Бланк методики «Исключение слов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бланк методики «Исключение слов»



1. Книга, портфель, чемодан, кошелек.

2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка.

3. Часы, очки, весы, термометр.

4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

5. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.

6. Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы.

7. Дерево, этажерка, метла, вилка.

8. Дедушка, учитель, папа, мама.

9. Иней, пыль, дождь, роса.

10. Вода, ветер, уголь, трава.

11. Яблоко, книга, шуба, роза.

12. Молоко, сливки, сыр, хлеб.

13. Береза, сосна, ягода, дуб.

14. Минута, секунда, час, вечер.

15. Василий, Федор, Семен, Иванов.

Процедура проведения

Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедив­шись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. Инструкция ис­пытуемому: «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них при­знаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть ис­ключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Если испытуемый не ус­воил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной кар­точки, исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип рабо­ты понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание — вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе.

Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ — 2 балла, за неправильный — 0.

Ключ

1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учи­тель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 15) Иванов.

Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки Г(табл. 3.19).

Интегральный показатель вербально-логического мышления А, объеди­няющий показатель продуктивности В и время выполнения задания с уче­том поправки Гвычисляется по формуле:

А = В + Т.

Получив индивидуальные данные по показателю вербально-логическо­го мышления, можно подсчитать среднюю арифметическую по группе в це-

Таблица 3.19. Поправка Гна время выполнения задания
Время/ с Поправка Тна время, баллы
Менее 250  
250-330 -3
Более 330 -6

 

Таблица 3.20. Шкальные оценки показателей мышления
Шкальные оценки Образное мышление Вербально- логическое мышление Шкальные оценки Образное мышление Вербально- логическое мышление
        26-29 17-18
    23-25 15-16
  50-48 29-28   20-22
  48-47   17-19 12-14
  45-47 28-27   14-16 7-11
  41-44 27-26   12-13 5-6
  38-40   8-11
  36-37 23-25   5-7 3-4
  33-35 21-22   2-4
  30-32 19-20   0-2  

 

лом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопос­тавить рассчитанные экспериментальные показатели между собой. Для со­поставления полученного показателя вербально-логического мышления с другими характеристиками мышления (образного), а также для интеринди­видуального анализа нужно осуществить перевод абсолютных значений в шкальные оценки по табл. 3.20.

Оценка образного мышления

Для проведения исследования потребуются наборы из пяти картинок, на каждой из которых изображены четыре предмета; секундомер и прото­кол для регистрации ответов.

Проведение исследования

Занятие проходит индивидуально. Работа начинается после установления доверительных отношений с ребенком. Инструкция испытуемому: «Из изоб­раженных на рисунке четырех предметов три имеют между собой нечто об­щее, их можно объединить в одну группу, назвать одним словом, а один пред­мет существенно отличается и должен быть исключен. Укажи, какой из четырех предметов лишний». Экспериментатор фиксирует время работы и правильность выполнения задания в протоколе. Если испытуемый не усво­ил инструкцию, то один-два дополнительных примера можно решить вместе с ним. Убедившись, что принцип выполнения задания понятен ребенку, пред­лагают выполнить задание. Карточки с картинками предлагаются в опреде­ленной последовательности, с нарастающей сложностью (рис. 3.18-3.20).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.004 с.)