Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Противопожарная защита морских сооружений
Это комплекс мероприятий, направленных на ограничение количества горючих веществ на борту судна или сооружения, создание конструктивной противопожарной защиты, систем сигнализации обнаружения пожара и предупреждения людей о введении в действие средств пожаротушения, противопожарных систем. Пожары и взрывы представляют собой наибольшую опасность для судов и других морских сооружений. Конструктивная противопожарная защита. Конструктивная противопожарная защита (КПЗ) представляет собой комплекс пассивных средств, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара на судне; на ограничение распространения пожара и дыма по судну; на создание условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна, а также путей, по которым возможно проведение борьбы с пожаром. Простейшим способом предупреждения возникновения пожара является физическое устранение горючих веществ на борту судна, что практически невозможно. Все помещения в зависимости от степени их пожарной опасности делятся на десять категорий. Их отделяют друг от друга с помощью огнестойких, огнезадерживающих и негорючих конструкций. Наиболее эффективными противопожарными конструкциями являются огнестойкие палубы и переборки типа А. Системы пожарной сигнализации. Обеспечение эффективной противопожарной защиты судов во многом зависит от своевременности обнаружения пожара и быстрого оповещения экипажа о его возникновении. После этого его необходимо локализовать и потушить на ранней стадии развития, пока он не вышел из-под контроля и не создал угрозы судну и людям, находящимся на борту. Основные функции систем противопожарной сигнализации следующие: — сбор информации из защищаемых помещений; — передача этой информации к центральному прибору (ЦП); — обработка полученной информации и её оценка; — формирование сигналов (местных или общесудовых) о пожаре, индикация о месте воз-никновения пожара; — контроль исправности аппаратуры (ЦП, линий связи, датчиков-извещателей); — включение средств противопожарной за-щиты (подача воды, углекислоты, хладона и дру-гих огнетушащих веществ, отключение вентиля-ции, закрытие дверей, клинкетов и т. п.).
Системы противопожарной сигнализации разделяют на систему сигнализации обнаружения пожара и на систему сигнализации предупреж-дения о пуске огнетушащего вещества. Система обнаружения пожара предназна-чена для выявления пожара на наиболее ранней стадии его развития и подачи сигнала-сообщения о нём автоматически или вручную. Датчики-извещатели (ДИ) являются основ-ными элементами системы обнаружения пожара, так как они определяют все основные свойства системы: чувствительность, надёжность, быстродействие, достоверность сигнала и т. п. В зависимости от способа приведения в действие различают пожарные извещатели ручные (РИ) и автоматические. Все существующие типы ДИ пожарной сигнализации можно привести к трём типам (рис. 7.20): тепловые, дымовые, световые или радиационные, комбинированные, имеющие в своём составе необходимое число разнотипных ДИ с логической обработкой сигналов, и предупреждающие, информирующие о создании пожароопасной концентрации горючих газов или паров. При выборе того или иного типа ДИ необходимо учитывать назначение помещения, вероятные причины и условия возникновения и развития пожара. Системы пожаротушения. Системы пожаротушения предназначены для ограничения распространения и уничтожения пожара. В зависимости от принципа тушения их можно классифицировать следующим образом (рис. 7.21). Все суда оборудуются системами водяного пожаротушения. В зависимости от назначения помещений в них дополнительно к водяной противопожарной системе могут быть предусмотрены другие стационарные системы пожаротушения. 7.4.3.1. Системы тушения пожара по принципу охлаждения зоны горения и реагирующих веществ. В эту группу систем входят системы, тушащие пожар, в основном, с помощью воды, хотя принцип охлаждения используется в системах и с некоторыми другими огнетушащими средами. Вода является наиболее доступным и одновременно универсальным огнетушащим средством. Она обладает высокой теплоёмкостью (с = 4,186 кДж/кг °С) и теплотой парообразования (r = 2235,75 кДж/кг). Она имеет важный вторичный эффект: в зоне горения частично испаряется, образуя из 1 л около 1700 л сухого насыщенного пара, который, вытесняя воздух, способствует прекращению горения. Применение воды в качестве огнетушащего вещества имеет свои ограничения. Из-за электропроводности её нельзя использовать для тушения горящего электрооборудования. Ряд веществ и материалов при взаимодействии с водой самовозгорается, выделяет водород и кислород, а иногда даже взрывается.
