Культура на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура на современном этапе



 

Утверждение техногенной цивилизации.

Технический прогресс и проблемы гуманизма в современной культуре.

Элитарная и массовая культуры.

Глобальные проблемы современности и футурологические прогнозы.

 

8.1.Утверждение техногенной цивилизации

В эпоху Нового и Новейшего времени произошла модернизация общественной и духовной жизни Европы. Это был сложный и многогранный процесс. Он получил выражение в таких явлениях, как индустриализация, урбанизация, демократизация, секуляризация.

В ХIХ в. произошло окончательное утверждение западного типа цивилизации. Это особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии. Он принес с собой различные изменения:

Социальную мобильность — открытость путей для изменения социального статуса человека, перемещения его из одних слоев общества в другие и улучшения своего материального и социального положения (благодаря образованию, индивидуальным способностям, успешной карьере и пр.).

Невиданные ранее возможности передвижения (рост скорости, комфортности и вместительности транспортных средств, развитие туристического бизнеса, «прозрачность» границ между государствами, правовое обеспечение проживания, работы и учебы за границей, эмиграции и иммиграции).

Расширение возможностей выбирать место жительства, профессию, работу, сексуального партнера и супруга.

Высвобождение времени для досуга и расширение возможностей его индивидуального использования (хобби, коллекционирование, общение и т.п.).

Разнообразие и доступность источников информации, а значит, и свободу в определении своей интеллектуальной позиции (свобода совести и выбора религиозной веры, мировоззренческих убеждений, политических симпатий и антипатий, идеологических установок и т.д.).

Усиление социобиологической защищенности личности (благодаря развитию медицины, социального страхования, правоохранительной системы, демократических форм контроля над деятельностью государства); увеличение продолжительности жизни, а значит и возможностей поиска различных путей для самореализации личности, для достижения полноты жизни и счастья.

Смену стилей поведения и мышления в рамках одной жизни, которая подкрепляет идею развития, изменения, диалога поколений.

Технический прогресс неизмеримо поднял производительность труда, что привело к перемещению основной массы трудоспособного населения западных стран из сельского хозяйства и промышленности в сферу культуры и обслуживания (транспорт, связь, торговля). Бытовая техника стала неотъемлемой частью человеческой жизни. Образование, в том числе высшее, стало массовым. Наука углубилась в микромир и космос, создала новые химические материалы с необычайными свойствами, нашла способы преодоления множества неизлечимых ранее болезней, открыла пути генной инженерии — целенаправленного управления процессами, происходящими в генетических структурах растений, животных и человека. Компьютеры и электронные средства связи произвели настоящую революцию, означающую переход к новому типу общества (которое называют по-разному: «постиндустриальным», «информационным», «электронным» и т. п.).

В XX веке европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы. Так как культура европейского типа уже не является характерной лишь для Европы, ее обычно называют «западной культурой».

Современная западная культура — это культура, основанная на предпри­нимательстве, бизнесе, деловитости. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм. Она исключительно динамична: быстро меняются условия жизни, техника, моды, стандарты, утрачиваются старые, державшиеся веками традиции.

Философы, писатели, художники, публицисты XX столетия говорили о загнивании западной культуры и предрекали приближение ее катастрофы. Но она продолжает существовать. Ей удалось устоять в борьбе с фашистскими и коммунистическими режимами, которые провозглашали себя носителями новой, более совершенной культуры. Творческие потенции западной культуры еще более возросли. Ее достижения в XX веке преобразовали условия жизни всего человечества и лицо земного шара.

Конечно, современная западная культура имеет немало проблем. По мнению О. Шпенглера, в западной цивилизации происходит замена творчества трудом, духовности — интеллектом, многообразия природной среды — однообразием городских домов, высокого искусства — примитивными развлечениями, глубоких чувств — мимолетными эмоциями.

П. Сорокин констатировал, что современная западная культура проникнута чувственным началом, стремлением к наслаждениям; в ней нет духовности, и потому она обречена на разложение.

