Учебно-методический Комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический Комплекс



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Экономический факультет

Рассмотрено и Рекомендовано На заседании кафедры МЭ и МО ЮФУ Утверждаю декан экономического факультета ____________________Алешин В.А.
Протокол № от зав. кафедрой________Архипов А.Ю. «____»_________2012г.

Учебно-методический Комплекс

учебной дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения»

Направление подготовки - Экономика

Квалификация (степень) - Бакалавр экономики

Очная форма обучения

 

Составитель:

К.э.н., доцент Воронина Т.В.

Ростов-на-Дону


Содержание

1. Пояснительная записка  
2. Учебно-тематический план дисциплины  
3. Модуль 1. СУЩНОСТЬ И МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.    
3.1 Содержание модуля  
3.2 Проектное задание  
3.3 Тест  
4. МОДУЛЬ 2. ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ    
4.1 Содержание модуля  
4.2 Проектное задание  
4.3 Тест  
5. Список рекомендуемой литературы  
6. Материалы для подготовки к семинарским занятиям  
7. Вопросы к экзамену  
8. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов  
9. Методические материалы для подготовки к семинарским занятиям по модулям  
10. Глоссарий  

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

I. Цели и задачи освоения дисциплины

Программа дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по циклу «Общие профессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для подготовки бакалавров по специальности «Мировая экономика». Основой для восприятия дисциплины являются такие учебные курсы как «Макроэкономика», «Микроэкономика» и другие.

Учебный курс «Мировая экономика и международные экономические отношения» рассматривает сущность, роль, значение мирохозяйственных связей и их влияние на системы национальных хозяйств конкретных государств.

Логика изучения дисциплины предполагает последовательное рассмотрение всех элементов мировой экономики: международного разделения труда, ресурсного потенциала мирового хозяйства, всех форм международных экономических отношений, процессов международной экономической интеграции и транснационализации, а также системы регулирования мирохозяйственных процессов в условиях глобализации. Данный курс предполагает рассмотрение вышеуказанных элементов с точки зрения теоретических концепций, тенденций и перспектив развития. Кроме того, делается акцент на последствия глобализации мирового хозяйства и проблемах вхождения России в систему мирохозяйственных связей.

В связи с этим целью данного курса «Мировая экономика и международные экономические отношения» является формирование комплексных знаний и представлений о системном строении и проблемах мировой экономики.

Задачи курса состоят в том, что бы студент уяснил:

- принципы организации и структуру современной мировой экономики;

- ресурсную базу мировой экономики, как объективной основы международного разделения труда;

- этапы эволюции системы мирохозяйственных связей;

- механизм функционирования современных международных экономических отношений;

- особенности и тенденции развития внешнеэкономических связей России и ее место в мировой экономике.

II. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

«Мировая экономика и МЭО» входит в цикл профильных дисциплин и изучается бакалаврами на 2 курсе в течение одного семестра. Для изучения учебной дисциплины «Мировая экономика и МЭО» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами, такими как:

1. «Макроэкономика», которая уже сформировала:

Знания: о закономерностях функционировании национальных экономик и типов экономических систем, структуре ВВП, факторах производства, циклическом развитии глобальной и национальной экономики.

Умения: различать позитивные и негативные последствия влияния глобализации на развитие национальной экономики, выделять типы и факторы экстенсивного и интенсивного экономического роста.

Навыки: расчетов основных макроэкономических показателей.

2. «Микроэкономика», которая сформировала:

Знания: о механизмах и закономерностях функционирования отраслей и отраслевых рынков, типах и формах конкуренции.

Умения: выявлять взаимосвязь спроса и предложения на рынках, типы и виды конкуренции.

Навыки: анализа конъюнктуры отраслевых рынков и тенденций их развития, определения издержек производства, рентабельности, дохода.

Знания, получаемые в курсе «Мировая экономика и международные экономические отношения», необходимы для профессиональной подготовки современного бакалавра к деятельности в качестве экономиста внешнеэкономического отдела фирмы, сотрудника валютного отдела банка или таможенной службы, индивидуального предпринимателя. Знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: необходимы магистрам для: усвоения последующих курсов, таких как: «Россия в системе мирового хозяйства», «Международный туризм».

