Патристика как ранний этап философии средневековья. Учение Августина (354-430). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патристика как ранний этап философии средневековья. Учение Августина (354-430).



Схоластика как философия зрелого средневековья. Ф. Аквинский (ок.1224-1274).

Схоластика – «школьное» направление развития науки, философии, теологии, т. е. тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логи­ческой проблематике. Период схоластики включает:

– раннюю схоластику, стоящую еще на почве нерасчлененности и взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризующуюся оформлением схоластического метода в связи с осмыслением специфической ценности и результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях. Представители: П. Абеляр, Ансельм Кентерберийский и др;

– среднюю схоластику, характеризующуюся окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля. Представители: Альберт Великий, Фома Аквинский;

– позднюю схоластику, характеризующуюся рационалистической систематизацией, дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления и, наконец, окончательным отмежеванием мистики от теологии. Представители: Николай Кузанский, Дунс Скот, Уильям Оккам, Данте и др.

Высшей фазой развития средневековой философии является схоластика, которая начинается с IХ в. и продолжается до конца XV в. Мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к Богу [24].

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был теолог, монах Фома Аквинский (1225/26–1274). Основные труды Ф. Аквинского – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В этих трудах он разграничивает область применения философии и теологии по предмету (философия направлена на сущее; религия – на спасение), источнику (философия происходит из разума; теология – из веры), цели (философия стремится к знанию ради знания; теология – к знанию ради спасения). Сущность учения Ф. Аквинского – это констатация принципа единства веры и разума. Фома Аквинский утверждал, что вера и разум могут находиться в гар­монии, считал, что разум способен рационально доказывать существование Бога, от­клонять возражения против истин веры.
Ф. Аквинский приводит пять доказательств бытия Бога.

1. Доказательство от цепи источников движения (перводвигатель).

2. Доказательство от цепи причин (первопричина).

3. Доказательство от необходимости.

4. Доказательство от степеней совершенства (абсолютное совершенство).

5. Доказательство от целесообразности.

Фома Аквинский разделял идею творения мира из ничего, а также идею бессмертия души, которая представляет собой «чистую форму» и не может быть разрушена. Однако она не существует до земной жизни, а создается Богом. Следовательно, сущность и существование нераздельны, слиты только в Боге. Душа приобретает знания благодаря чувственному восприятию и интеллекту. Фома Аквинский полагал, что разум является высшей из человеческих способностей. Разум выше воли. Как и Аристотель, он видел в воле практический разум, т. е. разум, направленный на руководство человеческими поступками. Однако он делает оговорку, что в повседневной жизни лю­бовь к Богу важнее, чем познание Бога.

 

Герцен А.И. (1812-1870)

Работа «Письма об изучении природы».

Отверг идеализм Гегеля, материалистически осмыслив диалектику.

Материя находится в вечном движении, венец развития – человек. Сознание вторично, есть продукт природы.

Основа познания – опыт.

ПлехановГеоргий Валентинович (1856-1918)

Материалист, диалектик, теоретик и популяризатор марксизма.

Работы «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»,1895, «Очерки по истории материализма», 1896, «К вопросу о роли личности в истории», 1898.

Основные идеи:

- Сторонник монизма, материализма.

- отрицал значение субъективного факторав истории общества. Личность не в состояниикореннымобразом изменить мир, но придает общественному развитиюсвоеобразие(особую физиономию событиям).

- раскрыл происхождение искусства как особой формы отражения общественной жизни;

- развил материалистическое понимание истории (К.Маркса), показав сложность отношений общественного бытия и общественного сознания, роль общественной психологии;

- выступал за постепенное развитие общественных преобразований в России, против насильственных действий (революции). «Россия еще не смолола муки для будущего пирога социализма».

Философское учение о бытии.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период – мифологическое истолкование бытия.

Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология).

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 – 4 веков до нашей эры – десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.

Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность.

 

Сознание и язык. Идеальное.

Язык и сознание человека имеют непосредственное влияние друг на друга. К тому же ими можно научиться управлять.

Издавна в философии такие мыслители, как Платон, Гераклит и Аристотель изучали взаимосвязь между сознанием, мышлением и языком. Именно в Древней Греции последние воспринимались, как единое целое.