Испанский философ X. Ортега-и-Гассет увидел, что в XX веке произошло «восстание масс», которые враждебны к элитарной культуре; происходит «дегуманизация» искусства, массовое искусство захлестывает общество, и культура его приходит в упадок.

Л. Мамфорд отметил, что современное западное общество все более превращается в рационализированный и бюрократизированный механизм, который подавляет личность и превращает ее в бездушную деталь, выполняющую положенные ей обязанности; личностные связи людей подменяются технологическими отношениями.

А. Печчеи, Р. Арон обращают внимание, что НТР разрушает природу, уничтожает экологические условия существования человечества.

Л. Гумилев пришел к выводу, что западные народы вступили в дряхлый возраст, утратили пассионарность, а вместе с ней — энергию и жизнестойкость; они изнеженны, привыкли к комфорту и наслаждениям, и рано или поздно им придется сойти с исторической сцены под напором молодых и свежих сил.

Ряд исследователей (С. Хантингтон и др.) предупреждают, что существование западной цивилизации поставлено под угрозу со стороны растущего национализма отсталых стран Азии и Африки; ослабленный внутренними противоречиями Запад может оказаться не в состоянии противостоять агрессивным разрушительным импульсам, исходящим из этих стран, и погибнуть в новых войнах, развязанных фанатиками с ядерными бомбами в руках.

Конфликтность современной западной культуры - факт, на который нельзя закрывать глаза.

В ХХ веке в западном мире остро стояла проблема свободы и насилия. Огромны масштабы и размах насилия и надругательства над человеком, наиболее страшные примеры крайней степени насилия представляют собой нацистские преступления против человечества. В результате пережитых обществом в XX веке изменений насилие воспринимается как нарушение норм человеческого бытия. Осознание прав личности, развитие демократии и гуманизма ведут к тому, что общественное мнение в западных странах повсеместно восстает против насилия и репрессий. Одно из величайших достижений современной западной цивилизации - создание условий для увеличения свободы человека.

Ориентация западной культуры на развитие человеческой свободы поставила проблему совместимости защиты личности с насилием над личностью.

 

8.2. Технический прогресс и проблемы гуманизма в современной культуре

 

Для цивилизации западного типасвойственно проникновение техники во все области жизни. Технизация жизни - неотъемлемая часть современной западной культуры. Технический прогресс предоставляет людям множество благ. Но за это надо расплачиваться. Появляются проблемы, порождаемые технизацией. Рост производительности труда ведет к проблеме безработицы и организации досуга. Жилищный комфорт увеличивает разобщенность людей. Автомобилизация населения губит природу. Техника подчиняет себе человека. Человек сам приобретает черты машины, становится автоматом.

В XIX в. технический прогресс, как правило, оценивался положительно. Сегодня отношение к нему стало двойственным: желание пользоваться его позитивными результатами сталкивается с нежеланием принимать его неизбежные негативные последствия. В этих условиях завязывается борьба между двумя противоположными установками: техницизмом и антитехницизмом.

Техницисты утверждают, что технический прогресс необходим для развития человечества. Его негативные последствия будут преодолены на основе дальнейшего развития техники.

Антитехницисты считают, что развитие техники пагубно для человечества и потому необходимо остановить погоню за новыми техническими открытиями. Они утверждают, что техника отрывает людей от естественной при­родной среды обитания; совершает насилие над природой; угрожает здоровью и жизни людей; развращает человека, порождая в нем потребительские наклонности и препятствуя развитию духовных интересов; стандартизирует людей, лишает их индивидуальности и превращает в безликую массу; производит вредные отходы и т.д.

С этими спорами связаны и два противоположных взгляда на науку: сайентизм и антисайентизм (от английского «science» — наука). Приверженцы сайентизма доказывают, что наука является главной движущей силой социального прогресса. В качестве образца научного познания принимаются методы естественных наук. Грандиозные достижения науки XX века стали основанием для распространения сайентизма в обществе. Наука действительно стала лидером культуры.

В то же время, люди в XX веке стали осознавать и опасности, связанные с нею. Научное знание может быть обращено и на пользу, и во вред человеку.

