Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
При делении ноля на любое другое число получается ноль. Делить на ноль нельзя.
Задание 4. Найдите значения выражений. Задание 5. Сформулируйте правило деления числа 0 на любое число. Делить на ноль нельзя! Задание 6. Какой смысл могут иметь выражения, если человек делает покупки в магазине? 48 + 35 = 83 (р.) – стоит вся покупка; 100 – 24 = 76 (р.) – осталось; 9 · 6 = 54 (р.) – стоит 6 булочек. – Какой смысл могут иметь выражения, если птицы садятся на провода? 7 + 9 + 5 = 21 (пт.) – всего; 23 – 4 = 19 (пт.) – осталось; 27: 3 = 9 (пт.) – на одном проводе. III. Фронтальная работа. – Проведем опыт с числами. Напишите на карточках числа от 1 до 25 и выложите карточки подряд. – Теперь некоторые карточки переверните по следующим правилам: · Сначала перевернем каждую вторую карточку. Это значит, что карточки с числами 2, 4, 6... окажутся лежащими числом вниз. · Затем перевернем на другую сторону каждую третью карточку. Понятно, что при этом некоторые карточки будут перевернутыми два раза. Они окажутся лежащими числом вверх, как и в начале. – Какие числа были на дважды перевернутых карточках? (Числа 6, 12, 18, 24.) · На следующем этапе мы перевернем каждую четвертую карточку. Как видите, карточка с числом 12 переворачивалась уже три раза. – Какая еще карточка переворачивалась три раза? (Карточка 24.) · Затем переворачивается каждая пятая карточка. Затем – каждая шестая, каждая седьмая и т. д. Наконец, на двадцать пятом этапе будет перевернута одна последняя карточка. – Какие числа будут видны на карточках, когда мы закончим работу? – Выпишите их. – Как эти числа называются? – А какие числа окажутся видны, если карточек будет не 25, а 100 (с числами от 1 до 100)? Понятно, что при этом переворачивать их мы будем дольше. На последнем этапе будет перевернута одна карточка. IV. Итог урока. – Как называются числа при делении? – Сформулируйте правило деления с числом 0. Урок 123 Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с правилами выполнения действий в выражении без скобок; содействовать формированию умения решать текстовые задачи с помощью составления выражения. Планируемые результаты образования. Предметные: имеют представления о том, как составлять задачи с опорой на схемы, сопоставлять выражение с условием задачи; умеют определять порядок действий в выражениях без скобок, выполнять вычисления в несколько действий, сравнивать значения выражений, решать задачи на все арифметические действия; знают, как правильно использовать в речи названия выражений (сумма, разность, произведение, частное).
Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: корректируют свою деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; познавательные: выявляют (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; исследуют собственные нестандартные способы решения; коммуникативные: сотрудничают с товарищами при работе в паре; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка. Ход урока I. Устный счет. 1. Расположите данные выражения в порядке убывания их значений: 420: 60 480: 80 36: 6 350: 70 240: 80 45: 5 2. Уменьшите числа: а) 72, 56, 48, 24 в 8 раз; б) 18, 27, 12, 21 в 3 раза; в) 42, 49, 21, 28 в 7 раз.
27 + 30 27 + 33 20 + 30 25 + 30 33 + 29 3. Вставьте числа в «окошки», чтобы получились верные записи: II. Сообщение темы урока. – Сравните математические записи на доске: – Сегодня на уроке будем учиться выполнять действия по порядку. III. Работа по учебнику. Задание 1. Выполните действия по порядку: слева направо. – А теперь попробуйте выполнить их в другом порядке. – Сравните результаты вычислений. – Как вы думаете, важен ли порядок выполнения действий при вычислениях? – Для того чтобы не было путаницы при вычислениях, соблюдают следующие правила: • Сложение и вычитание выполняют в том порядке, в каком записаны действия: слева направо. • Умножение и деление так же выполняют по порядку – слева направо. • Если в выражении встречаются разные арифметические действия, то сначала выполняют умножение и деление, а затем сложение и вычитание.