Система водяного пожаротушения предназначена для тушения пожара компактными и распылёнными водяными струями, подаваемыми от переносных или стационарных пожарных стволов. Она используется также для подачи воды в другие системы (спринклерную, водяного орошения, водораспыления, водяных завес, пенотушения), к эжекторам осушительной систе-
мы, на промывку цистерн сбора сточных вод, на обмыв якорных цепей и клюзов, мытьё палуб и на другие нужды. Конструктивно система водяного пожаротушения состоит из пожарных насосов, приёмных кингстонов, трубопроводов и контрольно-измерительных приборов, концевых пожарных клапанов, пожарных стволов и рукавов, средств дистанционного управления. Количество стационарных пожарных насосов на судах зависит от их вместимости. Дополнительно к основным устанавливается стационарный аварийный насос, расположенный так, чтобы при возникновении пожара в помещении основных насосов, он не вышел из строя. Рабочее давление в трубопроводах системы обычно не превышает 1,0 МПа, а рабочее давление у любого пожарного клапана составляет не менее 0,5 МПа. Спринклерная система предназначена для тушения пожара путём подачи воды в защищаемые помещения через спринклеры (распылители специальной конструкции), включаемые автоматически при повышении температуры до определённой величины. Такими системами могут оборудоваться посты управления, станции пожаротушения, каюты, кают-компании, общественные помещения, спортзалы, столовые, камбузы, курительные и др. (рис. 7.22). Спринклер представляет собой распылитель закрытого типа, по конструкции близкий датчику-извещателю с расширяющейся жидкостью. Трубопровод перед спринклером постоянно заполнен водой под рабочим давлением. Поступление воды в спринклер преграждается специальным клапаном (стеклянной колбой с расширяющейся жидкостью), который вскрывается при достижении определённой температуры в защищаемом помещении, обеспечивая доступ воды в распыляющее устройство. Температура вскрытия спринклеров в жилых и служебных помещениях лежит в интервале 68-79 °С. В помещениях с высокой температурой, например сушильные и камбузные помещения, температура срабатывания спринклеров принимается на 30 °С выше, чем температура у подволока помещения. Спринкле-
ры размещаются в верхней части защищаемого помещения на таком расстоянии друг от друга, чтобы на каждый 1 м2 площади пола обеспечивался расход воды не менее 5 л/мин. Системы водораспыления подают воду к распылительным насадкам для тушения пожара в машинных и насосных помещениях, в дизель-генераторных отделениях, глушителях двигателей внутреннего сгорания, утилизационных котлах, дымовых трубах паровых котлов, каналах вытяжной вентиляции и в помещениях специальной категории. Они подразделяются на системы распылённой воды с диаметром капель 200-400 мкм и системы тонкораспылённой воды с диаметром капель 150-200 мкм и с использованием туманных распылителей или с применением смачивателя и сжатого воздуха. Управление системой может быть ручным с места установки клапаном пуска системы и дистанционным из постов управления пожарными системами. Система оборудуется автоматическими устройствами, сигнализирующими о её пуске в действие. Система водяного орошения предназначена для подачи воды к оросительным насадкам для тушения пожара и охлаждения палуб, переходных площадок, трапов, выходов и вахт, куполов и других выступающих частей грузовых ёмкостей, района расположения грузовых коллекторов, клапанов их управления и других мест установки ответственных видов арматуры и оборудования грузовой системы, переборок грузовых насосных и компрессорных помещений, поста управления, надстроек, рубок постов управления грузовыми операциями (ПУГО), кладовых легковоспламеняющихся веществ и материалов, обращённых к грузовой зоне. В состав системы входят источники потребления забортной воды, магистральные и распределительные трубопроводы, быстродействующие клапаны, распылители или перфорированные трубы, побудительные трубопроводы. Питание системы орошения забортной водой осуществляется от магистрали системы водяного пожаротушения. Система водяных завес служит для создания сплошных водяных завес, препятствующих распространению огня, пара и газов и защищающих людей от тепловой радиации. По согласованию с Pегистром она может быть применена вместо огнестойких и огнезадерживающих конструкций типа А и В там, где эти конструкции установить невозможно. Состав системы аналогичен составу системы водяного орошения. Питание системы забортной водой осуществляется от магистрали системы водяного пожаротушения.
