Древнерусские князья и их деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнерусские князья и их деятельность.



Общественное устройство.

Основу социального устройства составляла родовая общин а – объединение кровных родственников, совместно владеющих занимаемой территорией и совместно решающих важные вопросы на общих сходах – вече. Успехи в развитии хозяйства, т.е. постепенная смена подсечно-огневой и переложной систем земледелия на пашенную, появление усовершенствованных орудий труда, отделение ремесла от сельского хозяйства – всё это привело к изменениям в социальной структуре общества. Новые черты в социальном устройстве: 1) формирование соседской (территориальной) общины – мир или вервь – в результате захвата отдельными семьями участков общинной земли и появление специальных межевых знаков – знамён, обозначавших принадлежность данного участка земли определённой семье; 2) возникновение частной (семейной) собственности на пахотную землю вместо общинной; 3) постепенное складывание имущественного и социального неравенства – свидетельство разложения родоплеменного строя; 4) изменение социальной структуры: из обогатившейся родоплеменной знати (захват земли, военные походы) формировалось боярство – новый социальный строй, выделившийся из общины и владевший вотчинами – наследственными земельными владениями; для защиты от внешних врагов свободные общинники выбирали военных предводителей – князей, но постепенно их власть из выборной превратилась в наследственную и постоянную; отправляя суд и возглавляя религиозные культы, князья опирались на дружину – постоянную, профессиональную военную силу. Сохранились и остатки родоплеменного строя: - личная свобода всех общинников; - народное ополчение; - вечевой порядок решения важнейших общественных вопросов. Существование новых и старых черт общественного устройства создавало переходную стадию от первобытно-общинного, родоплеменного строя к классовому – период военной демократии. У восточнославянских племён он совпал с VI-VIIIвв. В это время складывались предпосылки для формирования государственности: - успехи хозяйственного развития; - социальные изменения; - политические условия – межплеменные столкновения из-за стремления князей и знати к обогащению; - желание установит контроль над торговым путём «из варяг в греки»; - опасность набегов со стороны соседей с севера, востока и юга. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княженье. Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди. Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбо­ра дани объяснялась интересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников

Религия восточных славян.

Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Окружающий мир, по их мнению, населён добрыми и злыми духами – упырями, русалками, лешими, домовыми… Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности - в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части - это христианские антиязыческие сочинения. Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, творец молний, который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был населен многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр. Язычество – религия многобожия – полностью соответствовала демократическому состоянию славянского общества. Жрецы. Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные волхвы, боровшиеся в ХI в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капища х (от старославянского капь - изображение, идол) богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян. Уровень развития. В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.

4.Образование Древнерусского государства и роль в этом процессе первых князей.

1. Основные даты и события:

862 - призвание Рюрика, 862-879 - годы правления Рюрика, 879-912 - годы правления Олега, 882 - покорение Новгородом Ки­ева, образование Древнерусского государства, 907, 911 - походы Олега на Византию, русско-византийский договор, 912-945 - годы правления Игоря, 941, 944 - походы Игоря на Византию, 945 - убийство Игоря древлянами, 945-972 - годы правления Святослава, 945-964 - годы регентства Ольги, 965 - покорение Хазарского каганата, 968 - победа над Волж­ской Булгарией, 972-980 - годы правления Ярополка, 980-1015 - годы правления Владимира Святого, 988 - принятие хри­стианства, 1015–1019 - годы правления Святополка I Окаянного, 1019-1054 – годы правления Ярослава Мудрого, 1054 - разделение единой христианской церкви на православную и католическую, 1054-1078 - годы правления Изяслава I, 1078-1093 - годы правления Всеволода I, 1093-1113 - годы правления Святополка II Изяславовича, 1097 - съезд в Любече, 1113–1125 - годы правления Владимира Всеволодовича Мономаха, 1125-1132 годы правления сына Владимира Мономаха Мстислава I Великого, 30-е гг. XII в. - распад

2. Предпосылки образования Древнерусского го­сударства.

