Любовь в работах Фомы Аквината 13 век 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Любовь в работах Фомы Аквината 13 век



Фома́ Акви́нский родился примерно в 1225,) — итальянский[1][2] философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев.

Доктрина Фомы о Троице есть углубление его учения о Боге как Бытии. Три Божественных Ипостаси есть Три Существования в одном Существовании. При такой формулировке чувствуется парадоксальность догмата. Фома — предшественник Карла Барта в онтологическом осмыслении догмата о Троице. Три Ипостаси необходимы, поскольку Божественное Существование само по себе есть Разум (Отец), Его Слово (Сын) и их взаимная Любовь (Святой Дух; любовь — это совершенство такого свойства как Воля). Отношение Фомы к догмату о Троице — это отношение к мистерии, которая не может быть вполне познана человеческим разумом. В частности, отличие Ипостасей от сущности и тождество сущности Ипостасям представляют собой тайну.

Согласно Фоме, человек создан как образ Божий, а именно — разумным и свободным существом. Человек может уподобиться Богу, стать мудрым и добродетельным. Человек имеет естественную склонность к тому, чтобы становиться таким. Ведь разум человека естественным образом стремится к истине, а значит, желает стать мудрым. А воля человека стремится к счастью (блаженству, благу), которое стает достижимым только через приобретение добродетелей (особенно — любви). Эти естественные стремления реализуются в значительной степени некоторыми людьми, и они становятся богоподобными вплоть до святости. Но стремление разума познать Истину и стремление воли к блаженству не могут быть полностью реализованы. Истина и Благо бесконечны, поскольку они есть сам Бог, сама Его сущность, само Его существование. Человеческие разум и воля принадлежат конечному существу — человеку, который не имеет бесконечной силы разума, чтобы охватить им всю Истину, и не имеет бесконечной воли, чтобы охватить своей любовью все Благо. Но Бог может помочь и помогает человеку, его разуму и воле. Бог желает, чтобы человеческий разум получил дополнительные силы, которые повысили бы его способность к созерцанию. И благодаря такому усилению разум начинает созерцать бесконечную Истину. Но Истина — это сущность Бога, Бог как таковой. Следственно, человеческий разум начинает созерцать бесконечную Божественную сущность, Бога как такового, Бога как Бытие. Но и в этом созерцании человеческий разум не может охватить всего бесконечного Бога. Он лишь имеет доступ к Богу — благодаря усилению созерцательной способности разума. Это усиление называется «благодатью». Это буквально чудесный дар усиления разума, который возникает вследствие веления Бога.

 

Куртуазная любовь

Куртуазная любовь – специфическая средневековая форма возвышенной чувственной внебрачной любви рыцаря к прекрасной даме. Куртуазный – изысканно вежливый, любезный. [Фр. courtois – учтивый, любезный, галантный, от ст.-фр. court – двор]. Игра в куртуазную любовь возникла при дворах феодальной Франции. Современники называли ее “утонченная любовь”. Французский историк Гастон Парис назвал этот тип отношений “куртуазным” (“придворным”).

Образ женщины в средневековье был образом некоего морального монстра, сотканного из низменных желаний, уродливых черт характера. Противоречивость и порочность женской натуры описывалась эпитетами “буря в доме”, “ненасытное животное”, “препятствие к исполнению обязанностей”.В Своде канонического права североитальянского юриста Грациана женщина трактовалась как существо низшее и зависимое от мужчины. Поскольку женщина не была создана по образу Бога, то считалась несамостоятельной, не обладавшей авторитетом и правоспособностью. Женщина не могла учить, выступать свидетелем в суде и гарантом в сделках, она не имела права заседать в суде. Общественная активность женщины ограничивалась властью мужчины, которому она была обязана служить.

Ее подчиненность мужу земному, плотскому рассматривалась лишь как элемент ее подчинения мужу небесному, духовному. Бог представлялся как собственник души и тела женщины, а муж являлся арендатором ее тела. Бог был единственным объектом духовной привязанности женщины в браке. Для плотского же брака было допустимо лишь чувство почтительной привязанности и удовольствия, но не любви. В день Страшного суда достойным прощения считался брак, основанный на верности, плодовитости, таинстве. В сексуальной жизни требовались воздержание и бесстрастность.

Культ Девы Марии. Феодальная революция XI в. укрепила “дом” и “замок” какхозяйственные ячейки. Это привело к закреплению за женщиной функций ведения дома, непосредственного распоряжения питанием семьи и обеспечения ее одеждой, воспитания малых детей, культа умерших предков, сохранения родовых реликвий. Параллельно с повышением статуса женщины в домохозяйственной сфере за ней закрепляются положительные образы матери или страдающей девственницы. Таинство брака и культ Девы Марии становятся охранной грамотой для замужней женщины и девственницы (“Христовой невесты”).

Кто овладевал женщиной своего круга, был достоин восхищения. Предел юношеских мечтаний заключался в том, чтобы нарушив самые строгие запреты и презрев величайшую опасность, дерзко соблазнить жену брата, дядюшки или сеньора. При дворе процветала охота за благородными женщинами. В мужском обществе куртуазная любовь была престижна. Она демонстрировала умение изысканно завлекать женщин, подчеркивала принадлежность к миру избранных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.008 с.)