Основные компоненты управления в правоохранительных органах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные компоненты управления в правоохранительных органах



Цели управления.

Методы управления.

Средства управления.

Процессы управления.

Результаты управления.

Цели управления

Цели управления в правоохранительных органах - это идеально представленные необходимые результаты предстоящей управленческой деятельности, являющиеся ожидаемыми и желаемыми для руководителей организационных звеньев.

Цели управления - это мысленные (идеальные) модели тех будущих результатов, которые позднее материализуются посредством практики.

Цели являются важнейшими организующими факторами, предопределяющими во многом содержание, методы, средства, процессы управленческой деятельности. Хорошо известно универсальное положение, зафиксированное К.Марксом:"... цель, которая как закон определяет способ и характер его (человека - авторы) действий, и которой он должен подчинять свою волю"1. Как правило, к целям предъявляются определенные качественные требования. Во-первых, они должны быть достаточно обоснованными, то есть соответствовать тенденциям развития служебной обстановки, состоянию потребностей и возможностей организационных звеньев (исполнителей). Во-вторых, - соответствовать актуальным политическим и юридическим требованиям. В-третьих, - быть профессионально грамотно, полно, четко и ясно сформулированными.

Среди множества целей управления в правоохранительных органах можно выделить три их наиболее важные разновидности: конечные, основные и непосредственные.

Конечные цели управления в правоохранительных органах практически соответствуют целям базовой деятельности организационных звеньев.

В общем виде они выражаются в том, чтобы в рамках компетенции, установленной законами и другими нормативными актами, успешно обеспечивать безопасное функционирование и развитие различных учреждений, предприятий и организаций в условиях существования и проявления потенциальных и реальных угроз противоправного характера.

Именно ради достижения данных целей в правоохранительных органах создаются, функционируют и развиваются организационные звенья.

При этом в качестве важнейших можно выделить следующие подцели конечных целей управления, которые предусматривают (в соответствии с компетенцией) необходимость успешно:

а) защищать (ограждать) различные учреждения, предприятия и организации от потенциальных и реальных угроз противоправного характера;

б) снижать (подавлять) активность различных учреждении, предприятии и организации, источников реальных угроз противоправного характера.

Конечные цели управления (и их подцели) имеют служебное функциональное содержание. Как правило, они формулируются в качественном виде. Для них характерны "траекторные", то есть качественные формулировки, определяющие траектории, продвижение по которым и оценивается как реализация целей, например, "совершенствовать системы мер...".

Основные цели управления в правоохранительных органах - это собственно управленческие цели деятельности руководителей организационных звеньев.

В общем виде они выражаются в том, чтобы создавать, поддерживать и развивать различные внутренние условия для успешной служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев). Фактически они соответствуют назначению управленческой деятельности в правоохранительных органах.

Причем в качестве важнейших можно выделить следующие подцели основных целей управления, которые (в соответствии с компетенцией) предусматривают необходимость эффективно:

• создавать из-за необходимости формальные организационные звенья;

• поддерживать функционирующие формальные организационные звенья;

• развивать при необходимости формальные организационные звенья;

• подбирать наиболее пригодных исполнителей служебной деятельности;

• профессионально обучать и воспитывать исполнителей служебной деятельности;

• стимулировать исполнителей в эффективной служебной деятельности;

• обеспечивать необходимыми ресурсами исполнителей служебной деятельности;

• оценивать исполнителей в ходе служебной деятельности;

• планировать заранее процессы служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев);

• контролировать в ходе реализации процессы служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев);

• оценивать по завершении процессы служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).

В соответствии с объектами управления в правоохранительных органах (организационными звеньями, отдельными исполнителями, процессами служебной деятельности) предоставляется реальная возможность группировки описанных подцелей.

Первые три подцели объединяются в группу подцелей административно-организационного управления, следующие пять - в группу подцелей кадрово-ресурсного управления и, наконец, последние три - в группу подцелей процессно-органи-зационного управления.

Основные цели управления (и их подцели) имеют управленческий функциональный характер. Они могут быть сформулированы не только в качественном, но и в количественно определенном виде. Для этого могут использоваться как "траекторные", так и "точечные" формулировки, то есть формулировки, в которых цели задаются в виде количественно определенных характеристик - целевых нормативов, например, обоснованных норм вещевого довольствия.

Непосредственные цели управления в правоохранительных органах практически соответствуют целям управленческого труда руководителей организационных звеньев.

В общем виде они выражаются в том, чтобы эффективно реализовывать технологические этапы процессов управления в интересах успешной служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).

