Принципы управления. 3. Проблемы управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы управления. 3. Проблемы управления.



1. Закономерности управления

Закономерности управления в правоохранительных органах - это существенные зависимости между основными целями управления и различными условиями их достижения, соблюдение которых руководителями гарантирует успешность служебной деятельности исполнителей, функционирование организационных звеньев1.

Знание, понимание и использование руководителями таких закономерностей значительно предопределяет обоснованность (научный уровень) их практической управленческой деятельности и, главное, ее устойчивую успешность.

К сожалению, это недооценивается многими руководителями. Причины такого отношения во многом заключаются в том, что большинство учебных и научных изданий вообще не содержат сведений о закономерностях управления.

Изредка же рассматриваемые в управленческой теории закономерности не всегда обосновываются каким-либо способом. Они чаще всего просто постулируются2.

На основе ранее рассмотренных сущности и назначения, типологии и целей управления, с учетом положительного опыта управленческой деятельности в правоохранительных органах, можно сформулировать совокупность закономерностей управления, образующих определенную систему:

1) достижение целей административно-организационного управления предопределяется эффективностью формально упорядоченного строения и функционирования организационных звеньев, их своевременного совершенствования и развития в соответствии с изменяющейся внутренней обстановкой и средой;

2) достижение целей кадрово-ресурсного управления предопределяется эффективностью использования интеллектуального, психофизического и морального потенциалов исполнителей, их своевременной поддержки и развития в интересах выполнения должностных обязанностей, плановых заданий и разовых поручений;

3) достижение целей процессно-организацион-ного управления предопределяется эффективностью упорядочения процессов осуществления служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев), их своевременного совершенствования и развития с учетом накопленного опыта.

Содержание административно-организационной закономерности управления предопределено следующим объективным обстоятельством: при соблюдении требований однонаправленности, специализации и согласованности в деятельности организационных звеньев возможна более или менее успешная реализация тех целей, ради достижения которых эти звенья собственно и формируются, и функционируют3.

Однонаправленность заключается в том, что частные цели (направления) деятельности отдельных организационных звеньев в конечном счете должны быть подчинены общей цели (направлению) деятельности правоохранительных органов в целом.

Специализированность выражается в том, что деятельность отдельных организационных звеньев должна концентрироваться на достижении тех или иных частных целей либо ограничиваться применением тех или иных средств (методов) для достижения одной и той же частной цели.

Согласованность проявляется в том, что деятельность отдельных организационных звеньев должна определенным образом упорядочиваться по своему характеру и интенсивности, а также осуществляться во времени и пространстве в определенной логической последовательности и в определенном порядке.

"Эффект организованности" создается перечисленными факторами, составляющими основу формализации организационных звеньев, их строения и функционирования, которые из-за изменения внутренних и внешних условий постоянно нуждаются в поддержке и обновлении.

Суть административно-организационной закономерности можно выразить следующей управленческой формулой:

Успехи = однонаправленность х специализиро-ванность х согласованность.

Содержание кадрово-ресурсной закономерности управления предопределено, в свою очередь, объективным существованием таких обстоятельств, изучение которых позволило обосновать универсальную формулу успешного управления: успехи в деятельности возможны при условии, что исполнители "знают", "могут" и "успевают", "хотят" выполнять свои должностные обязанности, плановые задания и разовые поручения4.

Элемент "знают" прежде всего предполагает знание исполнителями реальной внутренней обстановки, своих должностных обязанностей и прав, а также целей, путей и средств, места и времени, порядка и интенсивности выполнения этих обязанностей, а также плановых заданий и разовых поручений.

Элемент "могут" и "успевают" в первую очередь означает наличие у исполнителей способностей, умений и навыков, времени и других ресурсов, необходимых им для выполнения своих должностных обязанностей, плановых заданий и разовых поручений, а также достаточных прав и дисциплинированности.

Элемент "хотят" прежде всего предполагает заинтересованность исполнителей в эффективной служебной деятельности, достигаемую путем активного использования различного рода стимулов, воспитание у них сознательного и творческого отношения к выполнению должностных обязанностей, плановых заданий и разовых поручений.

Смысл кадрово-ресурсной закономерности можно отразить следующей управленческой формулой:

Успехи = знают х могут х успеют х хотят.

