Театр при алексее михайловиче 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театр при алексее михайловиче



У нас нет точных сведений о том, когда в Москве состоялся первый спектакль. Высказывали предположение, что нахлынувший вместе с первым самозванцем в Москву поток поляков, наполнив ее безудержным и соблазнительным весельем, принес в том числе с собой и театр.

В Москву должны были доходить и устные и письменные рассказы о театре и через путешественников, бывших на Западе в составе посольств.

Празднества, входившие в программу приема посольств, редко обходились без спектаклей, и на них русские люди впервые знакомились с театром. Самый ранний рассказ о таком представлении принадлежит суздальскому епископу Авраамию, который в 1437—1439 годах был в свите митрополита Исидора, отправившегося в Феррару и во Флоренцию для участия в происходившем там соборе. Во Флоренции, свита присутствовала на представлении в одной из церквей мистерии Феа Белькари «Благовещение».

Дальнейшие путешествия, принесшие в Москву известия о театральных представлениях, относятся уже к XVII веку.

Обстоятельное описание театра находим в «Путевом дневнике» П. А. Толстого 1698 года. Автор рассказывает, что «в Венеции бывают оперы и комедии, предивные, которых в совершенстве описать никто не может и нигде на всем свете таких предивных оперов и комедий нет и не бывает».

Первое театральное представление в Москве состоялось 17 октября 1672 года, в честь рождения наследника Петра.

Алексей Михайлович становится частым по тому времени посетителем театральных представлений. Вот ряд официальных записей на этот счет: в 1672 году, 2 ноября, в подмосковном селе Преображенском «ввечеру Великий Государь ходил в комедию смотреть действа, как немцы действовали».

Итак, новая затея стала одним из самых любимых развлечений при московском дворе. Если принять во внимание скудость репертуара, трудность постановок пьес на сцене только что зародившегося театра, необычность подобного дела, рождавшую на каждом шагу непредвиденные осложнения и затруднения, то станет очевидным, что более частых спектаклей по тогдашним условиям мы не вправе и ожидать.

Кроме драматических спектаклей, при дворе Алексея Михайловича устраивались балетные представления, и вообще театральное дело постепенно росло.

Первым драматургом в Москве был Симеон Петровский-Синтианович (1629—1680), питомец киевской академии, принявший монашество, который поднес Алексею Михайловичу в Полоцке вирши. Переселившись впоследствии в Москву, где его стали звать Полоцким, он стал откликаться виршами на события в царской семье, усвоил московскую речь и занял почетное положение наставника царских детей. После основания театра пришлось взяться ему и за сочинение пьес. Одна из них, как «О Навходоносоре царе, о теле злате и о трех отроцах в печи не сожженных», представляла переделку «пещного действа», другая —«Комедия притча о блудном сыне» — развивала сказание, вошедшее в евангелие. Выбор этих именно сюжетов едва ли случаен и объясняется, по-видимому, желанием хитрого монаха защитить свою работу от нападок духовенства, приблизив ее к священному писанию. Пьесы Полоцкого отличаются от «школьных» пьес простотой, сравнительной близостью к жизни и полным отсутствием аллегорических фигур.

В 1620 году появился сборник пьес «английских комедиантов».

ТЕАТР ХУ111 ВЕКА

ПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР

Петр Первый, усердно насаждая в России все особенности западной жизни, не забыл и театра, с которым он успел познакомиться лично во время своего путешествия за границу. Для того, чтобы ввести в Москве театральные представления, приходилось начинать сначала потому, что труппа, действовавшая при Алексее Михайловиче, успела распасться.

В 1701 году некий Ян Сплавский, поступивший на русскую службу только за три года до того, получил приказание ехать за границу и пригласить оттуда труппу в Москву. В Гданске (то есть Данциге) ему удалось с большим трудом заключить контракт с антрепренером Яганом Кунштом (Кунстом); тот обязывался набрать труппу и «царскому величеству всеми замыслами, потехами угадить и к ному всегда доброму, готовому и должному быти». За это ему полагалось ежегодное вознаграждение в 5000 ефимков, не считая особого пособия от казны на сооружение театра и изготовление костюмов и декораций. В конце 1702 года труппа Кунста явилась в Москву.