В начале 20 ст. возникает новое направление, называемое «философия языка», согласно которому сознание оказывает влияние на мировосприятие человека, на его речь и, следовательно, на общение с окружающими. Основоположником этого течения считается философ Вильгельм Гумбольд.Современная философия занята исследованием проблем, связанных с изучением связи человеческого мышления, языка и познания окружающей действительности. Так, в 20 ст. возникает лингвистическая философия, занимающаяся изучением структуры языка, мысли, что способна оторваться от реального мира, но при этом остается неразрывной частью языка.

Диалектическая философия рассматривает эти два понятия, как историческо-общественное явление, благодаря которому развитие языковой структуры является отражением развития мышления, сознания каждого человека.

Идеа́льное — философская категория, противоположность материального. Идеальное в понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи).

Материальное (от лат. materialis – вещественный) – состоящее из материи. Материя – от лат. materia – материал, вещество;

 

Классификация видов знаний.

А. По характеру познавательных способностей человека, участвующих в познании, можно выделить перцептивное, рациональное, предметно-практическое, знание-умение.

Перцептивное знание основывается на непосредственном контакте органов чувств человека и чувственно воспринимаемых объектов: предметов природы, знаковых систем различных языков -науки, искусства, межличностного общения. На их основе складываются знания-представления, которые могут быть вербализованы, т.е. выражены в речи. Перцептивное знание - результат избирательного восприятия, которое обусловлено влиянием предшествующего чувственного опыта, потребностями субъекта и его установками.

Рациональное знание -опосредованное, отвлеченное, обобщенное знание. Оно опосредовано чувственным знанием и накопленным практическим опытом

Предметно-практическое знание связано с задачей жизнеобеспечения человека, продолжения его рода. Труд, быт, семейно-брачные отношения -первые объекты практического знания. Оно содержит сведения о приемах трудовой деятельности: обработка металла, строительство, земледелие и т. д. Значительное место в нем занимает быт (убранство жилища, приготовление пищи, гигиенические навыки и т. д.), а также обычаи и обряды, в которых сконцентрирован многовековой опыт регулирования отношений и поведения людей в наиболее важные моменты их жизни (рождение, смерть, свадьба и т. п.)

Особый класс знаний составляют знания-умения. Британский ученый Майкл Полани дает следующую характеристику такого знания: Существуют вещи, о которых мы знаем, но не можем сказать.Это относится прежде всего к нашему знанию, воплощенному в навыках. Я могу сказать, что умею кататься на велосипеде, но это вовсе не означает, что я могу сказать, как мне удается сохранить равновесие на велосипеде или держаться на плаву.

Б. Существует классификация, разделяющая весь массив знания в соответствии с критерием способов постижения реальности:мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное.

В мифологическом познании формой представления знания являются сказание, притча, легенда, сказка, былина и т.п.

Религиозное познание опирается на фундаментальные тексты, в которых изложены основные мировоззренческие представления и нормативные требования, в которых закреплен опыт человечества (Библия, Евангелие, Коран и т. д.), а также жизнеописания святых и труды религиозных теоретиков-теологов.

Художественное и философское познание реализуется путем создания произведений искусства и философии, в которых завершается процесс познания и творчества.

В. По доле обьективной истины:Научное и ненаучное.

чувственное и рациональное познание.

Рациональное познание

Чувственный и рациональный уровни познания имеют свои формы. Сначала разберем формы рационального познания:

Мышление преобразует чувственный опыт и предоставляет возможность получить определенные знания о таких отношениях, которые недоступны одному лишь чувственному познанию.

Сравнение позволяет выделить общие существенные черты, в результате чего формируется правильное понятие.

Понятие является формой мышления, которая отражает предметы или явления в их существенных признаках.

Суждение является формой мысли, в которой можно что-то утвердить или отрицать через связь определенных понятий.

Умозаключением называют форму мышления, при помощи которой можно получить новое суждение на основании других.

Чувственное познание

Этот вид также имеет свои формы:

Ощущения являются прямым воздействием на органы чувств. Они отражают ситуации и предметы при воздействии на зрение, обоняние, осязание, слух, вкус и прочие органы чувств.

