Социально-педагогического мониторинга семей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогического мониторинга семей



Методические указания

Для классных руководителей

По проведению

Социально-педагогического мониторинга семей

 


Содержание

 

Рекомендации по проведению наблюдения……………………………………………………...  
Рекомендации по проведению бесед……………………………………………………………..  
Пример. План беседы с родителями «Поощрения и наказания в семье»………………………  
Рекомендации по подготовке и проведению акетирования…………………………………….  
Пример. Анкета ребенка…………………………………………………………………………..  
Пример. Анкета для родителей……………………………………………………………………  
Пример. Опросник для родителей………………………………………………………………..  
Пример. Опросник для уточнения уровня социального благополучия семьи и характера взаимоотношений с родителями…………………………………………………………………..  
Пример. Паспорт семьи……………………………………………………………………………  
Матрица диагностики типа семьи………………………………………………………………..  
Факторы для определения типа неблагополучной семьи……………………………………….  
Оценка стресс-факторов в семье………………………………………………………………….  
Факторы риска семьи  
Анализ особенностей и недостатков семейного воспитания…………………………………..  
Матрица определения обобщённого показателя социального благополучия ребенка………..  

 

 


Рекомендации по проведению наблюдения

 

Метод наблюдения – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдения, цели и задачи. План наблюдения должен дать ответы на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать и в течение какого времени?

Метод наблюдения может быть использован при посещении семьи по месту жительства или при встречах ребенка с родителями.

Рекомендации по проведению бесед

 

Первые, как правило, непродолжительные беседы должны затрагивать значимые для родителей или ребенка проблемы. Если один и тот же вопрос в разной форме удается поставить в нескольких беседах, то, судя по характеру ответов, возникает уверенность в правильности полученной информации.

На этапе изучения семьи важную информацию можно получить, беседуя не только с членами семьи, но и с бывшими учителями, преподавателями, воспитателем или комендантом общежития и другими специалистами, работающими с данным ребенком или его семьей.

Начинать общение следует с приятной тематики, это способствует установлению контакта. Доброжелательное и уважительное отношение в разговоре не менее важно, чем умение убеди­тельно говорить, аргументировать сказанное.

Важнейшее условие беседы - откровенность между участниками; только при создании атмо­сферы полной откровенности в беседе раскрывается внутренний мир собеседника.

Беседа должна быть не случайной, а запланированной. Важным моментом является выбор времени и места беседы (интервью).­

Первые 15 минут разговора надо использовать максимально продуктивно, поскольку потом на­ступает утомление.

Желательно разговор строить по «принципу воронки», при котором идет переход от вопросов наиболее простых - к более сложным, от вопросов более общих - к более частным и конкретным. Не следует задавать (особенно вначале) вопросов анкетного или биографического характера.

Беседа, интервью должны вестись с учетом возрастных особенностей, интересов, потребностей, склонностей собеседника.

Вопросы в ходе беседы могут импровизироваться, однако в итоге ее эффективность определяется выяснением исходных, заранее составленных вопросов.

В ходе разговора могут использоваться следующие типы вопросов - прямые, косвенные и проективные. Прямые вопросы открыто затрагивают тему разговора, в результате ответов на косвенные вопросы выясняется не предмет разговора, а лишь его связи и отношения с другими предметами и явлениями. Проективные вопросы вообще не касаются темы разговора, выводы по ответам на них делаются методом аналогии. К проективным вопросам относятся, например, незаконченные предложения, сочинение сказок, рассказы по картинкам.

Заканчивается разговор обязательно повторением основных итогов, достигнутых в нем, и точек соприкосновения. Разговор никогда не должен заканчиваться на конфликтных нотах.

Беседа, интервью не должны длиться более 30-40 минут.

Условия эффективности беседы, интервью:

- наличие четко продуманного плана;

- предварительная подготовка и продумывание вариантов вопросов;

- личные качества организатора;

- гибкость и чуткость в ходе проведения;

- умение организатора слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу;

- понимание эмоциональных состояний собеседника, своевременное реагирование на их изменение.