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для усвоения курса «Мировая экономика и международные экономические отношения» студенты-бакалавры должны обладать общекультурными компетенциями, а также профессиональными компетенциями, полученными в результате изучения таких дисциплин как «Макроэкономика» и «Микроэкономика».

В результате изучения данного курса студенты приобретают следующие компетенции:

· Проводить подготовку и обоснование решений в сфере внешнеэкономической деятельности на основе практических расчетов и обработки аналитических данных.

· Самостоятельно осваивать и применять новые методики, необходимые для практической работы в сфере ВЭД.

· Эффективно использовать современные компьютерные технологии и Интернет как для профессионального общения, так и в качестве доступа к международным базам данных для аналитической работы.

· Владеть навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации в сфере ВЭД.

Студент, прослушавший курс должен

Знать:

- основные теоретические положения и ключевые концепции, объясняющие логику и виды МЭО;

- основные историко-экономические закономерности и тенденции развития мировой экономики,

- структурные особенности и потенциальные возможности мировой экономики;

- особенности анализа и обобщения экономических социальных и организационных показателей, характеризующих состояние мировой экономики;

- место и роль крупнейших стран и России в современном мире.

Уметь:

- анализировать и интерпретировать первичные статистические данные отечественной и зарубежной статистики, характеризующие параметры функционирования мирового хозяйства и его отдельных структурных звеньев;

- решать аналитические задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации;

- анализировать и сопоставлять различные точки зрения, характеризующие основные сферы внешнеэкономической деятельности;

- грамотно систематизировать информационный материал по историческим периодам, регионам мира и основным субъектам мировой экономики;

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную.

Владеть:

- методами исследований системы мирохозяйственных связей;

- основами качественного и количественного анализа важнейших процессов и тенденций развития международных экономических отношений;

- навыками ведения дискуссий на основные темы, связанные с развитием международных экономических отношений;

IV. Содержание и структура дисциплины

4.1. Содержание модулей дисциплины.

№ модуля Наименование модуля Содержание модуля Форма текущего контроля
       
1. Модуль 1. Сущность и материальная база функционирования мировой экономики.   Тема 1.Мировая экономика: сущность, этапы становления, субъекты, современные тенденции. Тема 2. Основные группы стран в мировой экономике. Критерии классификации стран. Тема 3.Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Тема 4. Демографический и трудовой потенциал мировой экономики. Тема 5.Научно-технический потенциал мировой экономики. Тема 6. Международное разделение труда – материальная основа международных экономических отношений. Тема 7. Отраслевая структура мировой экономики. Посещение лекций, работа на практических занятиях, глоссарий, ситуационный анализ, выполнение домашнего задания, написание реферата с презентацией.
2. Модуль 2. Формы международных экономических отношений и интернационализации мировой экономики   Тема 1. Международная торговля товарами и услугами.   Тема 2. Национальное и международное регулирование международной торговли. Внешнеэкономическая политика.   Тема 3.Международная миграция капитала и международный кредит.   Тема 4.Международная миграция рабочей силы.   Тема 5.Международное научно-техническое сотрудничество.   Тема 6.Международные валютно-кредитные отношения.   Тема 7.Международная экономическая интеграция.   Тема 8.Международные корпорации в мировой экономике.   Тема 9.Межгосударственное регулирование МЭО.   Тема 10.Россия в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях. Посещение лекций, работа на практических занятиях, глоссарий, ситуационный анализ, выполнение домашнего задания, написание реферата с презентацией.
  Итого    
         

 

.

4.2. Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет (108 часа).

 

Вид работы Трудоемкость часов
Всего
Общая трудоемкость  
Аудиторная работа:  
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
Лабораторные работы (ЛР) -
Самостоятельная работа:  
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)[1] -
Расчетно-графическое задание (РГЗ) -
Реферат (Р)/ презентация  
Эссе (Э)/ презентация  
Самостоятельное изучение модулей  
Контрольная работа (К)[2] -
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),  
Подготовка и сдача экзамена[3]  
Вид итогового контроля (экзамен) -

Модули дисциплины, изучаемые в семестре 1(А)

№ модуля Наименование модуля Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ ЛР*
1. Модуль 1. Сущность и материальная база функционирования мировой экономики.       -    
2. Модуль 2. Формы международных экономических отношений и интернационализации мировой экономики       -    
  Итого:   36 36 - 72  
  Всего       -    
                     

 

* Лабораторные работы не предусмотрены учебным планом

V. Образовательные технологии

При освоении курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, для активизации творческой и познавательной активности предусмотрено выполнение индивидуальной работы с интерактивной презентацией по характеристике элементов механизма мировой валютной системы, обсуждение конкретных ситуаций.