Содержание процессно-организационной закономерности управления предопределено тем объективным обстоятельством, что только при наличии эффективной предварительной подготовки, с последующей корректировкой и внесением новшеств, возможна более или менее успешная реализация различных процессов служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).

Необходимость в эффективной предварительной подготовке четко фиксируется известной управленческой формулой "что - кто, чем - как, где - когда".

Для достижения успехов руководители должны иметь полные, четкие и ясные ответы на все вопросы данной формулы5.

Иначе говоря, руководители обязаны четко представлять цели предстоящей деятельности, а также хорошо знать исполнителей, средства, методы, порядок и интенсивность достижения ими целей, место и время их действий.

Необходимость в корректировании четко зафиксирована в выводе Ф.Энгельса: "Желаемое совершается лишь в редких случаях; по большей же части цели, поставленные людьми перед собой, приходят во взаимные столкновения и противоречия или оказываются недостижимыми частью по самому своему существу, частью по недостатку средств для их осуществления"6.

В дальнейшем же на этой основе был сформулирован даже так называемый "закон непредвидимых результатов процессов преднамеренных действий", который гласит, что начинания индивидов или групп обычно реализуются совершенно иначе, чем это было предусмотрено (запланировано)7.

Что касается практической важности накопления опыта, то еще в 1597 году Ф.Бэкон по этому поводу сделал знаменитый вывод: "Знание - сила".

Кроме того, перефразируя известную поговорку, можно напомнить: сильный руководитель учится на опыте других, слабый не использует даже собственный опыт.

Искусство управления в том и состоит, чтобы в возникающих новых своеобразных и ранее неизвестных служебных ситуациях руководители могли бы творчески применять накопленный, тщательно проанализированный и обобщенный опыт.

Сущность процессно-организационной закономерности можно выразить следующей управленческой формулой:

Успехи = подготовка х корректировка х опыт.

Данная система закономерностей управления получит право на существование только в процессах практического применения.

2. Принципы управления

Принципы управления в правоохранительных органах - это исходные существенные правила управленческой деятельности, соблюдая которые руководители могут формировать, поддерживать и развивать необходимые внутренние условия, достаточные для успешности служебной деятельности исполнителей, функционирования различных организационных звеньев8.

Причем это правила обязательные, понимаемые часто как неукоснительно выполняемые требования.

Принципы составляют качественную основу управления.

Это не просто научные абстракции, практическое значение которых вызывает сомнения. Их использование оказывает большое влияние на эффективность деятельности руководителей организационных звеньев. Они в основном формулируются на базе анализа реальной практики управления и отражают его закономерности.

Однако между составом принципов управления и составом закономерностей управления не существует полного соответствия. Практически одна закономерность может быть реализована на основе нескольких принципов.

Принципы конкретизируют сущность, назначение и закономерности управления. Их не выбирают - им следуют.

К сожалению, принципы управления, как и закономерности, пока еще чаще всего просто постулируются.

В ходе классификации принципы управления могут быть распределены по определенным классам - системам. До сих пор еще не существует однозначного подхода к пониманию содержания и структуры тех или иных систем9.

Исходя из сущности и назначения, типологии и целей, закономерностей управления и положительного опыта управленческой деятельности в правоохранительных органах можно сформулировать следующую систему принципов управления:

1. Принципы административно-организационного управления.

2. Принципы кадрово-ресурсного управления.

3. Принципы процессно-организационного управления.

В зависимости от содержания среди административно-организационных принципов можно выделить следующие основные разновидности:

• принцип формализации;

• принцип регулирования;

• принцип обновления.

Принцип формализации означает, что функционирование организационных звеньев может быть успешным в условиях, если заранее применительно к типовым ситуациям будут зарегламентированы их строение и порядок функционирования.

Принцип регулирования предполагает, что функционирование организационных звеньев может быть успешным в условиях, если своевременно будут выявлены, устранены либо нейтрализованы последствия воздействия внешних и внутренних факторов, снижающих формальную упорядоченность их строения и функционирования.

Принцип обновления выражается в том, что функционирование организационных звеньев может быть успешным в условиях, если своевременно будут выявлены и использованы возникающие новые возможности (новшества), повышающие формальную упорядоченность их строения и функционирования.

В зависимости от содержания среди кадрово-ре-сурсных принципов управления можно выделить следующие основные разновидности:

• принцип комплектования;

• принцип подготовки;

• принцип активизации;

• принцип ресурсообеспечения;

• принцип оценивания.

