Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Философская концепция происхождения прав человека и ее регламентация в национальном законодательстве некоторых ГосударствСтр 1 из 8Следующая ⇒
Зыль Е.В. З96 Права человека: Курс лекций / Зыль Е.В.– Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 64 с. ISBN 985-457-355-9 Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности «Государственное управление и экономика». УДК 342.7(076.6) ББК 67.99(2)0
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 Предмет и задачи дисциплины «Права человека» 5 ТЕМА 1. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕКОТОРЫХ ГОСУДАРСТВ 7 Лекция 1. Философская концепция происхождения Контрольные вопросы к теме №1 11 ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 13 Лекция 2. Становление и развитие международного сотрудничества в области прав человека 13 Формирование сотрудничества в рамках Лиги Наций 13 Роль Международной организации труда в области социальных прав человека 15 Международный билль о правах человека 16 Всеобщая декларация прав человека 18 Международный пакт об экономических, социальных Права человека: понятие, принципы, классификация 26 Контрольные вопросы к теме №2 31 ТЕМА 3: МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОЦЕДУРЫ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 32 Лекция 3. Международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека 32 Понятие и виды международных контрольных механизмов и процедур 32 Универсальные международные контрольные механизмы и процедуры (в рамках системы ООН) 35 Процедура 1235 38 Процедура 1503 38 Региональное сотрудничество государств в области защиты прав человека 42 Европейская система защиты прав человека. 42 Человеческое измерение 44 Американская система защиты прав человека 45 Африканская система защиты прав человека 47 Содружество Независимых Государств (СНГ) 48 Контрольные вопросы к теме №3 49 ТЕМА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА ПРАВ Лекция 4. Реализация норм права прав человека в законодательстве Республики Беларусь 50
Контрольные вопросы к теме №4 54 ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ 55 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 60 ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 62
ВВЕДЕНИЕ Предмет и задачи дисциплины «Права человека» Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав: права на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и которые носят универсальный характер. Предметом дисциплины «Права человека» является одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты жизнедеятельности человека и общественного бытия, – права человека. Становление и развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, поскольку отношения человека и государства – важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство – как правовое или неправовое. Права человека возникают и развиваются в различных регионах мира разновременно в соответствии с характером культуры, философии, религии, общественным мировоззрением, моралью, которые определяют характер той или иной цивилизации. Универсальный характер они приобретают в развитых странах европейского региона, в которых в XVII – XVIII вв. Свершились буржуазные революции под лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в таких странах права человека утверждались и утверждаются непросто, поскольку каждый период общественного развития создает свои проблемы. Человечеству еще неизвестна ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека. Учитывая значимость прав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить внимание на механизмы и процедуры их защиты. Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека дополняются международно-правовыми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, ее развитие, сочетание универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую функцию.
Знания о правах человека дают представление о важнейшем элементе современной, и в частности правовой культуры. Они ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни. Основными задачами изучения дисциплины «Права человека» являются: · Формирование знаний основных стандартов в области прав человека; · Изучение международно-правовых норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека; · Применение полученных знаний в области прав человека при практической работе. Процедура 1235 Процедура была утверждена на основании резолюции ЭКОСОСа 1235 в 1967 году. В соответствии с этой процедурой Комиссия по правам человека может рассматривать вопросы, связанные с нарушением прав