7.4.3.2. Системы, тушащие пожар по принципу изоляции реагирующих веществ от зоны горения В результате применения этих систем прекращается диффузия молекул окислителя или горючего вещества к зоне горения. К ним относятся системы пенного и порошкового пожаротушения. Системы пенного пожаротушения предназначены для подачи пены на горящую поверхность (поверхностный способ) или для заполнения защищаемого помещения (объёмный способ). Использование пены впервые позволило обеспечить эффективное тушение пожаров нефтепродуктов. В зависимости от способа получения различают химическую пену, образованную в результате химической реакции, и воздушно-механическую пену, формируемую путём механического перемешивания воды, воздуха или другого газа и пенообразователя. Соответственно системы называются системами химического или воздушно-механического пенотушения. Опыты по тушению пожара нефтепродуктов химической пеной впервые в мире были осуществлены под руководством русского инженера А. Г. Лорана в начале XX в. Разработка в 40-х годах прошлого века Л. М. Розенфельдом рецептуры отечественного пенообразователя ПО-1 позволила получить воздушно-механическую пену. Появление воздушно-механической пены постепенно свело на нет применение химической пены в судовых системах, ограничив использование последней лишь в огнетушителях. Пена представляет собой двухфазную ячеисто-плёночную среду, образованную множеством пузырьков воздуха или другого газа, разделённых тонкими плёнками жидкости. Основными характеристиками пены являются плотность, дисперсность, вязкость, стойкость и кратность. Кратность представляет собой отношение объёма полученной пены к объёму её жидкой фазы. Разработанные в последние годы пенообразователи обеспечивают получение пены низкой, средней и высокой кратности при меньших концентрациях, обычно, 3 и 6 %. При этом пенообразователь для получения пены низкой и средней кратности должен работать на морской воде. Системы воздушно-механического пенотушения применяются при тушении пожаров в грузовых танках для перевозки нефти и нефтепродуктов, топливных цистернах, машинных и насосных помещениях, постах управления, кладовых, на палубах, защищаемых лафетными стволами, взлётно-посадочных вертолётных площадках и др. В системах воздушно-механического пенотушения применяется пена: низкой кратности (6-12); средней кратности (50-150); высокой кратности (950-1050). На современных судах стали использовать системы, вырабатывающие раздельно, но подающие одновременно пену низкой и средней кратности (комбинированная пена). В большинстве случаев пена низкой кратности используется при выбросе в качестве несущего слоя для пены средней кратности. По методу тушения пожаров системы подразделяются на стационарные системы объёмного тушения пожаров путём заполнения защищаемого помещения пеной высокой кратности и поверхностного тушения пожаров пеной средней кратности, а также локального (направленного) пожаротушения пенами низкой и средней кратности с использованием воздушно-пенных стволов и переносных генераторов пены. Высокократная пена образуется в генераторах с принудительной подачей воздуха вентилятором на пенообразующую сетку, смачиваемую раствором пенообразователя.
При наличии на судах взлётно-посадочной площадки для вертолёта последняя оборудуется палубной системой пенотушения низкократной, среднекратной или комбинированной пеной. Подача пены осуществляется лафетными или ручными стволами и пеногенераторами с интенсивностью 8,2 л/мин м2. Основное оборудование системы показано на рис. 7.23. Лафетные стволы устанавливают с обеих сторон площадки, а вблизи них размещают сдвоенные пожарные клапаны для подсоединения ручных воздушно-пенных стволов или пено-
генераторов. Для тушения пожаров в машинных и других помещениях, оборудование в которых работает на жидком топливе, а также в грузовых компрессорных и насосных помещениях целесообразно применять высокократную пену, которая, заполняя объём защищаемого помещения, ликвидирует горение жидкого топлива на всех уровнях, охлаждает корпусные конструкции и механизмы, вытесняет продукты горения из помещения, а также прекращает горение изоляции, кабелей, краски на переборках и подволоках. Схема данной системы приведена на рис. 7.24. Системы порошкового пожаротушения предназначены для тушения пожаров путём подачи к очагу пожара огнетушащих порошков, например: П-10, ПСБ-3, СИ-2, П-1А и др. Эти порошки делятся на две группы: огнетушащие порошки общего назначения и огнетушащие по-