К несомненным достоинствам беседы и интервью следует отнести:

- наличие контакта с собеседником;

- возможность наблюдать и учитывать ответные реакции собеседника, видеть невербальные зна­ки (жесты, мимику, настроение), оценивать поведение, отношение к содержанию разговора;

- возможность задавать дополнительные уточняющие вопросы;

- неформальная обстановка для получения информации.

Однако техника беседы, интервью достаточно сложна и не всегда надежна и достоверна. Это объясняется тем, что неизбежен субъективизм, сугубо индивидуальные словесные сообщения, суждения. Нельзя гарантировать полную достоверность и надежность информации, полученной даже при самом тщательном проведении беседы, интервью. Недостаток этого метода также состоит в сложности, а порой в невозможности фиксирования данных.

Беседа, интервью, как и наблюдение, наиболее естественные методы изучения семьи. Беседа (интервью) может углубить и расширить фактический материал, полученный в ходе применения других методов.

Пример

План беседы с родителями.

«Поощрения и наказания в семье».

Задачи:

Ход беседы.

Какие методы поощрения детей в семье используете? (Моральные формы или материальные.)

Почему используете эти методы?

За что чаще всего поощряете ребенка?

Педагогические требования к использованию метода: единство позиций родителей в поощрении детей, соблюдение меры поощрения.

Какие методы наказания детей используете в семье? (Замечание, запрет и д.р.)

Используете ли физические наказания?

Почему используете? 6. Почему не используете?

За что наказываете?

Педагогические требования к использованию метода: использование физических методов наказания не дает желаемого результата, лишь обостряет отношения между детьми и родителями.

Рекомендации по подготовке и проведению анкетирования

 

На результативность анкетирования влияет ряд условий:

-подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление;

-постановка как прямых, так и косвенных вопросов;

-исключение подсказок в формулировках вопросов, предупреждение двойственного понимания вопросов;

-использование анкет как закрытого типа с ограниченным вариантом ответов, подобранных исследователем, так и открытых анкет, позволяющих опрашиваемому высказывать свое собственное мнение.

Анкета имеет целью получить дополнительные и более подробные данные об особенностях и условиях жизни семьи, методах воспитания, характере взаимоотношений родителей с детьми. Нецелесообразно проводить анкетирование, не зная семьи или в самом начале знакомства с ней. Уже сложившееся впечатление помогает ориентироваться в справедливости и достоверности полученных ответов, их действительном соответствии практике взаимодействия с семьей.

Примерная композиция анкеты.

1. Краткое вступление («шапка»), объясняющая цели и задачи исследования, технику работы с анкетой (подчеркивать, обводить, вписывать и т. д.).

2. Вступительные вопросы, касающиеся конкретных действий, событий, фактов, преимуще­ственно закрытые по форме.

3. Оценочные вопросы, касающиеся мнений, суждений, требующие анализа, размышления (как правило, открытые по форме).

4. Вопросы малой сложности.

5. «Паспортичка» (если опрос не анонимный) - сведения об отвечающем.

6. Заключение. Благодарность за участие в опросе.

Анкета должна быть рассчитана на заполнение в течение 15-20 минут, при этом желательно, чтобы ее текст уместился на одной странице листа формата А-4.

Эффективность метода анкетного опроса зависит от ряда условий.

1. Умение организатора мотивировать отвечающих на участие в опросе.

2. Соответствие содержания вопросов обозначенной цели исследования и задачам.

3. Соблюдение правил построения опросного листа, адекватность его формы целям и задачам опроса, возрастным особенностям участников.

4. Понимание отвечающими сути вопросов и порядка действий.

5. Полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов в вопросах закрытой формы.

6. Отсутствие намеков на желательные ответы.

