Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Паломнические хождения в древнеРусской литературе. Хожение игумена Даниила.Описание Святой Земли в Хожении. – Хождения – произведения путевой литры, рассказывающие об увиденном или услышанном путником на чужбине. Индивидуализированы. – Связь с христианством – Трудности и опасности, медленный темп повествования – Вначале – паломнические, позже написанные послами, купцами, первопроходцами – Лит, геогр, этногр, фольк ценность «Хождение игумена Даниила» – начало – самоуничижение – цель хождения – увидеть святые земли и рассказать тем, кто там не был, чтобы они совершали путешествие мысленно – Содержание: 16 мес в Иерусалиме. Тивериадское озеро, гора Фарор, Назарет, Хеврон. Поддержка царя Балдвина. Иордан//Сновь, постоянно вспоминает о родине. – эпизод зажигания лампады у Гроба Господня. Даниил – представитель р. земли. Имеет политическое значение: римские «кандила» не загорелись. –Стиль – язык близок к разговорному. Эмоциональность, непосредственность рассказа. Постоянно ощущает себя представителем р. земли.Довольно рано (после принятия христианства) начались хожения в святую землю: в Палестину, на Афон и в Константинополь. Побуждение к этому - стремление молодой русской церковной организации укрепить свои силы непосредственным общением с христианским Востоком. Это общение повышало престиж церкви, включало её в сферу междухристианских отношений, выводя из домашней изолированности. Индивидуальные побуждения: религиозное чувство, любознательность. На Афон путешествовал основатель Киево-Печерского монастыря Антоний. В Палестину игумен Киево-Печ. монастыря Варлаам. В начале 12 в в Палестине был игумен Даниил, а в конце 12 в. ходил в Царьград новгородец Добрыня Ядрейкович, постригшийся затем в монахи под именем Антония и ставший новгородским архиепископом. Оба последние оставили описание своих путешествий.В святую землю отправлялись лица духовные и притом не рядовые (кроме Добрыни). Материально обеспеченные, имевшие возможность содержать дружину и слуг. Позже стали ходить и люди низших слоёв (путешествия доставляли выгоду: питались подаянием, а по возвращении на родину попадали в число привилегированных церковных людей). В середине 12 в. путешественников стало слишком много и церковь даже стала принимать против них меры. Ходившие в святую землю назывались паломниками (в память о святых местах приносили пальмовую ветвь), пилигримами (от латинского путешественник) или каликами перехожими (в пути носили специальную обувь, калигу).Хождение в Палестину игумена Даниила. Пробыл 16 месяцев. Жил в Иерусалиме, в монастыре св. Саввы, откуда путешествовал по всей земле с помощью одного из старцев монастыря. Считают, что монастырь Даниила находился на Черниговщине, так как автор сравнивает Иордан с рекой сновь в Черниговском княжестве. Путешествовал в ту пору, когда Палестина была в руках у крестоносцев 1106-1107.. Иерусалимский король Балдуин, глава крестоносцев, оказывал Даниилу содействие (Даниил был наделён дипломатическими полномочиями). ЗА алтарем в храме Господня находился Пуп Земли, над ним сделан свод, где мозаикой изображен Христом. Рядом- «лобное место», где распяли Христа. Описывается жертвенник, где Авраам собирался принести в жертву сына Исаака(ягненок). "Хождение" любопытно тем, что в нём точное описание топографии Палестины с обилием легендарного и апокрифического материала. Это определяет литературное значение. Написано языком, близком к разговорному. Начинает рассказ с мотивировки к путешествию: пришёл для того, чтобы видеть своими глазами места, где ходил Христос). Просит не осуждать за худоумие и грубость (уничижение). Также путешествует, чтобы рассказать тем, кто интересуется святыми местами о том, чего они не могли видеть своими глазами (не только тот спасётся, кто видел святыню, но тот, кто слышал о ней, делая хорошие дела у себя дома).Записи начали вестись начиная с Царьграда. В Ефесе он видел пещеру, где лежат тела 7 отроков и 300 святых отцов. Тут поклонился гробу Иоанна Богослова.Подходя к Иерусалиму, увидел столп Давидов, Елеонскую гору и церковь Воскресения, а затем и весь город. Описывает церковь Воскресения и гроб господень в нём. Видел жертвенник Авраама, на котором Авраам принёс в жертву барана вместо сына Исаака. Видел гроб Богородицы, пещеру, в которой предан был Христос, другую пещеру, в которой Христос начал учить своих учеников, и пещеру, в которой он родился. В Иерусалиме много мест, которые напоминают о Ветхом Завете: жертвенник Авраама, столп, где пророк Давид написал Псалтирь, дом Урии. Есть там и двор Иуды, который всё стоит пустым, ибо никто не решается там поселиться. Неподалёку — Овчая купель, где Христос исцелил расслабленного.