Определите предмет психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определите предмет психологии.



ОПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах. Историю развития психологии можно условно разделить на четыре этапа. Основными этапами развития истории психологии являются:

· I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;

· II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

· III этап (экспериментальный этап - XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии; развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики.

· IV этап – развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества, данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ».

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

На сегодняшний день в условиях модернизации системы образования к профессиональной подготовке специалистов предъявляется всё больше требований. Социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамичных изменений, позволили бы им быть активными созидателями общества и реализовать себя в нем, быть конкурентоспособными на рынке труда. Решить эти задачи, оставаясь в рамках только традиционных педагогических подходов, не представляется возможным.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Использование инновационных технологий особую значимость приобретает при подготовке студентов педагогических специальностей в связи с тем, что выпускники в своей будущей деятельности должны будут обращаться к применению инновационных технологий, к поиску новых дидактических методик и приемов в процессе профессиональной деятельности.

Итак, инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью.

Рассматривая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить обучение к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

Таким образом в педагогической практике сложилась определенная система инновационных образовательных технологий, к которым относятся: методика и технология дистанционного обучения, кейс метод, метод портфолио, метод проектов, электронное тестирование. Внедрение новейших информационных и коммуникационных технологий в образование требует углубленного анализа преимуществ и недостатков использования мультимедийных комплексов в учебном процессе. Особую актуальность приобретают исследования методических возможностей, открывающихся при использовании информационных технологий в социально-гуманитарном образовании. В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий.

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. ИНДИВИД, СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Психология личности – это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности.

Главный движущий фактор развития личности - врожденные инстинкты - инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимы для развития личности сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов - либидо. Термин «либидо» обозначает энергию жизненных инстинктов в целом.

Три основные структуры личности:

1) Оно (Id) - источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно – принцип удовольствия, Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке

2) Я (Ego) - подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я.

3) Сверх-Я (Superego) - полная противоположность Оно. Сврх-Я - это система ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго –

Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям.

А. Адлер подчеркивал целостность, креативность и самоопределяющуюся сущность человека.

• Движущая сила развития человека - стремление к превосходству, к компенсации чувства неполноценности, пережитого в детстве.

• Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению своих жизненных целей.

• Чтобы понять человека необходимо понять его стиль жизни.

• Человек - не только нечто цельное само по себе, но он есть часть большей целостности: семьи, круга друзей, знакомых, общества, человечества, – принадлежность к которой определяется его социальным интересом.

Типы личности по теории А.Адлера:

- социально-полезный (здоровый стиль жизни, действует на благо других, альтруистичен, развито чувство социального интереса и внутреннего контроля)

- управляющий (хочет доминировать над другими, тщеславен, не выносит соперников, выражает чувство превосходства, принижая других)

- берущий (полагается на других, зависим, занимает пассивную жизненную позицию, часто это избалованные дети)

- избегающий (пытается не иметь дело с проблемами, склонен к изоляции от других, имеет убежденность в своем превосходстве).

Социальный интерес – врожденная возможность жить сообща другими людьми, благодаря которой человек ставит общее благо выше, чем собственное. Адлер рассматривает индивида как вовлеченного в социальное взаимодействие. Чем больше у человека социальный интерес, тем большим психическим здоровьем он обладает.

По Адлеру на развитие личности влияет порядок рождения в семье:

Особенности первого ребенка - лидер, консерватор.

Особенности второго ребенка – видит достижения старшего, это служит для него вызовом к новым достижениям, менее избалован.

Особенности третьего ребенка – часто избалованны и проблемные, они утрачивают стимул развития, имеют множество лидеров, но будут успешны если найдут область приложения усилий.

Особенности единственного ребенка – не вступает за соревнование, избалован, постоянное внимание родителей приводит к эгоцентризму, высокому самомнению, зависимы от одобрения других.

• К. Г. Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту. В личности Юнг выделял три структуры:

• 1) Эго – в нем представлено все, что человек осознает

• 2) Личное бессознательное содержит подавленные и вытесненные из области сознания переживания, а также скопления комплексов, представляющих собой связки мыслей и чувств.

• 3) Коллективное бессознательное - состоит из архаичных, изначальных элементов – архетипов, в которых заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на то, что происходит с человеком.

Поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.

1) Объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени.

2) Человек способен сам определять свою судьбу, он свободен в принятии решений относительно своей жизни и в то же время несет полную ответственность за то, что он собой представляет.

3) Третье положение феноменологического подхода отражает позитивную природу человека и его стремление к самореализации, развитию, совершенствованию.

• Люди – это позитивные и разумные создания, искренне желающие жить в гармонии с собой и другими.

• Движущая сила развития личности – тенденция к актуализации, т. е. стремление сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие свои качества, заложенные природой.

• Данное направление часто называют теорией черт:

• Люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами.

• Другими словами люди постоянны в своих действиях, мыслях и чувствах вне зависимости от обстоятельств, событий и жизненного опыта.

• Каждая личность уникальна, понять ее можно через описание ее конкретных черт.

