Формирование государственности у восточных славян. «Норманская» теория. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование государственности у восточных славян. «Норманская» теория.



Формирование государственности у восточных славян. «Норманская» теория.

Областью расселения славян считают Полесье, междуречье запад. Буга и Днестра с сев.на юг.В 6-8вв вост. славяне находились на стадии перехода от первобытнообщинного состояния к формированию государственности. Основным письменным источником исследования истории возникновения государственности у вост.славян является «Повесть временных лет»Нестора. Вост. Славя не занимались охотой, рыболовством, бортничеством, но основным занятием было земледелие. Подсечное земледелие (рубка,сжигание леса)сохраняло значение коллективного труда, патриархального уклада семьи.

В 7-9вв.произошла эволюция родовой общины в соседско-территориальную общину(вервь),но пережитки родственных связей оставались еще долго. Из родовой. общины выделились семьи. Соседская община состояла из малых семей, ведущих собственное хоз-во. Развитие орудий труда и улучшение земледельческой техники,развитие торговли и ремесла привело к разделению труда и углубило процесс развития соц.неравенства. Имело место частное присвоение, постепенное накопление движимого имущества (скота, денег, рабов) обусловило формирование родовой верхушки, дружины, купцов, рабовладельцев, стремившихся подчинить себе свободных общинников. Большое значение имели воины и военная добыча. выделились воины-дружинники, служивших у племенных вождей, публичная власть отделилась от народа, т.е произошло перераспреде -ление властных функций от общинных собраний в пользу совета при князе, состоявщего из родовых старейшин и знатных воинов-дружинников. Формируется раннеклассовое общ-во и первые гос. образования. Государственность у восточных славян сложилась в первой половине IX века.

Норманская теория -«Норманнская теория»- это концепция образования Русского государства, основанная на отрывке из «Повести временных лет» содержащая рассказ о призвании в 862г. новгородцами варягов из-за моря во главе с князем Рюриком. Авторы норманнской теории немецкие ученые Байер, Шлецер, Миллер. Сторонники норманнской теории считали что государственность на Руси создана норманнами, т.к. славяне являлись дикими племенами и находились на очень низком уровне развития.

Первым «антинорманнистом»стал Ломоносов, он отрицал идею низкого уровня развития славян и неспособность создать гос-во. Русские князья, цари, импереторы поддерживали идею о своем норманнском происхождении. Основными доводами против норман.теории у славян стали:1)идея завоевания норманнами славян не нашла подтверждения.2)

легенда о 3х братьях очень распространенный эпический мотив, а «призвание»-выдумка летописца, рукой которого управляли полит. интерерсы. 3)процесс формирования гос-нности у славян-результат соц-эконом.и политич.развития общества.

Развитие розыскного процесса в XV - XVII вв.

Зарождение розыскного процесса происходит еще в период феодальной раздробленности с созданием Новгородской и Псковской судных грамот. При розыскном или инквизиционном процессе дело начиналось либо по инициативе самого гос-ва, либо по оговору кого либо. Для розыска «лихих» людей назначался повальный обыск, т.е.опрос «добрых»людей. При розыске использовались также расспрос и пытка. Дела могли быть прекращены или приостановлены только по усмотрению суда. Приговоры и решения не подлежали обжалованию и приводились в исполнение самими органами суд.власти. Высшим судебным органом являлся суд царя. Основновными видами доказательств при розыске являлось: собственное признание, показания свидетелей, повальный обыск. Применялся наговор. Оговоренного подвергали пыткам.

Судебная система в XVIII в.

Суд. При Петре1 были сделаны первые попытки отделить суд от администрации. Для этого создавались надворные и нижние суды, подчиненные Юстиц-коллегии. Был создан военный суд, духовный суд. В конце правления Петра 1 суды были ликвидированы а Екатерина 2 создала на местах сословные суды. Для дворян был уездный суд(первая инстанция)состоял из уездного судьи и двух заседателей и верхний земский суд(вторая инстанция).Для горожан первой инстанцией был городской магистрат,вторая инстанция-губернский магистрат.Для крестьян первая инстанция-нижняя расправа,вторая инстанция-верхняя расправа. Также в каждой губернии создавались совестные суды,рассматривающие гражданские дела в примирительном порядке и некоторые уголовные. В Петербурге и Москве создавались надворные суды. Высшим судебным органом в гос-ве был Сенат. От судебных органов требовалось,чтобы они стремились не столько к уяснению личности,сколько к устрашению народа.

