Вопрос - 11. Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы спроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос - 11. Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы спроса.



ВОПРОС - 11. Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы спроса.

Спрос - рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и способность людей приобретать экономические блага.Закон спроса отражает обратную зависимость м.ценой и количеством спрашиваемого блага, т.е. при увеличении рыночной цены товара происходит сокращение количества покупателей, желающих и способных приобретать данный товар по новой цене.

Кривая спроса - кривая, показывающая зависимость спроса на товар от его цены. показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной - цена на них. Из рис. видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ спроса и предложения — другие факторы, кроме цен, влияющие на спрос и предложение товаров на рынке. К неценовым факторам относятся доходы покупателей, издержки производства товара, мода, предоставление дотаций, наличие на рынке взаимодополняющих и взаимо- заменяющих товаров, запасы и ряд других факторов, в том числе психологической природы.

Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения.

Предложение- совокупность всех видов товара при различных ценах.Закон Предложения- экономический закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается предложениепри прочих равных условиях.КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — графическое представление соотношения между предложением товара (обычно откладывается на оси абсцисс) и его ценой (по оси ординат).

Формирование рыночной цены: рыночное равновесие.

Технология формирования цены в рыночных условиях состоит из нескольких этапов: изучение рынка, определение целей ценовой политики, определение спроса, оценку издержек, анализ предложения и цен конкурентов и установление окончательной цены.РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ — такое состояние рынка, которое характеризуется равенством спроса и предложения всех товаров и услуг. Цена при рыночном равновесии: P — ценаQ — количество товараS — предложениеD — спросP0 — цена при рыночном равновесииA — увеличение спроса — при P<P0 B — увеличение предложения — при P>P0

1.1

Глава 2. Виды эластичности спроса

Согласно подходу неоклассической теории, изменение рыночной ситуации рассматривается с позиции изменения двух ведущих факторов: цены продаваемого блага и дохода потребителей. В связи с этим используют 2 понятия: «эластичность спроса по цене» и «эластичность спроса по доходу».

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности2:Q– Изменение величины спроса, %;P– изменение цены, %; «P» в индексе значит, что рассматривается эластичность по цене.Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина.Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:Основываясь на принципах моделирования, неоклассическая теория рассматривает 5 вариантов (моделей) эластичности спроса по цене:

1. Абсолютно эластичный спрос – цена продукта не изменяется, несмотря на изменение спроса. Показатель эластичности равен бесконечности. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Это явление, в частности наблюдается у спроса на продукцию фирмы, которая работает на совершенно конкурентном рынке. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 1, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

2. Абсолютно неэластичный спрос – изменение цены вообще не оказывает никого влияния на объем спроса. Он стабилен. Показатель эластичности равен нулю. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 1,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером благ, спрос на которые является абсолютно неэластичным по цене, могут являться вода в условиях ее сильной ограниченности (например, глоток воды в пустыне), лекарство для смертельно больного или доза наркотика для больного тяжелой формой наркомании.Рис. 1. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен. 3. Эластичный спрос – означает высокую чувствительность к цене, при которой показатель эластичности больше единицы.Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Данный вид спроса характер для предметов роскоши, дорогих предметов потребления и продукции с большим количеством заменителей.На рис. 2, а снижение цены с Р 0до Р 1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q 0до Q 1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площадипрямоугольника 0

. 4. Неэластичный спрос – означает низкую чувствительность к цене, при которой показатель эластичности меньше единицы. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. Данный вид спроса характерен для товаров первой необходимости с относительно низкими ценами (простые продукты питания, недорогая одежда, расходы на общественный транспорт).Рис. 2, б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р 0до Р 1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не безоснования опасаясь снижения своих доходов3.

Рис. 2. Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос.

5. Спрос единичной эластичности –

коэффициентэластичности равен 1. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса (рис. 3).Рис. 3. График спроса с единичной эластичностью.Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

—спрос эластичен;

—спрос неэластичен;

—спрос с единичной эластичностью.