Восприятие воздействует на органы чувств целостным образом предмета. Оно связано с активным обнаружением, а также различением и анализом свойств, предметов при помощи наших рук, глаз, ушей и т.д.

Представление является чувственным образом предметов и ситуаций, которые сохраняются в сознании без их непосредственного воздействия. Представление позволяет формировать образы предметов на основе воспоминаний или продуктивного воображения.

Для лучшего понимания давайте рассмотрим примеры рационального и чувственного познания. Рациональное познание происходит когда:

· вы читаете научную статью;

· проводите эксперимент;

· выдвигаете теорию;

· доказываете теорему;

· проводите социологический опрос и т.д.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, когда вы:

· пробуете вкусную пищу;

· наблюдаете прекрасный пейзаж;

· занимаетесь любовью;

· слушаете музыку;

· наслаждаетесь ароматом чудесных духов и т.д.

 

42.Обьяснение и понимание. Познание и преобразование действительности.

Понимание – универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта(текста, поведения человека, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. Понимание предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему устоявшихся идей и представлений.ример понимания: "Всякий ученый должен быть критичным. Ньютон – ученый. Значит, Ньютон должен быть критичным". В этом умозаключении первая посылка является общей оценкой, вторая – утверждением о начальных условиях.

Объяснение – рассуждение, посылки которого содержат информацию, достаточную для выведения из нее описания объясняемого явления. Объяснение представляет собой ответ на вопрос "Почему данное явление происходит?" Имеются два типа объяснения. Первый тип представляет собой подведение объясняемого явления под известное общее положение, функционирующее как описание. Объяснение второго типа опирается не на общее утверждение, а на утверждение о каузальной связи. Оба типа объяснения являются дедуктивными (необходимыми) умозаключениями.

Познание и преобразование действительности.

Принято считать, что исследование окружающего мира охватывает два уровня научного познания: 1)эмпирический и 2) теоретический. Соответственно и методы научного исследования составляют две группы: 1) научные методы, которые применяются на эмпирическом уровне, — это наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент; 2) научные методы, которые применяются на теоретическом уровне, — это анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, абстрагирование, идеализация, формализация, исторический и логический методы, аксиоматический метод, восхождение от абстрактного к конкретному. Кроме того, в последние десятилетия большое значение в познании приобрели моделирование, системный подход и синергетика.

Наблюдение – целенаправленный и активный познавательный процесс, который опирается в первую очередь на восприятия органов чувств человека и его предметно-чувственную деятельность.

Сравнение– установление сходства и различия между предметами и явлениями действительности.

Измерение – это определение тех или иных сравнимых характеристик материальных объектов с помощью измерительных приборов. Измерение широко применялось в научных исследованиях в прошлом, особое значение оно приобрело в современном мире. Для измерения сравнимых характеристик людьми придумано большое количество приборов. Перечислять их здесь нет никакой необходимости – человек с рождения сталкивается с метрическими и другими системами измерения.

Эксперимент– это такой метод познания исследуемого объекта, который позволяет исследователю активно воздействовать на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ожидаемых им результатов. Эксперимент наиболее сложный и результативный метод исследования эмпирического уровня.

Анализ – это метод познания, содержанием которого является совокупность приемов расчленения предмета исследования на составляющие его части. Анализ в большинстве случаев завершается синтезом, чаще и проводится с этой целью.

Синтез – это метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета исследования в единое целое.Если анализ – начало исследования, то синтез его конец или же начало следующего этапа анализа.

Индукция – это метод, когда мысль исследователя движется от отдельных фактов к общим выводам о них.

Дедукция – это метод, когда мысль человека движется от общих положений теоретического порядка к частным выводам из них.

Аналогия – это метод, основанный на движении мысли от частного к частному, при котором учитывается их сходство в некоторых признаках.

Абстрагирование – это метод, сущность которого состоит в том, что исследователь мысленно отвлекается от несущественных свойств изучаемого предмета и одновременно выделяет одну или несколько интересующих его сторон предмета.Результатом такого отвлечения является абстракция – образ, который охватывает только существенные в данном отношении стороны изучаемого предмета.