Первую версию истории образования государства Русь изложил Нестор в летописи Повесть временных лет (нач. XIIв): в 859 г. Новгородцы изгнали варягов (часть норманнов (викингов) для которых военное дело было постоянным занятием. На Руси варяги контролировали торговый путь «из варяг в греки»), которым платили дань, но освобождение не принесло им пользы (начались междоусобицы), и они снова призвали варягов в 862 г. Власть в Новгороде получил Рюри к, основатель княжеской династии. Его братья – Синеус и Трувор – сели на княжение в Белом озере (ныне Белозерск) и в Изборске. Они рано умерли и не оставили потомков. В других городах правили наместники Рюрика из числа варяжских предводителей. Так, Аскольд и Дир (его предположение, сто они последние представители рода Кия) захватили власть в Киеве и освободили киевлян от уплаты дани Хазарскому каганату. Рюрик умер в 879 г., не оставив наследников. Летописное предание о призвании варягов легло в основу норманнской теории, которую создали в XVIIIв. Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер – немецкие учёные, приехавшие работать в Петербургской академии наук. Древнерусское госу­дарство создано нор­маннами (варягами) с добровольного согла­сия славян. (обосновали тем, что славяне, якобы находившиеся на низкой, варварской ступени развития не способны были образовать государство). Противником норманнской тории стал М.В. Ломоносов - Славянская (антинорманнская), отрицается роль варя­гов в образовании древнерусского госу­дарства и призвание их на княжение. Затем борьбу продолжили многие русские историки-патриоты. Центристская (современная) Древнерусское госу­дарство возникло как результат внут­реннего обществен­ного развития сла­вян, но и при уча­стии варягов (большинство современных историков). Варяги, скорее всего, сыграли роль ускорителя процесса образования Древнерусского государства. Они были приглашены в Новгород местными жите­лями в качестве наемной дружины, а затем захватили власть и использовали ее для распространения своего влияния. При­чины же образования Древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными про­цессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян.

Вывод.

В XIIIв. Русь оказалась перед лицом агрессии, идущей с запада и востока. Если утрату исконных, северо-западных русских земель удалось предотвратить, то восточная военная опасность проявилась с катастрофической силой. Нашествие и установившиеся иго подорвало высокий экономический и культурный уровень домонгольской Руси, затормозило темп исторического развития страны, наложило отпечаток на ее политическую жизнь и характер русского народа. Включение русских земель в сферу влияния Золотой Орды нарушило традиционные политические и экономические связи Руси с западно-европейскими странами и Византией. В это время обозначилась тенденция превращения бояр из добровольных соратников князя в его беспрекословных подданных. Так закладывались условия для возникновения самодержави я в самой его уродливой форме – восточная деспотия.

 

9.Борьба северо-западной Руси с шведско-немецкой с агрессией в XIII в. В преведущей теме

 

10.Причины и начало объединения русских земель вокруг Москвы в конце XIII – XIV в.

 

Основные даты и события:

1462-1505 - правление Ивана III; 1505-1533 - правление Василия III; 1478 - присоединение Новгорода к Москве; 1485 - присоединение Твери к Москве; 1480 - ликвидация ордынского владычества. 1510 - присоединение Пскова к Москве.

В процессе образования Российского государства – естественного итога предшествовавшего развития русских земель – выделяют 3 этапа. ПервыйXIVсобирание земель вокруг Москвы, укрепление и усиление Московского княжества. Второй1 половина XV – превращение Московского княжества в центр русских земель и складывание предпосылок для из объединения в единое государство. Третий2 половина XV – начало XVIсоздание нового политического образования, имевшего все необходимые атрибуты государственности – единую территорию с защищенными границами, аппарат управления, систему налогообложения, общерусское законодательство и новые символы верховной политической власти.