человека в любой точке земного шара и назначать специальных докладчиков или представителей. В настоящее время созданы две рабочие группы (по произвольным задержаниям и недобровольным исчезновениям), которые состоят из пяти независимых экспертов и расследуют имеющие место случаи произвольных задержаний и недобровольных исчезновений на основании поступающих сообщений и информации правительств. Рабочие группы могут посещать отдельные государства (с их согласия) и представлять ежегодный доклад Комиссии по правам человека. Процедура 1503 В 1970 году ЭКОСОС утвердил «процедуру рассмотрения сообщений, касающихся нарушения прав человека и основных свобод». Эта процедура известна под названием «процедура 1503» по порядковому номеру резолюции Совета, в которой она была утверждена. Процедура касается не частных случаев нарушений прав человека, а ситуаций, которые затрагивают интересы большого числа людей на протяжении продолжительного периода времени. Сообщения, проходящие по процедуре 1503, рассматриваются следующим образом. Ежемесячно Генеральный секретарь ООН передает перечень всех поступивших сообщений с краткими описаниями каждого случая, а также все ответы, которые были представлены правительствами, в Подкомиссию по поощрению и защите прав человека. Рабочая группа Подкомиссии, состоящая из пяти ее членов, рассматривает все сообщения и ответы и выбирает случаи, которые неоспоримо свидетельствуют о грубых систематических нарушениях прав человека. Вопрос о передаче сообщения на рассмотрение Подкомиссии решается голосованием. Таким образом, Рабочая группа действует в качестве фильтра, отсеивая огромное количество сообщений. Формальным критерием отбора служат правила процедуры, согласно которым сообщение является приемлемым только в том случае, если имеются достаточные основания полагать, что имеют место систематические, грубые и достоверно подтвержденные нарушения прав человека. Отобранные Рабочей группой случаи, рассматриваются на закрытом заседании Подкомиссии. Подкомиссия обсуждает каждый случай отдельно и путем тайного голосования принимает решение (большинством голосов) о его передаче на рассмотрение Комиссии по правам человека.
На третьей стадии в действие вступает Рабочая группа по ситуациям (состоит из пяти членов). Группа проводит свою закрытую сессию, на которой изучает все досье, и готовит проекты решений по каждому случаю. Эти проекты передаются на рассмотрение пленарного заседания Комиссии по правам человека. Заседание Комиссии по правам человека, на котором рассматриваются проекты решений по каждому случаю, являются закрытыми. Помимо представителей 53 государств-членов Комиссии, в этих заседаниях могут участвовать представители государств, о которых идет речь в рассматриваемых досье. Комиссия может делать рекомендации ЭКОСОСу, но на практике это случается редко. ЭКОСОС рассматривает рекомендации Комиссии по данному вопросу и на их основании может делать рекомендации соответствующему государству. Рекомендации не имеют обязательного характера, однако имею вес как отражение обеспокоенности международного сообщества ситуацией с правами человека в данном государстве. Все меры, принимаемые в соответствии с процедурой 1503, носят конфиденциальный характер до тех пор, пока Комиссия по правам человека не представит свой доклад ЭКОСОСу. Верховный комиссар ООН по правам человека – был учрежден ГА ООН 20 декабря 1993 года. Верховный комиссар является главным должностным лицом, ответственным за координацию всей деятельности в области прав человека в рамках ООН. Главной задачей Верховного комиссара является содействие максимально полному осуществлению всех прав человека путем претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руководящими органами ООН. Следующей правозащитной структурой в рамках системы ООН является Управление Верховного комиссара ООН по правам человека ( до 1997 года – Центр ООН по правам человека). Управление состоит из трех отделов: 1. отдел исследований и права на развитие. Проводит исследовательскую и аналитическую работу по различным вопросам прав человека и разрабатывает стратегию осуществления права на развитие; 2. отдел организационного обеспечения. Обеспечивает организационную сторону работы Комиссии по правам человека, Подкомиссии по поощрению и защите и договорных органов; 3. отдел программной деятельности. Занимается программами технической помощи в области прав человека отдельным странам, обеспечивает работу специальных докладчиков и рабочих групп по расследованию нарушений прав человека на местах, оказывает содействие в осуществлении образовательных программ.