Если желание Петра Великого сделать театр развлечением, доступным народным массам, натолкнулось на почти непреодолимые препятствия, то среди высших слоев общества это развлечение привилось сравнительно скоро. Вероятно, в данном случае желание угодить царю совпало с искренним увлечением приятной забавой. По крайней мере существование любительских спектаклей при Петре не подлежит уже никакому сомнению.

событиями, а этого, как увидим ниже, требовал от репертуара и сам Петр.

От репертуара петровского времени дошли пьесы: «Сципион Африкан, вождь римский, и погубление Софонизбы, королевы нумидийския», «Принц Пикельгяринг, или Жоделет», «Амфитрион»...

Почти все они представляют собой переделки ходких в то время на Западе пьес.

Кроме придворного театра, существовал в петровское время и театр школьный: в Киеве, Ростове, Москве и в других городах.

Из киевских школьных пьес выделяется трагедия Феофана Прокоповича «Владимир, славянороссийских сторон князь и повелитель от неверия тми в свет евангельский приведенный духом святым от Рождества Христово 988». Поставлена «трагикомедия» 3 июля 1705 года. Прославление обращения Руси в христианство связало ее с местными преданиями и интересами.

Из Киева школьные спектакли вместе с питомцами академии распространились по всей России. Становясь во главе соответствующих учреждений, питомцы академии заводили порядки, подобные киевским, а вместе с тем вводились и театральные представления.

Так, в Казани уже в 1727 году начались драматические представления в архиерейской школе.

Школьная забава вырастает в значительной силы орудие защиты просветительной деятельности самого царя. При этом авторитет церкви как бы освещает и оправдывает реформы, в которых защитники старины готовы были усмотреть влияние нечистой силы.

Лишний раз убеждаемся мы в том, что Петр и на школьный театр смотрел, как на орудие политики, проводя через него угодные себе взгляды, защищая и оправдывая в глазах общества свои мероприятия.

ТЕАТР ПРИ ПРЕЕМНИКАХ ПЕТРА

Хотя после смерти Петра русский театр и лишился на долгие годы правительственной поддержки, все-таки нашлись люди, которые, по мере сил своих, поддерживали учреждение, с таким трудом введенное в обиход русской жизни и рисковавшее снова исчезнуть.

Этими предпринимателями явились бывшие питомцы славяно-греко-латинской академии, приказные, к которым впоследствии присоединились также и грамотные из числа дворовых людей. Выйдя из школы, они при случае вспоминали ее спектакли и пытались превратить их в народную забаву, хотя торжественные спектакли школы для народной забавы не годились. Заготовление же новых пьес требовало участия новых драматургов, а их не всегда можно было иметь под руками. Гораздо более соответствовал и их средствам и их целям тот репертуар, который нашел себе приют в придворном театре и стоял в неразрывной связи со всей изящной литературой того времени. Таким образом, после смерти Петра два различных вначале течения слились в одно: школьные спектакли дали навык в актерском ремесле, а придворный театр пришел на помощь своим репертуаром.

Школьные спектакли прекратили свое существование не сразу после смерти Петра Великого. И при новом правительстве школы делали попытки откликнуться на то или другое событие политической жизни, руководствуясь теми самыми соображениями, что и в предшествующую эпоху.

Во второй половине XVIII столетия тобольские семинаристы по временам исполняли пьесы и нерелигиозного содержания, вроде «Максимилиана», «Царя Ирода» и «Калифа на час». Иногда они для увеселения обывателей устраивали спектакли на домах, что соответствовало «епетициям» питомцев киевской академии, но в конце концов это было запрещено «для отвращения случавшихся вследствие сего нравственных беспорядков».

