Общественно-политическая мысль в 16 – середине 17 в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическая мысль в 16 – середине 17 в.



Конец 15 в. в большинстве европейских государств наступил новый период в развитии их истории и культуры – эпоха Возрождение (Ренесанс). Это был прогрессивный переворот в истории человечества. В экономической, полит., идеологич., культурной жизни произошли большие изменения, революционные изменения. Хронологические рамки европейского возрождения – 14 – к. 16 в. С Возрождением тесно связано гуманизм – система взглядов, общественные мысли, идейное веяние времени, которая оформилась в эпоху Возрождения и сложила идеологическую основу её прогрессивной культуры, лит., искусства. Гуманизм – позиция, которая утвердила высокие достоинства человека, защищала идеалы справедливости. Гуманистические идеи, движение стали одной из источников Реформации. 16 – 17вв. – набирает силу светское направление в живописи, лит., книгопечатании, образовании. Идёт становление бел. Языка, нц. Письменности., лит., искусства. Эпоха Возрождения родила нового человека (высокое социальное происхождение, заслуги перед церковью, общественные заслуги). Развивались города, активизировалась общественно-политическая и культурная жизнь. Отсутствовали в экономике капиталистические проявления. Ф. Скорина – яркая фигура в эпоху Возрождения. Основатель восход неславянского книгопечатания, учёный, талантливый писатель, первопечатник, гуманист. Им была издана Библия, и им было положено начало бел. И восточно славянского книгопечатания. Он учился и работал в Заподной Европе, не рвал связи с родиной, отдавал все силы своему народу. М. Гусовский – исследователь новолатинской поэзии Литвы. Самое значительное произведение «Песня про зубра». С. Будны – белорусский гуманист, просветитель. Всю свою жизнь он посветил делу просвещения народу и христианской церкви. Он использовал белорусский язык в религиозном письме и пропагандировал её. Он также вёл борьбу за освобождение общественной мысли.

Время контрреформации было временем глубокого упадка общественно-политической и философской мысли Беларуси. Во взглядах на прошлое и настоящее человечества возрождается провиденциализм. Через исторические, педагогические и религиозно-полемические произведения навязывается идея о божеском руководстве ходом истории и человеческими судьбами. В философии преобладают идеализм, мистика. Средневековая схоластика, которая преподавалась в иезуитских коллегиях. В начале 18в. появились и местные последователи субъективного идеализма. Наиболее значительным среди них был историк и церковный публицист Ян Пашаковский, ректор Жодишской коллегии К. Вербицкий. Их произведения являлись типичным образцом контрреформационной литературы. Прогрессивных общественных деятелей и ученых преследовали. Уехал из Беларуси и поселился в Москвве Симеон Полоцкий. Он стал первым в России профессиональным писателем, написал проект первого в России ВУЗа, по которому затем была создана Славяно-греко-латинская академия. Переехал из Беларуси в Москву также Андрей Белобоцкий. Трагически оборвалась жизнь выдающегося материалиста и атеиста Казимира Лещинского. Наука в РП находилась на задворках.

Казимир Лещинский (1634-1689) написал на латинском языке трактат «О несуществовании бога», который по его мнению являлся плодом фантазии. Философ отрицал бессмертность души и объявлял разум высшим авторитетом. Католические инквизиторы жестоко с ним расправились. Он был обезглавлен и сожжен.

В 1709г. белорусский шляхтич Станислав Щука издал на латинском языке трактат «Затмение Польши», где предлагал провести ярд реформ, призывал к распространению знаний, вынашивал планы создания местной газеты.

Передовыми были взгляды Ильи Капиевича – соратника Петра I и пропагандиста светских знаний. Он перевел на русский язык и издал около 20 книг, в том числе учебники.

Работа по артиллерии ученого из Беларуси Казимира Семеновича издавалась в Амстредаме. Наш земляк одним из первых в мировой науке предложил проект многоступенчатой ракеты.

В 50-60-е годы общественно-политическая и философская мысль выходит из упадка. Средневековая схоластика уступает место рационализму, культу разума. Появляется целая плеяда философов, ученых, исследователей. Радикальные изменения в Беларуси складывались под влиянием польской, западноевропейской и русской мысли. Одним из первых выступил против схоластики Казимир Норбут, который утверждал, что философия должна служить обществу, прогрессу страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.005 с.)