Проблема периодизации древнерусской литературы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема периодизации древнерусской литературы.



1. Литература периода Киевской Руси (XI- XII вв)

Это литература единой древнерусской народности. Литературу этого периода называют

также литературой Киевской Руси. Киевское государство было одним из самых передовых

государств своего времени. Центральный образ – Киев и киевские князья, прославляется

единство миросозерцания, патриотическое начало. Этот период характеризуется

относительным единством литературы, которое определяется взаимосвязью 2-ух главных

культурных центров государства — Киева и Новгорода. Это период ученичества, в роли

наставников Византия и Болгария. Переводная литература преобладает. В ней сначала

доминируют религиозные тексты, а затем появляется светская литература. Главная тема-

тема Русской земли и её положения в семье христианских народов.

Литература XI- XII вв. явилось той базой, на основе которой произошло впоследствии

развитие литератур России, Украины и Белоруссии. Основные памятники этого периода

связаны с Киевом. Здесь создаются важнейшие жанры литературы: летопись,

историческая повесть, житие, слово.

Вторая половина 11 века – Остромирово Евангелие(1056-57,сам первый памятник), и

перевод греческих хроник, на основе которых ≪Хронограф по великому изложению≫, ≪Слово о законе и благодати Иллариона≫. В сер 11- первой трети 12 появл жанры дидактического слова (Феодосий Печерский, Лука Жидята), жанровыми разновидностями оригинальных (первых) житий (≪Сказание≫ и ≪Чтение≫ о Борисе и Глебе, ≪Житие Феодосия Печерского≫, ≪Память и похвала князю Владимиру≫), историческими сказаниями, повестями, преданиями, составившими основу летописи, которая в начале XII в. получает название ≪Повести временных лет≫. Тогда же появляется первое ≪хождение≫—путешествие игумена Даниила и такое самобытное произведение, как ≪Поучение≫ Владимира Мономаха.

2. Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной

Руси (XII-XV вв.)

Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых

политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского,

Тверского княжеств.

В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры

путешествий, исторических повестей, эпидейктического красноречия (≪слова≫ Кирилла

Туровского, Климента Смолятича, Серапиона Владимирского), начинает складываться

≪Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери≫. Трудами Владимирского

епископа Симона и монаха Поликарпа создается ≪Киево-Печерский патерик≫. Вершиной литературы этого периода стало ≪Слово о полку Игореве≫, прочно связанное с уходящими традициями героического дружинного эпоса. Оригинальными яркими произведениями являются ≪Слово≫ Даниила Заточника и ≪Слово о погибели Русской земли≫.

В XV в. достигает своего расцвета новгородская литература, ярко отразившая острую

борьбу классов внутри феодальной городской республики. Новгородское летописание и

агиография с ее демократическими тенденциями сыграли важную роль в развитии

древнерусской литературы.

 

Развитие стиля ≪идеализирующего биографизма≫ намечается в литературе Твери. С

демократической городской культурой связано ≪Хожение за три моря≫ Афанасия

Никитина.

В 14 веке появляются вымышленные сказания ≪Повести о Вавилоне граде≫. ≪Повесть о

мутьянском воеводе Дракуле≫. В15 в. Появл ≪Хождение за три моря≫ Афанасия Никитина.

Особняком стоит короткий период монголо-татарского нашествия и начала ига — с

середины XIII по середину XIVв., когда создаются повести о вторжении монголо-

татарских войск: о битве на Калке, о взятии Владимира-Залесского, ≪Слово о погибели

Русской земли≫ и ≪Житие Александра Невского≫. Литература сжимается до одной темы — темы монголо-татарского вторжения, но тема эта проявляется с необыкновенной

интенсивностью, и черты монументального стиля предшествующего периода

приобретают трагический отпечаток и лирическую приподнятость высокого

патриотического чувства. Литература развивается в каждом из них обособленно. В период

борьбы с татаро-монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против

врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода –≪Моление

Даниила заточника≫, ≪Повесть о разорении Рязани Батыем≫, ≪Задонщина≫, ≪Хождение за

три моря≫.

3. Литература периода централизованного русского государства (XVI-XVII вв.)

В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное

мировоззрение уступает место светскому, появляется более массовый демократический

читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры.

Возникает художественный вымысел, которого до XVII в. не было в литературе.

Литература XVIIв. носила в основном публицистический характер, отражала

идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем

Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести,

представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная (≪Повесть о Юлиании

Лазаревской≫), историческая (≪Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков≫), бытовая (≪Повесть о Горе и Злочастии≫), сатирическая (≪Повесть о Шемякином суде≫, ≪Повесть о Ерше Ершовиче≫, ≪Повесть о бражнике≫).

Выдающимся писателем XVII в. был протопоп Аввакум, автор ≪Жития≫.

Помимо демократической литературы в XVII в. продолжает развиваться и высокая

литература, возникает особый стиль, получивший название ≪барокко≫. Барокко было

явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической

литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию (Симеон__полоцкий)

 

 

Вопрос.

Переводная литература, ее место в истории древнерусской словесности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.009 с.)