Вища школа як педагогічна система. Болонський процес як засіб демократи-зації вищої освіти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вища школа як педагогічна система. Болонський процес як засіб демократи-зації вищої освіти.



Вища школа як педагогічна система. Болонський процес як засіб демократи-зації вищої освіти.

Высшее образование представляет собой уровень образования, достигнутый личностью в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса освоения содержания обучения, который основывается на полном общем среднем образовании и завершается присвоением определённой квалификации по итогам государственной аттестации. Система высшего образования включает: высшие учебные заведения всех форм собственности; другие юридические лица, предоставляющие услуги в сфере образования; органы, осуществляющие управление в сфере высшего образования.

Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Основные цели Болонского процесса такие:повышение качества образовательных услуг и обретение европейским образованием неопровержимых конкурентных преимуществ; расширение доступа к европейскому образованию; формирование единого рынка работы высшей квалификации в Европе;

расширение мобильности студентов и преподавателей; принятие сравниваемой системы степеней высшего образования с выдачей понятных во всех странах Европы приложений к дипломам.

 

Освіта як соціальний феномен. Основні змістовні аспекти поняття «освіта».

Образование представляет собой один из самых сложных институтов социализации. Именно через образование общество обеспечивает свое развитие. Образование – это социальный феномен в совокупности всех его социальных характеристик: вид социальных отношений; cоциальный институт; cоциальная организация; социальный процесс; социальная система.

Основными характеристиками образования являются следующие: социокультурный феномен: цели и задачи его определяются обществом, и одновременно образование выступает важным фактором общественного развития, является составным компонентом культуры; открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления; целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования.

Основные содержательные аспекты понятия «образования»: образование как ценность и общественное благо; образование как процесс, объединяющий воспитание и обучение человека; образование как результат воспитания, обучения, развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Погляди на освіту в теоретичних концепціях представників соціологічного знання.

Принципи педагогіки вищої школи.

Принципы – это система требований и положений педагогики, выполнение которых обеспечивает продуктивность учебно-воспитательного процесса. К педагогическим принципам относятся следующие: гуманизация воспитания – приоритет задач самореализации личности студента, создание условий для выявления одарённости и талантов, формирования гуманной личности, искренней, человечной, доброжелательной); научный, светский характер обучения; единство национального и общечеловеческого; демократизация воспитания; приоритет умственной и моральной направленности содержания обучения и воспитания; соединение активности, самодеятельности и творческой инициативы студентов с требовательным руководством преподавателя; учёт индивидуальных, возрастных особенностей студентов в учебно-воспитательномпроцессе.

Освітні рівні вищої освіти.

Образовательный уровень высшего образования – характеристика высшего образования по признакам степени сформированности интеллектуальных качеств лица, достаточных для получения квалификации, которая соответствует определенному образовательно-квалификационному уровню.

Закон Украины «О высшем образовании» устанавливает следующие образовательные уровни высшей школы:

Неполное высшее образование – образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и является достаточным для получения им квалификаций после образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.▪ Базовое высшее образование – образовательный уровень образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и являются достаточными для получения им квалификаций следующих за образовательно-квалификационным уровнем бакалавра.▪ Полное высшее образование – образовательный уровень образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и являются достаточными для получения им квалификаций следующих за образовательным уровнем специалиста или магистра. Высшее образование имеют лица, закончившие обучение в высших учебных заведениях, успешно прошедшие государственную аттестацию согласно стандартам высшего образования и получившие соответствующий документ о высшем образовании государственного образца.

Педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство преподавателя – это комплекс профессиональных свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями своей дисциплины для обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство основывается на высоком профессионализме преподавателя, его общей культуре и педагогическом опыте.

Педагогическое мастерствовключает следующие компоненты:

▪ Морально-духовные качества: гуманистическая направленность, национальное достоинство, интеллигентность, жизненные идеалы, совестливость, честность, правдивость, объективность, толерантность.

▪ Профессиональные знания учебного предмета, анатомии и физиологии человека, психологии, педагогики, методики обучения.

▪ Социально-педагогические качества: организаторские способности, выдержка, принципиальность и требовательность, оптимизм, чуткость, творческое мышление, внимание, тактичность.