Успехи ядерной физики, технических наук, генетики и др. таят в себе угрозу для самого существования человечества, если оно не будет относиться к ним с достаточной осторожностью.

Это подняло в обществе волну антисайентизма, выступающего с негативной оценкой достижений науки и требованием прекратить или, по крайней мере, сократить расходы общества на ее развитие, разрешив научные исследования лишь в некоторых, бесспорно полезных для человечества, направлениях. Антисайентисты обвиняют науку в том, что она сбила человечество с правильного пути постижения Бога и души, внутреннего духовного совершенствования человека. Многие из них идеализируют культуру прошлого.

Полное осуждение техники и науки неразумно. Но к голосам критиков все же стоит прислушаться. Они предостерегают нас от больших бед. Технизация действительно дает повод для тревоги.

В современном общественном сознании постепенно набирает силу тенденция к гуманизации жизни, которая может оказать благотворное влияние на дальнейший ход НТП. Под гуманизацией понимается распространение принципов и идеалов гуманизма в качестве критериев оценки всего, что происходит в человеке и в мире, окружающем его. Гуманизация может исправить пороки технизации.

В 60 - 70-х годах в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. В культурологии его принято называть «постмодернизмом».Этот термин начал широко применяться с 1979 года, когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние».

Постмодернизм - это больше, чем стиль эпохи, это состояние современной культуры. Постмодернистское состояние охватывает философию, искусство, настроения и установки общества. Главным лозунгом постмодернизма является отказ от поисков истины, смысла, возвышенного и серьезного. Любая истина рассматривается как до времени не разоблаченная ложь. Постмодернизму свойственны нигилизм, ирония, стихия чувственности, а теории, устойчивые традиции, моральные нормы оцениваются идеологами постмодернизма как умственный тоталитаризм.

Постмодернизм исходит из положения об исчерпанности искусства. Поскольку искусство не способно к обновлению и нововведению, у него остается один путь – симуляция того, что называется искусством, паразитирование на искусстве прошлых эпох. Этот стиль подразумевает цитирование известных образцов и построен на развалинах утраченных идеалов, а потому антиинтеллектуален. Постмодернизм извлекает из культурной памяти обрывки стилей и направлений, а затем, передразнивая, строит на их основе разнородные эклектические образования.

Постмодернисты считают, что их искусство необходимо воспринимать как чистое экспериментаторство, освобожденное от лжеэстетических связей с любыми социальными структурами.

В постмодернистском искусстве не следует искать искренности, ведущим его настроением, как уже упоминалось, является ирония. Ироническое отношение преобладает по поводу любых традиционных ценностей. Постмодернистское состояние сродни состоянию оргии, в ходе которой с маниакальной настойчивостью уничтожаются традиционные идеалы и устои общества.

 

 

8.3. Элитарная и массовая культуры

 

Для современного западного общества свойственно обострение проблемы разделения культуры на элитарную и массовую.

Объем информации, содержащейся в современной культуре, необъятен. Наука стала малопонятной для непосвященных. Чрезвычайно сложным стало и современное искусство. Многие художественные произведения современности нелегки для восприятия и требуют для своего понимания умственных усилий и достаточной образованности. Не имея познаний в области истории искусства, эстетики, культурологии и т.д., трудно оценить творчество Гессе, Борхеса, Стравинского, Шнитке, Тарковского, Сокурова и многих других. «Высокая культура» стала специализированной. Время энциклопедически образованных универсалов прошло. В каждой сфере культуры теперь есть своя, сравнительно немногочисленная, элита.

