Особенности логопедической работы по устранению нарушений произношения при ринолалии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности логопедической работы по устранению нарушений произношения при ринолалии



План

1. Особенности звукопроизношения у детей с ринолалией.

2. Специфика коррекции нарушений произносительной стороны речи при ринолалии.

Ринолалия нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленного анатомо- физиологическими дефектами речевого аппарата.

При нормальном речевом развитии при произнесении ротовых звуков происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой в результате нёбно- глоточного смыкания, вызываемого сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки.

При нормальной фонации во время произношения назальных звуков нёбно- глоточного смыкания не происходит, и воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. В зависимости от характера нарушения нёбно- глоточного смыкания выделяют две основные формы ринолалии: открытую и закрытую.

Фонация и артикуляция звуков при ринолалии имеют отличительные особенности.

При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность в результате неполноты нёбно- глоточного смыкания или при анатомических дефектах нёба. При открытой форме ринолалии артикуляция нарушается тотально. Все оральные звуки становятся назальными. При этом все глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку [х], звонкие – к фрикативному [г], из них губные – к звуку [м], а переднеязычные – к звуку [н] с незначительной модификацией звучания (И.И. Ермакова, 1996).

В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции:

· высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости;

· расслабленный, малоактивный кончик языка;

· недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно- губных и губно- зубных согласных;

· чрезмерное напряжение мимической мускулатуры;

· возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки.

Для закрытой формы ринолалии характерно снижение физиологического носового резонанса при произношении назальных звуков[м], [м'], [н], [н']. Причиной закрытой формы ринолалии являются органические изменения в носовой полости и функциональные расстройства нёбно- глоточного смыкания.

Возможен вариант смешанной ринолалии, страдают акустическая и артикуляционная характеристика всех звуков речи. Причинами смешанной ринолалии является сочетание непроходимости носа и недостаточности нёбно- глоточного смыкания органического или функционального происхождения.

Логопедическая работа над звукопроизношением начинается в дооперационный период.

Подготовительный этап коррекции произносительной стороны речи при ринолалии направлен на решение следующих задач:

· формирование направленной воздушной струи и комбинированного типа дыхания;

· развитие орального праксиса, перемещение языка в полости рта вперед, создание предпосылок для правильного звукопроизношения;

· формирование фонематического слуха.

Особенности логопедической работы на подготовительном этапе заключаются в:

· пролонгированности процесса активизации мускулатуры артикуляционного аппарата;

· индивидуализации выбора артикуляционных упражнений с учетом состояния речевой моторики ребенка;

· сочетании общепринятых и специальных артикуляционных упражнений;

· максимальном использовании непроизвольных движений при совершенствовании артикуляционного праксиса;

· формировании адекватных фонематических представлений.

Особенности этапа постановки звуков при ринолалии:

· максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков;

· использование специфических приемов постановки гласных и согласных звуков (прием беззвучной артикуляции и др.)

· особенности использования механической помощи (зажимание пальцами крыльев носа и др.);

· первоначальное уточнение артикуляции гласных звуков, последовательность коррекции согласных определяются доступностью их ребенку и связаны с особенностями строения его артикуляционного аппарата (И.И. Ермакова указывает, что при длинной и подвижной нёбной занавеске легко начинать с фрикативных звуков; нёбно- глоточная недостаточность требует начинать с взрывных фонем.

Общим является первоначальный выбор глухих звуков, т.к. для них необходимо большее давление воздуха, они являются более ощутимыми);

· использование промежуточных, приближенных артикуляций – аналогов звуков;

· вызывать звук непосредственно в составе слога, а не в изолированном положении;

· не требовать протяжного произношения поставленного звука, т.к. при этом возрастает напряжение артикуляционной мускулатуры, увеличивается время смычки, усиливается эмиссия воздуха в нос.

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПРИ РИНОЛАЛИИ

Звук Приемы постановки звука
[ф] Постановка звука осуществляется на длительном правильном выдохе, при котором верхние зубы касаются нижней губы.
[п] 1. Похлопывание губами во время дутья. 2. «Поплевывание» сначала с высунутым языком, затем – только губами. 3. При недостаточном нёбно- глоточном смыкании для уменьшения утечки воздуха «поплевыванию» учат при зажатых пальцами крыльях носа. Затем упражнение выполняется с открытыми крыльями носа
[т] 1. Межзубный [т] можно вызвать «поплевыванием» при положении губ в улыбке и слегка высунутом кончике языка. 2. От [п]. Положение языка: распластанное на нижней губе. Произнести слоги «na- na- na». 3. От [с]. Произносить звук [с] ритмично, смыкая и размыкая резцы, закусывающие язык

На этапе автоматизации звуков при ринолалии выделяют ряд особенностей:

· допускается автоматизация звуков- аналогов;

· поставленный согласный произносится не в прямом открытом слоге, а в интервокальной позиции;

· координация фонации, дыхания, артикуляции автоматизируемых согласных;

· ранний переход от автоматизации на уровне звуков, слов к автоматизации на уровне фразы;

Отработка новых артикуляционных навыков проводится на материале, максимально приближенном к разговорной речи.

Параллельно с коррекцией звукопроизношения у детей с расщелинами нёба идет работа по формированию навыков правильного голосоведения и выполнению фонопедических упражнений для исправления недостатков голоса.

Дополнительные вопросы

1. Опишите подробно механизм образования ротовых и носовых звуков.

2. Опишите механизм нарушения произношения ротовых звуков при открытой ринолалии.

3. Дайте описание механизма нарушения произношения носовых звуков при закрытой ринолалии.

4. Чем определяется последовательность постановки звуков при ринолалии?

5. Опишите основные приемы постановки звуков [ф], [п], [т].

Практические задания

1. Законспектируйте статью: Ермакова И.И. Особенности постановки звуков при ринолалии// Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. Т. I - - М., 1997. – С. 152- 163.

2. На профиле артикуляции схематически изобразите механизмы нарушения произношения:

а) при открытой ринолалии;

б) при закрытой ринолалии.

 

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

План

1. Особенности звукопроизношения у детей с дизартрией.

2. Специфика постановки звуков при дизартрии.

Методические указания и дополнительный материал

Цель работы над темой - изучение особенностей звукопроизношения и специфики работы над постановкой звуков при дизартрии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.011 с.)