Идеализация – метод, основанный на мыслительном акте, приводящем к созданию абстрактных объектов, принципиально неосуществимых в опыте и не существующих в действительности, однако необходимых для понимания сущности изучаемого объекта.

Формализация – метод познания сущности изучаемых объектов путем отображения их содержания и структуры при помощи «искусственных» языков – математики, математической логики, химических формул и знаков, радиотехнических схем и т. д.

Исторический и логический метод применяются тогда, когда необходимо изучить сложный развивающийся объект, т. е. когда предметом исследования становится история объекта.

И с т о р и ч е с к и й метод – это метод, который позволяет воспроизводить историю изучаемого объекта такой, какой она предстает перед исследователем во всей своей многогранности, со всеми возможными подробностями с учетом мельчайших зигзагов и случайностей, возникающих при его развитии и вызванных необходимостью. Так изучают историю человечества или отдельной страны историки-ученые.

Л о г и ч е с к и й метод – метод, позволяющий найти в истории объекта существенное, необходимое, закономерное, определяющее, что возможно лишь при отвлечении от всех исторических случайностей, зигзагов, попятных движений, вызванных теми или иными событиями. Именно таким путем К. Маркс и Ф. Энгельс, изучая капиталистическое общество, пришли к пониманию общественно-экономических формаций как больших исторических этапов в развитии человечества.

Под аксиоматическим методом понимают такое построение научной теории, когда ряд утверждений, называемых аксиомами (постулатами), принимается без доказательств, исходя только из их очевидности, а все остальное выводится из них по определенным логическим правилам. Ярким примером этого метода является геометрия Евклида, которая в своей основе имеет всего пять аксиом.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному.Прежде чем перейти к характеристике указанного метода, определим понятия, его составляющие. Под абстрактным понимается неполное, одностороннее знание, которое указывает на те или иные стороны сущности изучаемого объекта. Те связи и отношения объекта, на которые указывает абстрактное, объективны, они существуют реально. Понятие «конкретное» в философии выступает в двух основных смыслах. Во-первых, конкретное – это сама действительность. Во-вторых, конкретное – это многогранное, по возможности полное, систематическое знание об изучаемом объекте; в данном случае «конкретное» представляет собой всестороннее знание в противоположность знанию абстрактному, бедному по содержанию.

Моделирование – метод познания на моделях. Модель – условный образ (образец, изображение, знак, схема, формула, копия и т. п.) какого-либо объекта или процесса.

Модели подразделяются на следующие виды: 1) физические (вещественные); 2) знаковые (карта, схема, уравнения и т. п.).

В зависимости от роли в познании модели относят к следующим группам: 1) демонстрационные; 2) эвристические. Д е м о н с т р а ц и о н н ы е моделив основном используются на учебных занятиях. Э в р и с т и ч е с к и е модели создаются с целью открытия новых свойств и тенденций развития в исследуемых объектах и процессах.

 

Системный подход – это метод исследования объектов как систем. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта. В результате такого изучения многообразные типы связей и отношений сложного объекта сводятся в единую теоретическую картину.

Системный подход выявляет более широкую картину действительности по сравнению с предшествующими методами, которые могли дать приблизительный образ изучаемого объекта только в своей совокупности. Системный подход служит объединяющим началом в применении других методов при изучении сложных объектов. Так, например, понятия «биосфера» и «ноосфера» в концепции В. И. Вернадского раскрывают свою сущность только при применении системного подхода.

Синергетический подход применяется для исследования нелинейных процессов. Синергетика (от греч. – совместный, согласованно действующий) – наука о самоорганизации, которая учитывает в этом процессе, прежде всего, случайности.

Истина и правда.

Истина – это знания, соответствующие действительности.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Объективная сторона истины является предпосылкой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме — относительна.

Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (повседневную), научную (которая, в свою очередь, подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.

Правда - это убежденность человека в истине, это соответствие высказываний субъекта его мыслям. Правда основывается на истине, но не сводится к ней. То есть истина может быть одна, но у каждого своя правда. И правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Она может выступать как частный случай истины.