Полиция в XVIII в.

Полиция. Вначале 18 в. В системе гос.аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов относились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др.В 1782 г. В соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы — управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах— полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами. Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости.

Прокуратура в XVIII в.

Прокуратура.

Зарождение органов прокуратуры в России уходит корнями в начало XVIII века и связана с реформами русского царя Петра Первого по созданию регулярной армии. 12 января 1722 г. по замыслу Указа Петра 1 прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. Последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях, при надворных судах и прокурор при Святейшем Синоде. Одновременно происходило становление института прокурорских чинов в армии и на флоте Именно в петровскую эпоху во всех полках пехоты и кавалерии, в местах дислокации флота были введены должности полковых аудиторов-юристов, сочетавших в одном лице полномочия следователя, прокурора и судьи.В течение последующих полутора веков органы прокуратуры подвергались в России всевозможным реформированиям, то упразднялись, то создавались заново. Первым прокурором Российской империи был Павел Ягужинский.

 

Земская реформа 1864 г.

Содержание заключалось в том, что были созданы выборные бессословные органы местного самоуправления: губернские земские собрания, губернские управы, уездные земские собрания, уездные управы. Земские собрания были распорядительными органами и собирались 1 раз в год. Управы были постоянно действующими исполнительными органами. Депутаты уездных земских собраний избирались на 3 года. Выборы осуществлялись по куриям: на съезде уездных землевладельцев, на съезде городских избирателей, на съезде выборных от сельских обществ. Для крестьян выборы были бесцензовыми, но 2-хступенчатыми. В компетенцию органов земского самоуправления входили вопросы местного хозяйства (путей сообщения, страхования, продовольствия), содержание учреждений народного образования, здравоохранения, общественного призрения; установление и взимание местных налогов и сборов; раскладка государственных сборов; выборы должностных лиц. Земские учреждения имели право приобретать и отчуждать имущество, заключать договоры, выступать истцом в судах. В случае несоответствия решений земских учреждений законодательству губернатор мог приостанавливать эти решения.

Городская реформа 1870 г.

Городская Реформа была проведена «Городовым положением» на тех принципах, что и земская. Органами городского самоуправления являлись городские избирательные собрания, городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган). Устанавливало принцип надзора за городскими органами со стороны губернатора. Компетенция городским дум и управ в целом не отличалась от компетенции земских учреждений. Городские избирательные собрания созывались для избрания гласных думы. Правом голоса обладали городские обыватели независимо от сословной принадлежности, отвечающие цензам: русское подданство, возраст 25 лет, владение недвижимостью, отсутствие недоимок по городским налогам. Составлялся единый список налогоплательщиков, он длился на 3 части. В соответствии с делением созывались 3 собрания, каждое из которых избирало треть гласных. Преимущество постановление «Об образовании в армии революционных комитетов»; 5) постановление «О переходе власти к Советам».инородческого населения освобождалась от военной повинности: уроженцы Средней Азии, Казахстана и Крайнего Севера, а также лица духовного звания и лица, состоящие в различных сектантских обществах. Не была упразднена особая военная юстиция, в ведении которой находились дела о государственных преступлениях. отдавалось более состоятельным налогоплательщикам. Выборы были тайными и осуществлялись посредством баллотировки шарами. Гласные избирались на 4 года. Они избирали городского голову и членов городской управы, на которых возлагались все текущие дела. Создание органов земского и городского самоуправления всколыхнуло общественную активность, дано толчок развитию хозяйственной жизни и благоустройству городов.