▪ Психолого-педагогические умения: конструктивные, коммуникативные, дидактические, перцептивные, суггестивные, познавательные, прикладные, владение основами психотехники.

▪ Педагогическая техника: внешность, владение мимикой, жестами, телом, культура речи; сохранение темпа, ритма, стиля речи; культура общения; дидактические умения; умение владеть своими чувствами.

 

 

Критерии научности знания.

объективность, ведь научное знание связано с раскрытием природных объектов, что взяты «сами по себе», без учета интересов индивида, без привнесения в них чего-то субъективного и сверхъестественного;

рациональность, ибо способом достижения истины является критичность и рациональные принципы познания;

эcсенциалистская направленность, то есть нацеленность на воссоздание сущности, закономерностей объекта;

системность знания, которое означает упорядоченность по системным принципам, упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия;

▪ проверка, которая включает и научное наблюдение, и практику, и испытание логикой.

Подготовка к защите диссертации: этапы и основные процедуры.

Для того, чтобы успешно защитить диссертацию, нужно, прежде всего:

▪ уметь объяснить цель и задачи исследования;

▪ четко уяснить себе, в чем заключается объект и предмет диссертации.

▪ быть готовым к тому, что комиссия затронет вопрос об актуальности и новизне исследования;

▪ цитируя текст диссертации, не забывать ссылаться на первоначальные источники, из которых была взята информация, в противном случае диссертанта могут обвинить в плагиате.

Автореферат диссертации – это документ, в котором кратко излагается ее основное содержание, главные идеи и выводы, показаны вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследования.

 

Объект и предмет научного исследования. Требования к введению к диссертации.

Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект должен всегда находиться в области данной науки или процесса и не выходить за их пределы.

 

Предмет исследования – та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой диссертант познает целостный объект, выделяя при этом главные и наиболее существенные (с точки зрения выбранного направления исследования) признаки объекта.

Объем введения обычно составляет 5-6 страниц, на которых должны быть представлены:
-актуальность, цель и задачи исследования -объект и предмет исследования
-гипотеза или основная идея работы -методология и методы исследования
-научная новизна -научные положения, выносимые на защиту и их достоверность -практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов -апробация результатов работы
-публикации автора по теме диссертации

Активные методы обучения.

Активные методы обучения – это методы, реализующие установку на большую активность субъекта в учебном процессе, позволяют учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями. Активные методы обучения являются таковыми в силу более активного участия обучаемого в планировании и проведении самого учебного мероприятия. Это становится возможным за счет сознательного воспитания способностей учащегося и сознательного формирования у них необходимых деятельностей.

Активные методы обучения представляют собой способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

80. Пути повышения познавательной активности студентов и эффективности учебного процесса.

Познавательная активность – это сложное психологическое образование, которое является по сути процессом инициативного преобразования студентом предмета или явления с целью его более глубокого познания, усовершенствования, проявления «Я» личности в познавательной деятельности.

Для успешного повышения познавательной активности студентов важно определить особенности ее структурной организации. Структуру познавательной активности составляют три основных компонента:

мотивационный, которому присущи общая направленность студента на познание, на учебную деятельность, позитивное отношение к познавательной деятельности, познавательной потребности как внутренней необходимости в учебно-познавательной деятельности;

операционный, включающий подразделения: мыслительные операции и умственные умения, свойства мышления и интелектуально-речевая деятельность;

личностный, которому присущи любознательность, вдумчивость, самоусовершенствование.

Среди путей повышения активности обучающегося (то есть активно учащего себя) и эффективности всего учебного процесса следует выделить следующие:

▪ усилить учебную мотивацию учащегося за счет внутренних и внешних мотивов;

▪ создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации (стремление к самоактуализации, к самовыражению и самопознанию, мотив роста);

▪ дать учащемуся новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями;

▪ обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию;

▪ интенсифицировать умственную работу учащегося (рационализация использования времени и интенсификация общения);

▪ обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала;

▪ полнее учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности учащегося.

Дискуссионные методы.

Дискуссионные методы включают не только обсуждение конфликтов, но и анализ ситуации морального выбора. Эти методы являются гибким инструментом в развитии учебной активности студента, самопознания, развития креативности, а также решают многие внутриличностные проблемы.