Говоря о вариациях эластичности, отметим, что изменения данного показателя происходят не только при изменении угла наклона кривой. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса4. Например, верхняя часть кривой отражает эластичный спрос. В нижний части наблюдается обратная ситуация – спрос относительно неэластичен. Объясняется это тем, что в верхней части кривой, где цена сравнительно высока, процентный ее сдвиг является весьма незначительным. Величина же спроса – сравнительно низкая. Соответствующая процентная ее перемена оказывается высокой. Обратную картину представляет собой нижняя часть кривой спроса (рис.4).Рис.4. Линейная кривая спроса.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:

· Значимость товара для потребителя: по отношению к товарам первой необходимости спрос, как правило, является неэластичным (покупатель слабо реагируют на изменение цены).

· Удельный вес затрат на покупку данных товаров в расходе потребителей: товары, на которые тратится значительная часть средств потребителя, проявляют эластичность (покупатель сильнее реагирует на изменение цены). Те же товары, которые занимают невысокую долю в общей сумме расходов покупателей, малоэластичны (покупатель слабее реагирует объемом покупок на колебание цен) В основе реакции – психологические причины.

· Незаменимость товаров: в этом случае, когда у товаров имеются заменители (субституты) – спрос более эластичен (покупатель активно реагирует на изменение цены намеченной для покупки товара). При отсутствии заменителей спрос становится менее эластичным (покупатель спокойнее реагирует на колебание цены выбираемого ими товара).

· Временный параметр: в течение короткого времени эластичность спроса относительно мала. Потребитель пол своей психологии – консерватор, ему трудно отказаться от привычных объемов потребления многих традиционных для него товаров. Со временем же привычки меняются, и реакция на изменившуюся цену становится заметнее. Эластичность спроса, соответственно повышается.

Вопрос 16 –

1. Потребительское поведение -процесс формирования реального спроса, зависящего от действительных цен, установившихся на рынке, а также от доходов и предпочтений конкретных потребителей. Именно из этого спроса должен исходить производитель, планируя свою стратегию и тактику на рынке.

Теория потребительского поведения является субъективной, поскольку у всех потребителей очень существенно различаются вкусы и предпочтения (например, французский сыр). Но она строится на предпосылках о том, что потребитель - рациональный человек, пытающийся наилучшим образом распорядиться своим доходом. В этом стремлении и формируются некоторые общие закономерности поведения, свойственные среднестатистическому потребителю, и отсекающие крайние индивидуальные особенности в его поведении.

В основе теории потребительского поведения лежит категория полезности.

Полезность - удовольствие (удовлетворение), которое потребитель получает от покупаемых товаров и услуг, удовлетворяющих определенную его потребность.

Согласно экономической теории, цена товара определяется его полезностью. Чем больше полезность, тем больше цена. Но здесь возникает противоречие (парадокс Смита). Например, почему вода, являясь незаменимым, полезнейшим и крайне необходимым благом, вообще не имеет цены, а алмазы, полезность которых крайне низка, так как без них вполне можно обойтись, имеют очень высокую цену.

Ответ на возникшее противоречие заключается в том, что цена определяется не просто полезностью, а ценностью блага.

Ценность - полезность, рассматриваемая с учетом абсолютной ограниченности (редкости) блага.

Пример. Стакан воды из водопроводного крана в обычных условиях ценности не имеет. Но стакан воды в пустыне имеет очень большую ценность, так как количество воды здесь абсолютно ограничено. Поэтому, когда говорят, что благо не имеет ценности, имеют в виду не то, что оно бесполезно, а то, что в данных условиях оно не ограничено, и получение дополнительной единицы этого блага ничего не стоит.

Таким образом, понятие ценности блага непосредственно связано с понятием предельной полезности.

Предельная полезность ( маржинальная, от англ marginal - предельный ) - дополнительная полезность, получаемая от потребления еще одной единицы блага, то есть прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на единицу.

Теория потребительского поведения (субъективная теория полезности) основывается на следующих основных предположениях:

1) Потребитель стремится распределить свой ограниченный доход между покупаемыми товарами и услугами таким образом, чтобы его субъективное удовлетворение было максимальным (гипотеза о рациональном поведении потребителя).

2) Полезность каждой последующей единицы блага меньше полезности предыдущей единицы блага (закон убывающей предельной полезности).

Одной из важнейших задач теории потребительского поведения является количественное измерение полезности. Возможно ли вообще такое измерение? Если да, то в каких единицах следует измерять полезность? В зависимости от ответа на эти вопросы, теория разделилась на два направления:

- кардиналистское;

- ординалистское.

2. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности (от англ. cardinal -количественный) основан на предположении о возможности измерения полезности благ в гипотетических единицах - ютилах (от англ. utility -полезность). Рассмотрим пример (табл. 1).

Т а б л и ц а 1. Полезность конфет для отдельного потребителя

Количество конфет, шт. Общая полезность, ютил Предельная полезность, ютил
     
     
     
     
     

К

аждая дополнительная конфета приносит потребителю все меньшее дополнительное удовлетворение, т.е. во все в меньшей степени увеличивает общую полезность блага. С увеличением количества потребляемых конфет их предельная полезность уменьшается, а общая – увеличивается, но на все меньшую величину. По данным таблицы построим графики общей и предельной полезности (рис. 1, 2).

TU - total utility -общая полезность;

MU - marginal utility -предельная полезность;

Q - quantity -количество.

Понятие предельной полезности очень тесно связано с понятием спроса.

Пример. Допустим, что полезность денег, так же, как и полезность товара, можно измерить и выразить в ютилах. Пусть полезность 1 рубля равна 2 ютилам. Тогда полезность товара можно выразить не только в ютилах, но и в рублях (табл. 2).

Т а б л и ц а 2. Общая и предельная полезность

Кол-во конфет, шт Общая полезность конфет Предельная полезность конфет
ютил руб. ютил руб.
         
         
         
         
         

Необходимо определить объем индивидуального спроса на конфеты при различных значениях цены на них.

Предположим, что доходы потребителя, его вкусы и предпочтения, а также другие неценовые факторы спроса не изменяются.

Пусть цена одной конфеты 5 руб. Сколько конфет купит потребитель по этой цене? Полезность первой конфеты 10 ютил = 5 руб., полезность одного рубля = 2 ютил. Принимая решение, потребитель будет сопоставлять полезность денег, которую он теряет при покупке, с полезностью товара, которую он при этом приобретает. При цене 5 руб., покупая одну конфету, потребитель теряет полезность, равную 5 руб., и приобретает полезность, равную 5 руб. Купит ли он вторую конфету по той же цене? Полезность денег, которую он при этом теряет, по-прежнему равна 5 руб., а полезность, которую он приобретает (полезность второй конфеты), равна только 4 руб. Следовательно, потребитель теряет полезность, равную 1 руб. Поэтому потребитель откажется от покупки второй конфеты, если она будет стоить 5 руб. Рассуждая далее аналогичным образом, можно составить таблицу (табл. 3).

Т а б л и ц а 3. Полезность покупки и объем спроса

Цена, руб Кол-во конфет, шт Полезность, теряемая при покупке, руб. Полезность, приобретаемая при покупке, руб. Решение о покупке Объем спроса, шт.
  первая вторая     + -  
  первая вторая третья     + + -  
  первая вторая третья четвертая     + + + -  
  первая вторая третья четвертая пятая     + + + + -  
  первая вторая третья четвертая пятая     + + + + +  

По данным таблицы можно построить график функции спроса от цены (рис. 3).

Итак, если:

- полезность выражена в денежных единицах;

- полезность денежной единицы постоянна,

то график предельной полезности является также графиком спроса.

Т.о. из закона убывающей предельной полезности теория потребительского поведения выводит закон спроса.

Равновесие потребителя -состояние, при котором потребитель получает максимально возможную полезность от всех потребляемых благ.

Пусть потребитель располагает некоторым ограниченным доходом, приобретает товары x,y,z,n. Цены на товары равны соответственноPX,PY,PZ,PN. Тогда равновесие потребителя достигается при условии, что взвешенные предельные полезности всех товаров равны, т.е.соблюдается следующее равенство:

=l, где

X,Y,Z,...,N -товары;

MU -предельная полезность товара;

Р -цена товара;

λ -коэффициент, характеризующий предельную полезность денег.