В ходе реализации различных видов учебной работы при изучении курса «Мировая экономика и МЭО» предусмотрено проведение:

- всех лекционных занятий в сопровождении презентаций;

- презентаций, подготовленной индивидуально/коллективно студентами, при подготовке которых, вырабатываются и закрепляются навыки аналитической работы, ее наглядное представление, формируются навыки публичных выступлений и работы с аудиторией;

- ознакомление с базами данных международных организаций и их анализ для написания эссе, рефератов, аргументации собственного мнения на основе интерактивного поиска, в результате чего востребованными становятся знания иностранных языков;

- анализа текущих событий в мировой экономике и поиск теоретического их объяснения, с точки зрения закономерностей глобальной экономики;

- дискуссий по проблемным вопросам международных экономических отношений, что обеспечивает выработку навыков публичных выступлений.

 

77,7 % - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий (от 72 часов)

 

Семестр Вид занятия (Л, ПР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  Л проблемная лекция, презентации  
ПР презентации, дискуссии, моделирование ситуации  
       
     
Итого:  

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ И ТЕСТЫ ПО МОДУЛЯМ.

Задания

1. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика развитых и развивающихся стран», которая должна отражать роль каждой группы в мировой экономике. Сформулируйте сравнительные признаки и заполните ее.

2. Составьте сравнительную таблицу «Сравнительная характеристика групп развивающихся стран», которая должна отражать особенности каждой группы, их место и роль в мировой экономике и заполните ее.

3. На основе официальных данных составьте график динамики населения РФ за период с 1900 г.- по настоящее время (значения отмечайте через каждые 20 лет). Сделайте выводы на основе полученной демографической кривой.

4. Сформулируйте особенности урбанизации в развитых и развивающихся странах.

5. Составьте таблицу «Типы воспроизводства населения в мире ».

6. Покажите на конкретных примерах возрастающую роль научно-технического потенциала для мирового хозяйства.

7. Составьте сравнительную таблицу «Особенности научно-технического потенциала в различных регионах мира».

8. Подберите информацию на основе данных интернет-ресурсов об истории создания и функционирования известных технопарков мира.

9. Составьте диаграмму «Структура ВВП РФ» за текущий год и 1992. Сделайте выводы.

10. Составьте таблицу «Характеристика природно-ресурсного потенциала РФ». Укажите в % запасы важнейших природных ресурсов РФ от общемировых запасов, место РФ в их мировом экспорте, а также тенденции в их потреблении.

11. Рассчитайте показатели, характеризующие участие страны в МРТ на основе данных по 2011 году. Сравните показатели по двум странам. Сделайте выводы.

 

Страна ВВП млрд.долл. США Экспорт млрд. долл. США Импорт, млрд. долл.США
РФ   1,9 514,47 396,3
Бразилия 2,5 294,5 312,6

Тесты

 

1. Международные экономические отношения возникают:

А) на основе движения всех факторов производства;

Б) на основе развития внешней торговли;

В) при взаимодействии экономических субъектов;

Г) все ответы верны.

 

 

2. Главной причиной развития международных связей является:

А) интеграция различных стран;

Б) различие в наделенности стран факторами производства;

В) международное разделение труда;

Г) все ответы верны.

 

3. Уровень участия страны в мировом хозяйстве характеризует:

А) международное разделение труда;

Б) интернационализация национальной экономики;

В) международная торговля товарами и услугами;

Г) интеграционная активность.

 

4. В открытой экономике:

А) существует свободное перемещение всех факторов производства;

Б) открыт доступ на некоторые рынки;

В) протекционизм преобладает над фритредерством;

Г) все ответы верны.