К достоинстваманкетного опроса можно отнести:

- возможность охвата большого числа отвечающих;

- минимум влияния исследователя на опрашиваемого;

- довольно большая скорость сбора информации;

- возможность сравнения результатов нескольких исследований.

Однако данный метод не свободен и от ряда недостатков, которые необходимо учитывать при его выборе и использовании:

- негибкость, невозможность вмешиваться, контролировать и регулировать процесс заполнения анкет;

- сравнительно невысокая объективность (трудно рассчитывать на глубокое проникновение в суть ситуации, на полные, точные и искренние ответы);

- проблема сбора заполненных анкет при заочном опросе;

- различное понимание, субъективное трактование анкетируемыми поставленных вопросов.

 

Пример

Пример

Пример

Опросник для родителей

 

1 Когда ребенок не слушается вас, вы обычно:

Кричите на него

разговариваете, уговариваете

не реагируете на его оправдания, молчите

можете избить

даете подзатыльник

пытаетесь объяснить, что он не прав

другое (что именно)________________________________________

2 Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на своем ребенке?

Да, часто

иногда

трудно сказать

никогда

другое (что именно)__________________________________

3 Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребенка:

стремление воспитать

«разрядка» стрессовой ситуации, независящей от ребенка

ссора с супругой (супругом)

когда он чего-то требует, просит

когда огорчает

избиение ради избиения

желание убедить его в своей точке зрения

не могу объяснить

другое (что именно)________________________________

4 Появлялось ли иногда у вас желание избить ребенка, выгнать его из дома, запереть в темной комнате (подчеркните)?

да

нет

иногда

трудно сказать

другое (что именно)________________________________

5 Какой вид наказаний вы выбираете при тяжелых провинностях ребенка? __________________________________________________

6 Укажите, пожалуйста

сколько вам лет__________________________________________________

сколько детей в семье_____________________________________________

укажите их возраст_______________________________________________

7 Когда вы сами были ребенком и не слушались родителей, они чаще:

кричали

пытались уговорить, убедить

молчали

использовали подзатыльники

били

пугали избиением

другое__________________________________________________

8 Опишите ситуацию радости, праздника в доме:

_________________________________________________________________________________

Факторы риска семьи

 

Социально-экономические Медико-социальные Социально-демографические Социально-психологические, психолого- педагогические Криминализация семьи
Плохое жилье Экология Неполная семья Конфликтные семьи Алкоголизм
Низкий материальный уровень жизни Инвалидность Многодетная семья Педагогическая несостоятельность родителей Наркомания
Нерегулярные доходы Хронические заболевания Семья с несовершеннолетними или престарелыми родителями Низкий общеобразовательный уровень Аморальный, паразитический образ жизни
  Вредные условия работы Семья с повторным браком или со сводными детьми Деформированные ценностные ориентации Проявление жестокости
  Пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами     Наличие судимых членов семьи

 


Методические указания

Для классных руководителей

По проведению

социально-педагогического мониторинга семей

 


Содержание

 

Рекомендации по проведению наблюдения……………………………………………………...  
Рекомендации по проведению бесед……………………………………………………………..  
Пример. План беседы с родителями «Поощрения и наказания в семье»………………………  
Рекомендации по подготовке и проведению акетирования…………………………………….  
Пример. Анкета ребенка…………………………………………………………………………..  
Пример. Анкета для родителей……………………………………………………………………  
Пример. Опросник для родителей………………………………………………………………..  
Пример. Опросник для уточнения уровня социального благополучия семьи и характера взаимоотношений с родителями…………………………………………………………………..  
Пример. Паспорт семьи……………………………………………………………………………  
Матрица диагностики типа семьи………………………………………………………………..  
Факторы для определения типа неблагополучной семьи……………………………………….  
Оценка стресс-факторов в семье………………………………………………………………….  
Факторы риска семьи  
Анализ особенностей и недостатков семейного воспитания…………………………………..  
Матрица определения обобщённого показателя социального благополучия ребенка………..  

