Предмет, цель и задачи культурологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, цель и задачи культурологии



Знания о культуре мы черпаем из множества источников. В повседневной жизни многие предметы и явления культуры представляются индивиду очевидными, знакомыми и понятными. Но это не значит, что каждый человек постигает всю глубину любого культурного явления и может верно судить об их роли, значении, ценности. Оставаясь в рамках обыденного сознания, человек чаще всего воспринимает окружающие его предметы и явления поверхностно, не всегда отчетливо осознавая их сущность. Настоящее знание, аргументированные суждения возможны только тогда, когда каждое культурное явление рассмотрено во всей его полноте, когда выявлены причины, источники, тенденции изменения, возможные результаты его функционирования. Исследованием этих вопросов и призвана заниматься культурология.

Это означает, что предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации.

Основными задачами культурологии являются:

– глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

– изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

– определение места и роли человека в культурных процессах;

– разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

– взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

– изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

– исследование развития отдельных культур.

2. Вызначэнне культуры. Асноўныя падыходы да вывучэння культуры.

Уже в I в. до н.э. Цицерон применил понятие «культура» к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом признаками культурного человека считались его добровольное самоограничение, подчинение правовым, религиозным, моральным и другим нормам. Понятие «культура» распространялось и на общество в целом, при этом имелся в виду такой порядок ве- шей, который противостоял естественному состоянию с его спонтанными действиями. Так сформировалось классическое понимание культуры как воспитания и образования человека, а термин «культура» стал использоваться для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества, выделения мира, созданного человеком, из мира природы.

Слово «культура» часто используется для обозначения культуры разных народов в определенные исторические эпохи, специфики способа существования или образа жизни какого-то общества, группы людей или определенного исторического периода, для характеристики образа жизни отдельных социальных групп или сфер деятельности. Так, на страницах учебников очень часто употребляются словосочетания «культура Древнего Египта», «культура эпохи Возрождения», «русская культура», «культура молодежи», «культура семьи», «деревенская культура», «городская культура», «культура труда», «культура отдыха» и т.д.

В обыденном сознании понятие «культура» в основном ассоциируется с произведениями литературы и искусства, театрами, музеями, архивами — всем тем, что находится в ведении министерства культуры (или аналогичного учреждения) в любой стране. Поэтому данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной и художественной деятельности, всю область духовной культуры.

В повседневной жизни слово «культура» выражает одобрения, понимается как наличие идеала или идеального состояния, с которым мы неявно сравниваем оцениваемые факты или явления. Например, говорят о высокой профессиональной культуре, культуре исполнения какой-то вещи. С тех же позиций оценивается поведение людей. Но когда оценивают человека как культурного или некультурного, имеют в виду воспитанных или плохо воспитанных людей. Так же иногда оценивают и целые общества, если они основаны на праве, порядке, мягкости нравов в противовес состоянию варварства.

Именно это привело к появлению множества определений культуры, число которых постоянно растет. Так, в 1952 г. американские культурологи А. Крёбер и К. Клакхон, систематизируя известные им определения культуры, насчитали 164 определения. В 1970-е гг. число определений достигло 300, в 1990-е гг. превысило 500. В настоящее время их насчитывается около 1000, что не удивительно, гак как культурой является все, созданное человеком, весь человеческий мир. Можно классифицировать существующие определения, выделив несколько важнейших групп.

В общем виде выделяют три подхода в определении культуры — антропологический, социологический и философский

Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры, предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. Задача этого подхода — не просто дать описание или перечисление явлений культуры, но проникнуть в их суть. Как правило, сущность культуры видят в сознательной человеческой деятельности по преобразованию окружающего мира и самих людей.

В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, выражающих различные оттенки и смысловые значения понятия «культура». Во-первых, подчеркивается, что культура — это «вторая природа», искусственный мир, сознательно и целенаправленно созданный человеком, причем посредником между этими двумя мирами выступает человеческая деятельность, которая рассматривается предельно широко как технология и производство культуры, как производство не только материального окружения, но и всего социального бытия человека. Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного. Безусловно, эти попытки заслуживают внимания, но они подчеркивают лишь отдельные аспекты, сужая понятие культуры.

Суть антропологического подхода - в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Иными словами, культура — это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры. Этот предельно широкий подход ставит знак равенства между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.

В рамках антропологического подхода предложено более всего определений культуры. Можно предложить классификацию этих определений, в основе которой лежит анализ определений культуры, данный А. Крёбером и К. Клакхоном. Они разделили все определения культуры на шесть основных типов, а некоторые из них в свою очередь разделили на подгруппы.