 

5. Для определения экспортной квоты необходимо знать:

А) паритет покупательной способности и валовой внутренний продукт;

Б) объем экспорта и импорта;

В) объем экспорта и ВВП;

Г) национальный доход и внешнеторговый оборот.

 

6. Для определения открытости экономической системы необходимо

рассчитывать:

А) внешнеторговую квоту;

Б) ВНП;

В) объем внешнеторгового оборота;

Г) все ответы верны.

 

7. К промышленно развитым странам относится:

А) Россия;

Б) Китай;

В) Таиланд.

Г) Сингапур.

 

8. К развивающимся странам относится:

А) Япония;

Б) Китай;

В) Франция;

Г) Россия.

 

9. К новым индустриальным странам относится:

А) Германия;

Б) Китай;

В) Индия;

Г) Россия.

 

10. Особым видом мирового ресурса в последнее время стал:

А) научный ресурс;

Б) предпринимательский ресурс;

В) трудовой;

Г) товарный.

 

11. Базовая категория, выражающая сущность и содержание международных экономических отношений, – это:

А) международная экономическая интеграция;

Б) торговля товарами;

В) оказание услуг;

Г) международное разделение труда.

 

12. Углубление в МРТ диктуется:

А) формированием производственных отношений;

Б) развитием производственных сил;

В) интеграционными процессами;

Г) глобализацией.

13. Большие запасы полезных ископаемых:

А) являются необходимым условием экономического роста страны;

Б) являются единственным условием экономического роста;

В) не являются необходимым условием экономического роста страны;

Г) ответы А) и Б) верны;

Д) нет правильного ответа.

 

14. Ресурсообеспеченность это:

А) соотношение между производством и потреблением ресурсов;

Б) соотношение между запасами и добычей ресурсов;

В) соотношение между запасами и потреблением ресурсов;

Г) все ответы верны;

Д) нет верного ответа.

 

15. Доля природных ресурсов в мировом валовом продукте:

А) растет;

Б) остается постоянной в течении последних 30 лет;

Г) составляет 50 %;

Д) составляет около 4 %.

Е) нет верного ответа.

 

16. Из топливно-энергетических ресурсов наибольшие показатели ресурсообеспечености для мировой экономики по:

А) нефти;

Б) газу;

В) углю;

Г) торфу.

 

17. К возобновляемым природным ресурсам относят:

А) нефть;

Б) лес;

В) геотермальная энергия;

Г) вода;

Д) воздух.

 

18. Перечислите страны, которые обладают 80 % мировых запасов нефти:

А) Иран;

Б) Норвегия;

В) Саудовская Аравия;

Д) Россия;

Е) Кувейт;

Ж) ОАЭ;

З) Ирак;

И) Венесуэла.

 

19. Какая из стран обладает наибольшими запасами природного газа в мире:

А) Норвегия;

Б) Россия;

В) Алжир;

Г) Саудовская Аравия.

20. Численность населения Земли по прогнозам демографов будет:

А) расти дальше более высокими темпами;

Б) медленно сокращаться;

В) расти все медленнее;
Г) не будет увеличиваться.

 

21. Депопуляция характерна для:

А) США;

Б) Японии;

В) Германии;

Г) России.

 

22. Если сельское население перемещается в город, то это называется:

А) агломерация;

Б) интернационализация;

В) урбанизация;

Г) миграция.

 

23. Для демографической ситуации России характерны 3 тенденции:

А) рост коэффициента рождаемости;

Б) снижение продолжительности жизни;

В) старение населения;

Г) депопуляция;

Д) демографический взрыв.

 

24. Характерная тенденция в отраслевой структуре занятости ПРС:

А) растет занятость в промышленности;

Б) уменьшается доля занятых в сельском хозяйстве;

В) растет занятость в секторе услуг;

Г) все ответы верны.

 

25. Для развивающихся стран характерно:

А) рост занятых в сфере услуг;

Б) высокая доля занятых в сельском хозяйстве;

В) рост занятых в промышленности.

Г) все ответы верны.

 

26. К наукоёмкой продукции относится товар, в структуре которого:

А) доля затрат на НИОКР составляет 14%, доля научного персонала 8 %;

Б) доля затрат на НИОКР составляет 3,5%, доля научного персонала 2,5 %;

В) доля затрат на НИОКР составляет 10%, доля научного персонала 5 %;

Г) нет верного ответа.