Внимание к реке Иордану. Вода в ней мутная и сладкая, никогда от неё не приключается болезнь. Когда на берегу Иордана собираются люди (в праздник Крещения), Даниил видел благодать божью. Рассказывает о свете небесном, который сошёл к гробу Христа в страстную субботу. От свете зажглись лампады и лампа Даниила, поставленная им за Русскую землю. В заключении рассказ о том, как усердно молился за русских князей и русский народ. В описании путешествия он останавливается на моментах, которые связаны с его религиозными интересами. Но указывает и особенности природы Палестины и о некоторых промыслах. Самоуничижение в конце.Даниил – игумен одного из богатых монастырей, имеющий возможность совершить длительное путешествие, знатный, незаурядный человек. Перекличка с летописью. По его словам, он пробыл в Иерусалиме 16 месяцев. Все события он записывал в дневниках, а по возвращении на Русь объединил свои записи и литературно обработал их. В его повествовании сочетается точное описание топографии Палестины с обилием легендарного и апокрифического материала. 15. "Поучение" Владимира Мономаха, его автор. Тематика памятника Владимир Мономах-выдающаяся личность древней Руси. Под 1096 г. в "Повести временных лет" по Лаврентьевскому списку помещено Поучение, соединённое с его письмом к князю Олегу черниговскому. Поучение обращено к его детям и продолжено его автобиографией.оно датируертся промежутком между концом XI в. И 1125г. Датой смерти Мономаха (скорее всего- ближе к этой дате) и является показателем высокого культурного уровня,достигнутого Киевской Русью в лице наиболее крупных её светских представителей. Мономах обнаруживает хорошее знакомство с Псалтирью, с популярным в византийской литературе жанром поучений отца к детям. Мономах выступает как мудрый, благородный, гуманный человек, думающий о благе государства. Когда к нему приходят послы от его братьев с предложением выгнать Ростиславичей из их удела и разогнать волость, он отказывается, потому что не хочет нарушать крестную клятву. Советует давать клятву, только если можешь её сдержать. Не рекомендует своим детям спасать душу ни в отшельничестве, ни в монастыре, ни в посте, а лишь покаянием, слезами, милостыней. Советует защищать обездоленных и сирот, призывает к снисхождению к преступникам. Старых нужно почитать как отцов, а молодых - как братьев. Нельзя обижать ни своих, ни чужих. Просящего накормить, заезжих купцов почитать и одаривать, т.к. потом они в других землях ославят тебя, любить жену, но не давать ей над собой власти. Призывает к деятельной жизни. Нельзя полагаться ни на слуг, ни на воевод, надо самим за всем следить. Уклоняться от пьянства и блуда – погибает душа и тело. Чего знаешь, не забывай, чего не знаешь, тому учись. Перечисляет свои походы и охоты, чтобы учить личным примером. Всего совершил 83 больших похода, а число малых не запомнил. На охотах подвергался смертельным опасностям. В поучении Мономах выражает поэтический восторг перед красотами природы. Вслед за Псалтирью и Шестодневом Иоанна Экзарха он с умилением говорит о том, как дивно устроен мир, небо, луна и звёзды. Насколько Мономаху были свойственны лирические чувства видно из его письма к Олегу (в Слове о полку Игореве - Олег Гориславич). Сын Мономаха Изяслав захватил Муром, принадлежавший Олегу и был убит. Для блага русской земли Мономах мирится с Олегом, о чём и пишет ему, прося прислать вдову Изяслава, чтобы с ней оплакать смерть сына. Язык "Поучения" осложнён лишь в небольшой степени церковнославянизмами, чаще всего присутствующими в назидательной речи и реже - в автобиографической части и письме Олегу. «Поучение Владимира Мономаха» вошло в «Повесть временных лет» по Лаврентьевскому списку под 1096 годом. Оно обращено к его детям и продолженное рассказом о его собственной жизни. Можно сказать, что оно немного автобиографично. «Поучение» написано выдающимся государственным деятелем Киевской Руси, энергичным, предприимчивым, отличавшимся военными доблестями, гуманным и хорошо начитанным князем. Это образец высококультурного развития на Руси уже в это время.