Первая группа — описательные определения, которые акцентируют внимание на предметном содержании культуры. Родоначальником такого типа определений является Э. Тайлор, который утверждал, что культура представляет собой совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Вторая группа — исторические определения, выделяющие процессы социального наследования и традиции. Они подчеркивают, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретенною опыта от поколения к поколению. Данные определения исходят из представлений о стабильности и неизменности социального опыта, упуская из виду постоянное появление новаций. Примером может служить определение, данное лингвистом Э. Сепиром, для которого культура — это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни.

Третья группа — нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества.

Четвертая группа — психологические определения, делающие упор на связь культуры с психологией поведения людей и видящие в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.

Пятая группа-структурные определения культуры, акцентирующие внимание на структурной организации культуры, например для антрополога Р. Линтона культура — это организованные повторяющиеся реакции членов общества; сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества.

Шестая группа — генетические определения, рассматривающие культуру с точки зрения ее происхождения.

Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.

В рамках социологического подхода изучаются структура, функции культуры, но анализируя внешние организующие факторы культуры, социологи мало внимания уделяют внутреннему содержанию культурных феноменов.

Интегралистский подход к исследованию культуры формируется именно так и дополняется возможностями философского подхода.

Во всех рассмотренных определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее существенные черты культуры, но в то же время каждому определению присущи недостатки и принципиальная неполнота. Тем не менее можно выделить ряд важнейших характеристик культуры.

Культура — это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек. В результате этого преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью которого помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы. Этот искусственный мир противостоит миру природы, не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей

 

 

3. Структура і функцыі культуры.

В настоящее время понятие «культура» насчитывает более 500 определений. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К Клакхон проанализировали и сгруппировали их следующим образом:

1. описательные;

2. исторические;

3. нормативные;

4. ценностные;

5. структурные;

6. символические;

7. идеологические;

8. психологические.

Такое многообразие перечисленных групп определений подтверждает тот факт, что культура является сложным общественным феноменом. Она влияет на труд, быт, досуг, менталитет, образ жизни как всего общества в целом, так и отдельной личности. Развитие культуры тесно связано с прогрессом человечества, его перспективами. Усвоение культуры - важный залог человеческой цивилизации, сохранение общечеловеческих ценностей. Таким образом, культуру можно рассматривать как совокупность достижений в обществе в результате материального и духовного развития.

Культуру как целостную систему принято делить (условно) на две формы: материальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материально–производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т. п.

Духовная культура складывается из ценностного переосмысления всей совокупности полученных человеком знаний, общепринятых вкусов и приоритетов, и использует для этого все формы общественного сознания: философию, науку, мораль, право, искусство. Особая роль духовной культуры состоит в том, что она пробуждает в человеке личность.

К структурным элементам духовной культуры традиционно относят:

- интеллектуальные (наука, образование);

- эстетические (искусство и литература);

- этические (мораль);

- социальные (речь, быт, обычаи, право, политика);

- религиозные.

Результаты различных видов деятельности человека, получивших высокое общественное признание, переходят в разряд духовных ценностей. Их принято квалифицировать по двум основным признакам: содержанию и степени распространения. По содержанию они соответствуют трем основным направлениям: науке, нравственности и искусству.

Научные ценности – это проверенные практикой человеческие знания, наиболее объективные и устойчивые во времени.

Нравственные ценности отражаются в нормах, правилах, поступках, обычаях, законах и направлены на усовершенствование человеческих отношений.

Художественные ценности воплощаются в искусстве и отражают посредством творчества социальные устремления и идеалы.

В соответствии с носителями, выделяют мировую и национальную культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура представляет собой достояние культур различных социальных слоев и прослоек населения каждого отдельного общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (традиции производства, труда, ведения хозяйства сферах жизни и деятельности народа). Каждый народ, создавая собственную национальную культуру, вносит вклад в мировую культуру. В результате диалога и общения происходит взаимное культурное обогащение.

Научно-технический прогресс, развитие международных отношений, экономическая интеграция стали факторами, которые влияют на интернационализацию культуры. Они побуждают к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур, к развитию интеграционных процессов в этой сфере, но и порождают разнообразные противоречия, поскольку характер и последствия процесса взаимодействия культур во многом зависят от социальных условий. Взаимопроникновение и обособление, связи и противопоставления - вот диалектика современного культурного процесса.

Виды культуры: массовая, элитарная, субкультура, контркультура.

Массовая культура – порождение технического прогресса ХХ в. Ее синонимами являются популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура. Массовая культура ориентируется на усредненный уровень потреблений. Потребитель массовой культуры – «человек массы», характерными чертами которого являются посредственность, стандартность, шаблонность мыслей и желаний. Это, как утверждает испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, «заурядная душа», пассивный потребитель. Ему свойственна психология избалованного ребенка, желания которого направлены на получение удовольствий.

