Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Народные корни русского театра
Следы этих игр и забав сохранялись очень долго. И после Октябрьской революции в селе Лихареве на притоке Оки Нерле, в пределах б. Владимирской губернии, перед началом сева бабы справляли «крапивное заговенье», в котором игра, развившаяся из рамок трудовых приемов, тесно сплеталась с обрядами. Обряды эти до мелочей совпадали с древнегреческими посевными играми, из которых на заре европейской культуры родился греческий театр. Большей частью с благовещенья (25 марта) происходит заклинание весны, то есть магический обряд заклятие на скорый приход весны. По всей России был распространен обычай — 9 марта печь из теста фигуры жаворонков. Игры сопровождают некоторые события семейной жизни, особенно свадьбу, которая во многих местах развертывалась в сложное представление, требовавшее от участников и больших навыков и природного дарования. Начиная от сватовства и кончая так называемыми хлебинами, или большим столом на другой день после свадьбы, происходит целый ряд сцен, составляющих непременную принадлежность свадебного торжества. Таким образом, свадьба, в сущности, является представлением, где невеста — актриса, исполняющая как бы написанную обычаем роль. Много игр приурочивалось к определенным праздникам, где под оболочкой христианских названий веками продолжали жить языческие обряды. Так, на святках, на масленице, представляющей собой, в основе, полное сходство и с древнегреческими дионисиями и с западным карнавалом, обыватели рядились медведем, козой, лисицей или цыганом, разбойником. Приходя в гости к знакомым, особенно богатым, где можно было рассчитывать на угощение, ряженые вступали между собой в разговоры и разыгрывали небольшие сценки, выхваченные прямо из жизни, порой умело сплетенные намеками с интересами зрителей. Следующим этапом в развитии народной драмы является переход ее исполнения от людей, не оторванных от своего основного занятия, в руки профессиональных мастеров. «У нас до начала XVII века тоже были свои «лицедеи» — скоморохи, свои мейстерзингеры — «калики перехожие», они разносили по всей стране «лицедейства» и песни о событиях «великой смуты», об «Ивашке Болотникове», о боях, победах и гибели Степана Разина»,— замечает А. М. Горький в статье «О пьесах» (1932).
Известно, что в первой половине XVII века у наших больших бояр, так, например, у князя Ивана Шуйского и князя Дмитрия Пожарского, были свои скоморохи, ходившие «для своего промыслишку» по деревням и селам, собирая по тому времени не малые деньги. БОГОСЛУЖЕБНАЯ ДРАМА В древней Руси некоторые представления, по характеру своему близкие к театру, входили в состав церковного богослужения, представляя собой отдаленное подобие того, из чего на средневековом Западе развились мистерии. Православное богослужение избегало драматического элемента, следуя в данном случае образцу византийской церкви, где театрализованное богослужение в церквах допускалось только в виде редкого исключения. Древнерусское богослужение довольствовалось лишь зачатками богослужебной драмы. Сюда относится так называемое «пещное действо», заимствованное из обихода греческой церкви. Невозможно точно определить, когда оно впервые появилось в нашем богослужении, но в самом начале XVI века, ранее 1548 года, мы застаем «пещное действо» уже в Новгороде, откуда оно, по- невидимому, перешло в другие города, а именно: в Вологду, Смоленск, Владимир и Москву. В субботу перед рождеством в церкви ставилась особая «пещь» в виде амвона, а над ней на железном крюке, на котором раньше висело паникадило, вешалось пергаментное изображение «ангела господня», спускавшееся и поднимавшееся из алтаря на веревке; во время заутрени три «отрока» и два «халдея» должны были своими действиями дополнять чтение священного текста из книги пророка Даниила о ввержении в «пещь огненную» трех израильских отроков: Анания, Азария и Мисаила. Для исполнения роли Анания выбирался так называемый демественник (то есть альт), Азария — нижник (бас), а Мисаила — вершник (дискант). Во время действа они пели библейские стихи, поэтому при их выборе и обращалось такое внимание на голос. Затем хватали отроков, грубо толкали их в пещь, грозно расхаживали вокруг нее, раздували огонь, метали из железных трубок «плавун-траву», а когда сверху опускалось изображение ангела, спасающего отроков, они в испуге падали ниц, затем сами же должны были выводить отроков из пещи. Как бы в награду за исполнение роли, оканчивающейся поражением, исполнителям роли халдеев разрешалось все святки ходить в своих костюмах и подпаливать бороды встречных своей «плавун-травой». Как все ряженые, они должны были затем выкупаться в проруби, и этим снять с себя грех ношения бесовского костюма. В Новгороде халдеи получали денежное вознаграждение от архиерея.