Управление Верховного комиссара по делам беженцев было создано резолюцией ГА ООН в 1951 году. Основная задача Управления состоит в предоставлении международной защиты беженцам и поиске окончательного решения проблем беженцев. Наряду с деятельность самой ООН, все большее значение приобретает функционирование органов (комитетов), учрежденных в соответствии с международным договором. Договорные органы контролируют соблюдение только тех прав, которые признаны в договоре и имеют только те полномочия, которые определены в договоре. Организационно-техническую сторону работы договорных органов обеспечивает Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Среди таких органов (комитетов) можно отметить следующие: · Комитет по права человека (создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года); · Комитет против пыток (создан в соответствии с Конвенцией против пыток... 1984 года); · Комитет по ликвидации расовой дискриминации (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года); · Комитет по правам ребенка (Конвенция о правах ребенка 1989 года) и т.д. Общими для всех комитетов являются следующие направления деятельности: · получение и обсуждение докладов государств-участников соответствующих соглашений о состоянии прав человека и о мерах, принимаемых для прогресса в их реализации; · прием и рассмотрение сообщений государств о невыполнении каким-либо государством своих договорных обязательств, вынесение рекомендаций на основе их рассмотрения. Органы ООН продолжают свою деятельность в области прав человека и готовят новые проекты, направленные на поощрение уважения и соблюдения прав человека. Одной из актуальных задач в этой связи является разработка новой Хартии прав человека для 21 века, которая будет призвана объединить все имеющиеся международные соглашения в области прав человека, а также закрепить новые принципы и нормы, сложившиеся в последние десятилетия. Кроме того, высказывается идея о создании единого крупномасштабного органа по правам человека, что могло бы значительно повысить эффективность контроля за выполнением государствами договорных обязательств в области прав человека. Человеческое измерение Термин «человеческое измерение» относится к обязательствам государств-участников ОБСЕ обеспечить полное уважение прав человека и основных свобод, следовать принципу верховенства закона, проводить в жизнь принципы демократии и в этой связи создавать, укреплять и защищать демократические институты. Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения имеют политических характер и относятся ко всем государствам-членам, нашли свое отражение в Хельсинском Заключительном акте 1975 года.
Седьмой принцип Заключительного акта гласит, что «государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Последующие документы ОБСЕ развили и конкретизировали этот принцип. Наиболее важными из них являются документы Копенгагенского (1990г.) и Московского (1991г.) совещаний Конференции по человеческому измерению СБСЕ В целях содействия более эффективному выполнению государствами обязательств в области человеческого измерения в рамках ОБСЕ создан ряд институтов: · Бюро по демократическим институтам и правам человека; · Представитель по вопросам свободы средств массовой информации; · Верховный комиссар по делам национальных меньшинств; · Консультативно-наблюдательная группа ОБСЕ в Беларуси. Содружество Независимых Государств (СНГ) СНГ было создано 8 декабря 1991 года. Соглашение о создании СНГ первоначально было заключено Беларусью, Россией и Украиной, позднее присоединились все бывшие республики СССР, за исключением стран Балтии. В соответствии с Уставом СНГ, принятым в 1993 году в Минске, высшим органом объединения признавался Совет глав государств, а высшим исполнительным органом – Совет глав правительств. 26 мая 1995 года в рамках СНГ была принята Конвенция о правах и основных свободах человека, однако, в Конвенции нет механизма осуществления этой деятельности. В отличие от Европейской системы защиты прав человека, не было предусмотрено создание суда по правам человека. Создавалась лишь Комиссия по правам человека, положение о которой было утверждено Советом глав государств. К полномочиям Комиссии были отнесе6ны лишь принятие заключений и разработка рекомендаций государствам-участникам в области защиты и обеспечения основных прав и свобод человека. Однако, даже в таком общем виде данный документ не подписали Украина, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан и Туркмения. Можно сделать вывод, что в рамках СНГ еще пока не создан стабильный, постоянно действующий контрольный механизм в области защиты прав человека. Контрольные вопросы к теме №3 1. Что такое контрольный механизм и процедура? 2. Какие существуют виды международных контрольных механизмов и процедур? 3. Перечислите международные контрольные механизмы, созданные в рамках ООН? 4. На основании каких процедур функционирует Комиссия по правам человека? Для чего эти процедуры предназначены. 5. Какие функции выполняет Управление верховного комиссара по правам человека? 6. Какие договорные органы (комитеты) в области прав человека вам известны? 7. В чем состоит суть Европейской системы защиты прав человека? 8. Чем отличаются Американская и Африканская системы защиты прав человека от Европейской? 