• Представители: Гордон Олпорт (1897–1967), Ганс Айзенк(1916–1997) и Раймонд Кэттэлл (1905–1998).

Структура личности

• Способности - индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности;

• Характер – качества, определяющие поступки человека в отношении других людей;

• Темперамент – качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства;

• Воля – специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей;

• Эмоции и мотивация – переживания и побуждения к деятельности;

• Социальные установки – убеждения и отношения людей.

Структура самосознания

По своей структуре самосознание представляет собой единство трех компонентов:

• процесс самопознания;

• эмоциональная самооценка;

• процесс саморегулирования на основе результатов самопознания и самооценки.

Направленность личности

Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.

В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ».

Межличностные отношения, возникающие в результате общения людей в их группе, определяют важнейшее явление, получившее название психологической совместимости. Она бывает не только положительной или отрицательной, но и с различными ее степенями и видами. Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов создают то внешнее общественно-психологическое явление, которое называется социально-психологическим климатом или атмосферой. Социально-психологический климат — это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей.

Психологическая совместимость — характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым, без внешнего вмешательства, противоречиям.

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую.

Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности.

Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации.

Совместимость психологическая – соотношение личных качеств двух и более людей в организованной группе, являющиеся условием их целесообразного взаимодействия. Люди могут оказаться настолько несовместимыми, что это может вести к снижению эффективности деятельности и их самих, и других членов группы (например, производственной бригады, летного экипажа, управленческой команды, фирмы, организации) и даже к развалу данной группы. Наоборот, при условии хорошей совместимости создаются оптимальные условия.
Различают несколько необходимых слоев (или уровней) психологической совместимости. Один из них обозначается как ценностно-ориентационное единство, когда люди внутренне принимают одни и те же перспективные цели активности, имеют сходные ценностные представления и соответствующие эмоциональные отношения, добровольно и в равной мере принимают на себя ответственность за успехи и неудачи в деятельности. Это создает эффект хорошей деловой сплоченности группы.
Еще один слой (или уровень) – согласованность функционально-ролевых ожиданий между членами группы; а именно, они достаточно ясно представляют, знают, кто, что, когда и как должны делать при решении принимаемых всеми задач, и согласны в соответствующих вопросах.
Исходя из этого, можно сказать, что человеческая несовместимость появляется тогда, когда отсутствуют необходимые слои психологической совместимости в процессе межличностного взаимодействия.

Уровни развития группы

Общение и деятельность в группах определяется и регулируется общественными отношениями, задающими образ жизни входящих в эти группы людей; отношениями, формирующими их ценности, идеалы, убеждения, мировоззрение.
Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень их развития.

Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость.
Выделяют такие уровни развития группы.
1. Конгломерат.
2. Номинальная группа.
3. Ассоциация.
4. Кооперация.
5. Автономия.
6. Корпорация.
7. Коллектив.

Развитие группы начинается с низшего уровня – аморфное образование, и заканчивается высшим уровнем – коллектив. Взяв за основу классификацию Л.И. Уманского как наиболее разработанную и проверенную на практике, опишем уровни развита» группы, опираясь на три главных критерия:

§ общность целей совместной деятельности;

§ четкость структуры группы;

§ динамика групповых процессов.

На основе этих критериев можно охарактеризовать социально-психологическую зрелость группы.

Конгломерат (лат. conglomerates – собранный, скопившийся) – это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы также нет либо она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа (лат. nominalis – именной, существующий только по названию) – это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников. На производстве начальник цеха может собрать вновь поступивших рабочих и объяснить им, что они являются бригадой ремонтников. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Так, деятельность бригады ремонтников является сервисной, обслуживающей деятельность других групп рабочих, которые выполняют основную работу по производству продукции. Номинальная группа может остаться группой – конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и не вступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается. Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития. Поэтому номинальная группа – это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор – один человек или целая организация, которые собрали бы людей вместе и предложили бы им цели совместной деятельности. Основное, чем занимаются члены номинальной группы, – это общение, т.е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Ассигнация (лат. associatio – соединение) – это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Появляются первые попытки лидерства (пробное лидерство), поскольку некоторые члены группы претендуют на роль лидера – делового или популярного.

Характерной особенностью группы – ассоциации является такой групповой процесс, как консолидация. Именно на этом уровне развития возможно достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи. В терминах индустриальной социальной психологии ассоциацию можно обозначить как группу работников. Определенное время малая группа может находиться на уровне ассоциации, однако происходящие групповые, процессы стимулируют ее переход на более высокий уровень развития. Как только группа решает хотя бы первую из поставленных задач, т.е. добивается первого результата своей совместной деятельности, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации.

Кооперация (лат. cooperatio – сотрудничество) – это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учете собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет успешно и эффективно: в группе определяются лидеры, способные организовать ее для решения следующих, более сложных задач. Ее структура четко обозначается. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Структура группы кристаллизуется и четко оформляется в результате процесса конкуренции между членами группы, что способствует повышению общегрупповой активности. Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали – сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентации, с применением санкций за нарушение групповых норм и правил. От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развитие группы. В целом группу-кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников – людей, которые совместными усилиями добиваются общих целей.

