Психологические аспекты поддержания работоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические аспекты поддержания работоспособности



В условиях организационных изменений важно проанализировать всех сотрудников с целью выявления стиля реагирования на изменения, и на основе полученных результатов, во-первых, оценить шансы успешного проведения изменений (готов / приемлет ли персонал преобразования), во-вторых, разработать основные методы поддержания работоспособности в условиях организационных изменений. Анализ работников был осуществлен на основе ежегодной оценки персонала, проведенной в марте 2010 года в компании �A�. Анализ проводился по 4 стилям реагирования на изменения: �Инноватор�, �Консерватор�, �Реактивный� и �Реализующий�. Используя краткие характеристики каждого типа, были составлены соответствующие уровни рассматриваемых компетентностей.

Стиль �Консерватор�. Типичная реакция на изменения: раздражение, тревога, отрицание реальности, упрямство. Преодолевают сопротивление изменениям за счет: пассивное смирение с ситуацией; вера в идеалы; переключение, взятие паузы, отстранение. От руководителя ожидают: быстрое принятие решений; лидерские качества руководителя; поддержка, сочувствие; коммуникация (четкая и ясная информация о том, что происходит). Предпочтительный тип задач: предпочитают решать проблемы, имеющие только однозначный вариант решения, в которых понятен требуемый результат.

Стиль �Инноватор�. Типичная реакция на изменения: экспериментирование, возбуждение, открытость. Поведение в процессе изменений: любят находить новые подходы к решению задач, корректировать план по ходу. Преодолевают сопротивление изменениям за счет: поиск преимуществ (поиск выгоды для себя и для компании); пауза (время на то, чтобы осмыслить ситуацию) и переключение на другие виды деятельности. От руководителя ожидают: активность руководителя; лидерские качества руководителя (твердость, решимость, вера в свои силы, находчивость, спокойствие и др.); поддержка, сочувствие. Предпочитаемый вид задач (результата): задачи с неопределенным результатом или неоднозначным толкованием, задачи, требующие поиска новых способов к решению.

Стиль �Реализатор�. Реализаторы (рациональный тип восприятия, ориентированный на развитие) поддерживают и принимают изменения, если видят их объективную необходимость. Заключают в себе готовность к новому, характерную для инноваторов, и рассудительность, характерную для консерваторов. Типичная реакция на изменения: желание рисковать, открытость.Поведение в процессе изменений: обычно сразу принимают решение и начинают действовать, сосредотачиваясь на проблеме.Преодолевают сопротивление изменениям за счет: анализ ситуации (анализ плюсов и минусов изменений, причин изменений, возможных путей принятия решения и поведения в ситуации); поиск преимуществ (поиск выгоды для себя и для компании, самоубеждение в необходимости изменений). От руководителя ожидают: коммуникация (конкретное и честное объяснение, какой результат ожидается от изменений); разумные и быстрые действия. Предпочитаемый вид задач: задачи с неопределенностью, задачи, когда все предельно ясно, задачи, в которых видят объективную необходимость.

Стиль �Реактивный�. Люди �реактивного� стиля (интуитивный тип восприятия, ориентированный на функционирование) относятся к изменениям крайне эмоционально. Для того чтобы принять изменения, им необходимо преодолеть себя (свои стереотипы). Чаще всего это достигается через обнаружение пользы от изменений лично для себя. Для них важно, чтобы в процессе освоения новых моделей поведения им сопереживали окружающие. Они могут нуждаться в помощи для преодоления стресса и дискомфорта.Типичная реакция на изменения: неверие в собственные силы, отрицание наличия изменений, стресс.Поведение в процессе изменений: могут быть раздражены и эмоциональны, встревожены, обеспокоены и напряжены, являются сдерживающей силой для энтузиазма других.Преодолевают сопротивление изменениям за счет: переключение; анализ ситуации; сопротивление, опускание рук; принятие как должного.От руководителя ожидают: поддержка, сочувствие; коммуникация (четкая и ясная информация о том, что происходит, конкретное и честное объяснение, какой результат ожидается от изменений).Предпочитаемый вид задач (результата): предпочитают приступить к задачам, когда уже ясно, как их выполнять, накоплен опыт по решению.Результатом анализа уровней компетентностей, выявленных по итогам ежегодной оценки, стало процентное соотношение работников по 4 стилям.Большое количество реализаторов � очень хороший показатель для проведения преобразований в компании. Данная категория сотрудников готова к переменам, необходимо только четко разъяснить, какая цель у проводимых изменений, убедить в необходимости преобразований и рациональности принимаемых решений.