Задание 2. Вычислите. 1 2 3 35 – 27 + 3 – 0 = 8 + 3 – 0 = 11 – 0 = 11. 1 2 67 – 38 – 13 = 29 – 13 = 16. 1 2 3 40: 5 · 4: 1 = 8 · 4: 1 = 32: 1 = 32. 1 2 3 6 · 3: 2 · 5 = 18: 2 · 5 = 9 · 5 = 45. 2 1 2 1 16 – 16: 4 = 16 – 4 = 12. 48 + 2 · 6 = 48 + 12 = 60. Задание 3. Как вычислить площадь составленной фигуры? S общ = = S 1 + S 2. – Составьте выражение и найдите его значение. – Какая часть фигуры имеет меньшую площадь? (Зеленый прямоугольник.) – На сколько меньшую? Составьте выражение для ответа на этот вопрос. Задание 4. Определите порядок действия. Выполните действия. Задание 5. Составьте выражения для решения задач. Задание 6 (работа в парах). Вспомните свойства противоположных сторон прямоугольника. (Противоположные стороны равны.) – Составьте разными способами выражения для вычисления периметра прямоугольника. 4 + 4 + 14 + 14 = 36 4 · 2 + 14 · 2 = 36 14 · 2 + 4 · 2 = 36 IV. Фронтальная работа. – Чтобы найти сумму 13 + 12 + 27 + 19 + 18 + 11, удобно переставить слагаемые, объединить их в пары (ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется!). Вот так: 13 + 12 + 27 + 19 + 18 + 11 = (13 + 27) + (12 + 18) + (19 + 11) = 40 + 30+ + 30 = 100. – Попробуйте таким же образом, объединяя слагаемые в удобные пары, найти следующие суммы: – Найдите сумму: 17 + 19 + 24 + 15 + 12 = 87. – А как быстрее найти эти суммы? 18 + 20 + 24 + 16 + 13 = 87 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 91. 16 + 18 + 22 + 15 + 11 = 87 – 1 – 1 – 2 – 1 = 82. 19 + 21 + 25 + 17 + 14 = 87 + 2 + 2 + 1 + 2 + 2 = 96. 19 + 20 + 25 + 16 + 13 = 87 + 2 + 1 + 1 + 1 + 1 = 93. 20 + 21 + 26 + 17 + 15 = 87 + 3 + 2 + 2 + 2 + 3 = 99. 21 + 22 + 27 + 18 + 16 = 87 + 4 + 3 + 3 + 3 + 4 = 104. V. Итог урока. – Сформулируйте правила выполнения действий. Урок 124 Цель деятельности учителя: способствовать формированию умения выполнять вычисления в выражениях без скобок и решать текстовые задачи. Планируемые результаты образования. Предметные: имеют представления о том, как составлять задачи с опорой на схемы, сопоставлять выражение с условием задачи; умеют определять порядок действий в выражениях без скобок, выполнять вычисления в несколько действий, сравнивать значения выражений, решать задачи на все арифметические действия; знают, как правильно использовать в речи названия выражений (сумма, разность, произведение, частное). Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнениями другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии). Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; коммуникативные: сотрудничают с товарищами при работе в паре; описывают объект: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства. Ход урока I. Устный счет. 1. Вставьте пропущенные цифры, чтобы равенства были верными: 2. Поставьте знаки действий и, если нужно, скобки так, чтобы получились верные равенства. 4 … 3 … 2 = 2 4 … 3 … 2 = 3 4 … 3 … 2 = 4 4 … 3 … 2 = 5 4 … 3 … 2 = 14 4 … 3 … 2 = 4 4 … 3 … 2 = 24 4 … 3 … 2 = 14 4 … 3 … 2 = 20 4 … 3 … 2 = 9 4 … 3 … 2 = 3 3. Расставьте порядок действий на каждой схеме:
II. Работа по учебнику. Задание 1. Запишите выражения, которые показывают длину различных дистанций. а) 6 + 7 = 13 (км); б) 8 · 3 = 24 (км); в) 7 · 2 + 8 = 14 + 8 = 22 (км); г) 7 + 6 · 2 = 7 + 12 = 19 (км); д) 8 · 2 + 6 · 3 = 16 + 18 = 34 (км). Задание 2. Расскажите словами, как тренировались велосипедисты. Сколько километров проехал каждый? 7 + 8 + 6 = 15 + 6 = 21 8 + 6 · 3 = 8 + 18 = 26 6 · 4 = 24 6 · 5 = 30 7 · 3 + 6 · 2 = 21 + 12 = 33 8 · 5 = 40 7 + 8 · 4 = 7 + 32 = 39 8 + 7 · 2 + 6 = 8 + 14 + 6 = 28 Задание 3. Запишите номер спортсмена, который проехал самую короткую дистанцию. (№ 1.) – Кто проехал больше всех? (№ 7.) – Запишите номера спортсменов в порядке возрастания длины их дистанции. (№ 1, 2, 5, 8, 6, 3, 4, 7.) Задание 4. Составьте план тренировки, при котором общая длина дистанции будет 20 км. 6 · 2 + 8 = 20 7 · 2 + 6 = 20 8 + 6 · 2 = 20 6 + 7 · 2 = 20 6 + 8 + 6 = 20 7 + 6 + 7 = 20 – Составьте разными способами план тренировки с общей длиной дистанции в 40 километров. Задание 5. Сколько раз проехали велосипедисты каждый круг за два дня тренировки? – Какова общая длина дистанции, которую проехал 1-й велосипедист за два дня? – Какова общая длина дистанции, которую проехал 2-й велосипедист за два дня? – Какова общая длина дистанции, которую проехал 3-й велосипедист за два дня? Задание 6. Поставьте в пустые клетки число кругов, которые нужно проехать велосипедисту, чтобы получилась следующая длина дистанции: а) 18 км: 6 · 3 + 7 · 0 + 8 · 0 = 18; б) 30 км: 6 · 5 + 7 · 0 + 8 · 0 = 30 6 · 0 + 7 · 2 + 8 · 2 = 30; в) 36 км: 6 · 6 + 7 · 0 + 8 · 0 = 36 6 · 0 + 7 · 4 + 8 · 1 = 36 6 · 2 + 7 · 0 + 8 · 3 = 36; г) больше 25 км, но меньше 30 км: 6 · 2 + 7 · 2 + 8 · 0 = 26 6 · 3 + 7 · 0 + 8 · 1 = 26 6 · 0 + 7 · 4 + 8 · 0 = 28. Урок 125 Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с выражениями, содержащими скобки; содействовать формированию умения выполнять порядок действий в выражениях со скобками; создавать условия для совершенствования умения составлять равенства, используя шифр. Планируемые результаты образования. Предметные: имеют представления о том, как правильно использовать в речи названия выражений и их компонентов; умеют определять порядок действий в выражениях со скобками, выполнять вычисления в несколько действий, сравнивать значения выражений, группировать слагаемые (множители) для рациональных вычислений, решать задачи в два действия на нахождение произведения, деления на части и по содержанию, на нахождение суммы и остатка, на увеличение / уменьшение в несколько раз, разностное сравнение; знают, как сопоставлять выражение с условием задачи, составлять выражения для решения задачи разными способами.
Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют внимание, желание больше узнать. Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: контролируют выполнение вычислений в несколько действий; анализируют собственную работу; познавательные: наблюдают за изменением значения выражений в зависимости от наличия и места скобок; проверяют информацию, находят дополнительную информацию; пользуются справочным материалом в конце учебника (таблицей сложения, таблицей умножения, именным указателем); коммуникативные: сотрудничают с товарищами при работе в паре. Ход урока I. Устный счет. 1. Поставьте числа внутри прямоугольников так, чтобы по строчкам и по столбикам получились верные равенства. 2. Найдите площадь закрашенной фигуры. 3. Поставьте скобки и обозначьте порядок выполнения действий так, чтобы получились верные равенства: 4. Игра «Распутай клубок». 25 + Δ = ○ ¶– Δ = 120 49: Δ = Δ Δ: ○ = 4 ○ · 8 = ¶ 100 + Δ = 120 ¶ · Δ = 28 ○ · Δ = 100 ¶ · ¶ = 16 ¶: ♦ = Δ II. Сообщение темы урока. – Сравните математические записи на доске. 