Претерпела существенное преобразование в западном мире и народная культура. Деревня в современном индустриальном обществе утратила свою былую культурную независимость от города. Всеобщая грамотность, развитие средств массовой коммуникации, радио и телевидение приобщили сельское население к городской культуре. «Индустрия культуры» (производство культурных ценностей для массового потребления) стала рассматриваться как бизнес, который должен приносить прибыль. В культуру вторглись законы рынка. Производимая «индустрией культуры» продукция: книги, картины, фильмы, песни, формы досуга, газеты, телепрограммы, стандарты жизни, нормативы поведения и т.д. - должна получить максимально широкий сбыт. Выгоднее ориентироваться на простейшие потребности и вкусы масс, так как характерными чертами массовой культуры являются общедоступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность. Поле массовой культуры обширно: приключенческая и детективная литература, любовная лирика, остросюжетное кино, поп-музыка, популярные очерки о научных, околонаучных и псевдонаучных делах, образцы техники, магазины, сенсационные новости, таинственные оккультные явления, спорт, реклама... Современная массовая культура не требует от человека ни знаний, ни размышлений, наоборот, они разрушают ее, ибо она строится на непосредственных эмоциональных реакциях.

В массовой культуре есть и воинствующая невежественность (контркультура или антикультура), и стремление повысить образовательный уровень (популяризация науки). К концу XX века вторая тенденция заметно усилилась и культурологи стали говорить о росте мидкультуры культуры «среднего» уровня. Однако разрыв между массовой и элитарной культурой по-прежнему остается острой проблемой.

Основные принципы массовой культуры:

1. Серийность, повторяемость.

Одной из наиболее важных характеристик массовой культуры является способ её производства - конвейерный. Большая часть культурной продукции производится поточным методом, точно так же, как и промышленная. Эта черта массовой культуры находит своё выражение в использовании подавляющим большинством людей не уникальных образцов культуры, а идентичных, произведённых в огромном множестве. Эта черта определяет структуру большей части продукции массовой культуры. Возьмём, к примеру, любую популярную песенку. Музыкальный ритм - наипростейший, серия равномерно повторяющихся ударов. Припев песни также повторяется неоднократно, прочно оседая в сознании слушателя. Структура многочисленных телесериалов состоит из небольшого набора сюжетов, с небольшими вариациями повторяющихся из серии в серию. Самый грубый рекламный приём - повторение. Несколько прослушиваний одного и того же несложного рекламного текста заставят человека запомнить его, следовательно, и рекламируемую продукцию.

В сознании массового человека прожитое время не имеет уникального значения, один день как брат-близнец похож на другой. Во внешних проявлениях люди повторяют друг друга.

2. Упрощение, стереотипизация.

Массовая культура тривиальна, ориентирована на самый невзыскательный вкус. Она не просто стремится к упрощению, она создаёт определённые стереотипы восприятия, сводит всё многообразие художественного и эстетического опыта к одной норме. Такое положение не есть проявление недостатка мастерства или вкуса, это результат усилий индустрии культуры. Она создаёт такой культурный контекст, в котором любая художественная идея, любое содержание стереотипизируется, оказывается тривиальным и по способу потребления, и по своему содержанию. Массовая культура формирует определённый тип восприятия. Структура этого восприятия устанавливается с помощью многократного повторения одних и тех же сюжетов и образов. Поэтому любое произведение массовой культуры воспринимается уже как знакомое, равнозначное уже известному, заранее заданному стереотипу восприятия.

Слушая одну и ту же музыку, пользуясь одними и теми же предметами быта, одеваясь в одну и ту же одежду, люди становятся похожими друг на друга.

Но к этой проблеме есть и не столь пессимистичный подход. Тиражирование самых признанных и совершеннейших творений культуры отнюдь не обязательно является опошлением высокого и уникального (хотя потери здесь возможны и неизбежны). В современную эпоху знакомство с тиражированными творениями культуры не исключает глубокого проникновения в уникальную сущность оригиналов.

Существует множество примеров, когда произведения литературной классики на экране изменяются до неузнаваемости. Вводятся новые персонажи, убираются «лишние», меняются характеры, окончание. Всё это делается для соответствия нового произведения уже сложившимся стереотипам восприятия. Хорошо известен феномен американских «псевдоисторических» фильмов. Обстановка давно ушедших времён используется как декорация, на фоне которой развивается уже знакомые всем любовная интрига или детектив.