Образованию Российского государства предшествовал большой комплекс предпосылок. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: 1) подъем в сельском хозяйстве: сохранился его натуральный характер, но оно развивалось по экстенсивному пути – восстановление распашки давно освоенных земель («ополье»); освоение новых земель («починки»); улучшение системы землепользования, постепенное внедрение трехполья, хотя в ряде районов сохранялись подсека и перелог. 2) развитие ремесла: дифференциация ремесленного производства и углубление процесса отделения ремесла от сельского хозяйства (показатель высокого развития ремесленного производства – каменное строительство и быстрый рост русской артиллерии). 3) развитие обмена и торговли: излишки, накопленные феодалами из продуктов, полученных в форме натурального оброка с крестьян и ремесленников, превращались в товар, что способствовало внутренней и внешней торговли. Она в основном была связана не с результатами сельского хозяйства, а с продуктами промыслов и ремесла (меха, кожи, соль, оружие, изделия из глины или дерева). Хозяйственное развитие создало экономические предпосылки для усиления централизаторских тенденций. Для дальнейшего экономического роста требовалось объединить все русские земли и создать экономическое пространство с единой денежной системой, общепринятыми мерами веса, длины и объема и площади. Социальные предпосылки. В объединении были заинтересованы. 1) бояре - вотчинники, т.к. сильная государственная власть могла обеспечить их рабочими руками, прикрепив крестьян к земле и установив право их эксплуатации. 2) служилые люди - помещики, получившие за службу тем больше земель, чем больше увеличивался домен великого князя Московского. 3) церковь, сама являвшаяся крупным феодалом, получавшим различные привилегии от великого князя. 4) торгово-ремесленное население, поддерживавшее великокняжескую власть в борьбе против засилья феодалов в городах и нуждавшееся в обеспечении безопасных торговых связей между отдельными русскими землями. 5) крестьяне, питавшие монархические иллюзии, надеялись на защиту великого князя от своеволия бояр и жестокости золотоордынских ханов. Политические предпосылки объяснялись наличием сильной и авторитетной династии московских князей, имеющий достаточное вооруженные силы и возглавлявшей решающую борьбу с Золотой Ордой. Моральные предпосылки обусловливались: 1) стремлением всего населения к освобождению от золотоордынского иго. 2) превращением Москвы в национальный центр, за которым многие княжества признавали роль объединителя и защитника.

Появление тенденции к политическому объединению – закономерное, исторически обусловленное явление. Русские княжества развивались по пути, который прошли многие государства Западной Европы. Однако процесс образования Российского государства имел ряд особенностей: 1) Феодальная экономическая основа – Москва объединяла русские земли при сохранении феодальной системы хозяйствования, а западно-европейские государства складывались в период генезиса капитализма. 2) феодальная социальная основаслужилые люди – в Западной Европе короли опирались на горожан, носителей новых буржуазных отношений. В русских городах посадское население не приобрело еще той силы, на которую могли бы опереться великие князья. 3) феодальный политический стройсамодержавие, которой во многом было наследием золотоордынского ига и особой ментальности русского народа. 4) многонациональность – в Европе складывались мононациональные государства, а в Русское, кроме русских, вошли народы Севера и Поволжья. 5) борьба за национальную независимость, достигнутая параллельно с объединением.

В Западной Европе формировались буржуазное общество и сословно-представительные монархии. Российское государство имело феодальный, самодержавно-крепостнический характер. Складывание территории Российского государства произошло при Иване III и Василии III.

Иван III Васильевич (1462-1505) – фактический создатель Российского государства. В него вошли: Ярославские княжества (1463), Ростовские (1474), Новгород (1471,1478), Тверь (1485), Вятская земля (1489), Вязьма (1494), Черниговское и Новгород-Северские земли (1503). Одни княжество вошли бескровно (покупка), другие – (Новгород, Тверь, Юго-Западные земли) – силой оружия (сражение с новгородцами в1471 на р.Шелонь, войны с Литвой в 1487-1494 и 1500-1503). С 1485 Великий князь Московский принял новый титул – Государь всея Руси, а образованное государство стали называть Россия.

Василий III Иванович (1505-1533) продолжил расширение территории: вошли Псков (1510), Смоленск (1514) и Рязань (1521). Присоединение этих территорий завершило объединение Северо-Восточных и Юго-Западных русских земель в одном государстве.

