Проблема сознания и основные стратегии его исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сознания и основные стратегии его исследования



Сознание – это фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека. В развитии классической философии сложилось несколько традиций осмысления проблемы сознания.

Истоки исторически первого субстанциального подхода к анализу сознания, трактующего его как внутренний духовный мир человека, уходят в античность (Платон, Аристотель). В рамках этого подхода в философии Нового времени сознание предстаёт в качестве замкнутой в себе субъективности, особой субстанции (Г. Лейбниц, Р. Декарт). Субстанциальный подход, несмотря на свою ограниченность, позволил выявить сложную структуру субъективной реальности, мира идеальных феноменов.

Натуралистически-функциональный подход к анализу сознания берёт своё начало в философии Нового времени. Согласно этому подходу, (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис) сознание – это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя.

Социокультурный подход к детерминации сознания представлен в истории философии двумя версиями. Первая из них разработана в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель). Было показано влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей). Здесь было разграничено индивидуальное и надындивидуальное сознание. Вторая версия этого подхода была заявлена философией марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), не признававшей субстанциональности сознания. В рамках диалектико-материалистической философии была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи надындивидуального (общественного) сознания со сферой практически-предметной деятельности людей.

Неклассические варианты философского осмысления проблемы сознания заданы главным образом в рамках экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций. Первая из них (Э. Гуссерль, Ж. П. Сартр) в трактовке сознания отказывается от характерной для философской классики оппозиции «субъект – объект» и исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия. Для неё в мире имеет место не мышление о бытии, а бытие мышления. Феноменологию интересует не бытие предметов как таковых, а многообразие способов их данности, явления себя человеку.

Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) поставила перед философией проблему бессознательного, то есть проблему существования скрытых детерминант сознания, не представленных в нём самом. Наряду с признанием персонального бессознательного она ввела представление о коллективном бессознательном, символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в индивидуальной психике человека.

Наряду с перечисленными традициями неклассическая философия в лице структурализма (М. Фуко, Р. Барт) и философской герменевтики (М. Хайдеггер, Г. Гадамер) стремится представить бытие сознания через структуры языка. В концепциях философии постмодерна сознание трактуется как процесс рече- и текстопорождения, призванный продуцировать и транслировать безадресные сообщения по каналам коммуникации.

 

Многомерность сознания; его структура, свойства, признаки и

Функции

Структура сознания.

1. Знание – это понимание человеком действительности, отражение её в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может «охватить», осмыслить всё то, что его окружает и составляет предмет познания. Это главный компонент, ядро сознания.

2. Эмоции. Человек познает окружающий мир не с холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствие, восхищение или возмущение. Эмоции или стимулируют, или затормаживают осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, легче запоминается. Но иногда чрезмерно «радужное» воспринято я мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые, особенно негативные, эмоции сопротивляются сохранению ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком происходящего.

3. Воля – это осознанное целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направлять свои психические и физические силы на достижение цели, на решение задач, стоящих перед его деятельностью и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий Воля и цель взаимодополняют друг друга.

4. Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, осязаемые услышанного и т др.

5. Внимание – это форма психической деятельности человека, что проявляется в её направленности и сосредоточенности на определённых объектах

6. Память – это психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозгу индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Свойства сознания.

1. Универсальность – потенциальная возможность отражать любые свойства любых предметов, вовлекаемых в деятельность.

2. Объективность – отражение вещей и процессов такими, как они есть в действительности.

3. Субъективность – в отражении мира всегда присутствует его личностная интерпретация.

4. Целеполагание – предварительное создание идеального проекта будущего результата.

5. Интенциональность – направленность на что-то внешнее или на само себя.

6. Идеаторность – «заряженность» творчеством, отражение направлено на преобразование мира.

7. Неразрывная связь с языком.

Признаки сознания. Признаками сознания являются речь, представление, мышление и способность создавать обобщённую модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Функции сознания.

1. Познавательная – человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире.

2. Ценностно-ориентационная – человек оценивает явление действительности, определяет своё отношение к ним.

3. Управленческая – человек управляет своим поведением, то есть осознаёт свои потребности, ставит цели, стремится к ним.

4. Оценки получаемой информации – человек оценивает степень адекватности и полноты получаемых данных о внешнем мире, оценивает с точки зрения своих потребностей и интересов саму действительность.

5. Аккумулятивная – в сознании накапливаются знания, полученные из личного опыта, а также добытые предшествующими поколениями людей или современниками. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, а также для осуществления практических действий.

6. Конструктивно-творческая – мысленное конструирование направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдёт в силу действия объективных законов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.009 с.)