Принцип комплектования означает, что служебная деятельность может быть успешной в условиях, если для ее предстоящей реализации своевременно будут подобраны исполнители, наиболее пригодные с точки зрения своих способностей, профессиональных и личностных качеств.

Принцип подготовки выражается в том, что служебная деятельность может быть успешной в условиях, если у реализующих ее исполнителей своевременно будут сформированы необходимые способности, профессиональные и личностные качества, которые должны являться достаточными именно для выполнения данной деятельности.

Принцип активизации проявляется в том, что служебная деятельность может быть успешной в условиях, если у реализующих ее исполнителей своевременно будет сформирована заинтересованность в эффективном выполнении своих должностных обязанностей, плановых заданий и разовых поручений.

Принцип ресурсообеспечения означает, что служебная деятельность может быть успешной в условиях, если реализующие ее исполнители своевременно будут иметь в своем распоряжении все необходимые ресурсы, достаточные для эффективного выполнения своих обязанностей, плановых заданий и разовых поручений.

Принцип оценивания выражается в том, что служебная деятельность может быть успешной в условиях, если реализующим ее исполнителям своевременно будет оказана помощь в эффективном выполнении своих должностных обязанностей, плановых заданий и разовых поручений.

В зависимости от содержания среди процессно-организационных принципов управления можно выделить следующие основные разновидности:

• принцип планирования;

• принцип корректирования;

• принцип накопления опыта.

Принцип планирования предполагает, что процессы служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев) могут быть успешными в условиях, если своевременно будут созданы их организационно-нормативные модели, в которых заранее обосновано сформулированы, взаимоувязаны и согласованы цели, а также мероприятия, порядок, место и время их выполнения и все ресурсы, достаточные для их эффективного достижения.

Принцип корректирования означает, что процессы служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев) могут быть успешными в условиях, если своевременно будет подтверждено качество или при необходимости будут скорректированы реализуемые планы либо выполняемые служебные действия.

Принцип накопления опыта выражается в том, что процессы служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев) могут быть успешными в условиях, если своевременно будет определена эффективность оцениваемых процессов и будут выявлены типичные недостатки и полезные в будущем новшества.

Изложенная система принципов управления в правоохранительных органах, как и система закономерностеи управления, получит право на существование только в процессах практического применения.

В связи с тем, что направленность принципов управления обращена в основном в будущее, в определенных ситуациях они могут приобретать значение управленческих проблем10.

Практически это может проявляться следующим образом: если принципы управления реализуются руководителями в достаточной степени - на участках служебной деятельности исполнителей существует нормальная обстановка, если же они реализуются недостаточно - возникают проблемные ситуации, в которых нереализованные принципы играют роль управленческих проблем.

3. Проблемы управления

Исходя из сущности управления в правоохранительных органах, управленческие проблемы можно понимать как противоречия между необходимостью в успехах в служебной деятельности исполнителей, функционировании организационных звеньев и недостаточными условиями для их достижения11.

Управленческие проблемы - это трудности (препятствия, вопросы), возникающие в организационных звеньях в связи с проявлением таких противоречий (несоответствий).

В принципе предназначение руководителей организационных звеньях в том и состоит, чтобы своевременно обнаруживать возникающие проблемы и эффективно их устранять или локализовывать, "расчищая путь к достижению успехов".

В определенном отношении, по мнению некоторых специалистов, управление представляет собой деятельность по выявлению и разрешению различного рода проблем.

В то же время в большинстве научных изданий проблемы управления даже не обозначаются, за редким исключением.

На основе сущности и назначения, типологии и целей, закономерностей и принципов управления, с учетом положительного опыта управленческой деятельности в правоохранительных органах, можно сформулировать следующую совокупность проблем управления, образующих определенную систему:

1) проблемы административно-организационного управления;

2) проблемы кадрово-ресурсного управления;

3) проблемы процессно-организационного управления.

В зависимости от содержания среди административно-организационных проблем управления можно выделить следующие основные разновидности:

• проблемы создания формальных организационных звеньев;

• проблемы поддержания формальных организационных звеньев;

• проблемы развития формальных организационных звеньев.

Суть проблем административно-организационного управления состоит в том, что для успешного функционирования тех либо иных организационных звеньев недостаточно эффективными являются сформированные, усовершенствованные и обновленные их формализованные строение и функционирование.