При этом в качестве важнейших можно выделить следующие подцели непосредственных целей управления, которые предусматривают необходимость эффективно:

а) формировать новые управленческие решения;

б) применять принятые управленческие решения;

в) оценивать примененные управленческие решения.

В основном такие цели (и их подцели) имеют управленческий технологический характер. Они могут быть сформулированы как в качественном, так и в количественном виде. Для этого могут быть применены и "траекторные", и "точечные" формулировки.

Правильное определение и формулирование конкретных целей управления имеет большое значение для руководителей организационных звеньев. Поэтому многие из них вполне осознанно идут на большие затраты сил, средств и времени.

Ведь не зря специалисты говорят: экономия сил, средств и времени в этом деле равносильна экономии на прицеливании при стрельбе из оружия.

2. Методы управления

Методы управления в правоохранительных органах чаще всего понимаются как пути достижения целей управления, способы осуществления руководителями управленческой деятельности.

Причем, это - конкретные способы практического достижения руководителями основных целей и реализации основной функции (назначения) управленческой деятельности.

Методы представляют качественный аспект управления. Они имеют не только определенное теоретическое, но и большое практическое значение, во многом определяя эффективность деятельности руководителей организационных звеньев.

Система методов управления в правоохранительных органах сформирована с учетом существующих подходов к выделению и классификации методов управления и того обстоятельства, что содержание этих методов обусловливается сущностью и назначением управления и непосредственно выражается только в действиях руководителей в связи с созданием, поддержанием и развитием внутренних условий для успешной деятельности исполнителей (организационных звеньев).

В данной системе можно выделить следующие основные группы: методы властной, психологической и социальной мотивации2.

Практически методы властной мотивации возможно оценивать в качестве собственно упорядочивающих методов управления, позволяющих руководителям создавать, поддерживать и развивать устойчивые организационные условия успешной деятельности организационных звеньев. В зависимости от содержания среди этих методов можно выделить следующие основные разновидности:

а) методы регламентов;

б) методы распоряжений.

Сущность методов регламентов состоит в том, что для организационных звеньев устанавливаются обязательные для выполнения правила и нормы, определяющие их статус, содержание и порядок (форму) их служебной деятельности, как правило, в стандартных (типовых) ситуациях. Разрабатываются также показатели возможного расходования материально-технических, финансовых и иных ресурсов либо показатели необходимого состояния тех или иных элементов организационных звеньев.

Среди методов регламентов выделяются две основные субразновидности - методы правовых регламентов и методы моральных регламентов. Различие их состоит в том, что руководители упорядочивают служебную деятельность исполнителей с помощью различных норм: в первом случае - правовых, а во втором - моральных.

Сущность методов распоряжений выражается в том, что руководители принимают и используют необходимые управленческие решения в случаях возникновения (возможного возникновения) в служебной деятельности организационных звеньев нестандартных (нетиповых) ситуаций, которые не соответствуют имеющимся регламентам либо ими не предусмотрены.

Методы распоряжений позволяют руководителям вносить изменения (дополнять) во временные и пространственные, количественные и качественные соотношения тех или иных условий в организационных звеньях, а также в порядок их совершенствования и развития, для обеспечения их устойчивости и стабильности в новых ситуациях.

Методы психологической мотивации являются универсальными методами оказания влияния на сознание и волю, поведение исполнителей.

В зависимости от содержания среди этих методов можно выделить следующие основные разновидности:

а) методы убеждения;

б) методы принуждения.

Убеждение, то есть применение комплекса различных приемов побудительного обеспечения должного служебного поведения исполнителей, рассматривается в качестве главного метода деятельности руководителей.

Практически оно осуществляется в разнообразных формах воспитательной и разъяснительной деятельности, поощрения образцового поведения, показа лучших примеров действий.

Оно реализуется также путем предупредительно-профилактических действий, информирования, призывов, пропаганды, внушения и так далее.

Убеждение способствует закреплению у исполнителей необходимых норм служебной деятельности, побуждает их соотносить свои действия с интересами правоохранительных органов (их организационных звеньев) в целом.

Принуждение, то есть применение комплекса различных приемов принудительного обеспечения должного служебного поведения исполнителей, оценивается в качестве вспомогательного метода деятельности руководителей.

Оно применяется в случаях недолжного поведения исполнителей, их отклонения от требований, выраженных в соответствующих управленческих решениях.

Практически оно реализуется путем использования различных принудительных мер моральной либо юридической ответственности.

При осуществлении принуждения в основном не учитываются мнения и желания исполнителей. Оно базируется на системе требований, предъявляемых к исполнителям, которые выполняют в рамках предоставленных им прав определенные служебные обязанности.