Метод обсуждения нравственных проблем преследует как диагностические, так и конструктивно-воспитательные цели: осознание участниками последствий выбора того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для функционирования собственного «я» в системе отношений.

Метод групповой дискуссии способствует уяснению каждым участником своей точки зрения, развитию инициативы, коммуникативных качеств и умения пользоваться своим интеллектом, помогает решать следующие задачи:

а) обучать участников анализу реальных ситуаций, навыку отделять важное от второстепенного, формулировать проблемы;

б) прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми;

в) моделировать особо сложные ситуации;

г) продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений.

Сензитивный тренинг.

Сензитивный тренинг представляет собой тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства. Возможности человека в установлении и поддержании контактов с окружающими во многом зависят от его сензитивной способности. Эта способность проявляется в чувственном восприятии людей, самого себя, а также окружающего мира. Развитая сензитивная способность во многом определяет возможности человека в прогнозировании поведения и деятельности людей.

Отличительной особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основная роль ведущего – быть катализатором процессов взаимодействия в группе. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта; на обмене участников обратной связью – информацией о том, как их воспринимают окружающие, что позволяет корректировать свое поведение в межличностных ситуациях, изменять устоявшиеся стереотипы восприятия и так далее.

Основная цель сензитивного тренинга, таким образом, заключается в развитии и совершенствовании способности индивида понимать себя и других. Большинство людей решают эту задачу рационалистически, меньшинство эмпирически. Между этими гносеологическими полюсами располагаются все индивидуальные стратегии. Крайний рационалист действует так, словно его субъективные впечатления являются знанием более высокого порядка, чем эмпирические факты. Рационалистическое понимание эмоционально, субъективно и самонадеянно. Эмпирик, напротив, верит только тому, что можно видеть, слышать и осязать. Для него характерно принижение рационального познания и абсолютизация чувственного опыта.

Активные методы социально-психологического обучения и развития были признаны эффективными для использования в учебно-тренировочных группах. Сензитивный тренинг как тренинг чувствительности проводится в группах из 6–15 человек. Продолжительность занятий от 2 суток до 3 недель. Их сверхзадачей является не столько концентрация на коммуникативных умениях участников, сколько пробуждение интереса к людям, в том числе к себе самим как представителям рода человеческого. Направленность на самопознание, реализованная через межличностные отношения в группе, обеспечивают высокую вовлеченность и мотивацию, выводит участников из круга обычной интроспекции.

Различаются следующие виды сензитивности:

▪ наблюдательная – способность фиксировать и запоминать признаки, несущие информацию о другом человеке;

▪ самонаблюдение – способность воспринимать свое поведение как бы с позиции других людей;

▪ теоретическая – способность использовать теоретические знания для предсказания чувств и действий других людей;

▪ номотетическая – чувствительность к «обобщенному другому»;

▪ идеографическая – способность улавливать и понимать своеобразие каждого конкретного человека.

Игровые методы.

Игровые методы обучения – это учебные деловые или деятельностные игры, основанные на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности.

Игровые методы целесообразно поделить на операционные и ролевые.

1. Операционные (деловые, управленческие) игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, то есть обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. В таких играх более подчеркнут аспект инструментального обучения, и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект. Таким образом, имитационная игровая модель неизбежно упрощает реальную действительность.

2. Ролевые игры с элементами драматизации способствуют раскрытию и совершенствованию потенциала самовыражения. Они сталкивают участника с ситуациями, характерными для реальной и значимой для него деятельности, ставят перед необходимостью изменить свои установки, создают условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков (вербальных и невербальных, деятельностных и эмоциональных и пр.).

Ролевые игры строятся на предположении, что человек усваивает лучше всего динамические процессы, тем более если он в них включен. Поэтому в играх делается упор на активные действия. Учебный процесс строится на драматизации исследуемой ситуации. Имеет место постановка психологической задачи, деление на «куски», «сквозное» действие, «собирающее воедино куски», «физические» задачи, «физическое» действие.