В зависимости от содержания среди кадрово-ре-сурсных проблем управления можно выделить следующие основные разновидности:

• проблемы комплектования организационных звеньев исполнителями служебной деятельности;

• проблемы профессиональной подготовки исполнителей служебной деятельности;

• проблемы активизации исполнителей служебной деятельности;

• проблемы ресурсообеспечения исполнителей служебной деятельности;

• проблемы оценивания исполнителей служебной деятельности.

Смысл проблем кадрово-ресурсного управления выражается в том, что для успешной служебной деятельности недостаточно эффективными являются подобранные, подготовленные, активизированные, обеспеченные ресурсами и оцененные исполнители.

В зависимости от содержания среди процессно-организационных проблем управления можно выделить следующие основные разновидности:

• проблемы планирования процессов служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев);

• проблемы контролирования процессов служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев);

• проблемы подытоживания процессов служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).

Сущность проблем процессно-организационно-го управления выражается в том, что для успешности процессов служебной деятельности недостаточно эффективными являются подготовленные планы, откорректированные планы и действия исполнителей, проанализированный и обобщенный практический опыт.

По своему практическому проявлению управленческие проблемы могут приобретать различный характер:

1) административно-организационные - в значительной мере правовой;

2) кадрово-ресурсные - социальный, прежде всего духовно-материально-психолого-педагогический;

3) процессно-организационные - в большей мере информационный (аналитико-прогностически-документационный).

Их разрешение осуществляется руководителями в ходе реализации тех или иных управленческих функций.

В целом, закономерности, принципы и проблемы наряду с сущностью и назначением, типологией и основными компонентами представляют собой фундаментальные категории управления в правоохранительных органах.

Управленческий опыт показывает, что знание руководителями закономерностей, принципов и проблем управления позволяет им не допускать принципиальных ошибок в управленческой деятельности даже при отсутствии других достаточных управленческих знаний. Обратное же соотношение во многих случаях приводит к различного рода негативным последствиям.

Знание закономерностей управления позволяет ответить на такие вопросы: как, каким образом необходимо действовать руководителям, чтобы добиваться успехов на порученных участках?

В деятельности руководителей эти закономерности обычно проявляются как "общие тенденции", "преобладающие черты".

Принципы управления отражают закономерности управления, определяя в то же время строгие требования, согласно которым создаются, совершенствуются и развиваются необходимые условия, достаточные для успешной служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев). Они конкретизируют характерные особенности управления.

Несоблюдение принципов управления приводит, как правило, к возникновению различного рода управленческих проблем.

Последние постоянно разрешаются руководителями с помощью управленческих решений в ходе практической реализации функций управления.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие закономерности управления в правоохранительных органах, по Вашему мнению, наиболее важны для руководителей организационных звеньев?

2. Какие принципы управления в правоохранительных органах, на Ваш взгляд, наиболее важны для руководителей организационных звеньев?

3. Какие проблемы управления в правоохранительных органах, по Вашему мнению, наиболее важны для руководителей организационных звеньев?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основы управления были созданы на базе традиционного подхода к управлению в правоохранительных органах с учетом достижений теории и практики управления в различных социальных сферах жизнедеятельности.

Впервые удалось создать логически обоснованную и внутренне непротиворечивую систему взаимообусловленных основных управленческих категорий: сущность, назначение, типы, цели, методы, средства, процессы, результаты, звенья, функции, технология, культура, закономерности, принципы и проблемы управления в правоохранительных органах.

Используя в качестве методологической основы и развивая научные положения авторитетных ученых, специалистов в сферах социального и государственного управления, были обоснованы и определены сущность и назначение управления в правоохранительных органах.

В соответствии с ними сформирована система целей управления в правоохранительных органах, методов, средств и процессов их достижения, а также ожидаемых результатов.

Подробно описаны организационные звенья в правоохранительных органах, их формальные и неформальные виды, строение и функционирование формальных звеньев.

В четком соответствии с сущностью, назначением и целями впервые сформирована система закономерностей, принципов и проблем управления в правоохранительных органах.

Применяя как методологическую основу научные подходы известных ученых - специалистов в сфере социального управления, процессы управления в правоохранительных органах описаны с точек зрения содержания, организации и технологии.