9. Конвенция о права человека, принятая в рамках СНГ? ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Понятие прав человека. Естественно-правовая и позитивистская теории. 2. Формирование права прав человека и его закрепление в законодательстве государств различных общественно-экономических формаций. 3. Роль законодательства североамериканских штатов и французских Деклараций прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг. в становлении современной концепции прав человека. 4. Развитие международно-правового регулирования прав человека. Роль Лиги Наций и Международной организации труда в регламентации прав и свобод. 5. Принципы прав человека, их закрепление. 6. Всеобщая декларация прав человека 1948 года и ее всемирно-историческое значение. 7. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 года. 8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. 9. Виды и критерии классификации прав и свобод человека. Права и свободы первого поколения. Права и свободы второго поколения. Права и свободы третьего поколения. 10. Правомерные ограничения государством прав и свобод. Критерии и принципы правомерного ограничения прав и свобод, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международных пактах о правах человека 1966г. 11. Понятие и виды международных контрольных механизмов и процедур в области прав человека. 12. Универсальные контрольные механизмы и процедуры, существующие в рамках ООН. 13. Универсальные контрольные механизмы и процедуры, учрежденные в соответствии с международными соглашениями. 14. Европейская система защиты прав и свобод человека: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская социальная хартия 1961 года и механизм контроля за их соблюдением. 15. Политический механизм защиты прав человека в рамках ОБСЕ. 16. Американская система защиты прав человека. 17. Африканская система защиты прав человека. 18. Сущность и роль гражданского общества и правового государства в обеспечении прав человека. 19. Судебная защита прав человека. 20. Роль и место Уполномоченного по правам человека в структуре гражданского общества и правового государства. 21. Конституция Республики Беларусь, национальное законодательство о правах, свободах и обязанностях граждан. 22. Права человека в системе образования Республики Беларусь. ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Права человека. Сборник международно-правовых документов / Сост. Щербов В.В. – Мн., 1999. 2. Международная защита прав и свобод человека / Сост. Мелков Г.М. – М., 1990. 3. * Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей / Сост. Корбут Л.В., Поленина С.В. – М., 1997. 4. * Права человека. Изложение фактов. – Женева, 1992. 5. Права человека. Вопросы и ответы. – Нью-Йорк, 1990. 6. * Всемирная конференция по правам человека. – Нью-Йорк, 1995. 7. Право быть человеком. Всемирная конференция по правам человека (Вена, 1993). Тематический сборник. – Мн., 1996. 8. Национальные учреждения по правам человека. – Нью-Йорк и Женева, 1995. 9. * Бирюков П.Н. Международное право. – М., 1999. 10. * Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. Международное пра- 11. * Колосов Ю.М., Кузнецов И.В. Международное пра- 12. * Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. – М., 1998. 13. * Бекяшев К.А. Международное публичное право. – М., 1999. 14. * Панов В.П. Международное право. Уч. материалы. – М., 1997. 15. * Международное право / Под ред. Тункина Г.И. – М., 1994. 16. Курс международного права в 7–и томах. Том 5. – М., 1989. 17. *Общая теория прав человека / Под ред. Лукашевой Е.А. – М., 1996 18. * Права человека / Под ред. Лукашевой Е.А. – М., 1999. 19. Карташкин В.В. Права человека в международном и внутригосударственном праве. – М., 1995. 20. Манов Б.Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о правах человека. М., 1986. 21. Артемова В.Н. Права человека. Проблемы гармонизации международного и национального законодательства. – Мн., 1997. 22. * Павлова Л.В., Зыбайло А.И. Международное гуманитарное право. Уч. пособие. В 2-х частях. – Мн., 1999-2000. 23. * Балашенко С.А., Макарова Т.И. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека. – Мн., 1999. 24. Женщины и дети Беларуси: сегодня и завтра. – Мн., 1995. 25. * Смагина Л.И., Бубен С.С., Леонова Г.М. Права ребенка. 26. * Первый периодический доклад по осуществлению положений Конвенции ООН о правах ребенка. – Мн., 1998. 27. Несовершеннолетние в Республике Беларусь: основы правового положения, правовой защиты и ответственности. Научно-практический комментарий к законодательству и иным нормативным актам о несовершеннолетних / Под общей ред. Грунтова И.О. – Мн., 1999. 28. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. Ред. Лукашева Е.А. – М., 2000. 29. Валеев Р.М. Контроль в современном международном пра- 30. * Котляр И.И. Права человека. – Мн., 2002. 31. Карташкин В.А. ООН: международная и национальная защита прав человека // Российский ежегодник международного права 2001. – Спб., 2001. 32. Абашидзе А.Х. Права человека и глобализация // Российский ежегодник международного права, 2002. – Спб., 2002. 33. Карташкин В.А. Права человека на рубеже веков // Российский ежегодник международного права, 2002. – Спб., 2002. 34. Права человека. Учебник / Отв.ред. Лукашева Е.А. – М., 2001.