Вся рисуемая массовой культурой картина мира крайне упрощена. Чаще всего её можно свести к нескольким тривиальным формулам вроде «любовь побеждает всё», «добродетель вознаграждается», а «зло наказуемо», любая проблема может быть решена при условии веры в себя, кого-то другого или в бога. Такая картина мира усваивается и распространяется на окружающую человека реальность. В обыденной жизни человек живёт по тем же простейшим правилам, что и герои массовой культуры.

3. Опора на инстинктивное.

Под этим принципом мы подразумеваем то, что массовая культура в своих проявлениях наиболее часто пользуется такими сюжетами, которые в своей основе имеют психофизиологические особенности человека. Научной основой такого подхода к содержательной стороне культуры является концепция З. Фрейда.

Для того, чтобы ею по-настоящему наслаждаться, лучше быть художественно необразованным человеком. Художественная образованность здесь не стимул, а препятствие, так как массовая культура, обращённая главным образом к эмоциональной сфере, не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа. Реклама, как наиболее яркое воплощение принципов массовой культуры, наиболее широко пользуется принципом опоры на инстинктивное. Машины, мотоциклы, сигареты, джинсовая одежда, предметы быта благодаря рекламе становятся символом сексуальной привлекательности.

4. Эскапизм.

Одной из важнейших особенностей массовой культуры является стремление к эскапизму, т.е. бегству от реальности в мир фантазий и грёз. В психологическом плане этот принцип основывается опять-таки на фрейдистской философии с её концепций компенсации.

Кинофильм не ставит задачу научить людей действовать, стремиться вперёд, чтобы разрешить стоящие перед ними проблемы. Его цель - дать им мечту, которая сама по себе была бы настолько увлекательна по сравнению с реальностью, что снова и снова возвращала бы их в кинотеатр помечтать ещё несколько часов.

Мы рассмотрели наиболее значимые эстетические принципы массовой культуры, которые по своей распространённости приобретают характер не эстетических принципов, а скорее универсальных. На них строится вся сфера массовой культуры.

Кроме основных принципов существует ещё ряд универсальных для рассматриваемого феномена явлений, которые можно охарактеризовать как «элементы» массовой культуры:

1. Система «звёзд».

Массовая культура наполнена постоянно меняющимся пантеоном «звёзд» эстрады, политики, кино и т.д. «Звёзды» - это люди, находящиеся на гребне успеха, в зените славы. Каждая «звезда» имеет не только своё амплуа, свой профессиональный образ, но и рекламный имидж. Журналы наполнены подробностями личной жизни кинозвёзд, их вкусов, одежды, увлечений.

Таким образом создаётся мифологизированный имидж «звезды», определённая социальная маска. Этот имидж может иногда совпадать с действительными индивидуальными качествами «звезды», но чаще всего не имеет к ней отношения. Имидж рекламирует «звезду», придаёт ей символический образ. Такой имидж иллюзорен, но заставляет «звезду» следовать приписываемому образу. Система «звёзд» - неотъемлемая часть массовой культуры. Любая сфера деятельности имеет своих «звёзд». Ею может быть новая идея, преуспевающая фирма, песня, фильм. Аналогом «звёзд» в книжном мире выступают бестселлеры - наиболее продаваемые книги. По мнению одного из американских писателей, список бестселлеров - это список книг, которые ни в коем случае нельзя покупать. Как правило, содержание бестселлеров подчиняется тем же законам, по которым функционирует и вся массовая культура.

2. Имидж.

Имидж является одним из наиболее важных и значимых элементов сегодняшней массовой культуры. Это искусственно созданный образ, причем образ не только отдельного человека или группы людей, но и товаров, географических пунктов, идей, фирм и т.д.

Теория имиджей базируется на концепции З. Фрейда о мотивировках человеческого поведения, лежащих в сфере бессознательного. Теория имиджей в США глубоко и всесторонне разработана, а применение её на практике - важная составляющая массовой культуры. Согласно теории, имидж существует независимо от того предмета, который он представляет. Имидж может изменяться, улучшаться, в то время как предмет остается неизменным. При создании имиджа преувеличение лучших свойств не должно выходить за рамки здравого смысла. Напротив, очень эффективным является приём мнимой недооценки. Имидж должен быть ярким и конкретным, должен воздействовать на чувства. Он гораздо проще, чем представляемый им предмет. Имидж не должен быть завершённым, чтобы каждый мог домыслить его по своему усмотрению. Непременный его атрибут - сексуальный символизм.