рошки специального назначения, которые используются только для тушения пожаров горючих металлов. В зависимости от типа применяемого порошка тушение пожара может осуществляться тремя способами: объёмным, с образованием порошкового облака, поверхностным, с созданием изолирующего слоя на поверхности горящего вещества, и локальным (местным), применяемым для тушения какого-либо оборудования или установки. Эффект поверхностного пожаротушения реализуется при использовании порошков общего назначения на основе фосфата аммония. Эти порошки могут быть применены для тушения твёрдых горючих углеродистых материалов, в том числе склонных к тлению (древесины, бумаги), а также нефтепродуктов, газов и электрооборудования. Расплавленный порошок образует на поверхности горящего материала непроницаемый слой, изолирующий зону горения от кислорода воздуха. Слой предотвращает также повторное воспламенение горючего вещества после прекращения подачи порошка. Порошки специального назначения (например, отечественный порошок П-10) нельзя путать с порошками общего назначения. Они используются только для тушения пожаров горючих металлов (магния, калия, натрия и их сплавов, титана, циркония, порошкообразного алюминия и некоторых других). Это единственная огнетушащая среда, позволяющая взять под контроль и тушить пожары металлов, не вызывая при этом бурной химической реакции. Применение других огнетушащих веществ в этом случае может способствовать усилению и распространению пожара, возникновению взрывов или других опасных ситуаций. Некоторые специальные порошки, например, на основе хлорида натрия или карбоната натрия, при подаче в зону горения образуют корку на поверхности горящего металла и тем самым тушат пожар. 7.4.3.3. Системы, тушащие пожар по принципу разбавления реагирующих веществ Системы, тушащие пожар по принципу разбавления реагирующих веществ не поддерживающими горение веществами, включают в себя системы углекислотного, азотного и парового пожаротушения, а также системы инертных газов (ИГ). Системы углекислотного пожаротушения предназначены для подачи жидкой углекислоты при тушении пожаров объёмным способом в машинных, котельных и насосных отделениях, помещениях аварийных дизель-генераторов, кладовых и других защищаемых помещениях. Применять углекислоту для тушения пожаров начали практически еще в 1914 г., но широкое распространение она получила на судах лишь в 1950-е годы. В химическом отношении углекислота не является активным соединением. Только магний, калий и другие щелочные металлы способны гореть в двуокиси углерода (С02). При подаче в горящее помещение две трети углекислоты сразу переходит в газообразное состояние с температурой около – 56 °С, а одна треть выпадает в твёрдой фазе с температурой –78 °С, тут же испаряясь, превращаясь в углекислый газ и увеличиваясь в объёме в 400-450 раз. Благодаря тому, что углекислый газ примерно в 1,5 раза тяжелее воздуха, он постепенно концентрируется в нижней части защищаемого помещения, пока не рассеется с течением времени при повышении температуры. Огнетушащую концентрацию углекислого газа определяют исходя из природы горючего материала, объёма защищаемого помещения и условий газообмена. Являясь термически стойким веществом, двуокись углерода особенно эффективна при борьбе с пожарами воспламеняющихся жидкостей и может использоваться также для тушения большинства горючих материалов, включая находящиеся под напряжением электросети и электрооборудование. Углекислый газ не вызывает повреждений механизмов и оборудования, не оставляет осадка, который необходимо убирать после тушения пожара. Эффективность тушения пожара углекислым газом зависит от времени его выпуска. Для машинных помещений, помещений аварийных дизель-генераторов и пожарных насосов и других помещений, где используются жидкое топливо или другие воспламеняющиеся жидкости, 85 % расчётного количества углекислоты должно быть введено не более чем за 2 мин для того, чтобы скорее потушить легковоспламеняющиеся жидкости. Требуемый запас углекислоты и основное оборудование системы размещаются в станции углекислотного пожаротушения, имеющей непосредственный выход на открытую палубу. Давление в ёмкости для хранения углекислоты существенно зависит от температуры и коэффициента её заполнения, представляющего собой отношение количества углекислоты (кг) к объёму ёмкости (л). С увеличением температуры и коэффициента заполнения (при фиксированной температуре) давление в баллоне значительно увеличивается. В зависимости от давления хранения различают системы углекислотного пожаротушения высокого и низкого давления. В настоящее время на судах системы углекислотного пожаротушения высокого давления нашли наибольшее распространение. В таких системах углекислота