Например, если потребитель покупает два товараXиY, количество товараX= 1 кг, количество товараY= 1 кг, цены товаровPX= 10 руб./кг,PY= 20 руб./кг, предельные полезности товаровMUX= 40 ютил/кг,MUY= 20 ютил/кг, то он не достигает равновесия, так как существует возможность улучшения его положения (то есть увеличения полезности от потребляемых благ). Так, потребитель может сократить потребление товараYна 1кг, потеряв при этом 20 ютил и сэкономив 20 руб. На сэкономленные деньги он может купить 2 кг товараXи получить при этом 80 ютил. Чистый выигрыш составит 80 - 20 = 60 ютил. Такое перераспределение расходов будет происходить до тех пор, пока отношение предельной полезности к цене не будет одинаковым для всех потребляемых товаров.

3. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности (от англ. ordinal -порядковый) основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный. От потребителя не требуется умение измерять полезность товара в каких-либо искусственных единицах. Достаточно того, чтобы он мог упорядочить все возможные наборы товаров по степени предпочтительности, сравнив их по уровню полезности. При этом не нужно численно определять, насколько один набор полезнее другого.

Все наборы товаров могут быть упорядочены не посредством точного определения величины их полезности, а с помощью сравнительных отношений:

" " - более предпочтительно;

" " - менее предпочтительно;

" " – равнозначно (безразлично, что выбрать).

Аксиомы порядкового подхода:

1) Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения () или безразличия (), т.е. о любой паре товарных наборов А и В потребитель может сказать, что:

ВОПРОС 17 –

ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ

Функция полезности лежит в основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке). При моделированииповедения потребителя экономисты основываются на:

ограниченности дохода потребителя;

  • аксиоме ненасыщения;
  • аксиоме увеличения общей полезности;
  • аксиоме убывания предельной полезности[2,с.140].

В XIX в. преобладал кардиналистский подход к измерению полезности. Его сторонники У.Джевонс, К.Менгер, Л.Вальрас. Кардиналистская концепция основана на трех гипотезах.

Гипотеза I: потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки его полезности.Единица, служащая потребителю масштабом измерения полезности, получила название ютила (utility - полезность). Оценки полезности субъективны, поэтому нельзя складывать ютилы, приписываемые одному и тому же благу различными потребителями. Но каждый отдельный потребитель проводит с оценками полезности все математические операции, которые применимы к числам. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем, и количеством потребляемых им благ называют функцией полезности.

Из гипотезы I следует, что каждый вид благ имеет для потребителя общую и предельную полезность. Общая полезность некоторого вида благ есть сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага. Так, общая полезность 10 яблок равна сумме ютилов, которые потребитель приписывает каждому яблоку [4,с.53-54].Существует и другая модель поведения потребителя, основанная на гипотезах порядкового измерения полезности (удовлетворенности) индивида. Наибольший вклад в разработку данного подхода внесли Ф.Эджоурт, В.Парето, Е.Слуцкий, Р.Аллен, Дж.Хикс.В ординалистской концепции потребитель оценивает и сравнивает не отдельные единицы благ, а наборы (потребительские корзины). При этом от него не требуется определять, насколько или во сколько раз одна корзина полезней другой; достаточно установить, какой из двух наборов он признает лучшим [4,с.60].Иными словами, функция полезности определяется с точностью до преобразования, сохраняющего порядок ранжирования наборов, т.е. до так называемого монотонного преобразования [5,с.50].Следовательно, при количественном подходе каждое благо оценивается отдельно, и его полезность суммируется с другими благами, причём полезность оценивается в абсолютных числах. Функцию полезности можно представить следующим образом:

U=f(x)+f(y)+…+f(n).

Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности - для другого[1,с.102].

Ординалисты же считают, что необходимо оценивать полезность всего набора из разных благ. И полезность наборов товаров оценивается порядковыми числительными. Функция полезности выглядит так:

U=f(x,y,…,n).

Порядковый подход к анализу полезности и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их "предпочтительности"[1,с.130].

2 ИНСТУМЕНТЫ АНАЛИЗАСогласно Гипотезе II предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой последующей единицы определенного вида благ, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Это утверждение, получившее название «первый закон Госсена», исходит из того, что потребности людей насыщаемы. Этот закон содержит два положения. Первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом. Второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объёме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Математически это означает, что первая производная функции общей полезности по количеству данного блага положительна, а вторая - отрицательна:

(2.1)Однако принцип убывающей предельной полезности отнюдь не универсален. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ. Вторая затяжка выкуриваемой утром сигареты, возможно, имеет для любителя большую полезность, чем первая, а третья большую, чем вторая. Такая ситуация показана на рис. 2.1,6. В интервале от нуля до Q'A общая полезность возрастает быстрее, чем увеличивается объем потребления блага, растет и предельная полезность. В интервале от Q'A до Q'A общая полезность растет медленнее, чем объем потребления, а предельная снижается от максимального уровня (в точке L') до нуля.