В строгом соответствии с целями выделены и охарактеризованы одиннадцать функций управления в правоохранительных органах, включая описание методик их реализации. Последние, несомненно, важны для практики.

Технологическая характеристика содержит описание этапов формирования, применения и оценивания управленческих решений.

Культура управления включает в себя следующие разновидности: административно-правовую, социально-психологическую, этико-эстетическую, аналитическую и документационную, а также культуру руководителей.

Дальнейшее совершенствование и развитие основ управления будет осуществляться путем привлечения теоретических управленческих нововведений в различных сферах общественной деятельности, обобщения передового практического опыта руководителей различных организационных звеньев в правоохранительных органах, учета накапливаемого опыта преподавания в учебных заведениях.

 

Примечания

К главе 1

1 Структура (лат. зггисШга - строение) - строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей (см.: Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова М.: 1991. С. 437). Нередко структура понимается как совокупность элементов и связей между ними. В этом случае понятие "структура" оказывается тождественным понятию "система".

2 О формальных и неформальных образованиях см., например: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: 1977. С. 171-177; Пригожий А.И. Современная социология организаций. М.: 1995. С. 90-126; Беляев А.А., Коротков Э.М. Систе-мология организации. М.: 2000. С. 48-49.

3 См., например: Пригожий А.И. Социология организаций. М.: 1980. С. 86-109.

4 См., например: Мильнер Б.З. Организация программно-целевого управления. М.: 1980. С. 17-19.

5 См., например: Ковалевский С. Руководитель и подчиненный /Пер. с польс. М.: 1973. С. 12, 135; Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. Теория и практика формирования. М.: 1983. С. 299; Кнор-ринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: 1999. С. 177-180.

6 Обычно такие организационные звенья обозначаются термином "программно-целевые", хотя многие специалисты считают его не совсем удачным,так как практически любые звенья являются целевыми и функционируют, как правило, в соответствии с теми или иными планами (программами). Термин "проблемно-целевые" в большей степени отражает практическое назначение таких организационных звеньев.

7 О различных типах строения организационных звеньев см., например: Омаров А.М. Социальное управление: Некоторые вопросы теории и практики. М: 1980. С. 132-179; Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. М.: 1983. С. 42-52; Мильнер Б.З. Теория организации. М.: 2002. С. 93-125.

8 О таких типах организационных звеньев см., например: Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. М.: 1983. С. 40-42; Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: 2002. С. 79-80; Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: 2002. С. 20-21, 336-339.

9 См., например: Пригожий А.И. Социология организаций. М.: 1980. С. 109-133; Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: 2002. С. 76-78.

 

К главе 2

1 Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М.: 1972. С. 35.

2 Основы управления в органах внутренних дел /Под ред. А.П. Коренева. М.: 2000. С. 8.

3 Основы таможенного дела /Под общ. ред. В.Г. Драганова М.: 1998. С. 44.

4 Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М.: 1988. С. 150.

5 Маркс К. Капитал. Критика политической экопомни. М.: 1978. Т.1. Кн.1. С. 342.

6 Там же. С. 342.

7 См., например: Теория управления в сфере правоохранительной деятельности /Под ред. В.Д. Мал-кова М.: 1990. С. 14; Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн.: 2002. С. 37-38; Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. Мн.: 2002. С. 9.

8 Съедин С.И. Основы управления. М.: 1995. С. 29.

9 См.: Словарь русского языка. М.: 1983. Т.П. С.529.

10 См.: Философский энциклопедический словарь. М.: 1983. С. 707.

11 Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). М.: 1973. С. 160.

12 Кунц Г., О' Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций /Пер. с англ. М.: 1981. Т. 1. С. 39.

13 Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: 1990. С. 31.

14 См.: Философский энциклопедический словарь. М.: 1983. С. 707.

15 См.: Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М.: 1978. Т.1. Кн.1. С. 333-347.

16 См., например: Пригожий А.И. Социология организаций. М.: 1980. С. 41-44; Он же. Организации: системы и люди. М.: 1983. С. 6-25; Он же. Современная социология организаций. М.: 1995. С. 47-50.

17 Крылов И.А. Лебедь, рак и щука //Русская басня. М.: 1986. С. 385.

18 См.: Трапезников В.А. Вопросы управления экономическими системами //Наука и жизнь. 1969. № 1.С. 15-17.

 

К главе 3

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23. С. 189.