* – указанная литература имеется в библиотеке Академии
Зыль Елена Валерьевна
Права человека Курс лекций
Ответственный за издание С.С. Жаврид Художник обложки О.А. Стасевич Под авторской редакцией Компьютерная верстка Н.М. Азаревич
Подписано в печать 4.12.2004. Бумага офсетная. Формат 1/16. Печать трафаретная. Усл.печ.л. 3,72. Уч.-изд.л.4,0. Тираж 200 экз. Заказ
Академия управления при Президенте Республики Беларусь.
Отпечатано в Редакционно-издательском центре Академии управления 220007, г. Минск, ул. Московская, 17.
Зыль Е.В. З96 Права человека: Курс лекций / Зыль Е.В.– Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 64 с. ISBN 985-457-355-9 Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности «Государственное управление и экономика». УДК 342.7(076.6) ББК 67.99(2)0
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 Предмет и задачи дисциплины «Права человека» 5 ТЕМА 1. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕКОТОРЫХ ГОСУДАРСТВ 7 Лекция 1. Философская концепция происхождения Контрольные вопросы к теме №1 11 ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 13 Лекция 2. Становление и развитие международного сотрудничества в области прав человека 13 Формирование сотрудничества в рамках Лиги Наций 13 Роль Международной организации труда в области социальных прав человека 15 Международный билль о правах человека 16 Всеобщая декларация прав человека 18 Международный пакт об экономических, социальных Права человека: понятие, принципы, классификация 26 Контрольные вопросы к теме №2 31 ТЕМА 3: МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОЦЕДУРЫ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 32 Лекция 3. Международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека 32 Понятие и виды международных контрольных механизмов и процедур 32 Универсальные международные контрольные механизмы и процедуры (в рамках системы ООН) 35 Процедура 1235 38 Процедура 1503 38 Региональное сотрудничество государств в области защиты прав человека 42 Европейская система защиты прав человека. 42 Человеческое измерение 44 Американская система защиты прав человека 45 Африканская система защиты прав человека 47 Содружество Независимых Государств (СНГ) 48 Контрольные вопросы к теме №3 49 ТЕМА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА ПРАВ Лекция 4. Реализация норм права прав человека в законодательстве Республики Беларусь 50 Контрольные вопросы к теме №4 54 ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ 55 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 60 ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 62
ВВЕДЕНИЕ Предмет и задачи дисциплины «Права человека» Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав: права на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и которые носят универсальный характер. Предметом дисциплины «Права человека» является одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты жизнедеятельности человека и общественного бытия, – права человека. Становление и развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, поскольку отношения человека и государства – важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство – как правовое или неправовое. Права человека возникают и развиваются в различных регионах мира разновременно в соответствии с характером культуры, философии, религии, общественным мировоззрением, моралью, которые определяют характер той или иной цивилизации. Универсальный характер они приобретают в развитых странах европейского региона, в которых в XVII – XVIII вв. Свершились буржуазные революции под лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в таких странах права человека утверждались и утверждаются непросто, поскольку каждый период общественного развития создает свои проблемы. Человечеству еще неизвестна ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека. Учитывая значимость прав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить внимание на механизмы и процедуры их защиты. Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека дополняются международно-правовыми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, ее развитие, сочетание универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую функцию. Знания о правах человека дают представление о важнейшем элементе современной, и в частности правовой культуры. Они ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемым
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.157 с.) |