 

 


Рекомендации по проведению наблюдения

 

Метод наблюдения – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдения, цели и задачи. План наблюдения должен дать ответы на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать и в течение какого времени?

Метод наблюдения может быть использован при посещении семьи по месту жительства или при встречах ребенка с родителями.

Рекомендации по проведению бесед

 

Первые, как правило, непродолжительные беседы должны затрагивать значимые для родителей или ребенка проблемы. Если один и тот же вопрос в разной форме удается поставить в нескольких беседах, то, судя по характеру ответов, возникает уверенность в правильности полученной информации.

На этапе изучения семьи важную информацию можно получить, беседуя не только с членами семьи, но и с бывшими учителями, преподавателями, воспитателем или комендантом общежития и другими специалистами, работающими с данным ребенком или его семьей.

Начинать общение следует с приятной тематики, это способствует установлению контакта. Доброжелательное и уважительное отношение в разговоре не менее важно, чем умение убеди­тельно говорить, аргументировать сказанное.

Важнейшее условие беседы - откровенность между участниками; только при создании атмо­сферы полной откровенности в беседе раскрывается внутренний мир собеседника.

Беседа должна быть не случайной, а запланированной. Важным моментом является выбор времени и места беседы (интервью).­

Первые 15 минут разговора надо использовать максимально продуктивно, поскольку потом на­ступает утомление.

Желательно разговор строить по «принципу воронки», при котором идет переход от вопросов наиболее простых - к более сложным, от вопросов более общих - к более частным и конкретным. Не следует задавать (особенно вначале) вопросов анкетного или биографического характера.

Беседа, интервью должны вестись с учетом возрастных особенностей, интересов, потребностей, склонностей собеседника.

Вопросы в ходе беседы могут импровизироваться, однако в итоге ее эффективность определяется выяснением исходных, заранее составленных вопросов.

В ходе разговора могут использоваться следующие типы вопросов - прямые, косвенные и проективные. Прямые вопросы открыто затрагивают тему разговора, в результате ответов на косвенные вопросы выясняется не предмет разговора, а лишь его связи и отношения с другими предметами и явлениями. Проективные вопросы вообще не касаются темы разговора, выводы по ответам на них делаются методом аналогии. К проективным вопросам относятся, например, незаконченные предложения, сочинение сказок, рассказы по картинкам.

Заканчивается разговор обязательно повторением основных итогов, достигнутых в нем, и точек соприкосновения. Разговор никогда не должен заканчиваться на конфликтных нотах.

Беседа, интервью не должны длиться более 30-40 минут.

Условия эффективности беседы, интервью:

- наличие четко продуманного плана;

- предварительная подготовка и продумывание вариантов вопросов;

- личные качества организатора;

- гибкость и чуткость в ходе проведения;

- умение организатора слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу;

- понимание эмоциональных состояний собеседника, своевременное реагирование на их изменение.

К несомненным достоинствам беседы и интервью следует отнести:

- наличие контакта с собеседником;

- возможность наблюдать и учитывать ответные реакции собеседника, видеть невербальные зна­ки (жесты, мимику, настроение), оценивать поведение, отношение к содержанию разговора;

- возможность задавать дополнительные уточняющие вопросы;

- неформальная обстановка для получения информации.

Однако техника беседы, интервью достаточно сложна и не всегда надежна и достоверна. Это объясняется тем, что неизбежен субъективизм, сугубо индивидуальные словесные сообщения, суждения. Нельзя гарантировать полную достоверность и надежность информации, полученной даже при самом тщательном проведении беседы, интервью. Недостаток этого метода также состоит в сложности, а порой в невозможности фиксирования данных.

Беседа, интервью, как и наблюдение, наиболее естественные методы изучения семьи. Беседа (интервью) может углубить и расширить фактический материал, полученный в ходе применения других методов.

Пример

План беседы с родителями.

«Поощрения и наказания в семье».

Задачи:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.088 с.)