Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неформальные отношения в первичной группе ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Формальные отношения являются той основой, на которой возникают и строятся неформальные отношения. Неформальные отношения – система симпатий и антипатий, притяжений и отталкиваний, любви и неприязни, которые испытывают к другу члены первичной группы, реализуя свои прямые служебные и общественные функции. В этой системе отношений место каждого индивида не зависит от приказов и положений, а определяется его личностными действиями: отношением к труду, себе, окружающим, обществу. Вот почему возможны случаи, когда человек, обладающий высоким социальным статусом, оказывается вдруг в числе тех, кто не пользуется уважением в коллективе, а рядовой член коллектива может быть его центром, в числе самых авторитетных и любимых. Неформальные отношения, тесно переплетаясь с формальными, окрашивают, очеловечивают их, придают им те оттенки, без которых последние оставались бы бездушными, бюрократическими. Положение личности в системе неформальных отношений обычно рассматривается в контексте таких понятий, как «психологический статус», «лидер», «предпочитаемый», «аутсайдер», «непредпочитаемый (отвергаемый)». Каждый член первичной группы в системе неформальных отношений обладает определенным психологическим статусом, т.е. мерой авторитета, уважения, привлекательности. Психологические статусы могут быть высокими, средними, положительными и отрицательными. Структура формальных отношений в первичной группе может быть представлена в виде следующей иерархической лестницы: • лидеры; • предпочитаемые; • аутсайдеры; • непредпочитаемые (отвергаемые). Высокий положительный статус имеют лидеры и предпочитаемые, нулевой – аутсайдеры, низкий или отрицательный –непредпочитаемые. Статус лидера всегда имеют самые авторитетные и уважаемые члены коллектива. Появление лидера, общение и взаимодействие с ним вызывает у окружающих положительные эмоции. В межличностных конфликтах он часто берет на себя роль арбитра. Члены коллектива охотно обращаются к нему за советом и помощью. Обычно член коллектива становится одним из его лидеров в силу своих личностных и характерологических особенностей профессионального мастерства, характера отношений к труду и коллективу.
Лидеры с положительной, общественно полезной направленностью всегда являются ядром коллектива. Их можно сравнить с кристаллами, вокруг которых формируется общественное мнение. Вот почему один из «секретов» руководства состоит в том, что руководитель коллектива должен всегда считаться с лидерами, стараться делегировать им свои полномочия, т.е. в силу их авторитета в коллективе привлекать их к управлению, разделяя с ними свои функции и свою ответственность. Коллектив без лидеров это обычно аморфная масса (по образному выражению А.С. Макаренко «болото»). Искусство руководить – это не только уметь общаться и взаимодействовать с каждым членом коллектива; это еще и искусство сотрудничать с лидерами, использование их влияния на коллектив в целях его сплочения, создание в нем здоровой, творческой атмосферы. Вот почему совершают ошибку те руководители, которые видят в лидерах, прежде всего свои соперников и пытаются в любом подходящем случае избавиться о них (например, порекомендовать в соседнее подразделение на руководящую работу). К таким маневрам обычно прибегают те руководители первичных коллективов, которые в силу различных обстоятельств и причин сами еще не обладают в глазах коллектива статусом лидера. Сама жизнь и современные исследования показывают, что наибольших успехов в деятельности достигает тот коллектив, в котором фиксируется феномен совпадения лидерства и руководства, т.е. лидеры являются одновременно и руководителями. В таких коллективах, как правило, высокая эффективность деятельности, здоровый психологический климат. Неизбежно возникающие производственные и межличностные конфликты решаются оптимально, усилия и старания каждого становятся достоянием гласности. Одна из сегодняшних задач состоит в том, чтобы на основе дальнейшего расширения и углубления демократии, проведения выборов руководителей с участием нескольких кандидатов утвердить совпадение лидерства и руководства в качестве одного из важнейших принципов демократического управления.
Необходимо отметить также, что в каждой первичной группе выдвигается обычно два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный.