10 – 5 + 3 = 8 10 – (5 + 3) = 2 – Чем они похожи? Чем различаются? Сегодня на уроке будем находить значения выражений со скобками. III. Работа по учебнику. Задание 1. Что купила Аня? (Чашку и блюдце.) Сколько денег она заплатила? (17 + 13 = 30 (р.).) – Что купила Вика? (Две чашки и два блюдца.) Сколько денег она заплатила? ((17 + 13) · 2 = 60 (р.).) – Что купила Галя? (Чашку и два блюдца.) Сколько денег она заплатила? (17 + 13 · 2 = 43 (р.).) – Что купила Даша? (Две чашки и два блюдца.) Сколько денег она заплатила? (17 · 2 + 13 · 2 = 60 (р.).) – Кто сделал одинаковые покупки? – Прочитайте правило в учебнике. Задание 2. Выполните записи: а) (17 + 13) · 6; б) (17 + 13) · 3 + 13 · 3; в) 40 + 13 · 6 + (17 + 13) · 2. Задание 3. В каком порядке надо вычислять значения выражений? – Вычислите значения выражений: – Сравните результаты. – Вычислите значения выражений: – Сравните результаты. Задание 4. Составьте выражения и найдите их значения. 9 + 6 – 3 = 15 – 3 = 12 (9 – 6) – (3 – 2) = 3 – 1 = 2 6 · 2 – 9 = 12 – 9 = 3 6 · (9 – 3) = 6 · 6 = 36 2 + 9: 3 = 2 + 3 = 5 9 · (6: 3) = 9 · 2 = 18 (9 – 3): 2 = 6: 2 = 3 (6: 2) · 9 = 3 · 9 = 27 Задание 5. Сколько было взрослых? (2 · 4.) – Сколько было детей? (3 · 4.) – Сколько человек отправились на пикник? (2 · 4 + 3 · 4 или (2 + 3) · 4.) – Что означают следующие выражения: а) 2 + 3 = 5 (чел.) – в 1-й машине; б) 2 · 4 = 8 (чел.) – взрослых всего; в) 3 + 3 + 3 + 3 = 12 (чел.) – детей всего. Задание 6. Составьте два выражения для вычисления площади прямоугольника разными способами. 6 · 3 + 3 · 3 = 18 + 9 = 27 (кв. см). (6 + 3) · 3 = 9 · 3 = 27 (кв. см). IV. Фронтальная работа. – Чему равно значение этого выражения? (7 – 5 + 1 = 3.) – Как изменится результат, если поставить скобки? (7 – (5 + 1) = 1.) – Расставьте скобки так, чтобы равенства были верными:
17 – 10 + 5 – 1 = 11 Ответы: (17 – 10) + 5 – 1 = 11 17 – 10 + 5 – 1 = 1 17 – (10 + 5) – 1 = 1 17 – 10 + 5 – 1 = 3 17 – (10 + 5 – 1) = 3 – Расставьте скобки так, чтобы получилось число как можно больше: 31 – 13 + 7 – 5 + 1 Ответы: (31 – 13) + 7 – 5 + 1 = 21 31 – 13 – 7 – 5 – 1 31 – (13 – 7 – 5 – 1) = 31 – Расставьте скобки так, чтобы получилось число как можно меньше: 31 – 13 + 7 – 5 + 1 Ответы: 31 – (13 + 7) – (5 + 1) = 5 31 – 13 – 7 – 5 – 1 (31 – 13 – 7 – 5) – 1 = 5 V. Итог урока. – Как выполнить действия в выражениях со скобками? Урок 126 Цель деятельности учителя: способствовать формированию умений выполнять порядок действий в выражениях со скобками, выбирать выражения для решения задачи. Планируемые результаты образования. Предметные: имеют представления о том, как правильно использовать в речи названия выражений и их компонентов; умеют определять порядок действий в выражениях со скобками, выполнять вычисления в несколько действий, сравнивать значения выражений, группировать слагаемые (множители) для рациональных вычислений, решать задачи в два действия на нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение суммы и остатка, на увеличение / уменьшение в несколько раз, разностное сравнение; знают, как сопоставлять выражение с условием задачи, составлять выражения для решения задачи разными способами. Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: контролируют выполнение вычислений в несколько действий; оценивают весомость приводимых доказательств; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности; познавательные: наблюдают за изменением значения выражений в зависимости от наличия и места скобок; пользуются справочным материалом в конце учебника (таблицей сложения, таблицей умножения, именным указателем); исследуют собственные нестандартные решения; коммуникативные: сотрудничают с товарищами при работе в паре; доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса. Ход урока I. Устный счет. 1. Какие знаки действий нужно вставить в «окошки», чтобы получить верные равенства? 9 · 3 = 9 □ 2 □ 9 24 · 1 = 8 □ 3 □ 1 9 · 5 = 9 □ 6 □ 9 72 · 0 = 0 □ 1 □ 72 8 · 5 = 5 □ 8 □ 1 8 · 8 = 8 □ 9 □ 8 2. В каждый пакет положили 5 пряников и 3 вафли. Сколько пряников и вафель положили в 7 пакетов? 3. У дедушки трое внуков. Когда он дал каждому из них 6 орехов, у него осталось 2 ореха. Сколько орехов было у дедушки? 4. Найдите площадь закрашенной фигуры. 5. Поставьте скобки и расставьте порядок действий так, чтобы получились верные равенства: II. Работа по учебнику. – Сегодня на уроке будем определять порядок действий в сложных выражениях. Задание 1. Попробуйте определить, в каком порядке следует выполнять действия в этом выражении. – Сформулируйте правило. – Где выполняют действия первыми? (Действия в скобках.) – Какие арифметические действия выполняются раньше? (Умножение и деление выполняют по порядку слева направо, а затем сложение и вычитание по порядку слева направо.) Задание 2. Определите порядок выполнения вычислений. Каким правилом вы воспользовались? Задание 3. Найдите значения выражений и сравните результаты. а) 100 – (60 – 15) = 100 – 45 = 55 б) (8 + 2) · 8 = 10 · 8 = 80 (100 – 60) – 15 = 40 – 15 = 25 8 + (2 · 8) = 8 + 16 = 24 в) (28 + 8): 4 = 36: 4 = 9 28 + (8: 4) = 28 + 2 = 30 Задание 4. Составьте выражение по задаче. 3 · 10 + 1 · 2 = 30 + 2 = 32. – Прочитайте задачу 5. Что известно? Что требуется узнать? Выберите выражение, подходящее для решения задачи. Объясните свой выбор. 7 · 3 – 3 · 1 = 21 – 3 = 18. Задание 6 (работа в парах). а) 47 + (26 + 14) = 47 + 40 = 87 д) 8 · (4 · 2) = 8 · 8 = 64 (47 + 26) + 14 = 73 + 14 = 87 (8 · 4) · 2 = 32 · 2 = 64 б) 47 – (26 – 14) = 47 – 12 = 35 е) 8: (4: 2) = 8: 2 = 4 (47 – 26) – 14 = 21 – 14 = 7 (8: 4): 2 = 2: 2 = 1 в) 47 + (26 – 14) = 47 + 12 = 59 ж) 8 · (4: 2) = 8 · 2 = 16 (47 + 26) – 14 = 73 – 14 = 59 (8 · 4): 2 = 32: 2 = 16 г) 47 – (26 + 14) = 47 – 40 = 7 з) 8: (4 · 2) = 8: 8 = 1 (47 – 26) + 14 = 21 + 14 = 35 (8: 4) · 2 = 2 · 2 = 4 Задание 7. В каком порядке надо выполнять действия? – Выполните вычисления с помощью калькулятора. III. Итог урока. – Сформулируйте правило определения порядка действий в сложном выражении. Урок 127 Цели деятельности учителя: создать условия для формирования понятия «равные выражения»; способствовать формированию умения находить значения выражений; содействовать совершенствованию умения решать текстовые задачи с помощью составления выражения. Планируемые результаты образования. Предметные: имеют представления о том, как правильно использовать в речи названия выражений и их компонентов; умеют определять порядок действий в выражениях со скобками, выполнять вычисления в несколько действий, сравнивать значения выражений, группировать слагаемые (множители) для рациональных вычислений, решать задачи в два действия на нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение суммы и остатка, на увеличение / уменьшение в несколько раз, разностное сравнение; знают, как сопоставлять выражение с условием задачи, составлять выражения для решения задачи разными способами. Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: определяют и формулируют цели деятельности на урокес помощью учителя; контролируют выполнение вычислений в несколько действий; оценивают весомость приводимых доказательств; познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; наблюдают за изменением значения выражений в зависимости от наличия и места скобок; пользуются справочным материалом в конце учебника (таблицей сложения, таблицей умножения, именным указателем); коммуникативные: слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя), решают совместно с соседом по парте поставленную задачу. Ход урока I. Устный счет. 1. В коробке 18 красных кубиков, а зеленых – на 2 больше, чем красных. Сколько всего красных и зеленых кубиков в коробке? 2. Выберите выражения, которые можно составить по данной задаче. 18 – 2 18 – 2 + 18 18 + 2 – 18 18 + 2 18 + 2 + 18 18 + 18 – 2 3. Догадайтесь, какие единицы длины пропущены, и запишите их. а) Высота парты – 60 _____; б) рост ученика – 1 ____ 30 ____; в) высота трехэтажного дома – 10 ____; г) рост Дюймовочки – 25____. 4. В коробке было 12 карандашей. Лена взяла из коробки сначала 3 карандаша, а потом еще 2. Сколько карандашей осталось в коробке? II. Сообщение темы урока. – Рассмотрите записи на доске. 8 · 5 36 + 4 54 – 4 80: 2 – Чем они похожи? (Значения всех выражений равны 40.) – Сегодня на уроке будем учиться находить равные выражения. III. Работа по учебнику. Задание 1. Запишите выражение, которое показывает, сколько пробежал первый спортсмен. (6 · 2 + 8 = 20 (км).) – Сколько пробежал второй спортсмен? (5 · 4 = 20 (км).) – Мы можем составить верное равенство. (6 · 2 + 8 = 5 · 4.) – Два выражения равны, если они имеют одинаковые значения. Задание 2. Выпишите выражения, которые имеют такое же значение, как выражение 5 · 4. 5 · 4 = 9 + 10 + 1 5 · 4 = 2 · 9 + 2 5 · 4 = 3 · 7 – 1 5 · 4 = 10 · (23 – 21) 5 · 4 = (3 · 7) · 2 Задание 3 (работа в парах). Коля выполнил первое действие в каждом примере. Проверьте его записи. Исправьте ошибки, если они есть. Закончите вычисления. а) 3 · 2 + 5 + 5 · 4 = 6 + 5 + 5 · 4 = 11 + 20 = 31; б) 3 · (2 + 2) + 3 · 2 = 3 · 4 + 3 · 2 = 12 + 6 = 18; в) 3 – 2 + 3 · 9 = 1 + 27 = 28. Задание 4. Определите порядок действий и вычислите: 37 + 7 · 2 = 37 + 14 = 51 8 · 3 – 18 = 24 – 18 = 6 (43 – 7): 4 = 36: 4 = 9 8 · (88 – 80) = 8 · 8 = 64 5 · 7 + 15 = 35 + 15 = 50 (24 – 9): 5 = 15: 5 = 3 28 – 12 + 8 = 16 + 8 = 24 6 · 6 – 26 = 36 – 26 = 10 76 – 5 · 7 = 76 – 35 = 41 (35 – 28) · 5 = 7 · 5 = 35 (8 + 37): 5 = 45: 5 = 9 9 · (27 – 18) = 9 · 9 = 81 Задание 5. Составьте выражения для подсчета стоимости покупок. 1-й покупатель: 2-й покупатель: – Кому хватит 100 рублей? (Первому покупателю.) Задание 6 (работа в парах). – Вставьте по очереди в пустые клетки числа так, чтобы получить равные выражения. – Проверьте работу друг друга. 6 · 6 = 4 · 9 39 – 34 = 25: 5 4 · 7 = 50 – 22 5 · 9 = 69 – 24 9 + 9 = 45 – 27 2 + 5 = 28: 4 40 – 22 = 3 · 6 24 + 16 = 8 · 5 5 · (11 – 2) = 9 · 5 Задание 7 (работа со справочной литературой).