 

27. В структуру финансовых ресурсов включают:

А) денежную массу страны;

Б) денежные накопления населения страны;

В) монетарное золото ЦБ;

Г) ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте;

Д) ответы а) и в);

Е) Ответы в) и г).

 

28. Какая из тенденций в наиболее полно характеризует современное состояние мирового хозяйства:

А) интернационализация;

Б) интеграция;

В) транснационализация;

Г) глобализация.

 

29. Определите долю развитых стран в мировом валовом продукте:

А) примерно 30%;

Б) около 40%;

В) порядка 50%;

Г) более 90 %.

 

30. Какова доля развитых стран в мировом промышленном производстве:

А) около 30 %;

Б) около 40%;

В) около 50 %;

Г) около 80 %.

 

31. Выберите два государства с наибольшей долей затрат на НИОКР в ВВП:

А) Франция;

Б) Япония;

В) Швеция;

Г) Южная Корея;

Д) США.

Тесты

1. Международные экономические отношения возникают:

а) на основе движения всех факторов производства;

б) на основе развития внешней торговли;

в) при взаимодействии экономических агентов;

г) все ответы верны.

 

2. Международные экономические отношения – это:

а) хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами;

б) экономические отношения между юридическими и физическими лицами;

в) внешнеэкономические связи;

г) все ответы верны.

 

3. Основными формами международных экономических связей являются:

а) международная торговля;

б) международное движение капитала;

в) миграция рабочей силы;

г) все ответы верны.

 

4. Коренной причиной развития МЭО является:

а) интеграция различных стран;

б) различие в наделенности стран факторами производства;

в) международное разделение труда;

г) все ответы верны.

 

5. Первым определил понятие «свободной торговли»:

а) Д. Рикардо;

б) Д. Милль;

в) А. Смит;

г) Ф. Кене.

 

Задания

Задача 1. На основе данных таблицы определите:

Страна Затраты времени на производство 1 тонны продукции
А фрукты  
зерно  
Б фрукты  
зерно  

 

1. Какая страна имеет абсолютные преимущества по производству фруктов?

2. Какая страна имеет абсолютные преимущества по производству зерна?

3. Покажите структуру экспорта и импорта страны А и Б.

Задача 2. На основе данных таблицы определите:

Страна Затраты времени на производство 1 тонны продукции
А уголь  
сталь  
Б уголь  
сталь  

 

1. Какая страна имеет абсолютные преимущества по производству угля?

2. Какая страна имеет абсолютные преимущества по производству стали?

3. Покажите структуру экспорта и импорта страны А и Б.

 

Задача 3. До кризиса цена товара на мировом рынке составляла 120 долларов. В результате кризиса цена упала до 90 долларов. После кризиса она достигла 130 долларов. Государство стабильно закупает 250 единиц товара. Какой вариант пошлин должно выбрать правительство страны до кризиса, в период кризиса и после, чтобы поступления в бюджет не уменьшались. Ответ обоснуйте. Сформулируйте выводы.

А) адвалорная пошлина - 18 %;

Б) специфическая пошлина 20 долларов за единицу.

 

Задание 4.

В чем заключается парадокс Леонтьева? Почему его нельзя считать полным опровержением теории соотношения факторов производства? Действует ли он в современных условиях?

 

Задание 5.

Дайте определение закона абсолютных преимуществ. При каких условиях он выполняется?

 

Задание 6.

Какие факторы производства можно считать в России избыточными: капитал, землю или труд? Ответ обоснуйте? Какие товары в этой связи Россия должна производить и продавать - капиталоемкие, требующие хорошей обеспеченности землей, или трудоемкие?

 

Задание 7.

Объясните регулирующую роль таможенных тарифов. Приведите аргументы за и против тарифов. Какие классификации таможенных тарифов вам известны?

 

Задание 8. Объясните действие нетарифных мер регулирования внешней торговли. Дайте им характеристику.

Задание 9. Чем ВТО отличается от ГАТТ?

 

Задание 10. Если государство решило защитить производителей промежуточной продукции, какие методы эффективно использовать? Ответ обоснуйте.