Функции эмоционального лидера состоят в создании должного психологического климата в группе, в заботе об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструментальный лидер – тот член группы, который берет на себя инициативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия на достижение целей. Совпадение лидеров в одном лице в ситуациях совместной работы, учебы, общественной деятельности и отдыха наблюдается редко. Чаще всего специфическая сфера деятельности (учеба, труд, общественная деятельность, досуг) выдвигает своего инструментального лидера. Универсальный лидер – это тот член коллектива, который сочетает в себе черты инструментального и эмоционального. В работе с кадрами, коллективом очень важно не только опираться на лидеров с положительной направленностью, но и уметь учитывать влияние на коллектив так называемых популистских лидеров. Популистский лидер – это член коллектива, который на каком-то этапе его развития, апеллируя к определенной части коллектива и, по сути, идя у нее на поводу (часто заигрывая с нею), добивается популярности за счет «левых» лозунгов и демаршей. Как правило, направленность таких лидеров узко эгоистичная. Коллектив он обычно использует в качестве объекта для достижения своей цели или целей своей группировки. Появление таких лидеров обычно связано с переходными процессами в развитии общества, когда к активной политической и социальной активности пробуждаются массы людей и на первых порах бывает довольно трудно отличать позу от позиции, искренность от демагогии, расчет от бескорыстия. Предпочитаемый – это член коллектива, которого выделяют из окружающих и к которому относятся положительно. Обычно такой человек – надежный партнер по работе, верный в дружбе. С ним предпочитают иметь дело, общаться, дружить. У него положительный психологический статус. Поскольку психологические статусы – это всегда динамические характеристики, зависящие от самой личности, то у каждого предпочитаемого всегда есть потенциальная возможность обрести статус лидера. Аутсайдер – это индивид с нулевым статусом. Почти в каждом коллективе можно встретить таких членов, которые в силу каких-то причин не проявили себя и держатся в тени. Отношение к ним обычно индифферентное. У одних это может быть связано с адаптационными трудностями (особенно у новичков), у других с характерологическими особенностями ("молчуны", "нелюдимы"), у третьих это осознанная позиция ("моя хата с краю"), у четвертых – с характеристиками самого коллектива. Руководитель первичного коллектива (он же преподаватель, воспитатель) должен уметь разбираться в направленности личности таких членов и, если это необходимо, помочь им обрести более высокий статус, вовлекая их в активную совместную трудовую и общественную деятельность. Потребность в высоком психологическом статусе – одна из важнейших социогенных потребностей личности. Безличность – это безразличный для других людей индивид, человек, от которого ни жарко, ни холодно, чье присутствие или отсутствие ничего не меняет в жизни. Живущий по принципу "я сам по себе" в конечном счете, деперсонализируется и перестает быть полнокровной личностью. Индивид обычно переживает состояние психологического; дискомфорта, если он никому не нужен, никто им не интересуется, ни о чем не спрашивает, не ждет, никак не реагирует на его появление. Замечена, также, тенденция индивидов покидать те первичные группы, в которых не происходит рост их психологических статусов, и поиск тех групп, где, как им кажется, их могут понять и оценить.
В коллективах, где утвердился здоровый психологический климат, где усилия каждого становятся достоянием гласности и адекватно оцениваются, где все вовлечены в активную совместную деятельность, создаются все объективные предпосылки для роста психологических статусов каждого индивида. Не случайно, специальные исследования фиксируют, что в высокоорганизованных творческих и активно работающих коллективах большинство членов имеют статусы лидера или предпочитаемого.
Для определения психологических характеристик возможны следующие способы анализа в процессе обучения: - наблюдение, - тестирование, - психодиагностика. В современной педагогике и психологии на сегодняшний день применяются различные методы психодиагностики личности, которые также могут применяться при анализе базовой характеристики личности. Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка распознание. Диагностика понимается как распознание чего-либо. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях психики человека В настоящее время диагностические методики все шире входят в нашу жизнь. Их активно используют при профориентационной работе, приеме в некоторые высшие учебные заведения. При этом часть методик используются только специалистами, грамотное использование которых требует специальной подготовки и высокого уровня психологической культуры. Другие методики – более простые, но также являются надежным инструментом изучения особенностей личности. Но при этом необходимо знать, что ни одна методика или даже несколько не решат проблему познания личности и ее способностей. Они только помогают лучше узнать учащихся, дают систему ориентиров, которые позволят представить основные черты образа человека., и в случае необходимости откорректировать их или наметить программу их корректировки.
Отдельные, хорошо теоретически и практически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут применяться преподавателями в их профессионально-педагогической деятельности. Процедура тестирования может происходить на классном часе. При приеме в учебное заведение, на различных познавательно-воспитательных мероприятиях, которые могут вызвать интерес у учащихся. Для наилучшего и качественного тестирования желательно проводить его в присутствие психологов или непосредственно приглашенными психологами. Преподаватель, пользуясь методикой, обязан выполнять ряд правил, которые являются его основными обязанностями: 1. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной области, о том, какие именно методики могут быть использованы для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик преподаватель обязан пользоваться именно ими. 2. Если психологи предупреждают о том, что правильное применение методик требует специальных психологических знаний, следует отказаться от методики либо привлечь для проведения тестирования и анализа психолога. 3. Преподаватель, имеющий доступ к психодиагностическим методикам и использующий их, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны. 4. Следовать всем этическим нормативам в поведении обследования по отношению к испытуемым, он не имеет права злоупотреблять доверием, и обязан предупреждать его о том, как будет использована информация. 5. Методики, не обеспеченные стандартной однозначной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного применения высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами не психологами. 6. Преподаватель содействует психологам в соблюдении процедурных нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного применения методик.
Таким образом, преподаватель, проводя анализ начальных требований, определяет общую характеристику группы и отдельных обучаемых, что позволяет рационально построить технологию обучения. Алгоритм деятельность преподавателя по определению начальных требований включает ряд этапов: Этап. Предварительный формальный анализ личностей в группе. Данный анализ включает · определение социодемографических характеристик (на основе анализа документации – карточек и личных дел студентов), · определение среднего уровня обучения (абсолютную и относительную успеваемость по отдельным предметам, связанным с данным предметом на основе анализа документации, ведомостей, бесед с коллегами). Абсолютная успеваемость характеризуется отношением числа положительных оценок к общим оценкам Относительная успеваемость характеризуется отношением числа оценок «хорошо» и «отлично» к общему числу оценок.
· Определение профессиональной пригодности и профессиональной направленности обучаемых (на основе тестирования)
2. Этап. Проектирование технологии формирования базового материала. Выбор базового материала, определение начального уровня знаний по базовому материалу и проектирование средств формирования и «коррекции» базовых умений.
3. Этап. Анализ психологических характеристик личности (память, мышление, речь, характер) и группы (сплоченность, наличие лидера и т.д.)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.017 с.) |