Городская Реформа была проведена «Городовым положением» на тех принципах, что и земская. Органами городского самоуправления являлись городские избирательные собрания, городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган). Устанавливало принцип надзора за городскими органами со стороны губернатора. Компетенция городским дум и управ в целом не отличалась от компетенции земских учреждений. Городские избирательные собрания созывались для избрания гласных думы. Правом голоса обладали городские обыватели независимо от сословной принадлежности, отвечающие цензам: русское подданство, возраст 25 лет, владение недвижимостью, отсутствие недоимок по городским налогам. Составлялся единый список налогоплательщиков, он длился на 3 части. В соответствии с делением созывались 3 собрания, каждое из которых избирало треть гласных. Преимущество постановление «Об образовании в армии революционных комитетов»; 5) постановление «О переходе власти к Советам».инородческого населения освобождалась от военной повинности: уроженцы Средней Азии, Казахстана и Крайнего Севера, а также лица духовного звания и лица, состоящие в различных сектантских обществах. Не была упразднена особая военная юстиция, в ведении которой находились дела о государственных преступлениях. отдавалось более состоятельным налогоплательщикам. Выборы были тайными и осуществлялись посредством баллотировки шарами. Гласные избирались на 4 года. Они избирали городского голову и членов городской управы, на которых возлагались все текущие дела. Создание органов земского и городского самоуправления всколыхнуло общественную активность, дано толчок развитию хозяйственной жизни и благоустройству городов.

Военная

Поражение России в Крымской войне показало, что армия нуждается в коренной реорганизации. Напряженная международная обстановка, задачи внешней политики страны заставили правительство Александра II осуществить реформы в военной сфере. Одна из задач военной реформы - сокращение численности армии в военное время и создание возможностей для значительного увеличения ее в военное время. Огромный вклад внес ДА. Милютин. В стране вводилась всеобщая военная повинность для лиц мужского пола, достигших 21 года, сокращались сроки службы для тех, кто имел образование. Срок службы в пехоте устанавливался в шесть лет с дальнейшим зачислением в запас на девять лет, на флоте срок службы составлял семь лет и три года в запасе. В 1864 г. была проведена реформа в системе подготовки офицеров и военных специалистов. Создавались военные гимназии и юнкерские школы - учебные заведения среднего звена образования. Расширялась система высшего военного образования. В 1867 г. началось перевооружение армии - замена чугунных и бронзовых орудий на стальные, приняты были первые нарезные орудия

В результате реформы вооруженные силы России превратились в армию буржуазного типа, сохранившую некоторые феодальные пережитки (дворянский офицерский корпус, система обращения офицеров с солдатами, телесные наказания и др.)..

.

В начале XX века в государственном устройстве и политической жизни России произошли значительные перемены. Революционные события 1905-1907 гг. заставили правящие круги пойти на существенное ограничение самодержавной власти. Впервые в истории России был создан общегосударственный представительный орган - Государственная дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве. В период первой русской революции сложилась система избирательного законодательства, определявшая порядок формирования Государственной думы и Государственного Совета. Существующее законодательство о выборах органов земского и городского самоуправления не претерпело изменений.

Требование созыва представительного органа и введения политических и гражданских свобод приобрело особую актуальность в конце XIX - начале XX века одновременно с активизацией антиправительственного движения. Эти идеи широко пропагандировались издаваемым с 1902 г. органом либеральной оппозиции - журналом «Освобождение». Несмотря на заявления властей о «бессмысленных мечтаниях об участии представителей земства в делах внутреннего управления», требования политических реформ звучали все настойчивее. Особенно это продемонстрировала так называемая «банкетная кампания», организованная «Союзом освобождения» в честь сорокалетней годовщины судебной реформы 1864 г. В резолюциях, принятых во время кампании, отстаивалась необходимость введения в стране всеобщего избирательного права. Аналогичные требования появляются и в программах левых партий: социалдемократов и социалистов-революционеров. Так, партия эссеров включала в свою программу требование «всеобщего избирательного права для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальностей, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов». (Программа партии социалистов- революционеров// Вопросы истории КПСС. 1991. № 6. С. 108).

Революционные события начала 1905 года заставили самодержавие пойти на уступки требованиям общественности. 18 февраля императором Николаем II был издан рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина, в котором объявлялось о намерении «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений» (Законодательные акты переходного времени. 1904-1906. 1997. С. 30). Исполняя царский рескрипт, министерство внутренних дел под руководством А.Г. Булыгина разработало ряд проектов, которые затем были вынесены на рассмотрение особого совещания. Оно проходило под председательством Николая II во второй половине июля 1905 года в Петергофе. В нем участвовали великие князья, министры, члены Государственного Совета, другие высшие сановники, а также некоторые специально приглашенные лица, в частности, выдающийся русский историк В.О. Ключевский и известный юрист, сенатор Н.С.Таганцев. По итогам работы совещания 6 августа были опубликованы «Манифест об учреждении Государственной думы», «Учреждение Государственной думы», а также «Положение о выборах в Государственную думу».