Руководители обязаны сочетать методы убеждения и принуждения. Причем в каждой конкретной ситуации те или иные методы необходимо выбирать не только с учетом реализуемой цели (целей), но и личностей исполнителей. Одному достаточно объяснить, другого нетрудно убедить, третьего целесообразно уговорить, а четвертому приходится приказывать, поскольку иного языка он не понимает.

Другими словами, применение любого метода предполагает индивидуальный подход к тем или иным исполнителям. Иначе возможен произвол. Но где царит произвол, там нет нравственности. Если же нет нравственности, то невозможно и нормальное человеческое общение.

Суть методов социальной мотивации заключается в том, что руководители оказывают влияние не непосредственно на личности исполнителей, а на условия их деятельности, на внешние по отношению к личностям обстоятельства, порождающие у исполнителей определенную заинтересованность.

Это методы опосредованного влияния на личности исполнителей, которым предоставляется возможность сознательного выбора тех либо иных действий в соответствии с индивидуальными интересами.

Служебную деятельность исполнителей всегда стимулирует совокупность качественно различных социальных факторов, их определенная система. Основной компонент стимулирования - предметно-вещественная среда, практика отношений, условия деятельности исполнителей.

Следует подчеркнуть, что не всякая ситуация активизирует служебную деятельность исполнителей, а только та, которая приводит их к внутреннему побуждению. Поэтому руководители должны создавать такие условия, чтобы исполнители сами выбирали бы действия, но именно те, которые соответствуют целям руководителей.

Иначе говоря, стимулирование - это создание руководителями для исполнителей ситуаций личного выбора тех или иных вариантов служебных действий. Причем свобода выбора понимается весьма широко и включает вынужденность, но только не обусловленную физическим принуждением.

В частности, не имеет значения, выбирают ли исполнители тот или иной вариант действий потому, что последний соответствует их интересам, либо они вынуждены осуществлять данные действия, выбирая "меньшее зло".

В зависимости от содержания среди методов социальной мотивации можно выделить следующие основные разновидности:

а) методы материальных стимулов;

б) методы духовных стимулов.

При этом руководители создают такие условия, в которых исполнители поощряются за успешные служебные действия и их результаты или наказываются за недостатки в деятельности с помощью различного рода материальных и духовных стимулов.

В качестве материальных стимулов в организационных звеньях руководители используют должностные денежные оклады, денежные надбавки за определенное количество успешно выслуженных лет, за различные звания, степени и тому подобное, в качестве духовных - воинские награды, специальные (воинские и почетные) звания и знаки различия, благодарности, почетные грамоты и так далее.

3. Средства управления

В качестве основных средств руководители в правоохранительных органах, как правило, используют разнообразную информацию.

При этом пока еще существует традиционный подход к пониманию служебной информации. Смысл его заключается в том, что под служебной информацией понимаются сообщения - совокупности сведений (данных), которые используются или в принципе могут быть использованы руководителями в своей деятельности.

Целевое назначение является единственным критерием, позволяющим выделить служебную информацию из всей массы социальной.

В настоящее время в связи с рядом специфических особенностей управления руководители предпочитают иметь дело с информацией, зафиксированной письменным способом в виде видимой речи на бумажных и других носителях. Именно такая информация является пригодной, надежной и удобной для использования в практической деятельности.

Очень важным является также то обстоятельство, что для практической деятельности руководители могут использовать не любую информацию, а лишь ту, которая имеет определенное юридическое значение, то есть может вызывать те или иные юридические последствия. Последнее возможно только в том случае, если информация оформлена в соответствии с действующим правовым порядком.

В зависимости от содержания вся служебная информация в правоохранительных органах может быть подразделена на два больших класса:

1) управленческая (руководящая, командная, распорядительная, организационная) информация;

2) учетно-справочная (сведения состояния, осведомительная, справочная, учетная) информация -это сведения констатирующего и оценочного характера о состоянии дел: целях, средствах, методах, процессах и результатах различных действий и так далее.

Основными содержательными компонентами управленческой информации являются управленческие решения - выбранные руководителями одни из возможных вариантов (предпочтительные с их точки зрения на момент выбора) предстоящего создания, поддержания и развития внутренних условий, позволяющих исполнителям (организационным звеньям) достигать наилучших результатов в данной конкретной обстановке.

Управленческие решения - это своеобразные, информационные по форме и логические по содержанию, модели будущей деятельности руководителей.

Основное содержание таких моделей составляет информация о следующих компонентах предстоящей деятельности: о ее целях; об обязанностях, правах и ответственности; о путях (способах) достижения целей; о ресурсах (силах и средствах) достижения целей; о порядке и интенсивности выполнения предстоящей деятельности; о времени и месте достижения целей и т.д.