Образование Российского государства способствовало ликвидации золотоордынского ига. В середине 1470гг. русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде. Стремясь вернуть прежний порядок, хан Ахмат заключил союз с польско-литовским королем Казамиром и двинул свои войска на русские земли. Со своей стороны Иван III заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, напавшим на владения Казамира и сорвавшим его поход на Москву. Войска хана Ахмата подошли к р. Угра, где встретились с войском Ивана III. Попытки ордынцев переправиться через реку были отбиты русскими. Так называемое Стояние на Угре в 1480 не дало военного успеха ни одной из сторон. Узнав, что на Сарай - столицу Золотой Орды - напали войска Сибирского хана, Ахмат отступил и повернул свои войска обратно на юг. Так закончилось 240-летнее золотоордынское иго. В 1502 Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, что усилило процесс ее раздробления и привело к созданию нескольких самостоятельных ханств – Казанского, Астраханского, Сибирского, Крымского. Борьбу с ними Россия продолжила в XVI-XVIIIвв.

Созданное Российское государство нуждалось в новой системе организации власти. Во главе стоял великий князь. Его подданные (даже бояре и дворяне) называли себя «холопами». На них государь мог налагать «опалы» (наказания). Князья и бояре из присоединенных княжеств переходили на службу к великому князю и приносили ему присягу верности. Постепенно они теряли свое традиционное феодальное право «отъезда», т.е. прекращения добровольной службы. Пышный придворный церемониал, новый титул, знаки отличия: «бармы» - оплечья, держава, скипетр, а также корона – так называемая «шапка Мономаха» - зрительно возвеличивали авторитет великого князя и были призваны отразить его особое положение среди своих приближенных и иностранных послов. О притязаниях Московского князя на византийское наследство (после женитьбы Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог) свидетельствовал новый государственный герб в виде двуглавого орла. Идеологическое обоснование происхождения и преемственности власти московских князей от византийских императоров давала созданная псковским Мономахом Филофеем теория – «Москва – третий Рим», провозглашавшая будущее могущество России на века: два Рима – Римская империя и Византия – «пали, а четвертому не быть». Совещательные функции при великом князе осуществлял постоянный орган – Боярская дума. Она состояла из князей удаленных и присоединенных княжеств, 5-12 родовитых бояр и 12 окольничих (окольничий – «думный чин», в который великий князь «жаловал» представителей знатных фамилий). С начала XVIв. Появляется еще один чин – «думный дворянин». Это звание получали представители служилого дворянства, усиление роли которого в государстве приводило к увеличению количества дворян в составе Думы и ослабление позиций родовитого боярства. Исполнительные функции выполняли приказы. (Происхождение этого термина своими корнями уходит корнями в период раздробленности, когда великий князь приказывал своему близкому боярину выполнить какие-либо административные действия.) С конца XVв. Приказы (их было 8-10) начинали превращаться в постоянно действующий орган центральной власти. Возглавляли их судьи из родовитой знати. В первых приказах сосредотачивались дела одной или несколько отраслей управления: напр. Казна ведала финансами, хранением государственных бумаг и печати, а также внешнеполитическими вопросами. В компетенцию некоторых приказов входили все вопросы управления отдельными, вновь присоединенными территориями – судопроизводство, сбор налогов и т.п. Приказы представляли территориально-отраслевую систему управления. Их функции и порядок ведения дел не был четко определены, сфера действия - не разграничена. Все это рождало путаницу, волокиту, взяточничество. Наживались дьяки и подьячие, которые вели делопроизводство. В созданном государстве сложилась новая территориально-административная система. Страна была разделена на уезды, территория которых в основном совпадала с границами княжеств. Местное самоуправление осуществлялось или прежними князями, которые становились боярами великого князя («обояривание князей») и продолжали возглавлять свои уделы, или наместниками из Москвы, боярами-кормленщиками, получавшими корм - часть налогов и судебных пошлин, собранных в подвластной территории. Уезды делились на волости, которыми