16. Киево—Печерский патерик. История создания Киево—Печерского патерика. Типы сюжетов. Киево-печерский свод: 1092-1093 В Киево-Печерском монастыре велась летопись, вобравшая в себя ряд житийных сказаний, на основе которых частично в первой четверти XIII в. Возник памятник, оформившейся в последствии в Киево-Печерский патерик. В основе "Киево-Печерского патерика" лежит переписка, которую вели между собой в начале XIII века епископ Владимирский Симон и монах Поликарп. Симон занял епископскую кафедру в Суздале и Владимире, Поликарп же остался в монастыре. Но ему не хотелось быть просто монахом, и он пытался добиться епископского сана. он обладал незаурядными литературными способностями и начитанностью, и он пожаловался Симону, что его обходят. Честолюбивый монах с помощью влиятельных покровителей. Симон не одобрил этих стремлений Поликарпа и написал ему послание. Так из писем этих двух священников родился сборник произведений, рассказывающий о жизни монастыря. Основанием послужили два послания, написанные в XIII веке. 1. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 году) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; Цель этого послания — путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. 2. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому игумену Акиндину, который дополнил труд Симона рядом рассказов об иноках обители.
Позднее к этим посланиям присоединено летописное сказание 1074 г. «о первых черноризцах печерских». Редактировался «Патерик» много раз; древнейший список относится к XV веку, позднейший к XVII веку. Древнейшие списки: •Арсеньевский, составлен в 1406 году для тверского епископа Арсения, содержит рассказы о святых и повесть Симона о создании печерской церкви Пресвятыя Богородицы («Слово о создании церкви Печерской»); •два Кассиановских, составлены в 1460 и 1462 годах по поручению киево-печерского клирошанина, позже уставника, инока Кассиана; содержат полностью сочинения Симона и Поликарпа и повесть о создании церкви, которая разделена на две части: первая — о церкви, помещена в начале Патерика; вторая (об оковании раки Феодосия) после жития св. Феодосия.
