Позитивистская традиция в философии науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивистская традиция в философии науки.



Позитивизм как философское течение, в основе которого лежит тезис о том, что положительное знания может быть получено лишь в сфере отдельных частных наук о природе, что философия как особая наука, претендующая на содержательный анализ действительности, не имеет право на существование. Позитивизм родился как особое течение в 30-х годах 19 века и представляет довольно большое многообразие школ - от классического позитивизма О. Конта и Г. Спенсера через философию Маха и Авенариуса до современного неопозитивизма, возникла как реакция и негативная оценка натурфилософии 18 века с ее неспособностью давать такое знание, которое можно было бы практически применить в сфере практического производства. Отрицая традиционную философскую проблематику, позитивизм, тем не менее, претендует на роль некоторой «общей науки», осуществляющей синтез научного знания и за которой можно было бы сохранить старое название «философия». Качественного различия между подобной философией и социальными науками не существует. Т.е. она есть некоторый синтез общих выводов из сферы естествознания и гуманитарных наук. Таким образом, провозглашая тезис о том, что наука не нуждается в никакой особой стоящей над ней науки, позитивизм, тем не менее, претендует на роль некой философии науки. Основатель позитивизма О. Конт говорил, что «философия науки» не должна претендовать на раскрытие причин и следствий, сущности и законов, наука лишь описывает явления, отвечает на вопрос «как?», а не на вопрос «почему?».

Позитивизм имеет три формы: 1) классический позитивизм; 2) махизм 3) неопозитивизм, который включает в себя множество школ.

Основные принципы: от простого к сложному; от абстрактного к конкретному; временной. Конт считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль философии - минимизировать число этих законов.

Конт предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя. Но из этого не следует, что для адекватного познания действительности достаточно отдельных, частных научных дисциплин. Существует объективная потребность в выявлении, раскрытии связи между отдельными науками, в создании их системы.
Он сформировал закон трех последовательных стадий интеллектуальной эволюции человека: теологической (до 1300г.), метафизической (до 1800г.) и позитивной. На первой, теологической стадии все явления объясняется на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формулирует законы.

В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами. Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех "синтетических" обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки. Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь коренная ломка понятий в физике на рубеже XIX-XX вв., а также интенсивное развитие психологических исследований, поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий его мир,-все это заставило философию обратиться к изучению эмпирических и логических основ науки, т. е. тех самых "предельных" вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся О. Конт и многие его последователи. Наконец, в-третьих, все попытки Конта и его последователей доказать объективную обоснованность предлагаемых ими этических идеалов и системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии не могли увенчаться успехом. Оказалось невозможным включить проблемы ценностей в сферу научного исследования, вывести "должное" из "сущего" и при этом сохранить позитивистский критерий научности.

Представителями первой, "классической" формы позитивизма 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан - во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер - во Великобритании. Немецкие позитивисты - Л. Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус и др. Феноменологическими позитивистами (на идеях которых основываются неопозитивисты) называют Э. Маха, Корнеулиуса, Циена, Ферворна, которые только ощущения считают данными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.004 с.)