3. Эротика, насилие.

Самостоятельную жизнь в качестве основного элемента в системе массовой культуры приобрели эротика и насилие, берущие свое начало в инстинктивном. Сексуальность - непременный атрибут любого явления массовой культуры. Насилие также стало типичным явлением.

Современная культура плюралистична, в ней никогда прежде не было такого обилия и разнообразия культурных систем и подсистем, взглядов, направлений и т.д., как сейчас. На один и тот же вопрос существует множество точек зрения: научная, философская, художественная, религиозная, этическая, юридическая, политическая.

Массовая культура действует в обратном направлении - в сторону унификации, шаблонизации культурной жизни. Она тиражирует и распространяет в обществе одни и те же материальные и духовные ценности. СМИ внушают людям самых разных общественных слоев одинаковые мысли, желания и стереотипы.

Эти процессы сочетаются с утратой самостоятельности и автономии личности (я - «как все»), неприятием иных идей, не совпадающих с «общим мнением». Складывается единообразное, примитивное видение мира, приспособленное к восприятию малообразованного большинства.

 

Глобальные проблемы современности

и футурологические прогнозы

В ХХ в. человечество впервые столкнулось с проблемами, от решения которых зависят судьбы цивилизации: ее дальнейшее существование или гибель. Эти проблемы получили название глобальных (от лат. globus – земной шар).

К глобальным проблемам относят следующие:

Экологический кризис, связанный с катастрофическими последствиями человеческой деятельности. Созданная человеком техносфера привела к загрязнению окружающей среды, уничтожению множества видов животных, растений, распространению пустынь и полупустынь, исчерпала значительную часть энергоресурсов Земли. Масштабы этой проблемы были осознаны в 70-е гг. В 1972 г. был создан Римский клуб, который информировал общество о катастрофическом состоянии природной среды. Приходится констатировать, что со времени создания Римского клуба разрушительное воздействие человека на природу усилилось.

Угроза войны с применением оружия массового поражения. С распадом СССР и гибелью коммунистического лагеря угроза ядерной войны отступила на второй план. Но опасность мировых конфликтов сохраняется. Как считают социологи, источником глобальных конфликтов могут быть противоречия между цивилизациями – в основаниях каждой из них лежат различные ценности. Потенциально нестабильными являются те страны, через которые проходят «цивилизационные разломы»: например, Мексика, Турция, Россия.

После событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке стало очевидно, что новой угрозой миру стал международный терроризм. Эта сила вполне способна спровоцировать глобальный военный конфликт:

Перенаселение Земли. На Земле в настоящее время проживает более пяти миллиардов человек. Динамика роста населения такова, что каждые 30 – 40 лет население Земли удваивается. Это, в свою очередь, усиливает давление на биосферу, усугубляя экологический кризис.

Конфликт между «Севером» и «Югом». Под «Севером» в современной глобалистике понимают не просто географическую зону, а сообщество преуспевающих развитых стран Европы, Северной Америки, Канады, Австралии. Под «Югом» - бедные развивающиеся страны Азии и Африки. Жители «Севера» - это так называемый «золотой миллиард»– те, кто в полной мере пользуется благами цивилизации. «Юг» влачит нищенское существование, поставляя сырье и дешевую рабочую силу «Северу».

Глобальные проблемы современности не исчерпываются перечисленными. К ним можно отнести проблему нездоровья, пандемий (СПИД), рост наркомании и преступности. Понятно, что одна глобальная проблема тесно связана с другой и усугубляется третьей. Так, углубление экологического кризиса может иметь следствием сознательное сохранение разрыва в экономическом развитии «Севера» и «Юга», а борьба за рынки сбыта и истощающиеся ресурсы может обострить отношения между государствами и цивилизациями. Современный мир, действительно, находится в крайне сложной ситуации.