Источниками писаний Симона и Поликарпа были недошедшие до нас житие Антония Печерского,житие Феодосия, написанное Нестором И Печерская летопись,а также устные предания. Известное влияние оказали византийские переводные патерики («Синайский» и «Иерусалимский», а также сочинения отцов церкви (Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника) Рассказы Симона и Поликарпа изобилуют элементами фантастики; в них, как и в других произведениях житийной литературы существенное место занимают чудеса, ведущие своё происхождение от местных устных преданий, описания подвигов монахов или книжных агиографических источников. Но вместе с тем, в рассказах Поликарпа встречается немало реалистических окрашенных бытовых подробностей, характеризовавших монастырский уклад. Основная задача, которую ставили себе и Симон и Поликарп -возвеличивание Киево-печерского монастыря как русского религиозного центра. Тем самым укреплялся авторитет церкви в феодальном обществе. Идея прославления оплота христианства на Руси- Печерского монастыря – свидетельствовала о возросшем сознании русского духовенства. Киево-Печерский патерик отражает борьбу, которая происходила между монастырём и князьями в основе, которой были и соперничество на почве материальных интересов и столкновения из-за вмешательства монастыря в между княжеские отношения. Киево-Печерский монастырь на первых порах пытался отстаивать свою самостоятельность и к князьям относился положительно, так как они благоприятствовали его росту. В противном случае он с ними враждовал. Если Всеволод и Владимир Мономах, покровительствовавшие монастырю в патерике изображаются сочувственно, то иное отношение в нём сказывается например к Изяславу Ярославичу, его сыну Святополку Изяславичу и внуку Мстиславу Святополковичу. Так сочеталась в Киево-Печерском патерике политически-тенденциозная повесть с церковной легендой в иных случаях восходящей к устно поэтическим мотивам. 17. 17 вопрос. Слово О Полку Игореве. История открытия. Источники текста. Темные места
Слово о полку Игореве» было открыто собирателем древнерусских рукописей А. И. Мусиным-Пушкиным в конце 80-х—начале 90-х годов XVIII в. Он приобрел у архимандрита Иоиля, настоятеля упраздненного Екатериной II Спасо-Ярославского монастыря, рукописный сборник, который, судя по описанию, был написан в XVI в. на северо-западе Руси (в районе Пскова или Новгорода). В состав сборника входили произведения светского характера: «Хронограф»; «Временник, еже порицается летописание русских князей и земля Русьскыя»; «Слово о полку Игореве» и «Девгениево деяние». Первое упоминание о находке Мусина-Пушкина сделал в 1792 г. журналист и драматург П. А. Плавильщиков. В начале 1797 г. М. М. Херасков в примечании к 16-й песне поэмы «Владимир» известил читателей о найденном произведении древней письменности. В октябре 1797 г. в гамбургском журнале «SpectateurduNord» Н. М. Карамзин поместил заметку с сообщением о находке «песни Игоревых воинов, которую можно сравнить с лучшими Оссиановыми поэмами». Для работы над рукописью Мусин-Пушкин привлек ученых А. Ф. Малиновского, Н. Н. Бантыш-Каменского и в качестве консультанта Н. М. Карамзина. Благодаря их труду в 1800 г. был опубликован текст «Слова» с переводом на современный русский язык, вступительной статьей и примечаниями. В 1812 г. рукописное собрание Мусина-Пушкина погибло в огне московского пожара.В руках исследователей остались лишь печатный текст и выписки, сделанные из рукописи ее первыми издателями Но дошедший до нас список восходил, разумеется, не непосредственно к оригиналу, а к какому- то списку, в свою очередь переписанному с более раннего списка. Какое количество таких промежуточ- ных списков отделяет единственную нам известную рукопись «Слова» от его автографа, трудно пред- положить, но сколько бы их ни было, много или мало (скорее мало, чем много), расстояние в 300 с лишним лет — слишком длительный период, за который столь своеобразный по стилю и столь богатый по своему фактическому наполнению памятник неизбежно должен был подвергнуться порче и искаже- ниям. Переписчику XVI в. очень многое из того, что и как сказано было в «Слове», в значительной мере представлялось неясным и непонятным. Отсюда — немалое количество тёмных мест в «Слове», кото- рые в течение уже 150 лет пытаются разгадать многочисленные учёные—комментаторы памятника, русские и отчасти иностранные. Погибший список «Слова» был написан, очевидно, в пределах Новгорода и потому отражает в себе фонетические особенности севернорусских говоров, сказывающиеся преимущественно в че- редовании шипящих и свистящих (шизый, русици, Словутицю, сыновъчя и др.). Орфография списка — искусственная: с одной стороны, удерживаются традиционные глухие (ъ, ь), в живом языке к тому вре- мени уже утратившие свою звучность или перешедшие в о и е, причём ъ и ь путаются (първыхъ, ржуть, бежать, но зовутъ, брешутъ), с другой стороны, употребляется вошедшая в моду, начиная с XV в., болгарская орфография, с постановкой глухих после плавных (плъкъ, влъкъ, Хръсови, пръвый), нередко с той же путаницей глухих (пръвое, пръсты, чръный), а также с постановкой после гласных нейотиро- ванных гласных (вещы, Konia, cia). На первых порах, ещё до гибели рукописи «Слова», сделано было несколько переводов его, в том числе стихотворных, на современный русский язык. Немногочисленные попытки изучения «Слова» сводились преимущественно к комментированию отдельных его тёмных мест. Слово – это памятник героического эпоса. Автор слова скорее всего был образованным книжником. Может быть он двоеверец? (сочетание христианства с языческими пережитками). Но с другой стороны, двоеверие – это абсурд. Возможно автор исходит из древнегреческой трактовки – Византия, Средневековая Западная Европа. Аналогов слову нет. Против Мусина-Пушкина велось дело из-за Ипатьевской летописи. Также Мусин-Пушкин быфл обер-прокурором Святейшего Синода. И есть много разных трактовок по поводй того, как Мусин-Пушкин достал «Слово о полку Игореве». Темные места: Например, это глагол «одевахъте» в рассказе Святослава Киевского боярам о своем зловещем сне переведено как тесовой, но более распространен перевод-толкование “тисовой”, из тиса – породы хвойного дерева. описании обиды (Обиды) – олицетворения горя, печали, - вставшей, пробудившейся в войске Игоря, истребляемом половцами, сказано: «Въстала обида въ силахъ Дажь-божа внука Вступилъ девою на землю Трояню…». Еще первые издатели перевели этот текст: «Она, вступив девою на землю Троянову…». Несомненно, окончание мужского рода на -ъ: «вступил-ъ» требуется заменить верным окончанием женского рода: «вступил-а». По-видимому, в «Слове…» нарушена грамматическая структура начала фразы – обращения к князьям: «Ярославе, и вси внуци (внуки. – А. Р.) Всеславли…». Ярослав – это князь Ярослав Мудрый, живший в конце Х - первой половине XI в. (Он родился около 978, возможно не ранее 980 г., и умер в 1054 г.); Всеслав же, княживший в Полоцке, родился до 1044 г. (в этот год он вступил на престол после смерти отца), а умер в 1101 г. Его внуки никак не могли враждовать с Ярославом Мудрым. Естественно счесть фразу испорченной и внести в нее исправление: «Ярославли и вси внуце Всеславли» - «Ярославовы и все внуки Всеславовы». Конечно, внуки Всеслава могли в действительности враждовать не с внуками Ярослава, а только со следующим поколением его потомков, но указание на поколения в тексте условны. Значим мотив вражды между княжеской линией, восходящей к киевскому правителю Ярославу Мудрому, и линией полоцких князей – потомков воинственного и неуживчивого Всеслава. Но существуют и другие варианты исправления этой фразы. Также упоминающийся Троян: кто это? Бог, император, союз трех князей, сама Троя, - все это варианты. Что это за два солнца, два месяца и два столпа? Исследователи полагают, что два солнца – это Игорь и Всеволод, два месяца (более младшие)- Олег и Святослав, а два столпа – Владимир и Святослав. Краткое изложение: · Вступление-сравнение с Баяном · Затмение · Речь Игоря · Небольшая победа · Добыча · Лагерь · Неожиданное нападение половцев · Битва · Плен · Сон Святослава · Золотое слово Святослава · Плач Ярославны · Побег Игоря · Возвращение на Родину · Слава князьям
