Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-педагогического мониторинга семейСтр 1 из 6Следующая ⇒
Методические указания Для классных руководителей По проведению Социально-педагогического мониторинга семей
Содержание
Рекомендации по проведению наблюдения
Метод наблюдения – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдения, цели и задачи. План наблюдения должен дать ответы на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать и в течение какого времени? Метод наблюдения может быть использован при посещении семьи по месту жительства или при встречах ребенка с родителями. Рекомендации по проведению бесед
Первые, как правило, непродолжительные беседы должны затрагивать значимые для родителей или ребенка проблемы. Если один и тот же вопрос в разной форме удается поставить в нескольких беседах, то, судя по характеру ответов, возникает уверенность в правильности полученной информации.
На этапе изучения семьи важную информацию можно получить, беседуя не только с членами семьи, но и с бывшими учителями, преподавателями, воспитателем или комендантом общежития и другими специалистами, работающими с данным ребенком или его семьей. Начинать общение следует с приятной тематики, это способствует установлению контакта. Доброжелательное и уважительное отношение в разговоре не менее важно, чем умение убедительно говорить, аргументировать сказанное. Важнейшее условие беседы - откровенность между участниками; только при создании атмосферы полной откровенности в беседе раскрывается внутренний мир собеседника. Беседа должна быть не случайной, а запланированной. Важным моментом является выбор времени и места беседы (интервью). Первые 15 минут разговора надо использовать максимально продуктивно, поскольку потом наступает утомление. Желательно разговор строить по «принципу воронки», при котором идет переход от вопросов наиболее простых - к более сложным, от вопросов более общих - к более частным и конкретным. Не следует задавать (особенно вначале) вопросов анкетного или биографического характера. Беседа, интервью должны вестись с учетом возрастных особенностей, интересов, потребностей, склонностей собеседника. Вопросы в ходе беседы могут импровизироваться, однако в итоге ее эффективность определяется выяснением исходных, заранее составленных вопросов. В ходе разговора могут использоваться следующие типы вопросов - прямые, косвенные и проективные. Прямые вопросы открыто затрагивают тему разговора, в результате ответов на косвенные вопросы выясняется не предмет разговора, а лишь его связи и отношения с другими предметами и явлениями. Проективные вопросы вообще не касаются темы разговора, выводы по ответам на них делаются методом аналогии. К проективным вопросам относятся, например, незаконченные предложения, сочинение сказок, рассказы по картинкам.
Заканчивается разговор обязательно повторением основных итогов, достигнутых в нем, и точек соприкосновения. Разговор никогда не должен заканчиваться на конфликтных нотах. Беседа, интервью не должны длиться более 30-40 минут. Условия эффективности беседы, интервью: - наличие четко продуманного плана; - предварительная подготовка и продумывание вариантов вопросов; - личные качества организатора; - гибкость и чуткость в ходе проведения; - умение организатора слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу; - понимание эмоциональных состояний собеседника, своевременное реагирование на их изменение. К несомненным достоинствам беседы и интервью следует отнести: - наличие контакта с собеседником; - возможность наблюдать и учитывать ответные реакции собеседника, видеть невербальные знаки (жесты, мимику, настроение), оценивать поведение, отношение к содержанию разговора; - возможность задавать дополнительные уточняющие вопросы; - неформальная обстановка для получения информации. Однако техника беседы, интервью достаточно сложна и не всегда надежна и достоверна. Это объясняется тем, что неизбежен субъективизм, сугубо индивидуальные словесные сообщения, суждения. Нельзя гарантировать полную достоверность и надежность информации, полученной даже при самом тщательном проведении беседы, интервью. Недостаток этого метода также состоит в сложности, а порой в невозможности фиксирования данных. Беседа, интервью, как и наблюдение, наиболее естественные методы изучения семьи. Беседа (интервью) может углубить и расширить фактический материал, полученный в ходе применения других методов. Пример План беседы с родителями. «Поощрения и наказания в семье». Задачи: Ход беседы. Какие методы поощрения детей в семье используете? (Моральные формы или материальные.) Почему используете эти методы? За что чаще всего поощряете ребенка? Педагогические требования к использованию метода: единство позиций родителей в поощрении детей, соблюдение меры поощрения. Какие методы наказания детей используете в семье? (Замечание, запрет и д.р.) Используете ли физические наказания? Почему используете? 6. Почему не используете? За что наказываете? Педагогические требования к использованию метода: использование физических методов наказания не дает желаемого результата, лишь обостряет отношения между детьми и родителями. Рекомендации по подготовке и проведению анкетирования
На результативность анкетирования влияет ряд условий: -подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление; -постановка как прямых, так и косвенных вопросов; -исключение подсказок в формулировках вопросов, предупреждение двойственного понимания вопросов; -использование анкет как закрытого типа с ограниченным вариантом ответов, подобранных исследователем, так и открытых анкет, позволяющих опрашиваемому высказывать свое собственное мнение. Анкета имеет целью получить дополнительные и более подробные данные об особенностях и условиях жизни семьи, методах воспитания, характере взаимоотношений родителей с детьми. Нецелесообразно проводить анкетирование, не зная семьи или в самом начале знакомства с ней. Уже сложившееся впечатление помогает ориентироваться в справедливости и достоверности полученных ответов, их действительном соответствии практике взаимодействия с семьей.
