Неформальные отношения в первичной группе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неформальные отношения в первичной группе



Формальные отношения являются той основой, на которой возникают и строятся неформальные отношения.

Неформальные отношения – система симпатий и антипатий, притяжений и отталкиваний, любви и неприязни, которые испытывают к другу члены первичной группы, реализуя свои прямые служебные и общественные функции.

В этой системе отношений место каждого индивида не зависит от приказов и положений, а определяется его личностными действиями: отношением к труду, себе, окружающим, обществу. Вот почему возможны случаи, когда человек, обладающий высоким социальным статусом, оказывается вдруг в числе тех, кто не пользуется уважением в коллективе, а рядовой член коллектива может быть его центром, в числе самых авторитетных и любимых.

Неформальные отношения, тесно переплетаясь с формальными, окрашивают, очеловечивают их, придают им те оттенки, без которых последние оставались бы бездушными, бюрократическими. Положение личности в системе неформальных отношений обычно рассматривается в контексте таких понятий, как «психологический статус», «лидер», «предпочитаемый», «аутсайдер», «непредпочитаемый (отвергаемый)».

Каждый член первичной группы в системе неформальных отношений обладает определенным психологическим статусом, т.е. мерой авторитета, уважения, привлекательности.

Психологические статусы могут быть высокими, средними, положительными и отрицательными. Структура формальных отношений в первичной группе может быть представлена в виде следующей иерархической лестницы:

• лидеры;

• предпочитаемые;

• аутсайдеры;

• непредпочитаемые (отвергаемые).

Высокий положительный статус имеют лидеры и предпочитаемые, нулевой – аутсайдеры, низкий или отрицательный –непредпочитаемые.

Статус лидера всегда имеют самые авторитетные и уважаемые члены коллектива. Появление лидера, общение и взаимодействие с ним вызывает у окружающих положительные эмоции. В межличностных конфликтах он часто берет на себя роль арбитра. Члены коллектива охотно обращаются к нему за советом и помощью. Обычно член коллектива становится одним из его лидеров в силу своих личностных и характерологических особенностей профессионального мастерства, характера отношений к труду и коллективу.

Лидеры с положительной, общественно полезной направленностью всегда являются ядром коллектива. Их можно сравнить с кристаллами, вокруг которых формируется общественное мнение. Вот почему один из «секретов» руководства состоит в том, что руководитель коллектива должен всегда считаться с лидерами, стараться делегировать им свои полномочия, т.е. в силу их авторитета в коллективе привлекать их к управлению, разделяя с ними свои функции и свою ответственность. Коллектив без лидеров это обычно аморфная масса (по образному выражению А.С. Макаренко «болото»).

Искусство руководить – это не только уметь общаться и взаимодействовать с каждым членом коллектива; это еще и искусство сотрудничать с лидерами, использование их влияния на коллектив в целях его сплочения, создание в нем здоровой, творческой атмосферы. Вот почему совершают ошибку те руководители, которые видят в лидерах, прежде всего свои соперников и пытаются в любом подходящем случае избавиться о них (например, порекомендовать в соседнее подразделение на руководящую работу). К таким маневрам обычно прибегают те руководители первичных коллективов, которые в силу различных обстоятельств и причин сами еще не обладают в глазах коллектива статусом лидера. Сама жизнь и современные исследования показывают, что наибольших успехов в деятельности достигает тот коллектив, в котором фиксируется феномен совпадения лидерства и руководства, т.е. лидеры являются одновременно и руководителями.

В таких коллективах, как правило, высокая эффективность деятельности, здоровый психологический климат. Неизбежно возникающие производственные и межличностные конфликты решаются оптимально, усилия и старания каждого становятся достоянием гласности.

Одна из сегодняшних задач состоит в том, чтобы на основе дальнейшего расширения и углубления демократии, проведения выборов руководителей с участием нескольких кандидатов утвердить совпадение лидерства и руководства в качестве одного из важнейших принципов демократического управления.

 

Необходимо отметить также, что в каждой первичной группе выдвигается обычно два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный.

Функции эмоционального лидера состоят в создании должного психологического климата в группе, в заботе об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика.

Инструментальный лидер – тот член группы, который берет на себя инициативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия на достижение целей.

Совпадение лидеров в одном лице в ситуациях совместной работы, учебы, общественной деятельности и отдыха наблюдается редко. Чаще всего специфическая сфера деятельности (учеба, труд, общественная деятельность, досуг) выдвигает своего инструментального лидера.

Универсальный лидер – это тот член коллектива, который сочетает в себе черты инструментального и эмоционального.

В работе с кадрами, коллективом очень важно не только опираться на лидеров с положительной направленностью, но и уметь учитывать влияние на коллектив так называемых популистских лидеров.

Популистский лидер – это член коллектива, который на каком-то этапе его развития, апеллируя к определенной части коллектива и, по сути, идя у нее на поводу (часто заигрывая с нею), добивается популярности за счет «левых» лозунгов и демаршей. Как правило, направленность таких лидеров узко эгоистичная. Коллектив он обычно использует в качестве объекта для достижения своей цели или целей своей группировки.

Появление таких лидеров обычно связано с переходными процессами в развитии общества, когда к активной политической и социальной активности пробуждаются массы людей и на первых порах бывает довольно трудно отличать позу от позиции, искренность от демагогии, расчет от бескорыстия.

Предпочитаемый – это член коллектива, которого выделяют из окружающих и к которому относятся положительно.