2 Существуют и иные подходы к выделению методов управления (см., например: Основы таможенного дела /Под общ. ред. В.Г. Драганова М.: 1998. С. 57-62; Основы управления в органах внутренних дел /Под ред. А.П. Коренева М.: 2000. С. 71-102; Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. Мн.: 2002. С. 96-101).

3 О классификациях управленческих решений см., например: Мамиконов А.Г. Принятие решений и информация. М.: 1983. С. 83-104; Ременни-ков В.Б. Разработка управленческого решения. М.: 2001. С. 14-20; Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. М.: 2002. С. 48-55.

4 См., например: Основы управления в органах внутренних дел /Под ред. А.П. Коренева М.: 2000. С.18.

5 Существует множество точек зрения относительно понимания, выделения и классификации функций управления (см., например: Теория управления в сфере правоохранительной деятельности/Под ред. В.Д. Малкова М.: 1990. С. 126; Основы таможенного дела /Под общ. ред. В.Г. Драганова М.: 1998. С. 52-53; Основы управления в органах внутренних дел /Под ред. А.П. Коренева М.: 2000. С. 12-18).

6 Общепризнанный подход к выделению технологических этапов осуществления действий, связанных с управленческими решениями, пока еще не разработан (см., например: Теория управления в сфере правоохранительной деятельности /Под ред. А.Д. Малкова М.: 1990. С. 163; Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: 2001. С. 68-84; Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. Мн.: 2002. С. 276-278).

7 До сих пор не разработан общепризнанный подход к пониманию и определению эффективности управления (см., например: Афанасьев В.Г., Урсул А.Д. Эффективность социального управления: системно-деятельностный подход //Информация и управление. Философско-методологические аспекты. М.: 1985. С. 5-27; Управленческие процедуры /Отв. ред. Б.М. Лазарев М.: 1988. С. 16; Основы социального управления / Под ред. В.Н. Иванова М.: 2001. С. 170-173).

 

К главе 4

1 Об "организационном порядке" см., например: Пригожий А.И. Социология организаций. М.: 1980. С. 59-71; Он же. Организации: системы и люди. М.: 1983. С. 80-105; Он же. Современная социология организаций. М.: 1995. С. 72-74.

2 Подробнее о методике создания формальных организационных звеньев см.: Приложение 1.

3 Подробнее о методике поддержания формальных организационных звеньев см.: Приложение 2.

4 Подробнее о методике развития формальных организационных звеньев см.: Приложение 3.

5 Подробнее о методике подбора исполнителей служебной деятельности см.: Приложение 4.

6 Подробнее о методике подготовки исполнителей служебной деятельности см.: Приложение 5.

7 Подробнее о методике активизации исполнителей служебной деятельности см.: Приложение 6.

8 Подробнее о методике обеспечения ресурсами исполнителей служебной деятельности см.: Приложение 7.

9 Подробнее о методике оценки исполнителей служебной деятельности см.: Приложение 8.

10 Подробнее о методике планирования служебной деятельности см.: Приложение 9.

11 О сетевом планировании см., например: Ахь-юджа X. Сетевые методы управления в проектировании и производстве /Пер. с англ. М.: 1979; Яцуш-ко А.Н. О совершенствовании управления процедурами таможенных режимов экспорта и переработки товаров на таможенной территории на основе сетевых моделей //Экономические и правовые проблемы таможенной деятельности. Сб. науч. трудов. М.: 1999. 4.2. С. 303-335.

12 См., например, Кунц Г., О' Доннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций/Пер. с англ. М.: 1981. Т.2. С. 375-383.

13 Подробнее о методике контролирования служебной деятельности см.: Приложение 10.

14 Подробнее о методике подведения итогов служебной деятельности см.: Приложение 11.

 

К главе 5

1 Данный этап нередко обозначается терминами "подготовка и принятие управленческих решений", "разработка управленческих решений", "выработка управленческих решений".

Термин "формирование новых управленческих решений" в большей мере соответствует характеру действий руководителей, составляющих содержание этого технологического этапа.

2 По мнению Я.Р. Рейльяна, в "... последнее время все яснее проступает понимание того, что выявление и описание проблемы есть анализ причин возникновения проблемы..." (Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: 1989. С. 25).

3 О таких таблицах см., например: Мамиконов А.Г. Принятие решений и информация. М.: 1983. С. 48-51.