IV. Итог урока. – Какие выражения называют равными? Урок 128 Цели деятельности учителя: способствовать формированию умения использовать знак умножения при записи суммы одинаковых слагаемых, применять перестановку множителей при вычислениях; содействовать совершенствованию умений восстанавливать равенства, решать текстовые задачи. Планируемые результаты образования. Предметные: имеют представления о том, как правильно использовать в речи названия выражений и их компонентов; умеют определять порядок действий в выражениях со скобками, выполнять вычисления в несколько действий, сравнивать значения выражений, группировать слагаемые (множители) для рациональных вычислений, решать задачи в два действия на нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение суммы и остатка, на увеличение / уменьшение в несколько раз, разностное сравнение; знают, как сопоставлять выражение с условием задачи, составлять выражения для решения задачи разными способами. Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: контролируют выполнение вычислений в несколько действий; оценивают весомость приводимых доказательств; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности; познавательные: наблюдают за изменением значения выражений в зависимости от наличия и места скобок; пользуются справочным материалом в конце учебника (таблицей сложения, таблицей умножения, именным указателем); исследуют собственные нестандартные решения; коммуникативные: сотрудничают с товарищами при работе в паре; доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса. Ход урока I. Устный счет. 1. Математический диктант. а) Делимое 16. Делитель 2. Чему равно частное? б) Чему равно частное чисел 9 и 9? в) Назовите частное чисел 24 и 8. г) Частное двух чисел равно 7. Делимое 21. Чему равен делитель?
– Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата. – Уберите две палочки так, чтобы осталось 4 квадрата. Найдите разные решения. – Уберите две палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. 3. Люда нашла 10 белых грибов, а Артем – на 3 гриба меньше. Найдите и подчеркните вопрос к этому условию, при ответе на который задача будет решаться в 2 действия: а) Сколько грибов нашел Артем? б) На сколько больше грибов нашла Люда, чем Артем? в) Сколько всего грибов нашли Люда и Артем? II. Работа по учебнику. – Сегодня на уроке будем сравнивать выражения. Задание 1. Запишите выражение, которое показывает, сколько заплатил Коля. (5 · 4 = 20 (р.).) – Сколько заплатил Вася? (5 · 8 = 40 (р.).) – Кто заплатил больше? (Вася.) – Можно записать так: 4 · 5 < 8 · 5. – На сколько больше рублей заплатил за покупку Вася, чем Коля? (5 · 8 – 5 · 4 = 40 – 20 = 20 (р.).) Задание 2. У какого выражения значение больше? Постарайтесь определить это без вычислений. 6 · 8 > 6 · 7 4 · 7 + 5 < 5 · 7 + 5 9 · 4 > 8 · 4 9 · 8 – 13 > 8 · 8 – 13 9 · 7 < 10 · 7 65 – 23 < 65 – 20 12 + 6 · 6 < 13 + 4 · 9 6 · (9 – 3) < 6 · (9 · 2) Задание 3. Сравните выражения, поставив знак «>», «<» или «=». 5 · 5 > 3 · 8 46 – 18 < 7 · 5 16 + 34 = 14 + 36 5 · 10 < 25 + 27 Задание 4. Проверьте, какие равенства верны, а какие нет. (8 + 7) · 3 > 8 + 7 · 3 – неверно. 10 · 2 > 30 · 1 – неверно. 34 – 17 · 2 > (34 – 17) · 2 – неверно. 1 · 65 + 0 · 35 > 0 · 65 + 1 · 35 – неверно. Задание 5. Решите, сколько очков получил первый стрелок. – Сколько очков получил второй стрелок? – Кто получил больше очков? (Второй стрелок.) – На сколько больше? (83 – 81 = 2.) Задание 6. На сколько площадь квадрата со стороной 7 клеток меньше площади квадрата со стороной 8 клеток? (8 · 8 – 7 · 7 = 64 – 49 = 15.) – Как по рисунку сосчитать это число, не находя площади квадратов? (8 + 7 = 15.) Задание 7. Значение какого выражения больше и на сколько? а) 48 + 15 < 48 + 18 (на 3); г) 7 · 8 < 7 · 9 (на 7); б) 37 – 22 > 37 – 29 (на 7); д) (5 + 2) · 6 > 4 · 6 (на 18); в) 53 – 35 < 63 – 35 (на 10); е) 3 · 7 + 8 < 5 · 7 + 8 (на 14). Задание 8. Какие часы показывают самое раннее время? (14 ч 20 мин.) – Расположите часы по порядку от меньшего времени к большему. 