Мир массовой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; кинопродукция со сценами убийств, драк, ужасов, эротики, поп-музыка, реклама, спорт и многое другое. Массовая культура не требует от человека размышлений, знаний, так как строится на непосредственных эмоциональных реакциях.

Важное место в массовой культуре принадлежит искусству, предназначенному в ней для удовлетворения простейших эстетических запросов. Оно, в большей своей части, поставлено на поток и превращено в прибыльную сферу бизнеса.

Основными средствами распространения массовой культуры являются СМИ (средства массовой информации): пресса, радио, телевидение, интернет.

Элитарная культура (от фр. Elite – отборное, выбранное, лучшее) – это субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Ее можно рассматривать как главный механизм разрушения сложившихся стереотипов, так как она целенаправленно противостоит культуре большинства.

Различают политические и культурные элиты.

Субкультура – это культура автономных социальных групп внутри господствующей культуры. Они обладают собственными ценностями, обычаями, нормами. Являясь закрытыми образованиями, они не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру.

Контркультура – это зачастую, резкое неприятие или критическое отношение к общепризнанной культуре. Однако не следует контркультуру воспринимать только с негативной точки зрения, как проявление бунтарства со стороны отдельных социальных групп (битники, хиппи, эму, скинхеды и др.). Распад старых форм жизни и появление новых ценностных ориентиров приводит к интенсивному брожению. В данном случае контркультуру можно рассматривать как механизм культурных новаций. Примерами могут служить: движение киников в античности и движение романтиков в конце просветительской эпохи, возникновение христианства в языческом сознании.

Являясь неотъемлемым атрибутом существования человека, культура охватывает все виды человеческой деятельности. Ни одна сфера жизни: экономика и политика, семья и образование, досуг и спорт, искусство и нравственность – не возможны вне культуры.

 

Функции культуры

1. информативная (исторической преемственности). Ее задача заключается в передаче социального опыта от поколения к поколению в пространстве и времени.

2. познавательная (гносеологическая) направлена на систематизацию знаний, познание мира и человека в нем.

3. нормативная (регулятивная) выступает как система норм, определяет выбор ценностей, поддерживает социальное равновесие. Регулятивная функция культуры опирается на мораль и право.

4. ценностная (аксиологическая) отражает качественное состояние культуры. Критериями оценки выступают нравственность и интеллект.

5. знаковая (семиотическая). В результате изучения существующих знаковых систем: письменности, языка, традиций, обрядов происходит овладение достижениями культуры.

6. человекотворческая (социализации). Главной ее целью является формирование всесторонне развитой личности. С этой функцией тесно связана воспитательная

 

4. Артэфакт і паняцце культурнай формы. Формы культуры. Артефактом культуры называют любой созданный человеком предмет, имеющий знаковое или символическое содержание. Это вещи, техника, одежда, утварь, жилище и многое другое. К артефактам культуры относят и духовные явления: теории, фольклор, произведения искусства и литературы. Культурология исследует природу артефактов и отношения между людьми, складывающиеся в процессе создания артефактов культуры. Артефакт рассматривается в культурологии как элементарная единица при изучении культуры, выявляется его связь с активностью человека и коммуникацией в конкретном обществе. Артефакт позволяет проанализировать процесс замысла, создания и использования искусственных объектов, их главные характеристики и вкладываемый культурный смысл, который изменяется в процессе функционирования. Материальная форма (материал) артефакта определяется его утилитарными (практически полезными) качествами, возможностями человека и общества, а духовное содержание (значение, смысл) — потребностями выражения идеи, эстетических вкусов, обозначением социального статуса и т.п.

Как и культура в целом, артефакт всегда является продуктом человеческой деятельности, но только той, которая связана с поиском смыслов. Это принципиально отличает мир культуры от мира природы. Так, цветок, растущий на лугу, является частью природы, а тот же цветок, сорванный и поставленный в вазу, является частью культуры, поскольку человек, составивший букет, хотел получить эстетическое наслаждение, желание сделать приятное себе и своим близким.

Культурная форма — образец решения задачи по удовлетворению какой-то групповой или индивидуальной потребности (интереса) людей; другими словами, это комплекс отличительных признаков объекта, в которых воплощаются его утилитарные и символические функции и которые позволяют проводить его идентификацию (опознание). Одну и ту же культурную форму может воспроизводить множество артефактов. Например, культурная форма жилища человека может воплощаться в таких артефактах, как изба русского крестьянина, юрта скотовода-кочевника, плавучее жилище некоторых африканских и азиатских народов и проч., а культурная форма свадебного обряда реализуется в свадьбах разных народов, проходящих по разным правилам.

