Д.С. Лихачев. Письмо двадцать шестое 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д.С. Лихачев. Письмо двадцать шестое



УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. (113сл.)

 

.

Задание 2. Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ПИСЬМО (14 минут)

 

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Мой современник» (об известном человеке). (40 слов).

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).


 

БИЛЕТ №24

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст «Д.И. Менделеев» (время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

  верно неверно
  Дмитрий Иванович Менделеев родился в Москве.    
  Он поступил на физико-математический факультет Главного педагогического института в Петербурге.    
  Институт он окончил в 1855 году с золотой медалью.    
  Менделеев был только химиком.    

 

Задание 2. Перескажите основное содержание текста (время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

 

Задание 1. Примите участие в дискуссии на тему: «Здоровье всего дороже».

(время на подготовку - 2 мин., для ответа – 2 мин.).

Задание 2. Составьте монолог на тему: «Вся семья вместе, и душа на месте».

. (время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст (время на чтение текста «про себя»1 мин., вслух – 2 мин.). Выделите ключевые слова (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Увлекательная жизнь в свободное от работы время

 

Согласно опросу у многих людей есть хобби. Среди наиболее популярных оказались рукоделие и охота с рыбалкой. Первым увлекаются главным образом женщины, а вторым – мужчины. В равной степени оба пола увлекаются лишь книгами, далее идут цветоводство, спорт, домашние животные, путешествия и коллекционирование.

Одна категория людей ищет в увлечениях то, чего им не хватает на работе, а вторая, напротив, выбирает увлечения, которые близки их роду деятельности. Это люди с предпринимательским складом характера. Таких людей отличает постоянная готовность рисковать. Экстремальный вид отдыха для них становится своеобразной тренировкой.

По мнению экспертов, наличие хобби говорит о том, что у человека есть энергия. Оно свидетельствует о широте взглядов и позитивном отношении к жизни. (107сл.)

(По материалам интернет-ресурсов)

 

Задание 2. Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ПИСЬМО (14 минут)

 

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Какую роль играет наука в жизни студента?» (40 слов).

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).


 

БИЛЕТ №25

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст «О к расоте» (время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

 

  верно неверно
  Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её.    
  Красота – это образ нашей жизни.    
  Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство.    
  Дорожи красотой, береги её.    

 

Задание 2. Перескажите основное содержание текста (время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

 

Задание 1. Примите участие в дискуссии на тему: «На свой ум надейся, а за чужой не держись».

(время на подготовку - 2 мин., для ответа – 2 мин.).

 

Задание 2. Составьте монолог на тему: «Свободное время».

(время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст (время на чтение текста про себя1 мин., вслух – 2 мин.). Выделите ключевые слова (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

В работе над скульптурным портретом А. Чехова, я приобрел серию его фотографий. Я поразился тому, как не похож Чехов-студент на Чехова-врача и писателя в период творческой зрелости.

Десять лет превратили Чехова, пытливого смешливого студента, в первого писателя своего времени. Любой художник будет раздумывать, прежде чем решиться в живописном и скульптурном портрете поведать людям об этом умнейшем и добрейшем человеке… Внутренний мир человека отражается в чертах лица человека, в выражении глаз, во всем облике, включая походку и осанку.

Изучая фотоснимки, я осознал, что чеховские слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - не благое пожелание для современников и потомков. Идеал был не только обрисован в словах, он существовал в самом Чехове. (117сл.)

(По С. Коненкову)

 

Задание 2. Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ПИСЬМО (14 минут)

 

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Известные спортсмены Казахстана» (40 слов).

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).


 

БИЛЕТ №26

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст «Исполин из Гоби» (время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

 

  верно неверно
  Найдены древние останки человекоподобного существа ростом тридцать метров!    
  Антропологию черепа отнесли к высокоразвитому «гомосапиенс» (человек разумный)    
  Существо не располагало органами речи.    
  Полтора миллиарда лет назад в сутках было всего 9 часов, а Земля вращалась быстрее.    