Неизвестно, когда «пещное действо» было исключено из церковного обихода, и только гадательно можно относить это исключение к XVIII веку. Есть предположение, что «пещное действо» пришло к нам через Новгород с Запада, как на это указывают и характер диалога, и роли халдеев, и их костюм. По всей вероятности, роль халдеев возлагалась на скоморохов, подобно тому как и на Западе профессиональные актеры принимали самое деятельное участие в подобных зрелищах.
ТЕАТР ХУ11 ВЕКА ШКОЛЬНО-ЦЕРКОВНЫЕ СПЕКТАКЛИ Западные педагоги, желая приучить своих учеников свободно владеть латинским языком (что в то время составляло необходимую принадлежность всякого серьезного образования), еще в XV веке стали вводить в практику школьной жизни исполнение учениками пьес на латинском языке. Античный репертуар не представлял большого выбора в этом направлении; педагогическим целям наиболее соответствовали пьесы Теренция как по изяществу своего стиля, так и по сравнительной скромности своей фабулы. Поэтому комедии Теренция заняли видное место в репертуаре школьных спектаклей. Но среди педагогов встречались и такие, которые находили опасным и неудобным воспитывать своих учеников на пьесах языческого автора. Это соображение заставило педагогов самих взяться за перо и начать писать пьесы. В этих пьесах античная форма служила для обработки церковных преданий и для прославления государей и других знатных покровителей школы. Школьные спектакли, служа одновременно целям церковной пропаганды и обучению питомцев выступлениям перед публикой, особенно широко были распространены в иезуитских школах, где они применялись в целях борьбы с протестантизмом. Через Польшу школьные спектакли проникли в Киев, в академию, где издавна устраивались не только в ее стенах (причем есть основание думать, что они происходили и в церкви), но во время летних рекреаций и вне академии. По свидетельству вполне надежного источника, «в вакации летние, составив из себя артели, уходили (бедные питомцы академии) по разным губерниям и слободским полкам для сбору подаяний... представляли диалоги, комедии, трагедии и проч. Сии хождения назывались епетициями». Благодаря перенесению части школьных спектаклей из стен академии на загородный простор сквозь школьную рутину временами проступала настоящая струя литературного дарования. Это главным образом в тех случаях, когда авторы оставляли в стороне чисто книжную традицию и брались, хотя и не совсем умело, за воспроизведение непосредственно ими наблюдаемой жизни; пословицы, поговорки, песни служили в таком случае для них готовым и полезным источником. Среди западных образцов школьных драм, вдохновлявших киевских драматургов, находился целый ряд таких, в которых серьезное содержание пьесы после каждого действия прерывалось вставной сценой забавного характера. Эти сценки, носившие на Западе название интерлюдий, были удержаны и киевскими драматургами и заполнялись изображением обыденной жизни, причем участниками их выбирались хорошо знакомые на юге типы цыгана, еврея, казака, польского пана и т. д. Скоро эти сценки стали сливаться с народной драмой, поскольку авторы приучались изображению не только того, что они вычитали в книгах и чему научила их школа, но и того, что они сами видели. Эти интерлюдии, почти ничем не связанные с содержанием основного текста драмы, писались не ее автором, а особыми лицами и едва ли имели особенное значение в глазах устроителей спектаклей. Этим объясняется тот факт, что интерлюдии многих пьес пропали, тогда как основной текст пьес сохраняется до нашего времени.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.005 с.) |