18.Историческая основа "Слова".Поход Князя Игоря 1185 г. В слове и других летописных повестях. В основе сюжета "Слова о полку Игореве" лежат подлинные исторические факты. С 1061 г. юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевий ков-половцев. Русские князья в междоусобных войнах сами наводят "поганых" на Русскую землю. В начале XII в. Владимир Мономах совершил ряд крупных походов против половцев, в результате которых враги были отброшены далеко за Дон. После смерти Мономаха процесс феодального дробления Киевского государства усилился, и половцы начали регулярно совершать набеги на южные и юго-восточные земли Руси. Это заставило южнорусских князей принять срочные меры по борьбе со степными кочевниками. В 1170 г. состоялся съезд князей, на котором Мстислав Изяславич говорил: "Половцы отнимают Греческий путь (по Днепру), Соляной (по Дону) и Залозный (по Дунаю)".Святославу Всеволодовичу, великому князю киевскому, удалось в 1183 г. создать небольшую коалицию южнорусских князей, которые приняли участие в летнем походе против половцев 1184 г. Поход прошел успешно: половцы были разбиты, хан Кобяк захвачен в плен. Успех окрылил князей, и Святослав стал готовиться к летнему походу 1185 г. В походе 1184 г. должны были принять участие новгород-северские князья во главе с Игорем Святославичем. Однако дружина Игоря не могла поспеть вовремя из-за гололедицы. Выступая весной 1185 г. в поход против степных кочевников, новгород-северский князь понадеялся на удачу, мечтая о своей собственной славе и желая, возможно, поискать древнего Тмутараканя, которым некогда владели черниговские князья, и в частности дед Игоря Олег. Однако поход закончился страшным разгромом русских войск. Впервые в истории военных столкновений с половцами русские князья были захвачены в плен, а из всего войска остались в живых лишь 16 человек.Исторические события, связанные с походом и поражением северских князей -Игоря Святославича, его брата Всеволода из Курска, сына Владимира из Путивля и племянника Святослава Ольговича из Рыльска,- и легли в основу "Слова о полку Игореве". Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести: одна-в составе севернорусской Лаврентьевской, другая – южнорусской Ипатьевской летописи. Историческая повесть о походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в Ипатьевской летописи отличается подробным последовательным описанием событий. Изложение проникнуто горячим сочувствием к участникам похода, их поражению. Летописная повесть не лишена художественности: ей присущи драматизм, образность и выразительность отдельных мест, живость повествования. Автором ее был либо непосредственный участник событий, либо человек, стоящий близко к новгород-северскому князю. Рассказ Лаврентьевской летописи лаконичен. Летописец с явным осуждением говорит об Игоре и его брате Всеволоде. Повествование носит религиозно-дидактическую окраску; в рассказе приводятся цитаты из "священного писания".Перед нами две различные редакции исторической повести: одна из них была создана на юге Руси человеком, принимавшим близко к сердцу несчастья, постигшие северских князей и все южнорусские княжества; вторая появилась на северо-востоке, где события далекого юга уже мало волновали летописца, и рассказ о поражении Игоря он использовал в религиозно-дидактических целях. Художественное своеобразие "Слова о полку Игореве" особенно ярко раскрывается при его сопоставлении с летописными историческими повестями. "Слово о полку Игореве" было написано между 1185 и 1187 гг. Эти даты устанавливаются на основании самого текста произведения. В "Слове" говорится о переяславльском князе Владимире Глебовиче как о живом, а в 1187 г., по сообщению летописи, он умер.Игорь Святославич бежал из плена в 1185 г., следовательно, до его возвращения на Русь "Слово" появиться не могло. В 1187 г. вернулся из плена Владимир Игоревич вместе с молодой супругой Кончаковной и маленьким сыном, а "Слово" в заключительной части провозглашает здравицу и в честь этого князя. Этими данными и определяются хронологические рамки написания "Слова о полку Игоревом/ Также присутствует параллель- поход двух израильских царей, на пути встретивших мудреца, который предсказал им неудачу – 1547 год – «Пророческая книга» поп Упырь Лихой 1184 г. – удачный поход 1185 – поход Игоря 1 мая 1185 – солнечное затмение
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.005 с.) |