 

Задание 2. Перескажите основное содержание текста (время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

 

Задание 1. Примите участие в дискуссии на тему: «Один ум - хорошо, а два - лучше».

(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.).

 

Задание 2. Составьте монолог на тему: «Гостеприимство».

(время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст (время на чтение текста «про себя»1 мин., вслух – 2 мин.). Выделите ключевые слова (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

 

Олимпийские игры

 

С 776 г. до новой эры в Древней Греции в честь бога Зевса по традиции один раз в четыре года устраивались популярные общегреческие празднества и состязания. На время Олимпийских игр обьявлялся обязательный для всех греков «священный мир». В это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны. Проходили Олимпийские игры в течение пяти дней. Победители соревнований награждались венком из ветвей оливы и пользовались в Греции почетом и уважением, иногда даже обожествлялись.

С 1896 года проводятся Олимпийские игры – крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности. В программу Олимпийских игр могут быть включены виды спорта, признанные МОК. Олимпийские игры сближают народы разных стран и способствуют укреплению духа дружбы и взаимопонимания между народами всего мира. (116сл.)

 

Задание 2. Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ПИСЬМО (14 минут)

 

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Книга – лучший подарок» (40 слов).

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).


 

БИЛЕТ №27

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст «Ч. Айтматов» (время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

  верно неверно
  Чингиз Айтматов из рода Шекер.    
  По части старины и семейной хроники наставником Ч. Айтматова был его отец.    
  Отец его живо интересовался политикой, литературой.    
  В аиле считалось непременным долгом знать своих предков до седьмого колена.    

Задание 2. Перескажите основное содержание текста (время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

 

Задание 1. Примите участие в дискуссии на тему: «По ученику и об учителе судят».

(время на подготовку - 2 мин., для ответа – 2 мин.).

 

Задание 2. Составьте монолог на тему: «Мои родители».

(время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст (время на чтение текста «про себя»1 мин., вслух – 2 мин.). Выделите ключевые слова (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

 

В человеке самое главное – чувство долга перед родителями. Чувство благодарности он переживает тогда, когда делает добро для них – отца, матери, для людей старших поколений.

До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд старших, он будет убежден, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье.

Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными. Как же добиться, чтобы золотые крупинки добра, которые дарят родные, превращались в золотые россыпи для других людей? Важно научить понимать и чувствовать, что за каждой искоркой радостей и благ, за каждым днем безмятежного, беззаботного детства стоят родители. (117сл.)

 

Задание 2. Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

ПИСЬМО (14 минут)

 

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Какое место занимают машины в нашей современной жизни?» (40 слов).

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).


 

БИЛЕТ №28

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст «К тайнам погоды» (время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

  верно неверно
  Довольно точный численный прогноз сейчас составляется на десять дней.    
  В рамках Всемирной службы погоды существует глобальная система наблюдений.    
  Дело в том, что, хотя метеорологических станций много, они распределены неравномерно.    
  Громадные пространства Земли остаются в метеорологическом отношении белыми пятнами.    

Задание 2. Перескажите основное содержание текста (время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

 

Задание 1. Примите участие в дискуссии на тему: «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем».

(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.).

 

Задание 2. Составьте монолог на тему: «СМИ в жизни людей».

(время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст (время на чтение текста «про себя»1 мин., вслух – 2 мин.). Выделите ключевые слова (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Средство массовой информации (СМИ) понимается как передача или донесение информации. В русский язык термин «СМИ» пришел как «калька» с французского языка. К средствам массовой информации относятся печатные издания (газеты, журналы). Электронные СМИ – это телевидение, радио, Интернет.

С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое. Средства массовой информации не случайно называют «четвертой властью». Их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды изменений в обществе или во время проведения массовых выборов. Среди функций СМИ обычно выделяют следующие: информационную (сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях) и оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним). (100сл.)

 

Задание 2. Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ПИСЬМО (14 минут)

 

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Моя любимая телеперадача» (40 слов).