хранится в баллонах с коэффициентом заполнения не более 0,675 кг/л при расчетном давлении в баллоне 12,5 МПа и выше или не более 0,750 кг/л при расчётном давлении 15 МПа и выше. В отечественных системах обезвоженную углекислоту хранят, как правило, в стальных баллонах ёмкостью 40 л при рабочем давлении 12,5 МПа. Каждый баллон снабжён выпускной головкой, представляющей собой быстродействующий клапан, позволяющий осуществлять наполнение баллона, герметизацию его во время хранения и быстрый выпуск углекислоты при пожаре. В выпускную головку вмонтирована также предохранительная мембрана, срабатывающая при давлении, равном (1,3 ± 0,1) от расчётного, и предотвращающая разрушение баллона при чрезмерном повышении давления двуокиси углерода при нагревании или переполнении баллона. Баллоны размещают в станциях пожаротушения вертикально, выпускными головками вверх, на специальных прокладках, например деревянных. Для упрощения управления системой баллоны объединяют в батареи по 6, 9, 12 и 18 штук. Батареи из 6 и 9 баллонов обычно монтируют в один ряд, а из 12 и 18 баллонов — в два ряда (рис. 7.25). Стремясь сократить массогабаритные характеристики системы углекислотного пожаротушения, начиная с 1966 г., английская компания «Дистиллерс» стала выпускать системы углекислотного пожаротушения, содержащие в одном резервуаре до 28 т охлаждённой жидкой углекислоты. Таким образом, появились системы углекислотного пожаротушения низкого давления. В системах углекислотного пожаротушения низкого давления расчётное количество жидкой углекислоты хранится в резервуарах со степенью заполнения не более 0,9 кг/л при рабочем давлении около 2,0 МПа, что обеспечивается поддержанием температуры в
пределах –18 °С. Для этого каждый резервуар обслуживается двумя автономными автоматизированными холодильными установками. Мощность одной установки должна обеспечивать поддержание заданной температуры в резервуаре в условиях окружающей среды. Системы инертных газов (СИГ) предназначены для подачи инертного газа (ИГ) при тушении или предупреждения возникновения пожаров и взрывов путём создания и постоянного поддержания в защищаемых объектах невоспламеняющейся атмосферы. Впервые инертизация грузовых ёмкостей продуктами сгорания топлива была осуществлена в США в 1925 году на танкере. В настоящее время СИГ кроме танкеров оборудуются суда-нефтесборщики, морские нефте- и газохранилища, суда-газовозы. Рациональное проектирование СИГ базируется на использовании диаграммы воспламеняемости газообразной смеси. Относительно высокое содержание кислорода (11 %) в невоспламеняющейся среде позволяет использовать для инертизации на судах не только чистый азот, углекислый газ и другие нейтральные газы, но и продукты сгорания топлива с пониженным содержанием кислорода. Однако, учитывая повышенные требования к пожаро- и взрывобезопасности судов, неравномерность перемешивания газов, возможные отклонения в работе оборудования и другие факторы, Российский Морской Регистр судоходства и ряд зарубежных классификационных обществ ограничивают допустимое содержание кислорода в ИГ не более 5 %. В зависимости от способа получения ИГ на судах-газовозах различают СИГ с утилизацией выхлопных газов главной энергетической установки или вспомогательных котлов, с автономными генераторами ИГ и азотные системы.
7.4.3.4. Системы, тушащие пожар путём химического торможения К системам, тушащим пожар путём химического торможенияреакции горения с помощью химических веществ, снижающих скорость реакции горения, относятся системы объёмного химического пожаротушения, порошкового пожаротушения и ингибиторные системы. В качестве огнетушащих веществ в этих системах используются легкоиспаряющиеся жидкости или порошки. Системы порошкового пожаротушения служат для хранения и подачи сухого огнетушащего порошка при тушении пожаров в грузовой зоне и районе грузовых коллекторов, помещениях аварийных источников энергии и генераторов ИГ, кладовых легковоспламеняю-щихся веществ и материалов, в ангарах для вертолётов, на станциях раздачи топлива и др. Впервые эти системы появились в 1960-х годах на специализированных судах для перевозки сжиженных газов (СГ) и химических продуктов, которые при пожаре нельзя тушить водой. Огнетушащие порошки являются универсальными и эффективными средствами тушения пожаров при сравнительно небольших удельных расходах. В некоторых случаях подача огнетушащего порошка приводит почти к немедленному прекращению горения. При тушении пожаров СГ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, электроустановок используются, как правило, порошки на основе бикарбонатов натрия (Na2C03) или калия (К2С03) с