Рис. 2.1. Общая и предельная полезностьМатематически это означает, что на участке от нуля до Q'A и первая, и вторая частные производные функции общей полезности по объему потребления данного блага положительны:(2.1*)Таким образом, принцип убывающей предельной полезности, или первый закон Госсена, справедлив лишь в том случае, если вторая частная производная функции общей полезности отрицательна. Однако поскольку потребитель покупает на рынке не отдельные акты потребления (в нашем примере -затяжки), а определенные блага (в нашем примере - сигареты), мы можем считать, что для обращающихся на рынке товаров первый закон Госсена (2.1) выполняется.Если предположения о возможности количественного измерения полезности и убывании ее предельной величины соответствуют действительности, то это означает, что в основе плана потребления индивида лежит составленная им таблица, в которой каждая единица потребляемых благ имеет количественную оценку полезности. Примером такой таблицы, служит табл. 2.1, названная по имени первого ее составителя таблицей Менгера, о которой речь пойдёт далее [2,с.54].

Таблица 2.1Количественное измерение полезности благ, ютила

Номер порции Вид благ
хлеб молоко сахар ...
I       ...
II       ...
III       ...
IV       ...
V       ...
... ... ... ... ...

В основе ординалистской концепции лежат пять гипотез. Гипотеза полной упорядоченности. При наличии двух различных наборов благ потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равнозначными (одинаково предпочтительными). Гипотеза ненасыщения. Потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству. Гипотеза транзитивности. Если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равноценен набору С, то А и С тоже для него равнозначны. Гипотеза рефлексивности. При наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой из них не хуже другого.По гипотезе полной упорядоченности ряд потребительских корзин индивид может признать равнозначными. Совокупность точек в пространстве двух благ, представляющих равнозначные для потребителя наборы, называют кривой безразличия. Гипотеза выпуклости. Кривая безразличия выпукла к началу координат.Выпуклость кривой безразличия к началу координат означает, что в пределах заданного уровня благосостояния каждая последующая единица уменьшающегося блага равнозначна все большему количеству увеличивающегося блага рис. 2.2

Рис. 3.4. Кривая безразличия

Рис. 2.3.Предпочтения потребителяНаличие множества равнозначных для потребителя сочетаний разных количеств двух благ свидетельствует о том, что для него эти блага в определенной мере взаимозаменяемы. Количественной характеристикой такой взаимозаменяемости является предельная норма замещения. Предельная норма замещения блага А благом В (MRSB,A) показывает, насколько можно сократить потребление блага А при увеличении потребления блага В на единицу, не изменяя при этом степень удовлетворенности потребителя.Все множество кривых безразличия в пространстве двух благ образует карту безразличия. Она однозначно выражает предпочтения потребителя и позволяет предсказать его отношение к любым двум сочетаниям различных благ. Так, глядя на карту безразличия, (рис. 2.3) можно утверждать, что потребитель из двух комбинаций, соответствующих точкам Y и Z, выберет первую, поскольку по гипотезе ненасыщения он предпочитает точку Х точке Z, а Y и Х для него равнозначны, так как лежат на одной итой же кривой безразличия. Следовательно, чем дальше кривая безразличия расположена от начала координат, тем большему уровню благосостояния она соответствует.Карта безразличия в ординалистской концепции выполняет ту же роль, что и таблица Менгера в кардиналистской концепции. На ее основе индивид формирует план потребления, максимизирующий при заданных ценах и бюджете его удовлетворенность [4,с.60-63].3 ПОДХОД К РАВНОВЕСИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯСогласно Гипотезе III кардиналистского подхода потребитель так расходует свой бюджет, чтобы получить максимум полезности от совокупности приобретенных благ.В соответствии с Гипотезой III потребитель, ориентируясь на свою таблицу Менгера, с учетом заданных цен формирует такой ассортимент покупок, который при его бюджете дает максимальную сумму ютилов.Для достижения этой цели потребитель должен руководствоваться вторым законом Госсена, который гласит: максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности (MU) блага к его цене (Р) одинаково для всех реально покупаемых им благ:

(3.1)

где MUA, MUB, MUC - предельные полезности товаров А, В, С - некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег [4,с.54-55].Равенство (3.1) показывает, что в оптимуме (максимум полезности при данных вкусах потребителя, ценах и доходах) полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова, независимо от того, на какой именно товар она израсходована.Для всех непокупаемых благ Y, Z,... выполняется условие:

(3.2)Это условие означает, что предельная полезность денег больше, чем полезность благ Y, Z, поэтому данные блага не будут куплены потребителем [2,с.142].В ардиналистском подходе карта безразличия представляет собой графическое отображение системы предпочтений потребителя. Естественно, потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен в своих средствах. Далеко не всякий товарный набор ему доступен. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия.Бюджетное ограничение потребителя можно записать в форме следующего равенства:I = PXX + PYY (3.3)Бюджетное ограничение имеет очевидный смысл: доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров X и У. Можно преобразовать равенство (3.5) к следующему виду:

Y= I/РXХ +I/ PYY (3.4).

Получено уравнение бюджетной линии, или, как ее еще называют, линии цен.

И
з всех доступных для него наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения.Рис. 3.1 Оптимум потребителяПотребитель не выберет точку А, в которой бюджетная линия пересекает некоторую кривую безразличия, ведь при движении вдоль бюджетной линии вправо вниз потребитель может перейти к товарным наборам, лежащим на более удаленных от начала координат кривых безразличия. По аналогичным причинам потребитель не выберет и точку В. Он выберет точку Е, в которой бюджетная линия лишь касается некоторой кривой безразличия U2. Оптимальный для потребителя товарный набор Е содержит XE единиц товара X и YE единиц товара Y.В точке Е наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Наклон бюджетной линии равен -РXY, наклон кривой безразличия равен -MRSXY.Поэтому в точке оптимума выполняется равенство:

РXY = MRSXY (3.5)Условие оптимума потребителя (3.5) можно интерпретировать следующим образом.Соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения.Равенство (3.5) в порядковой теории полезности имеет такой же смысл, что и равенство (3.1) в количественной теории. Действительно, согласно

MRSXY = MUX/MUY

получаем условие оптимума потребителя в следующем виде:РXY = MUX/MUY или MUXX = MUYY (3.6)Пследнее равенство совпадает с равенством (3.1) [1,с.101-172].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе было проведено изучение кардиналистского и ординалистского подходов в теории поведения потребителя, были выявлены их сходства и различия.Основные трудности, возникающие при описании поведения потребителя, связаны с выявлением критерия (целевой функции), в соответствии с которым он составляет план потребления, т.е. распределяет бюджет между покупаемыми благами. Были рассмотрены два взгляда на поведение потребителя: количественный и качественный.Кардиналистская и ординалистская кончепции отличаются исходными предпосылками и инструментами анализа. Они имеют различные функции полезности. Но оба подхода приводят к одинаковым выводам

ВОПРОС – 18

1. Издержки на производство и реализацию продукции представляют собой расход всех факторов производства (основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов), выраженных в денежной форме. Издержки производства являются важнейшим показателем, необходимым для определения цены предложения, а также для определения эффективности производства в целом. Основная цель рыночного анализа затрат состоит в выявлении оптимального соотношения между издержками и доходами, т. к. издержки являются основным фактором снижения затрат и повышения прибыли.В практике ценообразования принято издержки классифицировать по различным признакам.

В состав затрат входят следующие элементы:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация основных фондов;

· прочие затраты.

2. Все затраты по характеру и целям группируются:

· по способу отнесения на себестоимость

· прямые (на конкретные виды продукции, непосредственно относятся на себестоимость);

· косвенные (планируются в целом по предприятию, а затем распределяются по видам продукции);

· по значению в образовании себестоимости:

· основные (связаны непосредственно с производством продукции);

· накладные (не относятся к производству продукции, связаны с обслуживанием и управлением);

· в зависимости от изменений объемов производства:

· условно-постоянные (не зависят от объема производства);

· переменные (увеличиваются пропорционально увеличению объема производства).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.104 с.)