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).


 

БИЛЕТ №29

 

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст «Еще недавно...» (время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

  верно неверно
  Ещё недавно людям казалось, что такого природного богатства, как вода, на Земле вполне достаточно.    
  Возможно, скоро исчезнут некоторые морские и наземные животные, птицы.    
  Многие виды диких животных не нуждаются в заботе ученых.    
  Защита природы и разумное её использование – не самая важная проблема человечества.    

Задание 2. Перескажите основное содержание текста (время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

 

Задание 1. Примите участие в дискуссии на тему: «К чему приведет уничтожение лесов?».

(время на подготовку - 2 мин., для ответа – 2 мин.).

 

Задание 2. Составьте монолог на тему: «Отдых на природе».

(время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст (время на чтение текста про себя1 мин., вслух – 2 мин.). Выделите ключевые слова (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

Земля – наш общий дом

Природа попала в зависимость от человека. Современный человек так силён, что может нанести биосфере непоправимый вред. Почему так волнует учёных разных стран состояние окружающей среды?

Для жизни на Земле человечеству нужны воздух, вода и пища. Природной фабрикой кислорода на нашей планете являются леса. Пока будут существовать лесные территории в Бразилии, России и других странах, человечеству не будет страшен кислородный голод. Но леса всюду катастрофически уничтожаются огнём и людьми. Современный человек не может существовать без леса.

Лес – это не только строительный материал и мебель, лес – это сырьё для химической промышленности, бумага, искусственные краски и лаки, искусственные ткани и кожа. Говорят так: «Лес – это вода, вода – урожай, урожай – жизнь». Бездумное уничтожение лесов может привести к гибели жизни на Земле. (117сл.)

 

Задание 2. Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ПИСЬМО (14 минут)

 

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Экологические проблемы Казахстана» (40 слов).

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).


 

БИЛЕТ №30

АУДИРОВАНИЕ (7 минут)

Задание 1. Прослушайте текст «Природа Казахстана» (время на прослушивание – 2 мин.).

Заполните таблицу (время на заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

 

  верно неверно
  Природа Казахстана однообразна.    
  Горы занимают десятую часть территории республики. Склоны Тянь-Шаня, Заилийского Алатау покрыты хвойными лесами.    
  Вершины гор покрыты вечными снегами и здесь нет никаких животных.    
  Самые известные озера Казахстана – Арал и Балхаш.    

 

Задание 2. Перескажите основное содержание текста (время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ГОВОРЕНИЕ (10 минут)

 

Задание 1. Примите участие в дискуссии на тему: «Что нужно сделать для сбережения природы?».

(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.).

Задание 2. Составьте монолог на тему: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия».

(время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.).

ЧТЕНИЕ (9 минут)

Задание 1. Прочитайте текст (время на чтение текста «про себя»1 мин., вслух – 2 мин.). Выделите ключевые слова (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.).

 

Байкал

 

Байкал – неотъемлемая часть русского национального сознания. Недаром озеро называют священным. В этом слове – всенародная любовь к Байкалу, поклонение его могучей первородной силе, почитание непобедимого, гордого духа. В народном сознании Байкал стал символом кристальной чистоты, правды, свободной доли и высоких стремлений. Поэтому и народ величает озеро славным морем и Священным Байкалом.

Байкал – великий памятник природы. Ему нет равного на земном шаре. Далекое азиатское озеро среди великих горных хребтов и глухой медвежьей тайги, оно вызывает огромный интерес и поистине всенародную заботу. Байкал – одно из самых старых среди озер всего света.

Однако Байкал изменился. На его берегах выросли города и заводы, рядом прошла железная дорога и асфальтированное шоссе, расположились туристские базы. Этот бурный поток цивилизации – яркий пример стихийного натиска на природу. (118сл.)

 

Задание 2. Переведите абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.).

 

ПИСЬМО (14 минут)

 

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Известный русский (казахский) поэт» (40 слов).