Каковы же возможные сценарии будущего? Если исключить самый мрачный прогноз о гибели цивилизаций, то останутся два сценария:

1. Человечество подчинится известным законам биосферы, пересмотрит и перестроит свои технологии и самоограничит свои потребности.

Техносистемы будут реорганизованы по принципу экосистем согласно правилам экологической рентабельности (максимум прибыли при минимуме вреда окружающей среде), ради которой придется поступиться привычной экономической рентабельностью (максимум прибыли при минимуме затрат, то есть за счет природы).

Для реализации этого сценария потребуются: четкое централизованное управление мировым хозяйством, высокий уровень самосознания и ответственности личности (способность ограничивать свои хищнические инстинкты, действовать на благо биосферы), предпочтение духовных благ материальным.

Однако в экономически развитых странах сформировался и укоренился ныне тип человека с ограниченными духовными потребностями и огромными материальными. Он озабочен личным комфортом, престижем, имиджем, капиталом. При доминировании этого типа личности едва ли будет возможен этот сценарий.

2. Цивилизация сохраняет прежние темпы и принципы хозяйствования.

Наука и техника будут по-прежнему ориентированы на выкачивание все больших ресурсов из природы до её полного истощения.

Эволюция цивилизации закончится оформлением экономической пирамиды: наверху — «сверхдержавы» «Севера», внизу — сырьевые придатки «Юга». Подобная структура достаточно устойчива.

Глобальное общество потребления уже теперь обеспечено всеми необходимыми техническими и социальными средствами, позволяющими удерживать благосостояние большинства людей во многих странах на уровне далеко не оптимальном, но терпимом.

Вместе с тем, поляризация стран и социальных групп, как и всякое возрастание разности потенциалов, чревата большими и малыми конфликтами.

В XXI столетии человечеству предстоит решить, что для него нужнее: экологическая целесообразность или экономическая рентабельность - и сделать выбор: продолжать вести дело к гибели биосферы или ограничить экономическую активность ради выживания.

 

 

Вопросы

 

Какие процессы характерны для модернизации общественной и духовной жизни Европы?

Охарактеризуйте основные черты западного типа культуры.

Объясните понятия «техницизм» и «антитехницизм».

Объясните понятия «сайентизм» и «антисайентизм».

Объясните понятие «массовая культура»: его основные принципы и элементы.

Объясните понятие «постмодернизм».

Раскройте понятие «глобальные проблемы человечества».

 

Литература

 

Добрынина В.И. Актуальные проблемы культуры ХХ века /

В.И. Добрынина, А.В. Большаков. – М., 1993

Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология. – СПб., 1997

Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. –

Ростов н /Д, 1996

Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н /Д, 1999

Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.,1998

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Э.Б. Тайлор

Первобытная культура

 

Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Явления культуры у различных человеческих обществ, поскольку могут быть исследованы лежащие в их основе общие начала, представляют предмет, удобный для изучения законов человеческой мысли и деятельности. С одной стороны, однообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего.

С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.

 

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. – С. 18.

 

 

К. Маркс

К критике политической экономии

Предисловие

 

<...> Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо или, по крайней мере, находятся в процессе становления.<...>

 

Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии. -

Предисловие // Соч. – 2-е изд. - Т.13. – С. 6 – 7.

 

Фрейд

Будущее одной иллюзии

 

Человеческая культура - я имею в виду все то, в чем человеческая

жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных, причем я пренебрегаю различием между культурой и цивилизацией, обнаруживает перед наблюдателем, как известно, две стороны. Она охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладевать силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей, а во-вторых, все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно для дележа добываемых благ... Как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз...

Так создается впечатление, что культура есть нечто навязанное противостоящему большинству меньшинством, которое ухитрилось завладеть средствами власти и насилия...

Всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений. Люди обладают двумя распространенными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей...

С изумлением и тревогой мы обнаруживаем…, что громадное число людей повинуются соответствующим культурным запр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.201 (0.089 с.)