе­мые судовые помещения ингибитора (флегматизатора). В качестве ингибитора используются те же огнетушащие вещества (хладоны 114В2 и 13В1, порошки, инертные газы и др.), что и в обычной системе объёмного пожаротушения, но как правило с большей концентрацией. Принцип действия ингибиторной системы основан на изменении концентрационных пределов взрываемости газовоздушной смеси в су­довом помещении. Скорость введения ингибитора должна быть много больше, чем скорость распреде­ления фронта пламени. Это достигается за счёт ис­пользования взрывных методов подачи ингибитора с помощью электродетонаторов (начинает действо­вать не менее чем через 1 10-3 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.064 с.)