(время на подготовку – 13 мин., для проверки – 1 мин.).


 

ТЕКСТЫ ДЛЯ АУДИРОВАНИЯ

Текст №1

 

Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык, ведь это орудие познания и мышления. Он помогает человеку приобщиться к достижениям прошлых веков, обмениваться мыслями с настоящим и передавать мысли поколениям.

Чем лучше ты владеешь им, тем интереснее становится жизнь. Язык – это орудие общения, благодаря которому у тебя появляется множество друзей в разных странах. Язык – это орудие дружбы, и с тех пор как стоит мир, лучшего орудия еще никто не придумал.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить, а уже слушает бабушкины сказки, материнские колыбельные песенки. Он читает много книг, и через слово перед ним раскрывается огромный и сложный мир. (115 сл.)

Текст №2

Русский язык во все времена будет современным, он является одним из самых богатых языков мира и заслуживает вдумчивого и серьезного изучения. Высокое достоинство языка создано благодаря его огромному словарному запасу, многозначности слов, богатству синонимов.

Различают два понятия: русский национальный и русский литературный языки. Первый – охватывает разные сферы в речевой деятельности человека, он в строго нормированной форме. Второй – обработан мастерами словесности, деятелями общественности и учеными.

В советское время русский был региональным глобальным языком. По-настоящему глобальным он был формально — как один из главных официальных языков Совета безопасности ООН.

В современном мире русским языком как родным пользуются не менее ста пятидесяти миллионов человек. Считается, что еще для ста миллионов, живущих на территории бывшего СССР, русский является относительно свободным основным языком общения. (118 сл.)

Текст №3

Раннее детство я провел в ауле, там же начал обучаться грамоте. Едва я стал различать буквы, мне пришлось учить наизусть одно стихотворение за другим. Дед Ауэз, подражая муллам-учителям, держал нас за книгой с утра до захода солнца.

Учился я в Семипалатинском городском училище, затем в СГУ в Ташкенте, а после поступил в ЛГУ на филологический факультет.

Прежде чем начать задуманный роман «Абай», я занялся изучением биографии и творчества поэта. Собирая материал, я беседовал и с друзьями, и почитателями Абая, и с самими его современниками. В результате этих поисков у меня накопилось такое множество сведений о моем будущем герое, что я часто повторял один из великих заветов М. Горького: «Пиши о том, о чем не имеешь права молчать». (116сл.)

(М. Ауэзов)

Текст №4

Мои первые дни в университете прошли очень весело и интересно. Сначала я чувствовала себя волнительно, ведь все новое: обстановка, люди, преподаватели. Я стала изучать дисциплины, которые пригодятся в моей будущей профессии. В университете я хочу стать активисткой.

Я и моя группа знакомились с университетом и преподавателями, а также мы знакомились между собой. В нашей группе 21 человек и все приехали с разных областей: Алматинской, Костанайской, Семипалатинской, Джамбульской и Восточно-Казахстанской. Все очень разносторонние, общительные. Мне очень нравится наша группа. Я думаю, что мы будем очень дружными, и я, надеюсь, что наши 5 лет общения пройдут без потерь и наш выпускной пройдет в таком же составе. Всем своим однокурсникам желаю веселой, интересной, студенческой жизни. (112сл.)

(Землянская Марина)

Текст №5

Пушкина мы знаем всю жизнь, с детства. С самых ранних своих лет каждый из нас помнит волшебно-простые, озаряющие нас светом строчки: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…». К Пушкину идешь всю жизнь. Всякий раз на новой, более взрослой ступени нашей жизни с нами новый Пушкин. Дороге к нему не зарасти никогда. В Москву, где он родился. В Михайловское, где он провел изгнанником два года.

Эти дороги тоже приносят радость. Радость открытия мира, в котором жил Пушкин. Это часть его, пушкинской, сути – великого национального поэта России.

При его имени тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. Никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему (116 сл.).

(Н.В. Гоголь).

Текст №6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.121 с.)