Содержание управленческих решений (в общем случае) должно быть таковым, чтобы можно было однозначно ответить на такие ключевые вопросы: почему (во имя чего), как (каким образом), кто (какие, с помощью чего), когда, где, в каких (при каких) условиях будут действовать руководители.

В целом же управленческие решения должны соответствовать некоторым минимальным качественным требованиям: они должны быть, во-первых, обоснованными, исходя из тенденций и перспектив развития служебной обстановки; во-вторых, безупречными с политической и юридической точек зрения; в-третьих, профессионально грамотно, полно, четко и ясно сформулированными.

Практически в ходе реализации функций управления используются самые разные по содержанию управленческие решения. Например, регламента-ционные, распорядительные, кадровые, ресурсные, плановые, контрольные, оценочные решения и т.д.

В этих решениях могут обосновываться все или отдельные компоненты деятельности руководителей организационных звеньев.

Как отмечают специалисты, по степени уникальности такие решения могут быть: рутинные (нетворческие) и уникальные (творческие); по степени неопределенности (полноты информации) - в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности; по численности альтернатив - бинарные (всего две альтернативы действий - "да" или "нет"), стандартные (малочисленный набор альтернатив), многоальтернативные (большое, но конечное число альтернатив) и т.д.3

Следует особо отметить, что решения "несут" в себе основной "управленческий заряд". Именно они во многом предопределяют успехи в служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).

4. Процессы управления

Процессы управления в правоохранительных органах - это совокупности последовательных действий руководителей, позволяющие создавать, поддерживать и развивать внутренние условия успешной деятельности исполнителей (организационных звеньев).

В общем виде процессы управления можно рассматривать с различных точек зрения: содержания, организации и технологии4.

Содержание процессов управления в конечном счете определяется объектами управления. В этом содержании можно выделить различного рода аспекты: политический, экономический, правовой, научный, технический, социальный, информационный, психологический, этический и т.д.

В правоохранительных органах обычно рассматриваются правовой, психологический, этический и информационный аспекты управления.

Для организационной характеристики процессов управления достаточно показательным, прежде всего, является последовательность осуществления его функций - наиболее типичных, относительно самостоятельных и устойчивых, специализированных видов управленческой деятельности руководителей5.

Исходя из понимания сущности, назначения и разновидностей управления в правоохранительных органах, можно выделить и классифицировать по типам управления следующие управленческие функции:

1) Административно-организационное управление:

• создание формальных организационных звеньев;

• поддержание формальных организационных звеньев;

• развитие формальных организационных звеньев;

2) Кадрово-ресурсное управление:

• подбор исполнителей служебной деятельности;

• подготовка исполнителей служебной деятельности;

• активизация исполнителей служебной деятельности;

• обеспечение ресурсами исполнителей служебной деятельности;

• оценка исполнителей служебной деятельности; 3) Процессно-организационное управление:

• планирование предстоящей исполнителям (организационным звеньям) служебной деятельности;

• контролирование выполняемой исполнителями (организационными звеньями) служебной деятельности;

• подведение итогов завершенной исполнителями (организационными звеньями) служебной деятельности.

С технологической точки зрения процессы управления можно рассматривать состоящими из следующих основных этапов:

1. Формирование новых управленческих решений;

2. Применение принятых управленческих решений;

3. Оценка реализованных управленческих решений6.

Данный подход в большей мере соответствует выводам о сути, назначении и целях управления в правоохранительных органах.

Критерием выделения управленческих функций и технологических этапов управления в правоохранительных органах является их отношение к исполнительской (базовой) деятельности: первый компонент ей предшествует, второй - в основном сопровождает (сопутствует), а третий - реализуется после ее завершения.

При этом все управленческие функции связаны с теми или иными управленческими решениями.

Довольно широко распространена точка зрения специалистов, согласно которой специфика деятельности руководителей заключается именно в том, что они "производят" управленческие решения. Перечисленные управленческие действия практически выполняются в правоохранительных органах всеми руководителями организационных звеньев.

5. Результаты управления

В общем виде конечные, основные и непосредственные результаты управления в правоохранительных органах - это то, что было практически достигнуто руководителями и исполнителями (организационными звеньями) в процессах реализации конечных, основных и непосредственных целей.

Конкретнее говоря, исходя из сущности назначения, целей и процессов управления, его результаты - это созданные, поддержанные и развитые руководителями (в ходе выполнения управленческих функций и формирования, применения и оценки управленческих решений) внутренние условия, позволившие исполнителям (организационным звеньям) достигнуть успехов в служебной деятельности.