К игровым методам можно отнести:

√ социодраму (ситуационный тренинг). Его цель заключается в достижении эффективного взаимодействия с партнерами в условиях делового или повседневного общения;

√ технику психодрамы, которая направлена на разрешение внутренних конфликтов индивида путем проигрывания жизненных ситуаций и создания условий для осознания себя как целостной личности;

√ контригру (трансактный метод осознания коммуникативного поведения). Контригровая задача группы состоит в том, чтобы в условиях откровенного общения под руководством психолога-тренера разобраться в преобладающих эго-состояниях и специфике своих скрытых игр, манипуляций, «ролей-по-жизни», и так далее.

Проблемное обучение.

Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Психическое существует, прежде всего, как процесс и вне процесса его нет. Само мышление -это процесс непрерывного взаимодействия человека с объектом познания и включает анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Внешние воздействия на результаты процесса мышления определяются, преломляясь через внутренние условия мышления: мотивацию, личностные особенности субъекта, ценностные ориентации и установки, способности, прошлый опыт. Следовательно, чтобы организовать собственную мыслительную деятельность школьника, надо создать и соответствующие внешние условия.

Кейсовый метод. Требования к кейсам, обеспечивающие хороший обучающий эффект.

Кейсовый метод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Он появился в начале XX века и использовался в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В последнее время метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга.

Высокий обучающий эффект обеспечивают кейсы, которые имеют следующие характеристики:

▪ кейс «рассказывает»; он должен иметь фабулу;

▪ строить кейс желательно на современном материале, не выходя за пределы последних пяти лет;

▪ кейс должен вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами; должна быть описана личная ситуация главных персонажей;

▪ реализма и конкретики добавляют материалы из официальных и неофициальных источников; знания студента о людях, чьи высказывания цитируются, помогают интерпретации ситуации в целом;

▪ кейс должен содержать примеры решений, заслуживающих высокой оценки, – как прецеденты для будущих решений;

▪ желательно, чтобы кейс требовал принятия решений, а не простой оценки решений, ранее принятых другими;

▪ кейс прививает навыки профессиональной деятельности, давая студенту модель, которую он может взять за образец в реальной жизни.

89. Направления реформирования высшего образования в рамках Болонской декларации.

В рамках Болонского процесса решить следующие задачи:

‒ построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

‒ формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

‒ обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

‒ повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

В то же время положения Декларации не дают никаких оснований считать Болонский процесс движением к унификации образовательных систем и методов организации учебного процесса. Европейское образовательное пространство должно строиться на принципах сохранения национальной самобытности подготовки специалистов разных стран.

90. Цели образовательных реформ в контексте Болонского процесса.

Основные цели Болонского процесса такие:

▪ повышение качества образовательных услуг и обретение европейским образованием неопровержимых конкурентных преимуществ;

▪ расширение доступа к европейскому образованию;

▪ формирование единого рынка работы высшей квалификации в Европе;

▪ расширение мобильности студентов и преподавателей;

▪ принятие сравниваемой системы степеней высшего образования с выдачей понятных во всех странах Европы приложений к дипломам

Цели образовательных реформ:

1. национальный характер образования, но в то же время и приобщение к богатствам мировой культуры;

2. доступность образования;

3. необходимость непрерывного образования;

4. поиск демократических моделей управления, научное сопровождение принятия решений;

5. изменение источников финансирования образования;

6. разработка и совершенствование нормативно-правовой базы профессиональной деятельности и социальной защиты;

7. социальное обеспечение и защита участников образовательного процесса;

8. международное сотрудничество и интеграция.

 

Вища школа як педагогічна система. Болонський процес як засіб демократи-зації вищої освіти.

Высшее образование представляет собой уровень образования, достигнутый личностью в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса освоения содержания обучения, который основывается на полном общем среднем образовании и завершается присвоением определённой квалификации по итогам государственной аттестации. Система высшего образования включает: высшие учебные заведения всех форм собственности; другие юридические лица, предоставляющие услуги в сфере образования; органы, осуществляющие управление в сфере высшего образования.

Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Основные цели Болонского процесса такие:повышение качества образовательных услуг и обретение европейским образованием неопровержимых конкурентных преимуществ; расширение доступа к европейскому образованию; формирование единого рынка работы высшей квалификации в Европе;

расширение мобильности студентов и преподавателей; принятие сравниваемой системы степеней высшего образования с выдачей понятных во всех странах Европы приложений к дипломам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.053 с.)