 

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. ИНДИВИД, СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Психология личности – это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности.

Главный движущий фактор развития личности - врожденные инстинкты - инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимы для развития личности сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов - либидо. Термин «либидо» обозначает энергию жизненных инстинктов в целом.

Три основные структуры личности:

1) Оно (Id) - источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно – принцип удовольствия, Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке

2) Я (Ego) - подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я.

3) Сверх-Я (Superego) - полная противоположность Оно. Сврх-Я - это система ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго –

Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям.

А. Адлер подчеркивал целостность, креативность и самоопределяющуюся сущность человека.

• Движущая сила развития человека - стремление к превосходству, к компенсации чувства неполноценности, пережитого в детстве.

• Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению своих жизненных целей.

• Чтобы понять человека необходимо понять его стиль жизни.

• Человек - не только нечто цельное само по себе, но он есть часть большей целостности: семьи, круга друзей, знакомых, общества, человечества, – принадлежность к которой определяется его социальным интересом.

Типы личности по теории А.Адлера:

- социально-полезный (здоровый стиль жизни, действует на благо других, альтруистичен, развито чувство социального интереса и внутреннего контроля)

- управляющий (хочет доминировать над другими, тщеславен, не выносит соперников, выражает чувство превосходства, принижая других)

- берущий (полагается на других, зависим, занимает пассивную жизненную позицию, часто это избалованные дети)

- избегающий (пытается не иметь дело с проблемами, склонен к изоляции от других, имеет убежденность в своем превосходстве).

Социальный интерес – врожденная возможность жить сообща другими людьми, благодаря которой человек ставит общее благо выше, чем собственное. Адлер рассматривает индивида как вовлеченного в социальное взаимодействие. Чем больше у человека социальный интерес, тем большим психическим здоровьем он обладает.

По Адлеру на развитие личности влияет порядок рождения в семье:

Особенности первого ребенка - лидер, консерватор.

Особенности второго ребенка – видит достижения старшего, это служит для него вызовом к новым достижениям, менее избалован.

Особенности третьего ребенка – часто избалованны и проблемные, они утрачивают стимул развития, имеют множество лидеров, но будут успешны если найдут область приложения усилий.

Особенности единственного ребенка – не вступает за соревнование, избалован, постоянное внимание родителей приводит к эгоцентризму, высокому самомнению, зависимы от одобрения других.

• К. Г. Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту. В личности Юнг выделял три структуры:

• 1) Эго – в нем представлено все, что человек осознает

• 2) Личное бессознательное содержит подавленные и вытесненные из области сознания переживания, а также скопления комплексов, представляющих собой связки мыслей и чувств.

• 3) Коллективное бессознательное - состоит из архаичных, изначальных элементов – архетипов, в которых заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на то, что происходит с человеком.

Поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.

1) Объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени.

2) Человек способен сам определять свою судьбу, он свободен в принятии решений относительно своей жизни и в то же время несет полную ответственность за то, что он собой представляет.

3) Третье положение феноменологического подхода отражает позитивную природу человека и его стремление к самореализации, развитию, совершенствованию.

• Люди – это позитивные и разумные создания, искренне желающие жить в гармонии с собой и другими.

• Движущая сила развития личности – тенденция к актуализации, т. е. стремление сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие свои качества, заложенные природой.

• Данное направление часто называют теорией черт:

• Люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами.

• Другими словами люди постоянны в своих действиях, мыслях и чувствах вне зависимости от обстоятельств, событий и жизненного опыта.

• Каждая личность уникальна, понять ее можно через описание ее конкретных черт.

• Представители: Гордон Олпорт (1897–1967), Ганс Айзенк(1916–1997) и Раймонд Кэттэлл (1905–1998).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.01 с.)