В «Манифесте» от 6 августа говорилось: «Ныне настало время. призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.

В основе избирательной системы, определенной «Положением о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года, лежал старый принцип выборов по сословиям. Выборы планировались многоступенчатыми, т.е. неравными для разных сословий, и косвенными, так как депутаты Думы избирались не непосредственно избирателями, а посредством выборщиков. Из-за высокого имущественного ценза право участия в выборах получили не все жители России. В частности, избирательных прав лишались рабочие. Как известно, «булыгинская дума» так и не была созвана. Если бы выборы в эту Думу состоялись, то в губернских собраниях выборщиков, которые избирали депутатов, 43 процента представляли бы крестьянскую курию, 34 процента - курию землевладельческую и 23 процента - городскую.

Последующие события свидетельствовали о возросшем недовольстве общества маневрами самодержавия. Начавшаяся в октябре 1905 года всероссийская политическая стачка, а также консолидация оппозиционных сил заставили монархию пойти на серьезные уступки. 17 октября 1905 года был обнародован Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». Он, в частности, содержал следующие положения:

«2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишеныизбирательных прав, предоставив засим дальнейшем развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностию действий постановлений от Нас властей» (Там же. С. 64-65).

Вслед за публикацией Манифеста были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности Государственной думы: Указ «Об измени положения о выборах в Государственную думу» (11 декабря 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета и пересмотре «Учреждения Государственной думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).

Избирательная система, установленная Указом от 11 декабря 1905 года была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917года. Новый закон декларировал снижение имущественного ценза, что давало возможность участвовать в выборах фабричным рабочим. По данной системе были проведены выборы в I-ю (февраль-март 1906 г.) и II-ю (январь-февраль 1907 г.) Государственные думы.

Формирование государственности у восточных славян. «Норманская» теория.

Областью расселения славян считают Полесье, междуречье запад. Буга и Днестра с сев.на юг.В 6-8вв вост. славяне находились на стадии перехода от первобытнообщинного состояния к формированию государственности. Основным письменным источником исследования истории возникновения государственности у вост.славян является «Повесть временных лет»Нестора. Вост. Славя не занимались охотой, рыболовством, бортничеством, но основным занятием было земледелие. Подсечное земледелие (рубка,сжигание леса)сохраняло значение коллективного труда, патриархального уклада семьи.

В 7-9вв.произошла эволюция родовой общины в соседско-территориальную общину(вервь),но пережитки родственных связей оставались еще долго. Из родовой. общины выделились семьи. Соседская община состояла из малых семей, ведущих собственное хоз-во. Развитие орудий труда и улучшение земледельческой техники,развитие торговли и ремесла привело к разделению труда и углубило процесс развития соц.неравенства. Имело место частное присвоение, постепенное накопление движимого имущества (скота, денег, рабов) обусловило формирование родовой верхушки, дружины, купцов, рабовладельцев, стремившихся подчинить себе свободных общинников. Большое значение имели воины и военная добыча. выделились воины-дружинники, служивших у племенных вождей, публичная власть отделилась от народа, т.е произошло перераспреде -ление властных функций от общинных собраний в пользу совета при князе, состоявщего из родовых старейшин и знатных воинов-дружинников. Формируется раннеклассовое общ-во и первые гос. образования. Государственность у восточных славян сложилась в первой половине IX века.

Норманская теория -«Норманнская теория»- это концепция образования Русского государства, основанная на отрывке из «Повести временных лет» содержащая рассказ о призвании в 862г. новгородцами варягов из-за моря во главе с князем Рюриком. Авторы норманнской теории немецкие ученые Байер, Шлецер, Миллер. Сторонники норманнской теории считали что государственность на Руси создана норманнами, т.к. славяне являлись дикими племенами и находились на очень низком уровне развития.

Первым «антинорманнистом»стал Ломоносов, он отрицал идею низкого уровня развития славян и неспособность создать гос-во. Русские князья, цари, импереторы поддерживали идею о своем норманнском происхождении. Основными доводами против норман.теории у славян стали:1)идея завоевания норманнами славян не нашла подтверждения.2)

легенда о 3х братьях очень распространенный эпический мотив, а «призвание»-выдумка летописца, рукой которого управляли полит. интерерсы. 3)процесс формирования гос-нности у славян-результат соц-эконом.и политич.развития общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.017 с.)