Задание 11. Назовите и объясните принципы ВТО, ее цели деятельности.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ:

1. Сущность, этапы развития, структура мировой экономики.

2. Факторы и тенденции развития современной мировой экономики.

3. Открытая экономика: сущность, значение, показатели.

4. Критерии классификации стран в мировой экономике и их значение.

5. Характеристика развитых стран.

6. Характеристика развивающихся стран

7. Характеристика НИС

8. Роль и значение природных ресурсов для мировой экономики, их классификация, тенденции развития.

9. Природно-ресурсный потенциал РФ: сущность, показатели, проблемы использования.

10. Динамика населения мира, численность, структура и темпы роста населения Земли. Показатели воспроизводства населения.

11. Типы и особенности воспроизводства населения. Демографическая политика: сущность, инструменты, специфика в различных странах мира.

12. Урбанизация: сущность, тенденции, региональные особенности.

13. Трудовые ресурсы мира: структура и характеристика, региональные особенности структуры.

14. Научно-технический потенциал страны, значение, сущность, показатели. Формы организации научных исследований в мире.

15. Сравнительная характеристика основных научно-технических центров мира, их особенности.

16. Информационные ресурсы мирового хозяйства, их значение и особенности.

17. Научно-технический потенциал РФ: сущность, особенности, проблемы и перспективы развития.

18. Научно-технический потенциал развитых стран: сущность, особенности, проблемы и перспективы развития.

19. Научно-технический потенциал развивающихся стран: сущность, особенности, проблемы и перспективы развития.

20. Сущность, этапы, тенденции и факторы МРТ.

21. Международная специализация, ее формы, показатели.

22. Международное кооперирование и его формы.

23. Сущность международного разделения факторов производства.

24. Показатели участия стран в МРТ и их экономический смысл.

25. Мировой рынок: сущность этапы возникновения, структура, инструменты, конкуренция.

26. МЭО: эволюция, сущность, формы, тенденции развития.

27. Место мировой торговли в системе международных экономических отношений.

28. Международная торговля услугами, сущность, показатели, тенденции развития.

29. Взгляды меркантилистов на МТ: сущность, практическое значение для международной торговли.

30. Теория абсолютных преимуществ: сущность, практическое значение для международной торговли.

31. Теория сравнительных преимуществ: сущность, практическое значение для международной торговли.

32. Теория Хекшера-Олина: сущность, практическое значение для международной торговли.

33. Парадокс Леонтьева: сущность, практическое значение для международной торговли.

34. Теорема Рыбчински: сущность, практическое значение для международной торговли. Теория технологического разрыва М. Познера: сущность, практическое значение для международной торговли.

35. Теория цикла жизни товара: сущность, графическая интерпретация, практическое значение для международной торговли.

36. Нетарифные методы регулирования международных экономических отношений: сущность, виды, значение.

37. Таможенно-тарифное регулирование международных экономических отношений: сущность, функции, значение, классификация таможенных пошлин.

38. Виды экспорта и импорта: характеристика, примеры.

39. Показатели включения страны в международную торговлю: сущность, значение.

40. Ценообразование в мировой торговле и его специфика. Виды цен.

41. Внешнеторговая политика: цели, формы и основные инструменты.

42. ВТО: причины создания, принципы, задачи, структура, отличие от ГАТТ.

43. ГАТТ: сущность, значение для международной торговли.

44. Общая характеристика прямых и портфельных зарубежных инвестиций.

45. Графическое обоснование последствий ММК.

46. Последствия международной миграции капитала для стран экспортеров и импортеров капитала.

47. Международная миграция рабочей силы: причины, сущность, классификация.

48. Последствия ММРС для стран экспортеров и импортеров трудовых ресурсов.

49. Графическое обоснование последствий ММРС.

50. Сущность и элементы мировой валютной системы, ее отличие от национальной валютной системы.

51. Этапы эволюции мировой валютной системы.

52. Предпосылки и сущность МНТС как формы МЭО.

53. Формы коммерческой передачи технологии, характеристика и специфика.

54. Сущность франчайзинга, виды, преимущества и недостатки.

55. Сущность лизинга, виды, преимущества, недостатки.

56. Сущность консалтинга, виды, преимущества, недостатки.