различными присадками, улучшающими текучесть, водоотталкивающие свойства и стабильность при длительном хранении, которую они проявляют как при высоких (до +50 °С), так и при низких температурах. Транспортировка порошка по трубопроводам и гибким шлангам осуществляется газом-носителем, в качестве которого, как правило, применяют азот, реже — углекислый или иной инертный газ. Суда, перевозящие сжиженные газы в большом количестве, оборудуются стационарными системами порошкового пожаротушения. Весьма известны стационарные установки порошкового пожаротушения фирм «Singe-Kerr» и «Totale». Компоновка этих установок мало отличается друг от друга (рис.7. 26). Системы объёмного химического пожаротушения предназначены для тушения пожаров жидких и твёрдых горючих веществ и материалов, а также не обесточенного электрооборудования путём подачи в защищаемые помещения легкоиспаряющихся огнетушащих жидкостей. Своё начало эти системы получили в 1911 г., когда в США стали заряжать огнетушители четырёххлористым углеводородом. Он обладал высокой эффективностью пожаротушения, однако, как вскоре выяснилось, при температуре выше 250 °С в присутствии паров воды разлагался, образуя ядовитый газ фосген и пары соляной кислоты. В отечественном судостроении в качестве огнетушащих веществ в основном применяются хладоны 114В2 (C2F4Br2) и 13В1 (CDBr3), аналогами которых за рубежом являются галоны 2402 и 1301. Вытеснение огнетушащего вещества из резервуара для его хранения осуществляется сжатым воздухом (для хладона 114В2), углекислым газом (для огнетушащего состава «3,5», со-
стоящего из 70 % бромистого этила С2Н5Вr и 30 % углекислоты С02) и азотом (для хладона 13В1). Выпуск требуемого количества огнетушащего вещества в защищаемое помещение следует осуществлять не более чем за 20 с, а при использовании местных автоматических установок — не более чем за 10 с, что повышает эффективность срабатывания системы и обеспечивает образование лишь минимального количества токсичных веществ. Для обеспечения быстрого испарения жидкостей в защищаемом помещении их выпускают через распылители, создающие равномерное распределение огнетушащего вещества по всему объёму помещений и предотвращающие его попадание в места сосредоточения обслуживающего персонала, у постов управления и на пути эвакуации. Пары распыляемых веществ тяжелее воздуха, и поэтому они, постепенно опускаясь, заполняют весь объём защищаемого помещения. Основное оборудование системы располагается в станциях пожаротушения, требования к размещению которых аналогичны требованиям, предъявляемым к станциям углекислотного пожаротушения. На станции размещены два резервуара для хранения огнегасительной жидкости с рабочим давлением 0,8-1,0 МПа. Для вытеснения огнетушащей жидкости из резервуара используется сжатый воздух, находящийся в баллонах под давлением 2,5 МПа. Пройдя редукционный клапан, сжатый воздух, понижаясь с давления 2,5 МПа до давления 0,8—1,0 МПа, поступает в резервуары и вытесняет огнетушащую жидкость в коллектор, а из него по распределительным трубопроводам в защищаемые помещения. Продувка трубопроводов от остатков огнетушащей жидкости производится сжатым воздухом (рис. 7.28). В последние годы неоднократно поднимался вопрос о разрушающем воздействии хладонов, используемых в противопожарных системах, на озоновый слой. Несмотря на спорность поставленного вопроса, подписан Монреальский протокол о санкциях к странам,
применяющим хладоны в качестве огнетушащих веществ. В то же время хладон по своей огнетушащей эффективности не имеет альтернативы. Поэтому в ряде стран, в том числе и в России, ведутся активные поиски новых составов огнетушащих жидкостей, равнозначных применяемым и обладающих так называемым «нулевым» озоновым числом. Ингибиторная система предназначена для предупреждения возгорания или взрыва легковоспламеняющихся веществ путём выброса в охраняемые судовые помещения ингибитора (флегматизатора). В качестве ингибитора используются те же огнетушащие вещества (хладоны 114В2 и 13В1, порошки, инертные газы и др.), что и в обычной системе объёмного пожаротушения, но как правило с большей концентрацией. Принцип действия ингибиторной системы основан на изменении концентрационных пределов взрываемости газовоздушной смеси в судовом помещении. Скорость введения ингибитора должна быть много больше, чем скорость распределения фронта пламени. Это достигается за счёт использования взрывных методов подачи ингибитора с помощью электродетонаторов (начинает действовать не менее чем через 1 10-3 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.064 с.) |