Инженер как личность творческая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инженер как личность творческая



В словаре русского языка инженер толкуется как «творец», в этой связи следует уточнить сущность используемого понятия «творческий труд», творческий потенциал», «творчество». В самом общем виде под творчеством подразумевается качественная характеристика индивидуальной или коллективной деятельности, содержащей элементы новизны(новаторства) ее содержания, применяемых методов или полученных результатов. Следовательно, если Новизну рассматривать как критерий творчества, можно согласиться с представлением, что творчество есть интеллектуальная трудовая деятельность поискового характера, непосредственной целью которой является создание новых материальных и духовных ценностей[1]. В процессе трудовой деятельности творчество проявляется как стиль работы, отношение человека к решению задач, которые решаются в процессе трудовой деятельности. В этом смысле понятия труд и творчество характеризуют две стороны трудовой активности человека, в которой есть элементы и репродуктивные, нетворческие, и элементы творческие, изменяющие, созидательные. Несмотря на то, что творческая составляющая в инженерно-технической сфере инженерного труда составляет сравнительно небольшую долю -5-10%, именно она является условием инновационного развития и прогресса.

Мы принимаем как аксиому предположение о том, что Творчество по своей природе индивидуально, поскольку оно отражает возможности человека как творца и связано с данной личностью, составляет ее незаменимый особый ДАР.

На индивидуальном уровне это выражается в выдвижении идеи, интеллектуальном раскрытии собственного опыта, определении условий реализации идеи.

Коллективное творчество проявляется в процессе совместной работы, когда участники творческого процесса взаимно дополняют друг друга по своим профессиональным и личностным качествам. Техническая интеллигенция как особый социальный слой, включающий инженеров, специалистов, руководителей производства разного уровня, в силу своих должностных обязанностей при выполнении организационных, социальных, информационных функций призваны сочетать творчество с практической работой. Иначе говоря, выпускники технических вузов - будущие инженеры, являются субъектами творческого труда. Применительно к перспективам включения в коллективное творчество выпускников технических вузов можно подчеркнуть, что их творчество будет проявляться в процессе выполнения трудовых функций при условии взаимного дополнения профессиональных и общекультурных компетенций.

Основываясь на психологической структуре личности (в данном случае инженера) можно выделить основополагающие умственные (когнитивные) процессы, обуславливающие генерирование новых идей:

воспоминания – обращение к прошлому опыту, созерцание – отбор наиболее продуктивных идей, проблематизация – сравнение анализируемых проблем с проблемами, решаемыми на предыдущих этапах, воображение – обдумывание и создание новых комбинаций идей, новых моделей, вдохновение (озарение)

Результатом творчества инженерного труда в сфере производства могут быть новые технологии, новые материалы, новые изделия и услуги, оригинальные решения и изобретения. Если этот набор новшеств внедряется в производственную практику и востребован на рынке товаров и услуг, то есть находит потребителя, то в современной терминологии этот набор новаций именуют ИННОВАЦИЯ.

В современной научной лексике творческие возможности человекаименуют креативностью, подразумевая при этом, что креативный человек способен создать нечто не существовавшее ранее.

Таблица 1. Составляющие креативности личности инженера

№п\п Наименование характеристики Превалирующие качества личности, социокультурные компетенции
  Познавательный потенциал Интеллектуальные способности, Способность самостоятельно осваивать технические новшества; Способность критически осмысливать производственные ситуации и формулировать проблемы
  Преобразовательно-предметный потенциал Способности творчески решать производственные задачи
  Аксиологический потенциал Способность с учетом ценностных ориентаций оценивать совокупность внутренних и внешних факторов социально-производственной системы
  Коммуникативный потенциал Нравственно-психологические качества, детерминирующие способности к творческому общению в профессиональной и производственной среде
  Художественный потенциал Эстетические способности соединять инженерный труд и художественные начала

 

Тестовые задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.004 с.)