управляли волостели, имевшие те же права, что кормленщики. Отсутствие разветвленного административного аппарата не позволяло центральной власти строго следить за выполнением наместниками и волостелями своих прямых обязанностей. В этом сказывались остатки периода раздробленности. За право занятия почетных мест (в Думе, в армии) или выгодных (денежных) должностей боролись «обояренные князья» и бояре. Возникло местничество - система (порядок) занимания должностей в зависимости от древности происхождения рода или заслуг перед великим князем, а не по личным военно-политическим способностям. (В середине XVIв. Иван IV ограничил действие местничества в военное время. Окончательно местничество было ликвидировано в 1682.) Организация армии, как и местное самоуправление, имела много черт, оставшихся от политической раздробленности. Основу великокняжеской армии составлял «двор» - дворяне, обязанные нести военную службу при дворе князя. В случае войны каждый дворянин должен был привести свой отряд и выставить столько ратников, сколько «по силе». Количество воинов нигде не фиксировалось - след политической раздробленности, когда боярин сам решал, у кого и как ему служить. Дворянские и боярские отряды были в основном конными. Пешее войско – «посоха» - состояло из крестьян, собранных с каждой сохи – новой единице налогового обложения. Постоянную часть войска составляли «пищальщики» - предшественники стрельцов – вооруженные огнестрельным оружием. Значительно усилило армию введение «наряда» - артиллерии собственного московского производства. Для обеспечения военно-оборонительных нужд государства собирались специальные налоги деньгами – пищальный, полоняничный, ямской - и население обязывалось выполнить натуральные повинности - строительство дорог, мостов, крепостей, поставка подводов для армии и т.д. Объединение русских земель в единое государство потребовало создания нового общерусского свода законов. В 1497 был принят Судебник. В нем: 1) разграничивалась компетенция княжеского и боярского судов. 2) определялись нормы и формы наказания за совершенные преступления. 3) устанавливалась неприкосновенность земельной собственности князей, бояр и монастырей. 4) ограничивались источники холопства, чтобы не сокращать количество налогоплательщиков (холоп не платил «тягла»). 5) запрещается (в ст. 57 «о христианском отказе») свободный переход крестьян от владельца к владельцу. Для всех земель устанавливается единый срок выхода – неделя до и неделя после Юрьева дня осеннего (26 ноября) – по завершении полевых работ и уплаты владельцу земли «пожилого» (платы за пользование двором – «в полех за двор рубль, а влесех полтина»). Судебник отражал усиление центральной власти, а также интересы государства и крупных землевладельцев. Ограничение права крестьянского перехода стало первым шагом на пути юридического оформления крепостного права в России. Русская Православная Церковь поддерживала объединительную политику московских великих князей и создавала идеологическое обоснование возвеличивания их власти - теория «Москва - третий Рим». Со своей стороны, государство законодательно закрепило неприкосновенность церковного и монастырского землевладения и освободило священнослужителей от светского (княжеского) суда. Государство помогло церкви расправиться с еретическим учением жидовствующих, отстаивавших равенство людей и отрицавших право церкви владеть землей и крестьянами. В XVв. в православной церкви возникло 2 течения – иосифляне и сориане. Глава иосифлян Иосиф Волоцкой настаивал на праве церкви владеть земными богатствами (землей и крестьянами), и поэтому его сторонников называли стяжателями. Их противники - сориане, или нестяжатели, возглавляемые Нилом Сорским, - говорили, что священнослужители должны давать прихожанам пример духовного очищения и выступали против накопления церковью земных благ. На церковном соборе 1502 Иван III поддержал иосифлян. Церковь сохранила свои владения и продолжала их расширять. В церковных проповедях население призывали к покорности верховной власти. Великого князя провозглашали царем земным, наместником Бога на земле и единственным защитником православия. Все это укрепляло авторитет великокняжеской власти, создавало идеологическую основу для складывания самодержавия. Русская Православная Церковь стала и государственной, и национальной, сыгравшей большую роль в объединении русских земель.