Среди культурных форм особое место занимают авторские произведения художественного, философского, научного и иного творческого характера, не предназначенные для массового тиражирования. Артефактом подобной формы будет само произведение и его восприятие читателем, слушателем или зрителем, которые интерпретируют его по-своему. Можно сказать, что жизнь всякой культурной формы продолжается до тех пор, пока воспроизводятся, описываются, оцениваются и интерпретируются се артефакты.

1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство,

классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;

2) народная культура - представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. сказки, песни, фольклор, мифы, традиции,обычаи;

3) массовая культура - Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков культура, сложившаяся с развитием средств

массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

5. Спецыфіка культурнай антрапалогіі: цэласны падыход у вывучэнні чалавека.

Наиболее распространенное понимание культуры в антропологии можно свести к следующему: это — система знаний и верований, унаследованных членами данного общества (сообщества) и проявляющихся на поведенческом уровне. Отсюда вытекает главный антропологический вывод: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в повседневных жизненных ситуациях.

Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте определенной культуры.

1. Первый вектор антропологического исследования культуры характеризуется установкой на “зеркальное отражение” всех ее сторон и черт при помощи визуальных и иных средств.“Антропология, — подчеркивает К.М.Клахкон, — держит перед человеком большое зеркало и дает возможность посмотреть на себя во всем его безграничном разнообразии”. Вот почему излюбленный метод антропологии — наблюдение.

Явления культуры, которые даны нам непосредственно в процессе наблюдения, содержат объективные и интерсубъективные связи, постижение которых требует уже теоретического подхода.

Важное условие антропологического познания культуры — антропологический редукционизм - установка на поиск биологических предпосылок культуры и ее досовременных (традиционных или примитивных) форм. Считается также, что в процессе эволюции человек прошел все стадии культурного развития. Поэтому чтобы познать культуру, необходимо изучить ее первобытные формы. Следующее направление антропологической редукции культуры состоит в том, чтобы найти единые и неизменные основания или составляющие, характерные для всех времен и народов (культурные универсалии).

Еще одной разновидностью антропологического редукционизма следует считать функционализм. Антропологи одни из первых осознали необходимость объективного анализа зависимости между потребностями человека и средствами их удовлетворения, которые вырабатывает и предоставляет культура.

Третья особенность антропологического изучения культуры символичность заключается, в первую очередь, в том, что культуру нельзя постичь лишь непосредственным путем, то есть обращаясь либо к внешним, чувственно воспринимаемым и наблюдаемым фактам ее бытия, либо выявляя функциональную зависимость между ними и соответствующими потребностями человека. Инобытие культуры представлено в системе символических средств, которые нуждаются в расшифровке и интерпретации. Поэтому большое внимание антропологи уделяют применению методов семиотики и лингвистики в процессе изучения языка культуры.

4. Четвертая характерная черта антропологического изучения культуры состоит в рефлексивном удвоении культурной реальности, в стремлении раскрыть сознательные и бессознательные состояния субъектов культуры. Не случайно К.Леви-Строс подчеркивал, что антрополог строит свое исследование общества и культуры с позиции наблюдаемого. Знать эту позицию — это значит проникнуть во внутренний мир наблюдаемых, постичь не только состояние их сознания, но и психологические истоки их символического или вербального поведения.

Культурология как интегративная наука формируется на стыке целого ряда научных направлений, создавших собственные традиции изучения культуры. Наиболее важным из них стали философия культуры, культурная антропология, сравнительное языкознание, история культуры, социология культуры и т. д. Специфику антропологической традиции точно подметил американский культурантрополог Л. Уайт. Определив культуру как специфический класс явлений, наделенных символическим значением и присущих только человеческому сообществу, он выявил принципиально важную черту антропологии как науки о человеке, дополнив свое определение соображениями о том, что мир человека –это мир культуры.

6. Сутнасць цывілізацыі і яе ўзаемадзеянне з культурай. Тыпы цывілізацый.

Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют с культурой. Цивилизация понимается учеными в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству.

Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Слово «цивилизация» произошло от лат. civilis — гражданский, государственный. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести. Однако слово «цивилизация» появилось при жизни Руссо и в самое нужное время — когда завершилось издание «Энциклопедии». Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом. Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII—XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами.

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале XX в. — другой немецкий философ Освальд Шпенглер в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Культура — это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека.

В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности, санитарное состояние городов, экология и т.п. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.

Цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Именно с земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии как мощного социального института. Вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет. Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. Цивилизация — определенная часть или степень развития культуры.

Существует несколько типологий цивилизаций. Одна из наиболее распространенных связана с выделением 1. восточной и западной цивилизаций.

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономию личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты:
1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;
2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом измениршие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;
3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли относительно позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ.

Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.
Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающаяунификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этои унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога:
1) усвоение прогрессивного опыта, как правило, происходит при сохранении межцивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа;
2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей;
3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество;
4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.071 с.)