Примерная композиция анкеты. 1. Краткое вступление («шапка»), объясняющая цели и задачи исследования, технику работы с анкетой (подчеркивать, обводить, вписывать и т. д.). 2. Вступительные вопросы, касающиеся конкретных действий, событий, фактов, преимущественно закрытые по форме. 3. Оценочные вопросы, касающиеся мнений, суждений, требующие анализа, размышления (как правило, открытые по форме). 4. Вопросы малой сложности. 5. «Паспортичка» (если опрос не анонимный) - сведения об отвечающем. 6. Заключение. Благодарность за участие в опросе. Анкета должна быть рассчитана на заполнение в течение 15-20 минут, при этом желательно, чтобы ее текст уместился на одной странице листа формата А-4. Эффективность метода анкетного опроса зависит от ряда условий. 1. Умение организатора мотивировать отвечающих на участие в опросе. 2. Соответствие содержания вопросов обозначенной цели исследования и задачам. 3. Соблюдение правил построения опросного листа, адекватность его формы целям и задачам опроса, возрастным особенностям участников. 4. Понимание отвечающими сути вопросов и порядка действий. 5. Полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов в вопросах закрытой формы. 6. Отсутствие намеков на желательные ответы. К достоинстваманкетного опроса можно отнести: - возможность охвата большого числа отвечающих; - минимум влияния исследователя на опрашиваемого; - довольно большая скорость сбора информации; - возможность сравнения результатов нескольких исследований. Однако данный метод не свободен и от ряда недостатков, которые необходимо учитывать при его выборе и использовании: - негибкость, невозможность вмешиваться, контролировать и регулировать процесс заполнения анкет; - сравнительно невысокая объективность (трудно рассчитывать на глубокое проникновение в суть ситуации, на полные, точные и искренние ответы); - проблема сбора заполненных анкет при заочном опросе; - различное понимание, субъективное трактование анкетируемыми поставленных вопросов.