Выводы.

Во второй половине XV – 1 трети XVIв. завершилось политическое объединение русских земель. Образовалась Россия - крупнейшая держава в Европе. В этот период сложилась основная территория государства; русские освободились от золотоордынского ига; началось создание центрального и местного государственно-административного аппарата; был принят первый общерусский свод законов. Исторические особенности: 1) недостаточная социально-экономическая зрелость (сравнительно с рядом государств Зап. Европы). 2) 240 лет золотоордынского ига привнесли на Русь азиатско-деспотические традиции. 3) монархические иллюзии народа. 4) церковная проповедь христианского смирения и покорности властям - обусловили своеобразие становления российской государственности в форме самодержавия. В созданном государстве началось юридическое оформление крепостного права, закрепившего отношения между владельцами земли и крестьянами. Образование единого государства имело прогрессивное значение в русской истории. Оно способствовало дальнешему экономическому и культурному развитию России, укреплению международного авторитета.

Основные даты и события:

1598-1605 - правление Бориса Годунова; 1605-1606 - правление Лжедмитрия I; 1606-1610 - правление Василия Шуйского; 1611 - первое ополчение; 1612 - второе ополчение; 1613 - избрание Михаила Романова на царство; 1617 - Столбовский мир со Швецией; 1618 - Деулинское перемирие с Польшей.

Комплекс сложных явлений в начале 17 в. современники и историки назвали Смутой. Современные историки определяют смуту как гражданскую войну, причина которой - ослабление государственности, вызванное экономическими, социальными и политическими факторами. Предпосылки событий начала 17в.: 1) династический кризис - после смерти Ивана Грозного царский престол занял Фёдор Иоаннович (1584-1598), по состоянию здоровья и по характеру неспособный управлять государством. Всеми делами при нём занимался боярин Борис Годунов, шурин царя. В 1590х гг. были достигнуты некоторые успехи во внутренних и внешних делах: обозначился хозяйственный подъём; проведена успешная война 1590-1595 со Швецией, после которой Россия вернула Ям, Копорье, Иван-город и Корелу, получив выход к Балтике; отражены татарские набеги и заключён мир с Крымским ханством (1598); в 1600 восстановлено перемирие с Польшей; усилена оборона южной и восточной границ: построены города-крепости на юге (Курск, Белгород) и на Волге (Самара, Саратов, Царицын). Со смертью Фёдора прервалась династия Рюриковичей - царевич Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах ещё в 1591. Земский собор избрал на царство Годунова (1598-1605), которого поддержал Иов - первый Патриарх Русской Православной Церкви, избранный в 1598; 2) экономическая нестабильность государства - стихийные бедствия (дожди и ранние заморозки) вызвали неурожаи 1601-1602, распространения голода в центральных и северных районах страны; 3) рост недовольства холопов, которых феодалы изгоняли из своих усадеб из-за нехватки продуктов. Годунов приказал раздавать хлеб из государственных закромов, но это не спасло ситуацию - холопы скапливались в районе Северной Украины и образовывали дружины "боевых холопов". К ним присоединялись беглые крестьяне - достаточно было искры, чтобы разгорелся социальный взрыв; 4) недовольство бояр продворянской политикой Годунова - раздача денежного жалованья и земель с крестьянами, освобождение барской запашки от выплаты налогов, облегчение военной службы. Нарастание противоречий внутри правящих сословий привело к непрочности верховной центральной власти; 5) агрессивные замыслы Польши и Швеции, использовавших внутреннее ослабление России.