14 ч 20 мин; 14 ч 30 мин; 14 ч 50 мин; 15 ч 00 мин. – Одни часы опережают другие на 10 минут. Какие это часы? (14 ч 20 мин; 14 ч 30 мин; 14 ч 50 мин; 15 ч 00 мин.) – Известно, что одни часы показывают время правильно. Другие спешат на 20 минут. Третьи отстают на 10 минут. А четвертые вообще стоят. Какие часы показывают время правильно? (14 ч 30 мин.) – Какие часы стоят? (15 ч 00 мин.) Задание 9. Запишите выражения из каждого столбика в порядке возрастания их значений. а) 11 · 4 6 · 11 8 · 11 9 · 11 б) (5 – 3) · 8 3 · 8 5 · 8 2 · 3 · 8 в) 5 · 7 · 8 5 · 7 · 9 6 · 7 · 9 г) 4 · 5 · 5 3 · 5 · 6 III. Работа по карточкам. – Вычислите: а) 100 – 1 = в) 100 – (100 – (100 – 1)) = б) 100 – (100 – 1) = г) 100 – (100 – (100 – (100 – 1))) = – Можно ли теперь сообразить и сразу сказать, чему равно вот такое выражение: 100 – (100 – (100 – (100 – (100 – (100 – (100 – 1)))))) = А если число 100 встретится 100 раз? – Найдите удобный способ вычисления: а) 43 + 59 – 42 = б) 38 + 19 – 37 + 21 – 18 – 20 = в) (11 + 12 + 13 + 14 + 15 + 16 + 17 + 18 + 19 + 20) – (1 + 2 + 3 + 4 + 5 + + 6 + 7 + 8 + 9 + 10) = г) (2 + 4 + 6 + … + 100) – 1 + 3 + 5 + … + 99) = IV. Итог урока. – Какие выражения называют равными? Урок 129 Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с сочетательным законом сложения и умножения; содействовать формированию умений вычислять значения выражений удобным способом, применять сочетательный закон сложения и умножения, вычислять площади фигур. Планируемые результаты образования. Предметные: имеют представления о том, как правильно использовать в речи названия выражений и их компонентов; умеют определять порядок действий в выражениях со скобками, выполнять вычисления в несколько действий, сравнивать значения выражений, группировать слагаемые (множители) для рациональных вычислений, решать задачи в два действия на нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение суммы и остатка, на увеличение / уменьшение в несколько раз, разностное сравнение; знают, как сопоставлять выражение с условием задачи, составлять выражения для решения задачи разными способами. Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают различные точки зрения, считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к соучастнику деятельности. Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи, выстраивают последовательность необходимых операций; познавательные: анализируют результаты вычислений; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса. Ход урока I. Устный счет. 1. Математический диктант. – На сколько 16 больше 7? На сколько 8 меньше 20? Во сколько раз 24 больше 3? Во сколько раз 4 меньше 20? 2. Назовите число, которое: а) больше числа 7 в 3 раза; б) меньше числа 36 в 9 раз; в) больше числа 4 на 8; г) меньше числа 9 на 3. 3. Среди написанных здесь трех чисел надо найти два числа, сумма которых делится на 3. а) 17; 24; 31; б) 18; 19; 20; в) 29; 8; 1. 4. Проведите оси симметрии: 5. Туловище гигантского японского краба достигает 60 см, а есть крабы-горошины с размером тела в 2 см. Во сколько раз туловище краба-гиганта больше краба-горошины? II. Работа по учебнику. – Сегодня на уроке будем учиться находить значение суммы и значение произведения удобным способом. Задание 1. Что могут означать выражения: (34 + 15) + 27; 34 + (15 + + 27)? (Это количество приключений.) – Сравните значения этих выражений. Задание 2 (работа в парах). Выберите по три числа и подставьте их в схему. (○ + Δ) + □ = ○ + (Δ + □) (3 + 4) + 5 = 3 + (4 + 5) – Проверьте, верные ли равенства вы получили. – Эта схема выражает сочетательный закон сложения: при вычислениях слагаемые можно объединять в группы. Задание 3. Вычислите, применяя сочетательный закон сложения. (24 + 45) + 15 = 24 + (45 + 15) = 24 + 60 = 84 23 + (27 + 36) = (23 + 27) + 36 = 50 + 36 = 86 (63 + 28) + 12 = 63 + (28 + 12) = 63 + 40 = 103 Задание 4. Вычислите удобным способом. 24 + 17 + 33 = 24 + (17 + 33) = 24 + 50 = 74 15 + 43 + 12 + 7 = (15 + 12) + (43 + 7) = 27 + 50 = 77 28 + 16 + 32 = (28 + 32) + 16 = 60 + 16 = 76
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.272 с.) |