Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 11 Трудовой пост как совокупность подсистем
Понятие "трудовой пост" было предложено Е. А. Климовым и является одним из ключевых компонентов, необходимо характеризующих профессиональную трудовую деятельность людей. Трудовой пост в понимании автора — это ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создание чего-либо ценного для общества — материальных вещей, информации, обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания социальных процессов. Трудовой пост в организации можно также понимать и как определенный статус, несущий в себе комплекс обязанностей и привилегий для работника. В этом плане у каждого работника в зависимости от уровня его ответственности, уровня образования, личностных и профессиональных характеристик есть реальная возможность достижения определенного трудового поста. Трудовой пост понимается также как одна из форм существования профессии, одна из ее подсистем, одновременно являясь метасистемой по отношению к своей подсистеме — рабочему месту. В ходе реализации профессиональных функций или выполнения своих обязанностей субъект не всегда находится на рабочем месте. Рабочее место в свою очередь в некоторых случаях может перемещаться в физическом пространстве. Смешение трудового поста с сто подсистемами, узкое понимание самого рабочего места как единственного места в физическом пространстве может привести к осложнениям и непониманию в системе профессионально-деловых отношений. Характеристики профессии, трудового поста, рабочего места как системы определяются их функциональной динамичностью, обусловленностью как нормативными документами, так и объективными потребностями организации, индивидуальными особенностями конкретных субъектов и социально-психологическими феноменами, возникающими при взаимодействии конкретных участников совместной профессиональной деятельности. Трудовой пост — это лишенное определенной конкретности, многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование, основными составляющими которого являются: - социально заданные цели и представления о результате труда;
- заданный предмет (исходные материалы, объекты, процессы — предметные, информационные, социальные, биологические); - система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различаются); - система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций); - система прав работника (на справедливую и своевременную оплату труда, безопасные для здоровья и жизни условия работы и т.д. в соответствии с существующим трудовым законодательством); Билет 17 Теории трудовой мотивации К настоящему времени существует огромное количество теорий, объясняющих феномен возникновения мотивации человека к деятельности. Исследование человека в трудовом процессе позволило создать ряд теорий, которые с разных сторон объясняют причины, способы побуждения и регуляции его поведения в рабочем пространстве. Условно эти теории можно поделить на две большие группы — содержательные и процессуальные. К содержательным теориям относятся теории А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Макклелланда, К. Альдефера, Д. Мактрегора и др. Эти теории базируются на изучении потребности человека, которые трактуются, как основные мотивы поведения и трудовой деятельности. Процессуальные — это теории, которые описывают процесс достижения цели и пытаются объяснить механизмы, запускающие мотивацию посредством описания этого процесса. К таким теориям относятся теория общих ожиданий В. Врума, теория самоэффективности А. Бандуры, теории постановки целей Э. Локк и Дж. Лотэмана, А. Клугера и А. Де Низи, и др. Содержательные теории Теория иерархии потребности А. Маслоу, наверное, является наиболее известной теорией мотивации во многих областях человеческого знания. А. Маслоу выделяет пять основных уровней потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности (потребности в принадлежности), потребности в уважении, потребности в самореализации как потребности роста. К. Альдсфер доработал теорию иерархии потребностей. Он выдвинул предположение, что движение от потребности и к потребности может идти не только снизу вверх, но и с верху вниз. Если потребность более высокого уровня находит свое удовлетворение, а низкого нет, то человек может обратить внимание на последнюю. Кроме того, обобщая модель А. Маслоу, К. Альдерфер выделяет три группы потребностей: потребности существования (без удовлетворения которых невозможно само физическое существование человека), социальные потребности и потребности роста.
Интересную трактовку теории иерархии потребностей дает Дж. Уитмор. Он проводит параллель между иерархией жизненных потребностей и источниками трудовой мотивации (рис. 6.1). Так, физиологическим потребностям соответствует такой источник мотивации, как заработная плата, крову и безопасности — жилье и уровень оснащенности рабочего места, принадлежности — группа и общество организации, в которой трудится работник (корпоративная культура, социально-психологический климат и т.п.), потребности в уважении другими — престиж (профессии, компании, места работы), потребность в самоуважении — наделение полномочиями, потребность в самореализации и росте — ценности и смысл трудовой деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.005 с.) |