Автономия (от греч. autonomia) – это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней. Группа – автономия характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей участников. На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Таким образом достигаются состояния сплоченности и референтности группы для ее членов. Эмоциональная идентификация членов группы осуществляется тогда, когда появляется осознание целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности группы, возникает чувство «мы» - наша группа, в отличие от «они» - другие группы. Группа-автономия характеризуется тремя основными социально-психологическими особенностями:

1. обособленностью, закрытостью от других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить». Поскольку группа является для них референтной, ее нормы, стандарты, ценностные ориентации становятся ведущими регуляторами их поведения; негативные и критикующие высказывания в адрес своей группы не допускаются;

2. внутренней спаянностью, слитностью, совместимостью членов группы, их лояльностью друг к другу;

3. внутригрупповой моралью, требующей от каждого члена группы, во-первых, однотипного поведения: «будь как мы все», т.е. каждый должен придерживаться сложившихся ценностей, норм, стереотипов поведения, а во-вторых, действий в интересах своей группы. Член группы, нарушивший этот императив, бывает каким-либо образом наказан (от самой жесткой меры – исключение из группы, до более мягких и гуманных способов наказания: отказ группы в рекомендации продвижения по службе, понижение в должности или неформальном статусе, отстранение от участия в разрешении групповых проблем и пр.).

Группу-автономию можно охарактеризовать как группу соратников, поскольку она действует как единое целое, и это целое доминирует над каждым, в какой-то мере подавляя его индивидуальность. С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив (в социально-психологическом смысле).

Корпорация (лат. corporatio – объединение, сообщество) – это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организацию.

Коллектив (от лат. collectivus) – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, в общественных. Достижение уровня коллектива – трудная задача для любой группы. Далеко не каждая группа может подняться на этот уровень и долго удерживаться на нем. Коллектив – это пик, вершина развития группы, дальше двигаться некуда, а продолжительное время работать на пределе сил невозможно. Появление социально-психологических черт коллектива необходимо группе прежде всего в трудных конфликтных, стрессовых условиях. Преодолев очередную трудность, справившись с конфликтом, сложной задачей, коллектив переходит на более работоспособный, спокойный, стабильный уровень - автономию или кооперацию. По нашему мнению, группа достигает высшего уровня своего развития на короткий отрезок времени, а затем вновь опускается на тот уровень, на котором она привыкла стабильно работать. В случае необходимости группа снова может мобилизовать свои резервы и достигнуть высшего уровня. Однако постоянно поддерживать высокое напряжение в группе в нет необходимости, иначе моральные и физические силы ее членов могут быстро иссякнуть.

 

 

Психология

Естественные науки

 

Рис.1.1. Классификация А. Кедрова

 

Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ».

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".

Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:

1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.

3. Консультирование способствует развитию личности.

4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:

a. каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

b. каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

c. каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

 

Блок 3

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, РОБОСТЬ, ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ, ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ УСВОЕНИЯ НАВЫКА, СКРОМНОСТЬ, ПРАВДИВОСТЬ, ПЛАСТИЧНОСТЬ, УПРЯМСТВО, РЕАКТИВНОСТЬ, МАЛАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ОБЩЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКЕ, ПОДВИЖНОСТЬ, БЫСТРЫЙ ТЕМП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Индивид-человек, как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт

 

Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

 

Личность - отдельный человек как индивидуальность, как субъект отношений и сознательной деятельности, в процессе к-рой он создает, воспроизводит и изменяет соц. реальность

 

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека

 

Мотивация- активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий.

 

Социальная роль -нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения феноменология__учение о феноменах, описание и классификация предметов какой-либо отрасли научного знания.

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ КОНКРЕТНЫХ ЗАДАЧ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

Выражение задач науки является делом непростым и кропотливым, так как существуют задачи общие и частные, теоретические и практические, широкие и узкие и т.д. Основная задача психологии — это изучение законов психической деятельности в ее развитии.

Кроме нее психология решает ряд и других задач:

* Вначале необходимо обнаружить факты, т.е. максимально подробно описать психологические феномены, отметив их разнообразие и многочисленные проявления. Факты — это начало, предыстория, эмпирический базис любого знания. Однако факты сами по себе науку не делают. Одни из них повторяемы и как бы понятны исследователю. Другие представляются сначала менее важными, но со временем, по мере накопления требуют упорядочивания и истолкования.

* Из знания фактов вытекает более сложная задача — установление закономерностей или законов обнаруженных явлений. Это означает переход от описания к объяснению добытой фактологии, к нахождению причинно-следственных связей. Возникает возможность предсказания того или иного факта, события, при условии, что наукой доказаны меры воздействия на это событие.

* Далее выделяемой задачей становится выявление механизмов реализации установленного закона. Найти механизм, следовательно, понять, смоделировать теоретическую сущность, движущую силу, связи явлений и сущности. Знание законов и механизмов — это уже законченная научная концепция. Применительно к психологии задача выявления механизмов является довольно сложной. Например, можно говорить о биохимических механизмах памяти, но при всей их материальной значим



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.103 с.)