4 О разработке вариантов предстоящей деятельности см., например: Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения. Методологический аспект. М.: 1977. С. 80-82; Основы управления в органах внутренних дел /Под ред. А.П. Коренева М.: 2000. С. 171-173; Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. Мн.: 2002. С. 277.

5 О выборе лучших вариантов предстоящей деятельности см., например: Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения. Методологический аспект. М.: 1977. С.82- 120; Основы управления в органах внутренних дел /Под ред. А.П. Коренева М.: 2000. С. 173-174; Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. Мн.: 2002. С. 278.

6 Для обозначения данного этапа процессов управления нередко используются термины "реализация управленческих решений", "выполнение управленческих решений", "исполнение управленческих решений".

Термин "применение принятых управленческих решений" в большей степени соответствует характеру действий руководителей, составляющих содержание этого технологического этапа.

7 О барьерах см., например: Елчанинова О.В. Роль социальной информации и математических методов в выработке управленческих решений //Научное управление обществом. М.: 1969. Вып.З. С. 238-239; Коган В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: 1981. С. 100-113.

8 О доведении управленческих решений, инструктировании, детализации и корректировке управленческих решений см., например: Основы управления в органах внутренних дел /Под ред. А.П. Коренева М.: 2000. С. 196-209; Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. Мн.: 2002. С. 281-283.

9 Наличие именно такого заключительного технологического этапа процессов управления во многом способствует повышению качества и усилению ответственности руководителей за формирование и применение управленческих решений.

Кроме того, это создает условия для накопления опыта разрешения различных управленческих проблем.

К главе 6

1 См., например: Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М.: 1976. С.114-128.

2 Регламентировать - подчинить (подчинять) установленным правилам (См.: Словарь русского языка. М.: 1984. Т. Ш. С. 694).

3 См., например, Сергиенко Л.А. Правовая регламентация управленческого труда. М.: 1984. С. 14-15; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: 1997. С. 23-38; Овсянко Д.М. Административное право. М.: 2001. С. 7-40.

4 Нередко в качестве самостоятельной выделяется также группа актов, регламентирующих служебное время в организационных звеньях (См., например: Сергиенко Л.А. Правовая регламентация управленческого труда. М.: 1984. С. 65-81; Бачило И.Л., Катрич С.В., Сергиенко Л.А. Обеспечение порядка в управлении производством. М.: 1986. С. 51-78).

5 О положениях см., например: Организация работы с документами /Под ред. В.А. Кудряева М.: 2002. С. 80-83; Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления) /Под ред. Т.В. Кузнецовой М.: 2003. С. 148-150; Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления. М.-Новосибирск: 2003. С.84-85.

6 См., например: Новый регламент ФСБ России /Авт.-сост. А.Ю. Шумилов М.: 1998. С.21-33.

7 См.: Чичелов Ю.В., Сомик К.В. Информационно-аналитическая работа в федеральных органах налоговой полиции. М.: 2000. С.302-305.

8 О должностных инструкциях см., например: Должностные инструкции /Ред.-сост. Н.Р. Усмано-ва М.: 2001; Организация работы с документами /Под ред. В.А. Кудряева М.: 2002. С. 83-84; Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления) /Под ред. Т.В. Кузнецовой М.: 2003. С. 155-156.

9 См.: Должностные инструкции /Ред.-сост. Н.Р. Усманова М.: 2001. С.83-85.

10 См.: Ковалевски С. Научные основы административного управления /Пер. с польс. М.: 1979. С. 19-40.

11 Об инструкциях см., например: Организация работы с документами /Под ред. В.А. Кудряева М.: 2002. С.86; Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления) /Под ред. Т.В. Кузнецовой М.: 2003. С. 155-156; Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления. - М.-Новосибирск, 2003. С.85-86.

12 См.: Правовые основы службы в таможенных органах Российской Федерации /Авт.- сост. Ю.А. Кожанков, А.Н. Яцушко М.: 1999. С. 166-170, 456-486.

К главе 7

1 О правилах и "законах" эффективного управленческого общения см., например: Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: 1990. С. 18-38; Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов н / Д.: 1997. С. 86-98.

2 См., например: Панасюк А.М. Управленческое общение: практические советы. М.: 1990. С. 40-96; Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. М.-Новосибирск: 1998. С.146-153.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 7210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.143 с.)