При Петре II (1727—1730) придворный театр пережил полосу застоя, а со вступлением на престол Анны Иоанновны (1730— 1741) наблюдается значительное оживление театральной жизни при дворе: к ее коронации прибыли от польского короля итальянские комедианты, во главе которых стояли комический актер Томазо Ристори и пользовавшийся известностью на Западе композитор Рейнгард Кейзер (1673—1739). Сперва представления давались на передвижной сцене в частной квартире, а затем во вновь отделанном Зимнем дворце была устроена особая театральная зала и сцена, законченная в 1734 году.

В 1735 году появляется итальянская оперная труппа, во главе которой стоял композитор Арайя, основавшийся в России с 1735 по 1759 год, оказавший громадное влияние на развитие оперы в России. Вместе с ним приехал и балет из пяти танцовщиков во главе с Антинио Ринальдо Фоссано (его у нас переделали на Фузано) и его жены — «ловкой танцовщицы» Джилии Портези.

Елизавета Петровна заботилась о поддержании интереса к театру среди своих придворных. Больше значения имеют любительские спектакли питомцев Шляхетного корпуса, разыгрывавших пьесы собственного сочинения. Устроителем этих спектаклей был князь Юсупов, начальник кадетского корпуса, организовавший театральные представления для собственного удовольствия и для забавы других сановников.

Дочь Петра понимала необходимость создания национального русского театра и искала возможности заменить иноземных актеров и своих любителей профессиональными русскими актерами. Они нашлись в Ярославле: здесь в доме купца Григория Серова уже 7 января 1750 года давалась какая-то комедия, а в кожевенном сарае на серном и купоросном заводе купца Полушкина его пасынки, братья Волковы, дети костромского купца, разыгрывали комедии. Во главе этой затеи стоял Федор Григорьевич Волков (1729—1763), считающийся основателем русского профессионального театра. Известно только, что отчим посылал его в 1746 году в Петербург по торговым делам. Здесь он поступил в немецкую контору, чтобы научиться бухгалтерии. В свободное время Волков попал в театр, и итальянская опера и спектакли учеников кадетского корпуса произвели на него громадное впечатление; он проникает за кулисы, делает зарисовки декораций, чертежи сцены; затем, после смерти отчима, вернувшись в Ярославль, не столько занимается торговлей и производством, сколько театром, подвизаясь в нем вместе со своими братьями и товарищами. Указ Елизаветы Петровны от 21 декабря 1750 года, разрешавший играть комедии в частных домах, дал больше простора этим представлениям. Слух о них доходит до Елизаветы Петровны, она приказывает доставить немедленно всю труппу в Петербург. В журнале придворной конторы от 1 февраля 1752 года есть несомненное указание, что прибывших из Ярославля актеров поместили «на Смольном дворе», и все довольствие повелено было давать им от двора, а к ним назначен один кафешенский помощник.

Императрица, прекрасно понимая, что одного таланта для будущих актеров мало, позаботилась о пополнении их образования и издала 10 сентября 1752 года указ, по которому ярославские комедианты Иван Дмитревский и Алексей Попов поступали в кадетский корпус для обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике. Впоследствии к ним присоединились и Федор Волков со своим братом Григорием. Жили они в корпусе вместе с кадетами, обучались научным предметам, в число которых входили языки латинский, французский, немецкий и др., у общих преподавателей и отличались от кадетов только тем, что им не полагалось при общекадетской форме носить шпагу.

Таким образом, при елизаветинском дворе образовалась труппа из русских актеров; оставалось только закрепить их существование, обеспечив их положение каким-нибудь законодательным актом. Таковой появился 30 августа 1756 года. Этим актом обеспечивалось положение русских актеров и полагалось основание штатам императорских театров, возникновение которых и надо приурочивать именно к 30 августа 1756 года.

В августе 1762 года возникло дело о возведении Федора Волкова с братом в дворянское звание. В историю Волков вошел как великий русский деятель театра. Старинные историки русского театра приписывают Волкову сочинение целого ряда пьес, а также и других поэтических произведений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.01 с.)