57. Сущность инжиниринга, виды, преимущества и недостатки.

58. Лицензионная торговля: сущность, виды лицензий, формы оплаты.

59. Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки, формы, преимущества и цели.

60. Характеристика, динамика, проблемы и тенденции развития НАФТА.

61. Характеристика, динамика, проблемы и тенденции развития ЕС.

62. Характеристика, динамика, проблемы и тенденции развития стран СНГ.

63. Таможенный союз РФ, КР, РБ: причины образования, этапы, проблемы.

64. Международные корпорации в мировой экономике; признаки, причины, виды, особенности, значение.

65. Межгосударственное регулирование МЭО, сущность, этапы, предпосылки, направления, инструменты.

66. Место России в мировой экономике и МЭО: тенденции, основные проблемы и перспективы.

 

VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература.

1. Федеральный Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 от 9 октября 1992 года.// Справочная правовая система Консультант +.

2. Федеральный Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173 от 10 декабря 2003 года. Действующая редакция. // Справочная правовая система Консультант +.

3. Красавина Л.Н. Научная школа международных валютно-кредитных и финансовых отношений // Деньги и кредит.- 2009- № 1.

4. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ Под ред. Д.э.н., профессора Л.Н.Красавиной.- Режим доступа:http://traderbooks.ru/knigi-forex-foreks или http://traderbooks.ru/besplatno-skachat-knigukrasavina-l-mezhdunarodnye-valyutno-kreditnye-i-finansovye-otnosheniya

5. Международные экономические отношения. Международный бизнес: учебник для студентов, обучающихся по специальностям: "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика"/ Под общ.ред. А.Ю.Архипова, Е.П. Пузаковой. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. -571 с.

6. Международные экономические отношения, Учебник/ под общ. редакцией В.Е. Рыбалкина. Сайт доступа: http://www.bookarchive.ru/dok_literatura/uchebnye_posobija/12179-mezhdunarodnye-jekonomicheskie-otnoshenija.html

7. Мировая экономика и международный бизнес: учебник для студентов высших учебных заведение / под общ.ред.д-ра экон.наук, проф. Р.К.Щенина; Гос.ун-т управления. -3-е изд., стер. -Москва: КноРус, 2006.

8. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экон.специальностям и направлениям / под ред. А.С.Булатова; Моск.ин-т междунар.отношений М-ва иностранных дел РФ. -2-е изд. перераб.и доп. -Москва: Экономистъ, 2007.

9. Фаминский И.П. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки (вторая половина ХХ - начало ХХI в.): учебное пособие для студентов вузов. -М.: Магистр, 2007.

Дополнительная литература.

1. Дралин А.И., Михнева С.Г. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие. Изд. 2-e, пeрeраб. и дoп. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - 127 с. - Сайт доступа: http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_economic_8.html

2. Кондратьев В. Минерально-сырьевые ресурсы как фактор глобальной конкурентоспособности// МЭиМО.-2010.-№ 6.

3. Лукин А. Ждет ли нас «демографический мир»?//МЭ и МО.-2011.- №4.

4. Финансовые решения в управлении бизнесом: теоретический и методический минимум/ В.Н.Вяткин, В.А.Гамза, Дж.Хемптом. -М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2007. -356 с.

5. Уильям Ф. Шарп. Инвестиции: для использования в учбном процессе студентами высших учебных заведений, обучающимся по экономическим специальностям/ Уильям Ф.Шарп, Гордон Дж. Александер, Джеффри В. Бэйли; пер. с англ. А.Н. Буренина, А.А. Васина. - М.: ИНФРА-М, 2006. -1028 с.

С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТУ

МОДУЛЬ 1.

1. Комплексная цель модуля: сформировать, систематизировать и закрепить представления о сущности, структуре, ресурсной базе и тенденциях развития мировой экономики.

Содержание модуля.

Лекции:

Вопросы для семинарского занятия

1. Сущность мировой экономики и этапы ее развития.

2. Субъектно-объектная структура мировой экономики.

3. МЭО, их формы.

4. Показатели развития мировой экономики.

5. Факторы и тенденции развития мировой экономики.

6. Открытая экономика: сущность, показатели.

Темы эссе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.364 с.)