Первый этап скрытой интервенции. В октябре 1604 на юго-западе России (близ Чернигова) появился отряд самозванца, объявившего себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Личность этого человека до сих пор остаётся загадкой. По официальной версии им был беглый монах Григорий Отрепьев из обедневшей дворянской семьи, близкой к боярам Романовым. Одно время он был секретарём Патриарха Иова, хорошо знал порядки при дворе русского царя и детали смерти царевича Дмитрия в Угличе. Всё это помогло ему начать свою интригу. Он бежал в Польшу, получил там поддержку польских дворян (шляхты) и магнатов. Самозванец сулил им земельные и денежные вознаграждения, распространение католичества в России. Он обручился с дочерью сандомирского воеводы Мариной Мнишек, обещая после венчания отдать ей в правление Новгород и Псков. Несмотря на поражение от царских войск у Добрыничей в январе 1605, Лжедмитрию удалось получить поддержку местного населения. Оно увидело в нём "доброго и истинного" будущего царя, который одарит своих сторонников землями, льготами и привилегиями. Неожиданная смерть царя Бориса в апреле 1605 года облегчила Лжедмитрию продвижение в центр России, так как на его сторону стали переходить царские войска. Бояре не признали нового царя - сына Бориса Годунова 16-летнего Фёдора. В начале июня 1605 его свергли, а затем убили. Восставшие москвичи помогли отрядам самозванца войти в Москву. Он встретился с Марией Нагой, последней женой Ивана Грозного и матерью царевича Дмитрия. Она признала в самозванце своего сына. Договорившись с боярской думой, в июле 1606 он венчается на царство под именем Дмитрия. Новый царь не оправдал надежд поддержавших его казаков, крестьян и холопов. Под давлением бояр Лжедмитрий не дал казакам особых привилегий и приказал вывести их отряды из Москвы. Сохранялись крепостнические порядки, усилились поборы с крестьян. Огромные платежи иностранным наёмникам, личные траты и разгульный образ жизни царя опустошили казну. Желая заручиться поддержкой дворян, Лжедмитрий раздавал им землю и деньги, но подготовка к походу на Крым вызвала недовольство многих служилых людей. Боярскую думу раздражала самостоятельность царя в принятии решений, элементы "западничества" в его взглядах и поведении (он окружил себя поляками, не соблюдал православных обрядов, Думу переименовал в Сенат). Лжедмитрий не смог выполнить обещания, данные польскому королю и католической церкви, и поэтому он лишился их поддержки. В мае 1606 воспользовавшись новым восстанием москвичей, оскорблённых поведением царя, бояре свергли Лжедмитрия вовремя его свадьбы с Мариной Мнишек. Тело убитого самозванца было выставлено на красной площади "всем на посмеяние". Затем труп сожгли, смешали с порохом и выстрелили из пушки в сторону Запада - туда, откуда он пришёл. Второй этап скрытой интервенции. В мае 1606 на царский трон бояре возвели своего человека - князя Василия Ивановича Шуйского (1606-1610). Новый царь подписал " крестоцеловальную запись " - обещание править в интересах боярства, не казнить без суда и не отнимать имущество у родственников осуждённых. Это была первая попытка боярства ограничить царский произвол. Крепостнические порядки оставались прежними. Более того, в мае 1607 в разгар антиправительственного восстания был издан указ о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян. Василий Шуйский для укрепления своего положения и прекращения самозванства приказал перенести останки царевича Дмитрия в Архангельский Собор в Московском Кремле. "Убиенного отрока" канонизировали, но это не предотвратило распространения слухов, что "истинный царь Дмитрий Иванович" чудесным образом спасся от расправы во время восстания в Москве. Вновь в юго-западных районах собирались новые отряды. В июне 1606 в Путивле воевода князь Г.П. Шаховский поднял восстание против правительства Шуйского. Через 2 месяца во главе восставших встал бывший военный холоп князя А.А. Телятевского - Иван Исаевич Болотников. Он объявил себя "большим воеводой царя Дмитрия" и повёл свои отряды, ядро которых составляли казаки и холопы, на Москву. По дороге к нему стали примыкать крестьяне из окрестных сёл, посадские люди, а также недовольные "боярским царём" дворяне (в частности, Прокопий Ляпунов и Истома Пашков). Первый этап народного движения - август-ноябрь 1606 - армия Болотникова (почти 100 тыс. человек) нанесла поражение царским войскам под Кромами и Ельцом, подошла к Москве и расположилась лагерем в селе Коломенское. На выручку к Шуйскому спешили боярские и дворянские отряды из других городов. Патриарх Гермоген рассылал по стране грамоты, в которых проклинал восставших, грозил им отлучением от церкви, называл "ворами и разбойниками". Запугивание и обман помогли царскому правительству предотвратить восстание голытьбы в самой Москве. Во время осады Москвы в лагере восставших начались разногласия между казаками и дворянами, часть которых перешла на сторону правительства. Помощь уездного дворянства помогла Василию Шуйскому собрать значительные силы, и 2 декабря 1606 он разбил казацко-крестьянскую армию. Болотников снял осаду столицы и отошел к Калуге. Второй этап движения - декабрь 1606 - октябрь 1607 - упорное сопротивление восставших и их постепенное отступление. 5 месяцев отряды Болотникова защищали осаждённую царскими войсками Калугу и даже нанесли новое поражение Шуйскому в мае 1607 у р. Пчельня. Однако оставаться в Калуге восставшие не могли, т.к. в ней не оставалось продовольствия. Они отошли к Туле, соединившись здесь с отря



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.02 с.)