Обычно такой человек – надежный партнер по работе, верный в дружбе. С ним предпочитают иметь дело, общаться, дружить. У него положительный психологический статус. Поскольку психологические статусы – это всегда динамические характеристики, зависящие от самой личности, то у каждого предпочитаемого всегда есть потенциальная возможность обрести статус лидера.

Аутсайдер – это индивид с нулевым статусом. Почти в каждом коллективе можно встретить таких членов, которые в силу каких-то причин не проявили себя и держатся в тени. Отношение к ним обычно индифферентное. У одних это может быть связано с адаптационными трудностями (особенно у новичков), у других с характерологическими особенностями ("молчуны", "нелюдимы"), у третьих это осознанная позиция ("моя хата с краю"), у четвертых – с характеристиками самого коллектива.

Руководитель первичного коллектива (он же преподаватель, воспитатель) должен уметь разбираться в направленности личности таких членов и, если это необходимо, помочь им обрести более высокий статус, вовлекая их в активную совместную трудовую и общественную деятельность. Потребность в высоком психологическом статусе – одна из важнейших социогенных потребностей личности. Безличность – это безразличный для других людей индивид, человек, от которого ни жарко, ни холодно, чье присутствие или отсутствие ничего не меняет в жизни. Живущий по принципу "я сам по себе" в конечном счете, деперсонализируется и перестает быть полнокровной личностью. Индивид обычно переживает состояние психологического; дискомфорта, если он никому не нужен, никто им не интересуется, ни о чем не спрашивает, не ждет, никак не реагирует на его появление. Замечена, также, тенденция индивидов покидать те первичные группы, в которых не происходит рост их психологических статусов, и поиск тех групп, где, как им кажется, их могут понять и оценить.

В коллективах, где утвердился здоровый психологический климат, где усилия каждого становятся достоянием гласности и адекватно оцениваются, где все вовлечены в активную совместную деятельность, создаются все объективные предпосылки для роста психологических статусов каждого индивида. Не случайно, специальные исследования фиксируют, что в высокоорганизованных творческих и активно работающих коллективах большинство членов имеют статусы лидера или предпочитаемого.

 

Для определения психологических характеристик возможны следующие способы анализа в процессе обучения:

- наблюдение,

- тестирование,

- психодиагностика.

В современной педагогике и психологии на сегодняшний день применяются различные методы психодиагностики личности, которые также могут применяться при анализе базовой характеристики личности.

Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка распознание. Диагностика понимается как распознание чего-либо. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях психики человека

В настоящее время диагностические методики все шире входят в нашу жизнь. Их активно используют при профориентационной работе, приеме в некоторые высшие учебные заведения. При этом часть методик используются только специалистами, грамотное использование которых требует специальной подготовки и высокого уровня психологической культуры. Другие методики – более простые, но также являются надежным инструментом изучения особенностей личности. Но при этом необходимо знать, что ни одна методика или даже несколько не решат проблему познания личности и ее способностей. Они только помогают лучше узнать учащихся, дают систему ориентиров, которые позволят представить основные черты образа человека., и в случае необходимости откорректировать их или наметить программу их корректировки.

Отдельные, хорошо теоретически и практически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут применяться преподавателями в их профессионально-педагогической деятельности. Процедура тестирования может происходить на классном часе. При приеме в учебное заведение, на различных познавательно-воспитательных мероприятиях, которые могут вызвать интерес у учащихся.

Для наилучшего и качественного тестирования желательно проводить его в присутствие психологов или непосредственно приглашенными психологами.


Преподаватель, пользуясь методикой, обязан выполнять ряд правил, которые являются его основными обязанностями:

1. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной области, о том, какие именно методики могут быть использованы для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик преподаватель обязан пользоваться именно ими.

2. Если психологи предупреждают о том, что правильное применение методик требует специальных психологических знаний, следует отказаться от методики либо привлечь для проведения тестирования и анализа психолога.

3. Преподаватель, имеющий доступ к психодиагностическим методикам и использующий их, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны.

4. Следовать всем этическим нормативам в поведении обследования по отношению к испытуемым, он не имеет права злоупотреблять доверием, и обязан предупреждать его о том, как будет использована информация.

5. Методики, не обеспеченные стандартной однозначной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного применения высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами не психологами.

6. Преподаватель содействует психологам в соблюдении процедурных нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного применения методик.

 

 


Таким образом, преподаватель, проводя анализ начальных требований, определяет общую характеристику группы и отдельных обучаемых, что позволяет рационально построить технологию обучения.

Алгоритм деятельность преподавателя по определению начальных требований включает ряд этапов:

Этап. Предварительный формальный анализ личностей в группе.

Данный анализ включает

· определение социодемографических характеристик (на основе анализа документации – карточек и личных дел студентов),

· определение среднего уровня обучения (абсолютную и относительную успеваемость по отдельным предметам, связанным с данным предметом на основе анализа документации, ведомостей, бесед с коллегами).

Абсолютная успеваемость характеризуется отношением числа положительных оценок к общим оценкам

Относительная успеваемость характеризуется отношением числа оценок «хорошо» и «отлично» к общему числу оценок.

 

· Определение профессиональной пригодности и профессиональной направленности обучаемых (на основе тестирования)

 

2. Этап. Проектирование технологии формирования базового материала. Выбор базового материала, определение начального уровня знаний по базовому материалу и проектирование средств формирования и «коррекции» базовых умений.

 

 

3. Этап. Анализ психологических характеристик личности (память, мышление, речь, характер) и группы (сплоченность, наличие лидера и т.д.)

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.017 с.)