Пример Пример Пример Опросник для родителей
1 Когда ребенок не слушается вас, вы обычно: Кричите на него разговариваете, уговариваете не реагируете на его оправдания, молчите
можете избить даете подзатыльник пытаетесь объяснить, что он не прав другое (что именно)________________________________________ 2 Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на своем ребенке? Да, часто иногда трудно сказать никогда другое (что именно)__________________________________ 3 Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребенка: стремление воспитать «разрядка» стрессовой ситуации, независящей от ребенка ссора с супругой (супругом) когда он чего-то требует, просит когда огорчает избиение ради избиения желание убедить его в своей точке зрения не могу объяснить другое (что именно)________________________________ 4 Появлялось ли иногда у вас желание избить ребенка, выгнать его из дома, запереть в темной комнате (подчеркните)? да нет иногда трудно сказать другое (что именно)________________________________ 5 Какой вид наказаний вы выбираете при тяжелых провинностях ребенка? __________________________________________________ 6 Укажите, пожалуйста сколько вам лет__________________________________________________ сколько детей в семье_____________________________________________ укажите их возраст_______________________________________________ 7 Когда вы сами были ребенком и не слушались родителей, они чаще: кричали пытались уговорить, убедить молчали использовали подзатыльники били пугали избиением другое__________________________________________________ 8 Опишите ситуацию радости, праздника в доме: _________________________________________________________________________________ Факторы риска семьи
Методические указания Для классных руководителей По проведению социально-педагогического мониторинга семей
Содержание
Рекомендации по проведению наблюдения
Метод наблюдения – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдения, цели и задачи. План наблюдения должен дать ответы на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать и в течение какого времени? Метод наблюдения может быть использован при посещении семьи по месту жительства или при встречах ребенка с родителями. Рекомендации по проведению бесед
Первые, как правило, непродолжительные беседы должны затрагивать значимые для родителей или ребенка проблемы. Если один и тот же вопрос в разной форме удается поставить в нескольких беседах, то, судя по характеру ответов, возникает уверенность в правильности полученной информации. На этапе изучения семьи важную информацию можно получить, беседуя не только с членами семьи, но и с бывшими учителями, преподавателями, воспитателем или комендантом общежития и другими специалистами, работающими с данным ребенком или его семьей. Начинать общение следует с приятной тематики, это способствует установлению контакта. Доброжелательное и уважительное отношение в разговоре не менее важно, чем умение убедительно говорить, аргументировать сказанное. Важнейшее условие беседы - откровенность между участниками; только при создании атмосферы полной откровенности в беседе раскрывается внутренний мир собеседника. Беседа должна быть не случайной, а запланированной. Важным моментом является выбор времени и места беседы (интервью). Первые 15 минут разговора надо использовать максимально продуктивно, поскольку потом наступает утомление. Желательно разговор строить по «принципу воронки», при котором идет переход от вопросов наиболее простых - к более сложным, от вопросов более общих - к более частным и конкретным. Не следует задавать (особенно вначале) вопросов анкетного или биографического характера. Беседа, интервью должны вестись с учетом возрастных особенностей, интересов, потребностей, склонностей собеседника. Вопросы в ходе беседы могут импровизироваться, однако в итоге ее эффективность определяется выяснением исходных, заранее составленных вопросов. В ходе разговора могут использоваться следующие типы вопросов - прямые, косвенные и проективные. Прямые вопросы открыто затрагивают тему разговора, в результате ответов на косвенные вопросы выясняется не предмет разговора, а лишь его связи и отношения с другими предметами и явлениями. Проективные вопросы вообще не касаются темы разговора, выводы по ответам на них делаются методом аналогии. К проективным вопросам относятся, например, незаконченные предложения, сочинение сказок, рассказы по картинкам. Заканчивается разговор обязательно повторением основных итогов, достигнутых в нем, и точек соприкосновения. Разговор никогда не должен заканчиваться на конфликтных нотах. Беседа, интервью не должны длиться более 30-40 минут. Условия эффективности беседы, интервью: - наличие четко продуманного плана; - предварительная подготовка и продумывание вариантов вопросов; - личные качества организатора; - гибкость и чуткость в ходе проведения; - умение организатора слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу; - понимание эмоциональных состояний собеседника, своевременное реагирование на их изменение. К несомненным достоинствам беседы и интервью следует отнести: - наличие контакта с собеседником; - возможность наблюдать и учитывать ответные реакции собеседника, видеть невербальные знаки (жесты, мимику, настроение), оценивать поведение, отношение к содержанию разговора; - возможность задавать дополнительные уточняющие вопросы; - неформальная обстановка для получения информации. Однако техника беседы, интервью достаточно сложна и не всегда надежна и достоверна. Это объясняется тем, что неизбежен субъективизм, сугубо индивидуальные словесные сообщения, суждения. Нельзя гарантировать полную достоверность и надежность информации, полученной даже при самом тщательном проведении беседы, интервью. Недостаток этого метода также состоит в сложности, а порой в невозможности фиксирования данных. Беседа, интервью, как и наблюдение, наиболее естественные методы изучения семьи. Беседа (интервью) может углубить и расширить фактический материал, полученный в ходе применения других методов. Пример План беседы с родителями. «Поощрения и наказания в семье». Задачи:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.088 с.) |