В идеале практически достигнутые результаты должны полностью соответствовать ранее мысленно определенным целям.

К сожалению, реально это чаще всего не достижимо по различным причинам. Во-первых, в ходе достижения целей могут измениться ситуации, ранее обусловившие их содержание. Во-вторых, в действиях руководителей и исполнителей могут быть допущены более или менее значительные отклонения от намеченного. В-третьих, достижение целей может сопровождаться возникновением различных неожиданных последствий. И так далее.

Наличие определенных конечных, основных и непосредственных результатов управления в организационных звеньях свидетельствует о его определенной результативности в правоохранительных органах.

Эффективность управления - это его результативность, соотнесенная со степенью и своевременностью достижения конечных, основных и непосредственных целей, уровнем допущенных при этом затрат, качеством управления и исполнения, удовлетворенностью руководителей и исполнителей7.

Степень достижения целей управления может быть различной, измеряемой разными способами, например, от 0 (0%) до 1 (100%), от минимума до максимума или полной, частичной и нулевой.

Своевременность достижения целей означает, что ожидаемые и желаемые результаты будут получены руководителями и исполнителями без опоздания и не слишком рано, а именно в заранее установленные сроки.

В идеальном варианте затраты на достижение различных целей должны быть рациональными, то есть материально-технические, финансовые и иные ресурсы должны быть использованы в разумных пределах. При этом мера разумности определяется, исходя из существующих нормативных требований и передовой практики.

Под качеством управления понимаются качественные характеристики соответствующих руководителей, а также реализуемых целей, применяемых методов и средств, осуществляемых функций и технологии управления.

Причем определяются они путем сравнения реально существующих показателей с требованиями тех или иных управленческих решений, регламентирующих их должное состояние.

Удовлетворенность руководителей и исполнителей от выполненных действий в ходе достижения целей может колебаться в значительных пределах. Главное при этом заключается в том, чтобы она оказывала положительное влияние на заинтересованность тех и других в результатах последующих действиях.

Руководителям обычно рекомендуется определять эффективность управления по указанным выше слагаемым эффективности тех либо иных отдельно взятых компонентов управленческой деятельности, например, поддержания конкретных организационных звеньев, подготовки определенных исполнителей, планирования конкретных действий исполнителей и т.д., а также по успехам, достигнутым исполнителями (организационными звеньями) в ходе выполнения должностных обязанностей, плановых заданий и разовых поручений (различного рода служебных мероприятий и операций).

В целом управление в правоохранительных органах - это сложный социальный феномен. Как и любое другое явление, управление может быть представлено в виде определенной информационно-логической системы.

В рассмотренной системе были выделены цели, методы, средства, процессы и результаты управления. Все они важны для руководителей в правоохранительных органах.

В то же время следует особо отметить важность целей, которые качественно и количественно предопределяют все другие компоненты управленческой деятельности. Поэтому руководителям рекомендуется не жалеть усилий и времени на убедительное их обоснование и качественное формулирование.

Методы управления дают практический эффект тогда, когда руководители применяют их осознанно, хорошо зная достаточные условия использования тех или иных из них, а также их потенциальные возможности.

Средства управления, имеющие информационный характер, нередко способны приводить к серьезнейшим материальным и духовным последствиям в деятельности исполнителей (организационных звеньев). Причем эти последствия могут сохраняться долгие годы, напоминая об ответственности руководителей.

Что касается подходов к рассмотрению процессов управления, то они соответствуют точкам зрения многих специалистов-управленцев.

Эффективное (результативное) управление в правоохранительных органах предполагает, что руководители различных организационных звеньев обязаны затрачивать много времени и усилий для четкого определения целей управления, надежного обоснования методов и средств их достижения и рационального отношения к компонентам процессов управления.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие цели управления в правоохранительных органах являются, по Вашему мнению, наиболее важными и сложными для руководителей различных организационных звеньев?

2. Какие методы управления в правоохранительных органах являются, на Ваш взгляд, наиболее ценными и надежными для руководителей различных организационных звеньев?

3. Какие управленческие решения в правоохранительных органах являются, по Вашему мнению, наиболее важными и сложными для руководителей различных организационных звеньев?

4. Какие компоненты процессов управления в правоохранительных органах являются, на Ваш взгляд, наиболее важными и полезными для руководителей различных организационных звеньев?

5. Какие результаты управления в правоохранительных органах являются, по Вашему мнению, наиболее желательными и ожидаемыми для руководителей различных организационных звеньев?

 

Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 16965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.074 с.)