 

ФУНКЦИИ НАУКИ

Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: 1) познавательная – состоит в том, что наука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания, способствуя прогнозированию дальнейшего развития, что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире; 2) культурномировоззренческая – не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности, при этом наука является общественным достоянием, сохраняясь в социальной памяти и составляя важнейшую часть культуры; 3) образовательная содержательно наполняет образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс обучения, наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук; 4) практическая – эта функция приобрела особую роль в ходе научно-технической революции середины XX века, когда происходит интенсивное «онаучивание» техники и «технизация» науки, т.е. наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества – здравоохранение, средства коммуникации, образование, быт, формируя такие отрасли науки как социология управления, научная организация труда и др.

 

Патристика как ранний этап философии средневековья. Учение Августина (354-430).

Период патристики охватывает I–VI вв. Патристика – совокупность теологических, философских и политико-социальных доктрин христианских мыслителей. Патристика представляет собой учение «отцов церкви», т. е. духовных наставников, которые характеризуются святостью жизни, высоким авторитетом. В патристике выделяют три этапа:

– апологетику, сыгравшую важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения. Представителями апологетики были Тертуллиан, Климент, Ориген и др.;

– классическую патристику, сформулировавшую философские принципы и основания христианского учения. Представители: Василий Великий, Григорий Нисский, Аврелий Августин и др.;

– заключительный период, стабилизировавший христианскую догматику. Здесь следует упомянуть Боэция, Эриугена и пр.

Особенности патристики: единство принципов; корпоративная истина; опора на традицию и согласие отцов; авторитет Писания. Представители патристики обсуждали проблемы сущности Бога, движения истории к определенной конечной цели, соотношение свободы воли и спасения души, затрагивали вопросы о соотношении веры и разума.

Особое внимание привлекает к себе учение наиболее выдающегося представителя патристики Аврелия Августина (354–430) – епископа гиппонского, христианского богослова, философа и церковного деятеля.
А. Августин прошел путь к христианству через язычество и манихейство. Свой путь к Богу он описал в сочинении «Исповедь».

В произведении А. Августина «О граде Божием» излагается христианская концепция всемирной истории, понимаемой как результат божественного предопределения. Здесь мы видим систематическую перестройку теоретического наследия Античности в духе теоцентризма.

Религиозно-философское учение А. Августина состоит из трех частей: физики, логики и этики. В физике А. Августин развивает учение не о природе, а о творении природы Богом из ничего актом своей свободной воли.

В области логики и гносеологии Аврелий Августин исходит из того, что чувственное познание не может привести нас к истине, поскольку чувственность сомнительна, неустойчива. Погружаясь в познание своей души, человек обнаруживает в ней устойчивое, вечное содержание, источник этого – Бог. Бог наделяет душу человека естественным светом, озаряет ее, следовательно, открывает возможность познания. Человеческая душа, по А. Августину, творение Бога. В ней три части: разум, воля и память.
Вера – наивысший акт воли. Воля предшествует знанию, ибо человек сначала должен уверовать в Бога, а затем пытаться его познать. Разум без веры не может быть средством и мерой истины.

В этике Аврелий Августин развивает учение о добре и зле. Добро у
А. Августина есть высшее благо – Бог. Зло – это недостаток добра, оно проявляется в свободной воле человека, в его гордыне, страстях. Зло повергает человека в зависимость от греха. Свободным человек может стать только тогда, когда осознает присутствие Бога в мире и станет жить, постигая учение Бога.

Аврелия Августина считают родо­начальником христианской философии истории.

А. Августин предложил принципиально новую, линейную схему мировой истории, которая отличается от античной (циклической) модели исторического процесса. Главная характерная черта философии истории А. Августина – провиденциализм, учение о предопределении. Бог не только творит мир, но и поддерживает его своей благодатью, а также направляет все в мире к определенной цели, к лучшему. Человеческая история, в его понимании, есть борьба двух враждебных царств. «Земному граду» – «греховному» светскому государству – Аврелий Августин противопоставляет «град Божий» – всемирное господство церкви. Таким образом, у А. Августина мы видим первую модель мировой истории, основанную на линейном времени, идущем от грехопадения к концу мира и Страшному суду.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.125.80 (0.085 с.)